ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 17.06.2011 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

                                                                                    Кызылский городской суд Республики Тыва                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Кызылский городской суд Республики Тыва — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июня 2011 года г. Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе:

судьи Железнякова С.А.,

при секретаре Салчак Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Заместителя Абаканского транспортного прокурора об оспаривании бездействия Тывинской Таможни,

с участием заявителя Бухтояровой О.А., представителей заинтересованного лица Гагариной Г.В., Копуша М.Д., Шур-оол Т.М.,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Абаканского транспортного прокурора обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия Тывинской Таможни, указывая на то, что Абаканской транспортной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в Тывинскую таможню внесено представление прокурора об устранении нарушений законодательства об административных правонарушениях. Проверкой установлено, что Тывинская таможня в ДД.ММ.ГГГГ возбудила 6 дел об административном правонарушении в отношении юридических лиц: два дела по ч. 6 ст. 15.25 в отношении  возбуждено ДД.ММ.ГГГГ; два дела по ч. 6 ст. 15.25 в отношении  возбуждено ДД.ММ.ГГГГ; одно дело по ст. 19.7 КоАП РФ в отношении  возбуждено ДД.ММ.ГГГГ; одно дело по ч. 6 ст. 15.25 в отношении  возбуждено ДД.ММ.ГГГГ при этом Тывинская таможня не привлекла к ответственности должностных при привлечении указанных юридических лиц к административной ответственности. Все административные дела рассмотрены и удовлетворены по первой инстанции. Решением начальника Тывинской таможни «О результатах рассмотрения представления» от ДД.ММ.ГГГГ Тывинская таможня не признала за собой указанные нарушения законодательства об административных правонарушениях и отклонила представление прокурора на том основании, что одновременное привлечение к административной ответственности должностных лиц и юридических лиц это право, а не обязанность; что условием привлечения должностного лица к административной ответственности является вступившее в законную силу постановление о привлечении к административной ответственности юридического лица. Просит суд решение начальника Тывинской таможни от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении представления заместителя Абаканского транспортного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства об административных правонарушениях в части отказа в привлечении к административной ответственности виновных должностных при привлечении к административной ответственности юридических лиц признать незаконным; Решение начальника Тывинской таможни от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении представления заместителя Абаканского транспортного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства об административных правонарушениях в части утверждения, что условием привлечения должностного лица к административной ответственности является вступившее в законную силу постановление о привлечении к административной ответственности юридического лица, признать незаконным; Бездействие Тывинской таможни по не привлечению к одновременной административной ответственности виновных должностных и юридических лиц признать незаконным.

На судебном заседании заявитель Бухтоярова О.А. заявление полностью поддержала.

Представители заинтересованного лица Гагарина Г.В., Копуш М.Д., Шур-оол Т.М., действующие на основании доверенностей, с заявлением не согласились.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

ДД.ММ.ГГГГ Заместителем Абаканского транспортного прокурора Бухтояровой О.А. на имя начальника Тывинской таможни В. было направлено представление об устранении нарушений законодательства об административных правонарушениях, в котором указано, что проверкой установлено, что Тывинская таможня в ДД.ММ.ГГГГ возбудила 6 дел об административном правонарушении в отношении юридических лиц: два дела по ч. 6 ст. 15.25 в отношении  возбуждено ДД.ММ.ГГГГ; два дела по ч. 6 ст. 15.25 в отношении  возбуждено ДД.ММ.ГГГГ; одно дело по ст. 19.7 КоАП РФ в отношении ООО  возбуждено ДД.ММ.ГГГГ; одно дело по ч. 6 ст. 15.25 в отношении  возбуждено ДД.ММ.ГГГГ, при этом Тывинская таможня не привлекла к ответственности должностных лиц указанных юридических лиц. Все административные дела рассмотрены и удовлетворены по первой инстанции. Требует: Безотлагательно рассмотреть настоящее представление, принять меры к устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновных лиц. О дне и месте рассмотрения представления сообщить ей для принятия участия. О результатах рассмотрения данного представления и принятых мерах сообщить ей в установленный законом месячный срок.

ДД.ММ.ГГГГ начальник Тывинской таможни В. направил на имя Заместителя Абаканского транспортного прокурора Бухтояровой О.А. ответ о результатах рассмотрения представления, в котором указано, что факты, изложенные в представлении от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений законодательства об административных правонарушениях», не подтверждаются.

Из объяснения начальника отдела таможенных платежей Тывинской таможни Шур-оол Т.М. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что позиция начальника отделения административных расследований Тывинской таможни Копуш М.Д. во всех случаях была такова, что привлекать одновременно к административной ответственности участника ВЭД и должностных лиц не следует. В своих доводах он ссылается на практику и указания вышестоящих органов.

В объяснении начальника отделения административных расследований Тывинской таможни Копуш М.Д. от ДД.ММ.ГГГГ указано, что его позиция, оправдывающая своё бездействие по не привлечению к административной ответственности должностных лиц юридических лиц, привлекаемых к административной ответственности, основана на отсутствии замечаний к его деятельности со стороны Сибирского таможенного управления и Тывинской таможни.

Согласно ст.23.8 КоАП РФ Таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 16.1,статьями 16.2 - 16.23 настоящего Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители;

2) начальники региональных таможенных управлений, их заместители;

3) начальники таможен, их заместители;

4) начальники таможенных постов - об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.

Согласно приказу Федеральной таможенной службы РФ от 15.03.2005 N 198 (ред. от 23.04.2007) "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание" должностные лица таможенных органов Российской Федерации, перечень которых приведен в приложении к настоящему Приказу, при выполнении возложенных на них функций вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25, статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, в компетенцию Тывинской Таможни не входит привлечение к административной ответственности ни юридических лиц, ни должностных лиц по ч. 6 статьи 15.25 КоАП РФ, ст. 19.7 КоАП РФ, Тывинская Таможня лишь могла возбудить дела об административных правонарушениях (составить протоколы об административных правонарушениях) в отношении должностных лиц , поэтому требование прокурора привлечь их к административной ответственности является неправильным по формулировке.

Как установлено судом, Тывинская таможня в ДД.ММ.ГГГГ возбудила дела об административных правонарушениях в отношении юридических лиц: ДД.ММ.ГГГГ возбуждено два административных дела по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении ; ДД.ММ.ГГГГ возбуждено два административных дела по ч. 6 ст.15.25 в отношении ; ДД.ММ.ГГГГ возбуждено административное дело по ст. 19.7 КоАП РФ в отношении ; ДД.ММ.ГГГГ административное дело по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении

За совершение вышеуказанных правонарушений  были привлечены к административной ответственности Территориальным управлением Росфиннадзора по Республике Тыва и мировым судьей судебного участка г Кызыла.

В представлении от ДД.ММ.ГГГГ Заместитель Абаканского транспортного прокурора Бухтоярова О.А. просила привлечь к административной ответственности виновных должностных лиц 

Согласно статье 4.5. КоАП Российской Федерации Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, патентного, антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, а также за нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), законодательства о несостоятельности (банкротстве), о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции - по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 6 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Как установлено судом из представленных административных материалов, на момент вынесения представления Заместителя Абаканского транспортного прокурора об устранении нарушений законодательства об административных правонарушениях в адрес Тывинской Таможни (на ДД.ММ.ГГГГ) истекли годичные сроки давности для привлечения должностных лиц  к административной ответственности по ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ, а также истек 3-х месячный срок для привлечения должностных лиц  к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ.

Согласно ч.3 ст. 2.1 КоАП РФ «Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо».

В связи с этим доводы Тывинской Таможни о том, что обязательным условием привлечения должностного лица к административной ответственности является вступившее в законную силу постановление о привлечении к административной ответственности в отношении юридического лица, суд считает необоснованными.

Доводы Тывинской Таможни о том, что вопрос о привлечении должностных лиц вышеперечисленных юридических лиц должен решаться ТУ Росфиннадзора РТ и мировым судьей после вступления в законную силу постановлений о привлечении к административной ответственности юридических лиц при наличии достаточных оснований для привлечения к административной ответственности должностных лиц, суд также считает необоснованными, так как, во-первых, мировые судьи не могут возбудить дело об административном правонарушении по ст. 19.7 КоАП РФ, а Тывинской Таможне такие права предоставлены, во-вторых, Тывинская Таможня, возбудив дела в отношении вышеперечисленных юридических лиц должна и обязана была установить виновных должностных лиц и возбудить одновременно и в отношении них административное производство, а уже вопрос о назначении им наказания или об освобождении их от наказания должны были решать органы и должностные лица, которые имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ и ст. 19.7 КоАП РФ.

Таким образом, поскольку на момент внесения Заместителем Абаканского транспортного прокурора представления в Тывинскую Таможню истекли сроки давности привлечения должностных лиц  к административной ответственности по вышеуказанным административным правонарушениям, то отказ Тывинской Таможни в привлечении их к административной ответственности нельзя признать незаконным и соответственно требование Заместителя Абаканского транспортного прокурора о признании незаконным решения начальника Тывинской таможни от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении представления заместителя Абаканского транспортного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства об административных правонарушениях в части отказа в привлечении к административной ответственности виновных должностных при привлечении к административной ответственности юридических лиц удовлетворению не подлежит.

Требование Заместителя Абаканского транспортного прокурора о признании незаконным решения начальника Тывинской таможни от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении представления заместителя Абаканского транспортного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства об административных правонарушениях в части утверждения, что условием привлечения должностного лица к административной ответственности является вступившее в законную силу постановление о привлечении к административной ответственности юридического лица удовлетворению не подлежит, так как отсутствует такой способ защиты права, можно обжаловать само решение (сам отказ) действие, бездействие, но нельзя обжаловать мотивировочную часть решения, так как именно этим обосновывал свой отказ начальник Тывинской Таможни.

В соответствии с ч. 1 ст. 256 ГПК РФ заявитель вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Согласно п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.

Как установлено судом, Заместителю Абаканского транспортного прокурора стало известно о том, что Тывинская Таможня бездействует, не возбудила административные дела в отношении должностных лиц , хотя возбуждены административные дела в отношении указанных юридических лиц, в начале ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки (представление датировано ДД.ММ.ГГГГ), в суд же Заместитель Абаканского транспортного прокурора обратилась только ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении 3-х месячного срока. Оснований для восстановления указанного срока не имеется, так как, во-первых, отсутствуют уважительные причины пропуска срока, во-вторых, истекли сроки давности привлечения должностных лиц вышеуказанных юридических лиц к административной ответственности.

В связи с чем, требование Заместителя Абаканского транспортного прокурора о признании незаконным бездействия Тывинской таможни по непривлечению к одновременной административной ответственности виновных должностных лиц и юридических лиц также не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Заместителя Абаканского транспортного прокурора об оспаривании бездействия Тывинской Таможни отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение вынесено 22 июня 2011 года.

Судья С.А. Железнякова