Центральный районный суд г. Читы Забайкальского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Центральный районный суд г. Читы Забайкальского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-5052-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 ноября 2010 г.
Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Новикова В.Н.,
при секретаре Коевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску ФИО1 к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя тем, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывалась в Читинском детском доме № 2, затем проходила обучение в ФГОУ СПО Забайкальский горный колледж. Состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, ее учетный номер №. До настоящего времени жильем она не обеспечена. Просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить жилое помещение согласно установленных законом норм в г.Чите.
Истица ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – администрации городского округа «Город Чита» ФИО2 исковые требования не признала, ссылалась на то, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Передача полномочий органам местного самоуправления допускается при условии предварительного финансирования. На реализацию закона Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» в бюджет городского округа поступила субвенция в размере 9509,9 тыс. руб., за счет средств федерального бюджета перечислена субвенция в сумме 6725,6 тыс. руб. Этих денежных средств недостаточно для обеспечения всех нуждающихся в предоставлении жилья, численность которых на сегодняшний день составляет более 1940 человек. На исполнении находятся более 140 решений судов. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями без передачи им финансовых и материальных средств не допускается. Просила суд в иске отказать.
В судебном заседании представитель ответчика Правительства Забайкальского края ФИО3 исковые требования не признала, суду пояснила, что Законом Забайкальского края от 24 сентября 2010 года № 401-ЗЗК «О внесении изменений в закон Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также детей, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрены средства в сумме 85 102,3 тыс. рублей. В соответствии с Законом Забайкальского края от 03.12.2009 N 285-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов", постановлением Правительства Забайкальского края от 23.12.2009 N 474-а "Об утверждении Порядка предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с Законом Забайкальского края "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью", распоряжением Правительства Забайкальского края от 18.02.2010 г. № 58-р городскому округу «Город Чита» Министерством финансов Забайкальского края на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью перечислена субвенция в сумме 9 509,9 тыс. рублей. В соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 27.09.2010 г. № 377 городскому округу «Город Чита» Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью перечислена дополнительно субвенция за счет средств федерального бюджета в сумме 6 725,6 тыс. рублей из 15 300,9 тыс. рублей предусмотренных. Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статье 8 Закона Забайкальского края от 05.10.2009 г. № 226-ЗЗК "О Правительстве Забайкальского края" Правительство Забайкальского края обеспечивает исполнение бюджета Забайкальского края. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Денежные средства, предусмотренные законом Забайкальского края о бюджете на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью, выделяются в полном объеме. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Министерства Финансов Забайкальского края ФИО4, действующий на основании доверенности, изложенные выше доводы представителей ответчиков поддержал, просил в удовлетворении требований отказать.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ.
Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).
Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 4 указанного закона).
В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период своего несовершеннолетнего возраста осталась без попечения родителей, воспитывалась в ГОУ «Читинский детский дом № 2» с 23.06.1992г. по 01.09.2003г. и находилась на полном государственном обеспечении. 09.06.2007 г. окончила ФГОУ СПО Забайкальский горный колледж. Согласно справке управления строительства, транспорта и связи комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» ФИО1 состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения с 02 мая 2003 года, её учетный номер № То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено, в суде не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки ее на учет в качестве нуждающейся.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий.
Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте города Чита общей площадью не менее 25 кв. м. по договору социального найма, отвечающую санитарным и техническим нормам.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.
Судья В.Н. Новиков