Гафурийский районный суд Республики Башкортостан
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Гафурийский районный суд Республики Башкортостан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Красноусольский 17 ноября 2010 года
Гафурийский районный суд РБ в составе:
председательствующего судьи Камалова Р.Р.,
с участием помощника прокурора Гафурийского района РБ Зайнетдинова Р.Р.,
при секретаре Романовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Гафурийского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к совету МР Гафурийский район о признании нормативно-правого акта в части незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Гафурийского района РБ Иделбаев Д.П. обратился в Гафурийский районный суд РБ с заявлением о признании незаконным со дня его принятия п. 7 Решения Совета МР Гафурийский район РБ № 19-150з от 14.12.2009 г. «О бюджете муниципального района Гафурийский район РБ на 2010 год».
Истец мотивировал свои требования тем, что заседанием Совета муниципального района Гафурийский район принято решение № 19-150з от 14.12.2009 «О бюджете муниципального района Гафурийский район РБ на 2010 год». Данное решение в части принято незаконно и подлежит отмене. В пункте 7 Решения отмечено, что «в случае изменения в 2010 году состава и (или) функций главных администраторов доходов бюджета МР Гафурийский район РБ или главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета МР Гафурийский район РБ, а также изменения принципов назначения и присвоения, структуры кодов классификации доходов бюджетов РФ и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов внесение изменений в утвержденные администрацией муниципального района Гафурийский район РБ перечень главных администраторов доходов бюджета Гафурийского района и перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета МР Гафурийский район РБ, а также в состав закрепленных за ними кодов классификации доходов бюджетов РФ или классификации источников финансирования дефицитов бюджетов осуществляется нормативным правовым актом администрации МР Гафурийский район РБ».
Пункт 7 Решения № 19-150з противоречит положениям пункта 6 данного же Решения № 19-150з. Так п.6 Решения № 19-150з представительным органом (Советом муниципального района) утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета МР «Гафурийский район» РБ и закреплены за ними основные источники доходов бюджета МР «Гафурийский район» РБ согласно приложения 3. По смыслу текста, изложенного в п.7 Решения № 19-150з, «в случаях, предусмотренных законом, вносятся изменения в перечень главных администраторов доходов бюджета Гафурийского района и перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета нормативно правовым актом, принятым администрацией. При этом (также по смыслу данного пункта 7) получается, что администрацией, а не Советом, утверждаются и сами перечень главных администраторов доходов бюджета и перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета. Пункт 7 Решения № 19-150з противоречит также требованиям ст.ст. 153, 154, 184.1 Бюджетного кодекса РФ, ст.ст. 14, 17 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», незаконно и подлежит отмене.
В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении доводам, представитель ответчика в судебное заседание не явился извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав помощника прокурора, изучив материалы гражданского дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.15 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «к вопросам местного значения муниципального района относится формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района и контроль за исполнением данного бюджета».
Согласно ч. 1 ст.153 Бюджетного кодекса РФ «законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ и иными правовыми актами бюджетного законодательства РФ.
К бюджетным полномочиям администрации муниципального района (исполнительно-распорядительному органу муниципального образования) не относится утверждение, формирование и контроль бюджета муниципального района (ст.154 БК РФ).
Согласно ч.3 ст.184.1 БК РФ «Законом (решением) о бюджете устанавливаются: перечень главных администраторов доходов бюджета; перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета».
Внесение изменений в ведомственную, функциональную и экономическую структуру бюджета муниципального образования, внесение изменений в перечень главных администраторов доходов бюджета муниципального района и перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета муниципального района, а также утверждение перечня главных администраторов доходов бюджета и перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета не могут являться полномочиями администрации муниципального района «Гафурийский район» РБ, а являются прерогативой представительного органа муниципального района – то есть – Совета МР «Гафурийский район» РБ.
Предоставление же такого права администрации муниципального района – исполнительно-распорядительному органу муниципального образования, противоречит основным принципам, как законодательства о местном самоуправлении, так и федерального бюджетного законодательства и принятию бюджета представительным органом местного самоуправления.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ № 273-ФЗ от 25 декабря 2008. «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов…»
В соответствии с Методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05 марта 2009 года № 196 «…коррупционными факторами признаются положения проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их… Коррупционными факторами являются факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления…»
Предоставление, указанного полномочия в сфере исполнения местного бюджета района главе муниципального района нарушает право Совета района самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, способствует проявлениям коррупции при исполнении бюджета, является коррупционным фактором, связанным с реализацией полномочий органа местного самоуправления.
Также предоставление такого права администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан создает условия для злоупотребления служебным положением, что соответственно проявляет коррупциогенность данного нормативно-правового акта, так как, предусмотренный пунктам 7 вышеуказанного решения механизм правого регулирования, способствует к приведению коррупционным действиям и (или) решениям главы администрации в процессе реализации им своих прав и исполнения возложенных на них обязанностей.
В результате которого, при вышеуказанных обстоятельствах, нарушаются и ущемляются полномочия представительного органа и интересы неопределенного круга лиц, которые путем волеизъявления избрали состав представительного органа.
На незаконный пункт нормативного правового акта прокуратурой района 12.02.2010 был принесен протест о приведении его в соответствии с бюджетным законодательством. Советом муниципального района Гафурийский района РБ протест отклонен 19.02.2010.
Оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, которые на свободных выборах избрали состав представительного органа и через которых принимают участие в управлении муниципальным образованием.
Данное решение обнародовано в установленном порядке через районную газету «Звезда» от 19.12.2009 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Следовательно, пункт 7 Решения Совета МР Гафурийский район РБ № 19-150з от 14.12.2009 года «О бюджете муниципального района Гафурийского района РБ на 2010 год» следует признать незаконным со дня его принятия.
В соответствии с частью 2 Налогового Кодекса РФ ст. 333.20. части 1 п. 8 в случае, если истец освобожден от уплаты госпошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком.
Прокурор освобожден от уплаты госпошлины при подаче заявления в суд, ответчиком подлежит уплата государственной пошлины в доход государства в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать пункт 7 Решения Совета МР Гафурийский район РБ № 19-150з от 14.12.2009 года «О бюджете муниципального района Гафурийского района РБ на 2010 год» недействующим со дня его принятия.
Взыскать с Совета МР Гафурийский район в доход государства государственную пошлину в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.
Судья: подпись Р.Р. Камалов
Решение не вступило в законную силу.