ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 17.12.2010 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

                                                                                    Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 декабря 2010 г. Центральный районный суд

г.Комсомольска-на-Амуре

Хабаровского края

В составе:

Председательствующего судьи - Кузнецовой Т.В.,

При секретаре - Черненко И.Ю.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным предостережения Прокурора Комсомольского района о недопущении нарушений законодательства в сфере ТЭК,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Комсомольского муниципального района Хабаровского края обратилась в суд с заявлением о признании незаконным предостережения Прокурора Комсомольского района о недопущении нарушений законодательства в сфере ТЭК. В обоснование заявления истец указал, что 20.08.2010 г. прокурор Комсомольского района вынес предостережение исполняющему обязанности главы Комсомольского муниципального района ФИО4 о том, что в случае передачи объектов энергетики, обслуживаемых Комсомольским отделением ДВЖД - филиала ОАО «РЖД» в муниципальную собственность и не принятия мер по их надлежащему функционированию, что повлечет существенное нарушение прав граждан, будет решаться вопрос о привлечении к уголовной ответственности, в зависимости от наступивших негативных последствий. В предостережении указано, что прокуратурой Комсомольского района была проведена проверка по факту отказа в принятии в муниципальную собственность администрации Комсомольского муниципального района линий электропередачи и иного оборудования, посредством которого осуществляется обеспечение населения поселений района электрической энергией. В ходе проверки прокуратурой было установлено, что администрации муниципального района было предложено принять в муниципальную собственность объекты энергетики, обслуживаемые Комсомольским отделением ДВЖД - филиала ОАО «РЖД». Администрация района отказалась принять в собственность объекты энергетики. Прокурор Комсомольского района считает, что несмотря на отказ администрации Комсомольского муниципального района в даче согласия к приему объектов энергетики, данная передача может быть осуществлена и будет признана законной.

Заявитель считает предостережение незаконным и необоснованным, поскольку оно вынесено на имя и.о.главы Комсомольского муниципального района ФИО1, что противоречит действующему законодательству, поскольку исполнение обязанностей главы муниципального образования законодательством не предусмотрено. Вопрос о передаче объектов энергетики в собственность Комсомольского муниципального района рассматривается с 2005 г. За период с 2005 г. по настоящее время администрацией района проведена следующая работа: обследованы планируемые к передаче объекты энергетики, составлены дефектные ведомости на капитальный ремонт объектов энергетики, составлена сметная документация на капитальный ремонт объектов энергетики, определена стоимость работ необходимых для восстановления объектов энергетики, в 2005 г. в адрес филиала ОАО «РЖД» был направлен проект договора о передаче объектов энергетики в муниципальную собственность Комсомольского района и график приема-передачи объектов энергетики в муниципальную собственность Комсомольского района. С 2005 г. между Комсомольским отделением ДВЖД филиала ОАО «РЖД» и администрацией района ведется постоянная работа по решению вопроса о передаче объектов энергетики с одновременным приведением этих объектов в соответствие с требованиями технических норм либо обеспечением финансирования на данные цели. Требования, содержащиеся в предостережении, должны предупреждать должностных лиц от нарушения установленных законом запретов и неисполнения возложенных на них обязанностей. Предупреждение прокурора о недопустимости нарушений законодательства в сфере ТЭК указанным требованиям закона не отвечает, в связи с чем заявитель просит признать незаконным указанное предостережение Прокурора Комсомольского района.

В судебном заседании представитель Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края ФИО2, действующая на основании доверенности, требования поддержала в полном объеме.

В судебное заседание прокурор Комсомольского района не явился, о дне рассмотрения дела извещен должным образом. В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ранее в судебном заседании помощник прокурора Комсомольского района Александрова Е.В. с заявлением не согласилась и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ письмом И.О. главы администрации муниципального района ФИО1 заместителю руководителя Территориального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае отказано в принятии в собственность имущества, именно ФИО1 принял такое решение, в его полномочия входило решение данного вопроса, в связи с чем предостережение Прокурором Комсомольского района было вынесено на его имя. Информация о том, что администрация Комсомольского муниципального района отказывается принять в собственность объекты энергетики, в прокуратуру Комсомольского района поступила из территориального агентства по управлению федеральным имуществом. 29.11.2010 года в прокуратуру поступило обращение начальника Комсомольской дистанции электроснабжения Железной дороги о том, что отказ в приеме в собственность объектов энергетики, которые не вошли в уставной капитал ОАО «РЖД» в сентябре 2003 года, может нарушить права граждан на электроснабжение. Прокурор Комсомольского района полагает, что те объекты энергетики, которые не вошли в уставной капитал ОАО «РЖД» подлежат принятию в собственность администрации Комсомольского муниципального района. В своем предостережении прокурор ссылается на практику ВАС, из которой следует, что недвижимое имущество может быть передано в муниципальную собственность в одностороннем порядке, так как оно изначально подлежало передаче в муниципальную собственность. Предостережение прокурора Комсомольского района считает законным и обоснованным, просила в удовлетворении заявления отказать.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес И.о. главы Комсомольского муниципального района ФИО1 было вынесено предостережение о недопущении нарушений законодательства в сфере ТЭК. В предостережении Прокурор Комсомольского района предостерегает Исполняющего обязанности главы Комсомольского муниципального района - первого заместителя главы района ФИО1 о том, что в случае передаче объектов энергетики, обслуживаемых Комсомольским отделением ДВЖД - филиала ОАО «РЖД» в муниципальную собственность и не принятии мер по их надлежащему функционированию, что повлечет существенное нарушение прав граждан, будет решаться вопрос о привлечении к уголовной ответственности по ст.293 «Халатность» либо к иной установленной ответственности, в зависимости от наступивших негативных последствий.

Статьей 25.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I
"О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Из смысла указанной выше правовой нормы следует, что основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность

В Указании Генеральной прокуратуры РФ от 6 июля 1999 г. N 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона" детализированы условия вынесения предостережения.

Так пунктом 1.1, 1.2 предусмотрено, что предостережение следует применять только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

Пунктом 2, 2.1 Указаний установлено, что применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений. Предостережение объявлять на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях.

Как следует из предостережения от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного в отношении и.о.главы Комсомольского муниципального района ФИО1,, его предостерегают о том, что в случае передачи объектов энергетики, обслуживаемых Комсомольским отделением ДВЖД - филиала ОАО «РЖД» в муниципальную собственность и не принятия мер по их надлежащему функционированию, что повлечет существенное нарушение прав граждан, будет решаться вопрос о привлечении к уголовной ответственности по ст.293 «Халатность» либо к иной установленной ответственности, в зависимости от наступивших негативных последствий.

В данном случае, в предостережении указано, что проверка проведена по факту отказа в принятии в муниципальную собственность администрации Комсомольского муниципального района линий электропередачи и иного оборудования, посредством которых осуществляется обеспечение населения поселений района электрической энергией.

В предостережении отсутствует указание на то, в чем именно выразился отказ и чем это подтверждается. При этом, содержится ссылка на то, что администрация района готова принять данные объекты при решении вопросов об обеспечении необходимого финансирования предлагаемых к безвозмездной передаче объектов энергетики на восстановление или приведения их в соответствие с требованиями законодательства РФ. В предостережении не содержится сведений о том, какой закон при этом нарушен Администрацией района.

Таким образом, в данном случае предостережение вынесено не при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, а по поводу не принятия мер по надлежащему функционированию объектов энергетики, что законом не предусмотрено. При этом, отсутствует указание на доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

Кроме того, суду не представлено доказательств тому, что готовились противоправные деяния, которые могли привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан.

Также в предостережении указано, что со стороны администрации района мер к тому, чтобы в случае передачи спорных объектов быть готовым незамедлительно обеспечить их надлежащее функционирование, не принимаются, что должно быть выражено в организации мероприятий по обследованию объектов энергетики, определении финансирования необходимых работ и их исполнителей. Однако, указанные факты опровергаются представленными представителем заявителя документами.

Согласно протоколу Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации Комсомольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, в ходе обсуждения вопросов по повестке дня было принято решение о том, что главному инженеру Комсомольской дистанции энергоснабжения необходимо решить вопрос финансирования объектов энергетики, передаваемых в муниципальную собственность Комсомольского муниципального района.

На заседаниях рабочей группы от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ решались вопросы по поводу определения порядка взаимодействия сторон при текущей эксплуатации передаваемых в муниципальную собственность объектов электроснабжения, о составлении актов технического состояния на передаваемые в муниципальную собственность объекты энергоснабжения и многие другие вопросы, касающиеся объектов энергоснабжения.

Согласно представленному договору от 2005 г.о передаче электрических сетей п.Кенай, Аксака, 100км, 105км, 135км, 140км, Уктур, Почепта, Гурское, Пони в муниципальную собственность Комсомольского района от «ДВЖД» филиал ОАО «РЖД», Администрация Комсомольского района обязуется принять в муниципальную собственность электрические сети п.Кенай, Аксака, 100км, 105км, 135км, 140км, Уктур, Почепта, Гурское, Пони на основании подписанных актов приема-передачи.

Как следует из служебной записки от ДД.ММ.ГГГГ, составленной главным инженером МУП КЭС Комсомольского района, износ линий электропередач составляет 100%, установленные трансформаторные подстанции и оборудование имеют запредельный износ, выход из строя можно ожидать в любой момент. Было предложено обязать Комсомольскую дистанцию электроснабжения Комсомольского отделения ДВжд-филиала ОАО «РЖД» в предельно короткие сроки произвести капитальные ремонт сетей с заменой новых трансформаторных подстанций.

Также в 2005 году глава муниципального района обращался к начальнику Комсомольского отделения ДВОСТжд - филиала ОАО «РЖД» с просьбой обеспечить участие специалистов Комсомольской дистанции энергоснабжения и специалистов линейного отдела «Энергосбыт» на заседаниях рабочей группы по передаче объектов энергоснабжения в муниципальную собственность Комсомольского района.

08.10.2010 г. глава муниципального района обратился к прокурору Комсомольского района с просьбой обязать ОАО «РЖД» в лице Дальневосточной железной дороги привести электрические сети, находящиеся в ряде поселений района, в техническое состояние, отвечающее требованиям нормативных документов.

Исходя из представленных документов следует, что Администрацией Комсомольского муниципального района предпринимались все меры для принятия объектов энергетики и обеспечения их надлежащего функционирования, начиная с 2005 года и по настоящее время.

Представитель Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края, кроме того, ссылается на то, что предостережение вынесено в отношении и.о.главы Комсомольского муниципального района ФИО1 что противоречит действующему законодательству, поскольку исполнение обязанностей главы муниципального образования законодательством РФ не предусмотрено.

Согласно приказу №-ро от ДД.ММ.ГГГГ0 г. главе муниципального района ФИО7 был предоставлен очередной отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Приказом №-рк от ДД.ММ.ГГГГ исполнение обязанностей главы администрации муниципального района возложены на ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ

Как следует из сообщения и.о.главы администрации муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ на имя заместителя руководителя Территориального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае, администрация Комсомольского муниципального района отказывается принять в собственность имущество до решения вопросов об обеспечении финансирования на восстановление или приведение в соответствующее состояние предлагаемых к безвозмездной передаче в собственность района объектов энергетики, о наличии государственной регистрации права собственности на земельные участки под объектами недвижимости и прилегающие территории.

В соответствии со ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (С изменениями и дополнениями), Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Согласно Уставу Комсомольского муниципального района Хабаровского края в случае временного отсутствия главы муниципального района его обязанности как главы администрации исполняет уполномоченный им заместитель главы администрации либо иное лицо из числа муниципальных служащих, которые не вправе исполнять обязанности, отнесенные федеральными и краевыми законами и настоящим уставом к исключительной компетенции главы муниципального района, а также издавать нормативные правовые акты, принятие которых отнесено к исключительным полномочиям главы муниципального района.

Таким образом, предостережение на имя И.о.главы Комсомольского муниципального района вынесено не законно, поскольку на ФИО1 возложено исполнение обязанностей Главы администрации муниципального района.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным предостережения Прокурора Комсомольского района о недопущении нарушений законодательства в сфере ТЭК, - удовлетворить.

Признать предостережение прокурора Комсомольского района от ДД.ММ.ГГГГ № о недопустимости нарушений законодательства в сфере ТЭК, вынесенное в адрес исполняющего обязанности главы Комсомольского муниципального района - первого заместителя главы района ФИО1 - незаконным.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска н/А в течение 10 дней.

Судья Т.В.Кузнецова