ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 18.01.2011 Артемовского городского суда (Свердловская область)

                                                                                    Артёмовский городской суд Свердловской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Артёмовский городской суд Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 января 2011 г. г. Артемовский

Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего Нурсафиной Ю.Р., с участием истца Горелова А.Г., помощника Артемовского городского прокурора Болсун Т.Ю., представителя ответчика ОАО «Свердловэнергосбыт» Гусева Д.Г., ГУП СО «Облкоммуэнерго» Агапитова А.Ю., при секретаре Белоусовой Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 18 января 2011 г. гражданское дело по иску Артемовского городского прокурора в интересах Горелова А.Г. к открытому акционерному обществу «Свердловэнергосбыт» о признании незаконным начисления платы за освещение мест общего пользования многоквартирного дома за апрель 2010 года в размере 9 руб. 36 коп., май 2010 года в размере 119 руб. 20 коп., июнь 2010 года в размере 63 руб. 17 коп., июль 2010 года в размере 86 руб. 29 коп., август 2010 года в размере 155 руб. 54 коп., сентябрь 2010 г. в размере 121 руб. 26 руб., произведенное ОАО «Свердловэнергосбыт» по ,

УСТАНОВИЛ:

Артемовский городской прокурор обратился в суд в интересах Горелова А.Г. с иском к открытому акционерному обществу «Свердловэнергосбыт» (далее - ОАО «Свердловэнергосбыт»), структурному подразделению ОАО «Свердловэнергосбыт» Артемовскому сбыту с требованиями о признании незаконным начисления платы за освещение мест общего пользования многоквартирного дома за апрель 2010 года в размере 9 руб. 36 коп., май 2010 года в размере 119 руб. 20 коп., июнь 2010 года в размере 63 руб. 17 коп., июль 2010 года в размере 86 руб. 29 коп., произведенное Артемовским сбытом ОАО «Свердловэнергосбыт» по .

В ходе рассмотрения дела Артемовский городской прокурор исковые требования неоднократно уточнял, в окончательном виде просил признать незаконным начисление платы за освещение мест общего пользования многоквартирного дома за апрель 2010 года в размере 9 руб. 36 коп., май 2010 года в размере 119 руб. 20 коп., июнь 2010 года в размере 63 руб. 17 коп., июль 2010 года в размере 86 руб. 29 коп., август 2010 года в размере 155 руб. 54 коп., сентябрь 2010 г. в размере 121 руб. 26 руб., произведенное ОАО «Свердловэнергосбыт» по адресу: .

В обоснование заявленных требований помощник Артемовского городского прокурора Болсун Т.Ю. суду пояснила, что ОАО «Свердловэнергосбыт» жителям многоквартирного дома по  с апреля 2010 г. производит начисление платы за освещение мест общего пользования, в том числе Горелову А.Г. зарегистрированному в квартире № указанного дома. Истцу было начислено за освещение мест общего пользования многоквартирного дома за апрель 2010 года в размере 9 руб. 36 коп., май 2010 года в размере 119 руб. 20 коп., июнь 2010 года в размере 63 руб. 17 коп., июль 2010 года в размере 86 руб. 29 коп., август 2010 года в размере 155 руб. 54 коп., сентябрь 2010 г. в размере 121 руб. 26 руб.

Начисление платы за освещение мест общего пользования ответчиком производится на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии СА4У-И678, установленный за внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества дома, а именно в ТП 318 ф-р .

Полагает, что в соответствии с п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее - Правила содержания общего имущества) коллективный (общедомовой) прибор учета является общим имуществом многоквартирного дома и должен быть установлен в многоквартирном доме, до внешней границы стены многоквартирного дома. Под коллективным прибором учета понимается средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, подаваемых в многоквартирный дом, то есть коллективными (общедомовыми) приборами учета могут называться лишь те приборы учета, которые входят в состав общего имущества многоквартирного дома.

Обязанность по установке приборов учета с соответствии со ч. 5 ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ лежит на собственниках помещений в многоквартирных домах, для чего им установлен срок до 01 января 2012 г.

ОАО «Свердловэнергосбыт» без согласования с потребителями, осуществило техническое обслуживание и эксплуатацию прибора учета, а также снятие показаний приборов учета и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии.

Прибор учета, являющийся собственностью ГУП СО «Облкоммунэнерго», установленный в 2005 году при участии ООО «ЭКМО- ЖКХ», не может быть использован для расчетов за электроэнергию для общедомовых нужд. Установка однотарифного прибора учета в ТП не может служить основанием для начислений платы жителям за освещение мест общего пользования по данному прибору учета, поскольку имеет место нарушение прав потребителей, так как тариф, применяемый для расчета одинаков и днем и ночью.

Письменный договор определяющий все условия поставки электроэнергии для общедомовых нужд с собственниками дома  отсутствует. Полагает, что договор энергоснабжения для общедомовых нужд не может быть публичным, поскольку электроэнергия предоставляется неопределенному числу лиц для различного рода нужд.

Полагает, что расчеты платы за электроэнергию для общедомовых нужд по формуле № 9, установленной подп. 1 п. 3 Приложения № 2 к Правилам содержания общего имущества возможен лишь при полном выполнении требований Правил предоставления коммунальных услуг, в том числе и по установке общедомового учета на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников. Ответчиками же требования правил предоставления коммунальных услуг применяются частично, а именно формула для расчета платы применяется, а требование по нахождению прибора учета игнорируется.

Учитывая изложенное, считает, что начисление платы за освещение мест общего пользования Горелову А.Г., исходя из приборов учета установленных в ТП, является незаконным. При этом размер начислений прокурором не оспаривается.

Истец Горелов А.Г. исковые требования поддержал по доводам, изложенным помощником Артемовского городского прокурора Болсун Т.Ю.

Представитель ответчика ОАО «Свердловэнергосбыт» Гусев Д.Г., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по следующим доводам. В соответствии с п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, п. 64 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии (мощности) в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 530 (далее - Правила розничных рынков), Нормами Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике», договор купли-продажи электрической энергии гарантирующих поставщиков является публичным, действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантируй: поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Таким образом, письменная форма договора энергоснабжения с гражданином потребителем не является обязательной. Наличие заключенного договора обусловлено фактом потреблением электрической энергии и оплаты. Так как жители дома  избрали непосредственный способ управления многоквартирным домом, то и договор на приобретение электрической энергии заключен жильцами данного дома непосредственно с ОАО «Свердловэнергосбыт», являющегося по отношению к жильцам ресурсоснабжающей организацией и гарантирующим поставщиком электрической энергии согласно постановлению РЭК Свердловской области от 17 октября 2006 г. № 130-ПК «О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области».

Обязанность производить оплату за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования, следует из Правил предоставления коммунальных услуг, нормами которых установлено, что в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования. Коммунальная услуга «энергоснабжение» включает в себя поставку электрической энергии в жилые помещения, а также в места общего пользования, обеспечивающие комфортное проживание гражданам. из следующих нормативно-правовых актов. Истец, как собственник жилого помещения многоквартирного дома и владелец доли в праве на общее имущество многоквартирного дома, обязан участвовать в содержании общего имущества и компенсировать расходы, связанные с содержанием общего имущества и обеспечением его коммунальными услугами, в том числе оплачивать услугу электроснабжения, оказанную в местах общего пользования.

Пунктом 143 Правил розничных рынков предусмотрено, что в случае если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета.

При этом Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, Правила розничных рынков не исключают возможности установления объема полезного отпуска энергии на многоквартирные дома исходя из показаний приборов учета, установленных не на границе балансовой принадлежности сетей территориальной сетевой организации и потребителей, при условии наличия возможности выявления объемов энергии, принятых в сети жилого дома, за минусом объемов энергии, приходящихся на потери в участках сетей от места установки прибора учета до границы балансовой принадлежности электросетей территориальной сетевой организации и многоквартирного дома.

Применение в расчетах формулы Приложения № 2 и применение в качестве одного из значений формулы - показания общедомового прибора учета, установленного не на границе внутридомовых электрических сетей за минусом потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от места установки до указанной границе, соответствует требованиям п. 143 Правил розничных рынков и не противоречащим Правилам оказания коммунальных услуг гражданам.

Полагает, что Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 № 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме) регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, и поэтому применению при расчете платы за оказанную услугу электроснабжения не подлежат.

Нормы Жилищного кодекса, Гражданского кодекса, Правил оказания коммунальных услуг вопросы установки приборов учета не регламентируют. Законодатель понятие коллективного (общедомового) прибора учета не связывает с привязкой к его месту установки.

Полагает, что нет оснований для применения норматива потребления электрической энергии, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306, поскольку согласно п. 3 устанавливаемые в соответствии с указанными Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.

Электрическая энергия, поставляемая истцу учитывается как коллективными, так и индивидуальным прибором учета.

В соответствии с п. 2 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Документом, регламентирующим порядок установки приборов учета электрической энергии, является правила розничных рынков.

Согласно п. 139 Правил розничных рынков гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация, сетевая организация, потребители, а также производители (поставщики) электрической энергии определяют порядок проектирования, монтажа, приемки в эксплуатацию, технического обслуживания и эксплуатации приборов учета, перечень имеющихся приборов учета, используемых в целях определения обязательств, а также порядок снятия показаний и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии в соответствующих договорах об осуществлении технологического присоединения, оказания услуг по передаче электрической энергии, энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.

Поскольку между истцом ответчиком существует договор энергоснабжения, то в соответствии с требованиями п. 6 Правил розничных рынков ОАО «Свердловэнергосбыт» как гарантирующий поставщик урегулировало в пользу потребителя (истца) с ОАО «МРСК Урала» обязанность последнего оказывать услугу по передаче электрической энергии потребителю, заключив договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 7 ГП.

В 2007 году в Свердловской области установлена новая модель регулирования деятельности сетевых организаций («котловой» метод учета затрат на передачу электроэнергии, изложенный в письме РЭК Свердловской области от 08 ноября 2006 года № 05-18/3637), в соответствии с которым ОАО «МРСК Урала» - территориальная сетевая организация заключает в пользу третьих лиц (энергоснабжающих, энергосбытовых организаций, гарантирующих поставщиков, потребителей) договоры оказания услуг по передаче электрической энергии с иными владельцами электрических сетей, по которым осуществляется поставка электрической энергии конечному потребителю.

Согласно п. 140 правил функционирования розничных рынков в целях выполнения указанной обязанности гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация вправе урегулировать отношения по установке приборов учета и их обслуживанию с сетевой организацией на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии или договора оказания услуг по установке и обслуживанию приборов учета.

Согласно п.3.3.7., п. 3.5.14. и Приложению № 7 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 01 января 2007 года № 7ГП, учет и сбор данных учета обеспечивается сетевой организацией.

Одновременно порядок взаимодействия ОАО «Свердловэнергосбыт» и ГУП СО «Облкоммунэнерго», к сетям которого присоединен многоквартирный дом, в котором проживает истец, при определении объемов переданной в многоквартирный дом электрической энергии, согласован в соответствующем Регламенте.

Считает, что истцом не предоставлено доказательств, обосновывающих незаконность действий ОАО «Свердловэнергосбыт» в части производимых начислений в отношении истца.

Кроме того, независимо от наличия либо отсутствия общедомового прибора учета, граждане потребители обязаны производить плату за общедомовое потребление.

Полагает, что прокурором не указано какие именно нормы действующего законодательства нарушены и какие подлежало применять, доводы прокурора о незаконности установления учета за счет сетевой организации, противоречат проводимой государством политики в области энергосбережения и федеральному закону от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Представитель ответчика Максимова А.А., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, поддержала доводы представителя Гусева Д.Г., пояснила, что прибор учета электроэнергии был установлен в ТП- 318 ф-р  16 августа 2005 года ГУП СО «Облкоммунэнерго» в соответствии с требованиями закона для учета потребляемой энергии. Расчеты производились между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией. Ранее спорного периода плата за освещение мест общего пользования включалась в тариф за содержание жилья, то есть ОАО «Свердловэнергосбыт» отдельно к оплате потребителям не предъявлялась. В апреле 2010 года ОАО «Свердловэнергосбыт» стал предъявлять плату собственникам жилых помещений, проживающих в домах, которые выбрали способ управления- непосредственное управление в связи с изменением действующего законодательства на основании договора № 7 ГП об оказании услуг по передаче электрической энергии и Регламента взаимодействия между ГУП СО «Облкоммунэнерго с ОАО «Свердловэнергосбыт». Считает действия ОАО «Свердловэнергосбыт» по начислению платы за потребление электроэнергии в местах общего пользования законными, размер начисленных сумм не оспаривается.

Представитель третьего лица Государственного унитарного предприятия Свердловской области «Облкоммунэнерго» Агапитов А.Ю., действующий на основании доверенности, с иском не согласился и пояснил, что ГУП СО «Облкоммунэнерго» оказывает услуги по передаче электрической энергии (мощности) на территории Артемовского городского округа на основании договора оказания услуг № 1-ПЭ/69ю от 10 ноября 2008 г., заключенного с ОАО «МРСК Урала». В соответствии с п. 2.1. указанного договора ГУП СО «Облкоммунэнерго» передает электрическую энергию от точек приема до точек отпуска (поставки) электрической энергии. Причем под «точкой поставки (отпуска) электрической энергии в многоквартирном доме» понимается место на границе раздела электрических сетей ГУП СО «Облкоммунэнерго» и внутридомовых сетей. ГУП СО «Облкоммунэнерго» доставляет электрическую энергию до внутридомовых сетей многоквартирного дома (т.е. до точки отпуска) в объеме, который должен определяться на основании показаний внутридомового прибора учета.

В 2005 году ГУП СО «Облкоммунэнерго» оборудовало ТП- 318 ф-р  прибором учета для определения объема потребления электрической энергии потребителями дома . Установленные приборы учета были проверены заводом-изготовителем. На приборы учета были оформлены паспорта- протоколы. Приборы были приняты гарантирующим поставщиком - ОАО «Свердловэнергосбыт» в качестве расчетных, о чем составлены акты приемки расчетных электросчетчиков.

Распределение общедомового объема электрической энергии между потребителями (жильцами), в том числе потерь во внутридомовых сетях, не является обязанностью ГУП СО «Облкоммунэнерго», поскольку указанные сети не принадлежат предприятию, распределение не входит в обязанность ГУП СО «Облкоммунэнерго» и не обусловлено действующим законодательством.

Поскольку дом  находится на самоуправлении, ГУП СО «Облкоммунэнерго» передает ОАО «Свердловэнергосбыт» сведения по распределению величины потерь во внутридомовых сетях. Потери электрической энергии, образующиеся на участке сети от ТП- 318 ф-р  до границы многоквартирного дома, подлежат вычету из величины общедомовых потерь. Процент потерь рассчитывается на основании сертифицированного и рекомендованного Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации программного комплекса РТП-3.

Свидетель ФИО7 пояснил суду, что проживает в  около 40 лет. С апреля 2010 года он стал получать квитанции по оплате электроэнергии за освещение мест общего пользования, в связи с чем, обратился в ГУП Свердловской области «Облкоммунэрго». Ему разъяснили, что начисление производят на основании прибора общедомового учета. Он не знал, что в ТП установлен общедомовой прибор учета электрической энергии, при снятии показаний с прибора учета не присутствовал.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав письменные доказательства по делу, находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Горелов А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющийся пенсионером, инвалидом III группы (л.д. 8, 9) 27 августа 2010 г. обратился к Артемовскому городскому прокурору с просьбой обратиться в суд в его интересах о признании незаконным начисления платы за освещение мест общего пользования (л.д. 10).

Истец с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в квартире  (паспорт на л.д. 6), принадлежащей ему на праве собственности, что следует из договора передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).

Согласно квитанциям, предъявляемым ОАО «Свердловэнергосбыт», потребителю Горелову А.Г. по  производится начисление платы за электроэнергию по общедомовому учету, начиная с апреля 2010 года по сентябрь 2010 года (л.д. 4, 5, 69).

В силу ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения по поводу: управления многоквартирными домами; предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Статьей 5 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Из пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам следует, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 7 этих же Правил предусмотрено, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении электрической энергии, непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

Поскольку жители дома , избрали непосредственный способ управления многоквартирным домом, что подтверждается объяснениями сторон, протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме  от 28 сентября 2008 г., то и договор на приобретение электрической энергии должен быть заключен жильцами данного дома непосредственно с ОАО «Свердловэнергосбыт», являющегося по отношению к жильцам ресурсоснабжающей организацией и гарантирующим поставщиком электрической энергии согласно постановлению РЭК Свердловской области от 17 октября 2006 г. № 130-ПК «О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области».

Согласно п. 64 Правил розничных рынков действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя, то есть является публичным.

Суд не принимает довод прокурора о том, что договор на поставку электрической энергии в обязательном порядке должен быть заключен в письменной форме.

Согласно п. 70, и 73 Правил функционирования розничных рынков граждане- потребители услуги по электроснабжению, приобретающие электрическую энергию (мощность) в объеме, определяемом в соответствии с пунктом 89 настоящих Правил, в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) потребляют электрическую энергию (мощность) в необходимом им количестве (количестве, необходимом для оказания коммунальной услуги по электроснабжению и определяемом в соответствии с пунктом 89 настоящих Правил).

Пункт 89 содержит перечень энергопринимающего оборудования, потребление которого учитывается в составе коммунальной услуги электроснабжения: это потребление для: (1) целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, (2) использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), (3) а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Согласно п. 88 Правил функционирования розничных рынков, собственники жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, а также собственники жилых домов вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в соответствии с настоящими Правилами и жилищным законодательством Российской Федерации. При этом определение объемов поставленной электрической энергии осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

Договором оказания услуг по передаче электрической энергии № 7 ГП от 01 января 2007 года, заключенным между ОАО «МРСК Урала» и ОАО «Свердловэнергосбыт» урегулирована обязанность последнего оказывать услугу по передаче электрической энергии потребителю.

В соответствии с письмом РЭК Свердловской области от 08 ноября 2006 г. № 05-18/3637 ОАО «МРСК Урала» - территориальная сетевая организация заключает в пользу третьих лиц (энергоснабжающих, энергосбытовых организаций, гарантирующих поставщиков, потребителей) заключает договоры оказания услуг по передаче электрической энергии с иными владельцами электрических сетей, по которым осуществляется поставка электрической энергии конечному потребителю.

Согласно п. 140 правил функционирования розничных рынков в целях выполнения указанной обязанности гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация вправе урегулировать отношения по установке приборов учета и их обслуживанию с сетевой организацией на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии или договора оказания услуг по установке и обслуживанию приборов учета.

Согласно п.3.3.7., п. 3.5.14. и Приложению № 7 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 01 января 2007 года № 7ГП, учет и сбор данных учета обеспечивается сетевой организацией.

Регламентом взаимодействия между ГУП СО «Облкоммунэнерго» и ОАО «Свердловэнергосбыт» по вопросу определения потребленной электроэнергии потребителями- физическими лицами при ежемесячном снятии показаний приборов учета согласован порядок взаимодействия указанных организаций.

Из анализа норм Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 544) и Федерального закона «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (ст. 13) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определяемых при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно п. 139 Правил розничных рынков гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация, сетевая организация, потребители, а также производители (поставщики) электрической энергии определяют порядок проектирования, монтажа, приемки в эксплуатацию, технического обслуживания и эксплуатации приборов учета, перечень имеющихся приборов учета, используемых в целях определения обязательств, а также порядок снятия показаний и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии в соответствующих договорах об осуществлении технологического присоединения, оказания услуг по передаче электрической энергии, энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.

Судом установлено, что общедомовой прибор учета электроэнергии СА4У-И678, установлен в ТП- 318 ф-р  16 августа 2005 г. ГУП СО «Облкоммунэнерго» с участием уполномоченного представителя энергоснабжающей организации «Свердловэнергосбыт», уполномоченного представителя абонента ООО «ЭКМО- ЖКХ». О чем составлен акт, паспорт-протокол с указанием параметров прибора учета, составлена схема (л.д. 33, 34, 35). Из тех.паспорта на счетчик СА4У-И678 усматривается, что межрасчетный интервал периодической проверки данного вида счетчика составляет 6 лет (п. 5.2., 5.4.).

Истцом не оспаривается факт, что на момент установки общедомового прибора учета ООО «ЭКМО- ЖКХ» являлось управляющей компанией жилого дома  доказательств обратного суду не предоставлено.

Таким образом, начисление платы производится ответчиком по формуле N 9 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг на основании показаний установленного в соответствии с требованиями законодательства общедомового прибора учета, данных о количественном значении индивидуальных приборов учета электроэнергии установленных в многоквартирном доме , что подтверждается актами снятия показаний с прибора учета за оспариваемый период.

В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Участие каждого из сособственников в расходах по общему имуществу в соответствии с его долей является обязательным, и данное правило, закрепленное в ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, носит императивный характер.

Согласно положениям статей 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата принятой энергии является одной из основных обязанностей абонента.

В силу указанных норм, Горелов А.Г. обязан содержать принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение - , в том числе, обязан нести расходы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования.

Судом установлено, что собственниками дома обслуживающей организацией избрано ООО «ЖЭУ», что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме  от 28 сентября 2008 (л.д. 101), с которым представителем собственников указанного дома заключен договор № 52 на услуги по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилого дома и придомовой территории от 01 октября 2008 г.

Согласно справке ООО «ЖЭУ» от 24 ноября 2010 г., организация производит начисление за услугу содержание жилья собственникам и нанимателя многоквартирного дома по  в размере 5 руб. 78 коп. на основании заключенного договора. Согласно постановлению главы Артемовского городского округа от 30 декабря 2009 г. № 208- ПГ размер платы составляет 6 руб. 82 коп. с НДС. ООО «ЖЭУ» работает без НДС. В стоимость содержания жилья (5,78 руб./кв.м) плата за освещение мест общего пользования не включена.

Таким образом, собственники, наниматели жилого дома  не производят оплату за фактически потребляемую электроэнергию в местах общего пользования никакой иной организации.

Суд не может согласиться с доводами истца, о том, что общедомовой прибор учета электроэнергии должен быть установлен на границе балансовой принадлежности сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества дома.

Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено, что расчет размера платы за коммунальные услуги приводится в приложении № 2.

Пунктом 7 этих же правил установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленной электрической энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.

Пунктом 143 Правил розничных рынков предусмотрено, что в случае если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки. Величина нормативных потерь определяется в соответствии с методикой выполнения измерений, согласовываемой сторонами но договору и аттестованной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии.

Правила розничных рынков, а также Правила предоставления коммунальных услуг гражданам не исключают возможности установления объема полезного отпуска энергии на многоквартирные дома исходя из показаний приборов учета, установленных не на границе балансовой принадлежности сетей территориальной сетевой организации и потребителей, при условии наличия возможности выявления объемов энергии, принятых в сети жилого дома, за минусом объемов энергии, приходящихся на потери в участках сетей от места установки прибора учета до границы балансовой принадлежности электросетей территориальной сетевой организации и многоквартирного дома.

Таким образом, в случаях, когда расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, к оплате абонентам предъявляется плата за вычетом величины нормативных потерь электрической энергии по формуле N 9 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, что и производится ответчиком (л.д. 46, 47, 65- 68).

Прокурором исковые требования о признании незаконным начисление платы за освещение мест общего пользования сформулированы с указанием размера произведенных начислений. Судом прокурору предоставлялась возможность уточнения исковых требований и их оснований. В судебном заседании помощник Артемовского городского прокурора Болсун Т.Ю. пояснила, что размер начисляемой платы не оспаривается, так как считают незаконным сам факт начисления истцу платы за освещение мест общего пользования.

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. В связи с чем, судом не проверялся размер начисленной истцу платы за освещение мест общего пользования многоквартирного дома за период с апреля 2010 года по сентябрь 2010 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Суд не может согласиться с доводами прокурора о том, что действиями ответчика нарушены права истца как потребителя на информацию, поскольку из объяснений представителя ответчика, выдержки из средства массовой информации газеты «Егоршинские вести» от 20 августа 2010 г., жители Артемовского городского округа были информированы о графике снятия показаний приборов коммерческого учета по домам, находящимся под самоуправлением, в том числе и дома  Прокурором не предоставлено суду доказательств, что Горелов А.Г. обращался к ответчику по поводу информирования его о показаниях на общедомовом приборе учета электроэнергии, либо ему было отказано в предоставлении данной информации.

Также необоснован довод прокурора о нарушении прав жильцов многоквартирного дома, в том числе истца на установку двухтарифного прибора общедомового учета, поскольку Законодательством Российской Федерации, в частности, Федеральным законом от 23 ноября 2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусмотрена обязательная установка данного вида общедомового прибора учета. Кроме того, собственники жилых помещений многоквартирного дома вправе на общем собрании решить вопрос об установке двухтарифного общедомового прибора учета электроэнергии, однако никаких действий по решению данного вопроса собственники не предпринимали.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Артемовского городского прокурора в интересах Горелова А.Г. к открытому акционерному обществу «Свердловэнергосбыт» о признании незаконным начисления платы за освещение мест общего пользования многоквартирного дома за апрель 2010 года в размере 9 руб. 36 коп., май 2010 года в размере 119 руб. 20 коп., июнь 2010 года в размере 63 руб. 17 коп., июль 2010 года в размере 86 руб. 29 коп., август 2010 года в размере 155 руб. 54 коп., сентябрь 2010 года в размере 121 руб. 26 руб., произведенное ОАО «Свердловэнергосбыт» по  отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей кассационной жалобы через Артемовский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 23 января 2011 г.

Судья: Ю.Р. Нурсафина