ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 18.05.2011 Чебоксарского районного суда (Чувашская Республика)

                                                                                    Чебоксарский районный суд Чувашской Республики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Чебоксарский районный суд Чувашской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Кугеси 18 мая 2011 года

Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе

судьи Ярадаева А.В.,

при секретаре Павловой В.П.,

с участием прокурора Высокова Л.И.,

ответчика Иовлева Д.А., представителя ответчика Дубикова В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Московского района гор. Чебоксары к индивидуальному предпринимателю Иовлеву Д.А. о возложении обязанности прекратить перевозку пассажиров и багажа,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Московского района гор. Чебоксары обратился в суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ( далее- ИП) Иовлеву Д.А. о возложении обязанности прекратить перевозку пассажиров и багажа на маршруте № , следующего по остановкам общественного транспорта:

В обоснование иска прокурором указано, что в ходе проведенной прокуратурой Московского района г. Чебоксары проверки соблюдения законодательства при организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на маршруте №  было установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО7 организована перевозка пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту № от  () до . Перевозки пассажиров на вышеуказанном маршруте осуществляются транспортными средствами ИП Иовлева Д.А. и других предпринимателей, с которыми ИП ФИО7 заключены договора фрахтования автотранспортных средств для перевозки пассажиров по заказу.

В нарушении требований п.п. 5.2, 5.14. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. №2 и п.п. 2.1, 4.5, 4.6 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике, утв. постановлением Кабинета Министров ЧР от ДД.ММ.ГГГГ №, схемы и расписание движения маршрутов ИП ФИО7 не согласованы с администрацией .

Прокурором также указано, что заочным решением  районного суда  от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что перевозка пассажиров автомобильным транспортом по маршруту № по  организована с нарушением требований законодательства, в связи с чем суд обязал ИП ФИО7 прекратить организацию перевозки пассажиров и багажа, а ИП ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 прекратить перевозку пассажиров и багажа по маршруту № .

Незаконная перевозка ИП Иовлевым Д.А. пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту №  влечёт нарушение прав неопределённого круга лиц на обеспечение безопасности перевозки пассажиров автомобильным транспортом, а также на удовлетворение потребностей населения городского поселения в услугах пассажирского транспорта, что является основанием для предъявления иска в суд.

Проведенная прокуратурой района дополнительная проверка показала, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ перевозка пассажиров автотранспортом по маршруту № продолжает осуществляться. Прокуратурой Московского района заочное решение  районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску к ФИО7 обращено к принудительному исполнению ДД.ММ.ГГГГ, но по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ перевозка пассажиров по данному маршруту не прекращена.

Прокурор Московского района г. Чебоксары Высоков Л.И. в судебном заседании иск к ИП Иовлеву Д.А. поддержал и просил его удовлетворить.

Ответчик Иовлев Д.А. и его представитель Дубиков В.Г. в судебном заседании исковые требования прокурора Московского района г. Чебоксары не признали, указывая, что

перевозка пассажиров ИП Иовлевым Д.А. на указанном маршруте осуществлялась в период действия договора фрахтования, заключенного с ИП ФИО7, заключенного на срок до ДД.ММ.ГГГГ г., но еще до окончания срока действия договора перевозка пассажиров ИП Иовлевым Д.А. была прекращена.

Выслушав объяснения прокурора Высокова Л.И., ответчика Иовлева Д.А. и его представителя Дубикова В.Г., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 7 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В соответствии со ст.ст. 1, 4 Закона Чувашской Республики от 29.12.2003 г. № 48
«Об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим
транспортом в Чувашской Республике» установлено, что заказчиком пассажирских
перевозок является орган местного самоуправления, заключивший с перевозчиком
государственный или муниципальный контракт на выполнение перевозок пассажиров и
багажа, организация пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим
транспортом в Чувашской Республике осуществляется соответствующим органом
исполнительной власти ЧР или органом местного самоуправления, выполняющим.

В соответствии со ст. 7 Закона ЧР «Об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике» от 29.12.2003 г. № 48 (с изменениями от 14.07.2007 г.) орган исполнительной власти Чувашской Республики по организации пассажирских перевозок утверждает паспорта и схемы автобусных маршрутов с указанием опасных участков движения.

Согласно п. 5.14. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. №2 (с изменениями от 18.07.2000 г.) туристско-экскурсионные и иные регулярные перевозки организуются в соответствии с п.п. 5.2 - 5.8 настоящего Положения.

Из содержания п. 5.2 Положения следует, что владельцы автобусов обязаны: составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков, разрабатывать графики (расписания) движения, на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами.

В соответствии с п.п. 2.1, 4.5, 4.6 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике, утвержденного постановлением Кабинета Министров ЧР от 15.04.2005 г. № 96, открытие новых, изменение или закрытие существующих межмуниципальных (пригородных и междугородных» маршрутов осуществляются организатором (заказчиком) пассажирских перевозок с учётом анализа действующей маршрутной сети, сложившегося пассажиропотока и дорожных условий по схеме маршрута; перевозка пассажиров автомобильным транспортом осуществляется на основании договора, заключённого между организатором (заказчиком) пассажирских перевозок и перевозчиком, утверждённых паспорта маршрута и расписания движения автобусов; перевозка пассажиров по маршрутам и расписаниям, не согласованным в установленном порядке, запрещается.

Из материалов дела усматривается, что ответчик Иовлев Д.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по ЧР в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером №.

В ходе проведения прокурором Московского района г. Чебоксары проверки соблюдения законодательства при организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на маршруте №  ДД.ММ.ГГГГ г. по адресу: выявлен факт осуществления предпринимательской деятельности ИП Иовлевым Д.А. по перевозке пассажиров автобусом с регистрационным номером № по автобусному маршруту № без лицензии.

При рассмотрении дела ответчик Иовлев Д.А. не оспаривал, что он осуществляет индивидуальную предлпринитмательскую деятельность по перевозке пассажиров с использованием пассажирского транспорта.

Довод ответчика Иовлева Д.А. и его представителя Дубикова В.Г. об осуществлении перевозки пассажиров на основании договора фрахтования между ФИО7 и предпринимателем Иовлевым Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ судом не принимается в связи со следующим.

Согласно ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В соответствии со ст. 787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.

Из содержания ст. 27 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта» усматривается, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

Согласно указанной статье договор фрахтования должен включать в себя: 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе; 2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); 3) маршрут и место подачи транспортного средства; 4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; 5) сроки выполнения перевозки; 6) размер платы за пользование транспортным средством; 7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц). Договор фрахтования может включать в себя иные условия.

В случае, если договором фрахтования предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается.

В представленном договоре фрахтования между ФИО7 и предпринимателем Иовлевым Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ для перевозки пассажиров по заказу не отражено: круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство, сроки выполнения перевозки, размер платы за пользование транспортным средством, порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство с учетом требований предусмотренных правилами перевозок пассажиров.

При перевозке по заказу неопределенного круга лица взимания платы с указанных лиц не допускается. В пункте 2.2.1 договора фрахтования от ДД.ММ.ГГГГ также указывается, что вносить плату за использование автотранспортом обязан фрахтователь.

Как следует из объяснений ответчика Иовлева Д.А. в судебном заседании, при перевозке пассажиров по маршруту № взимание платы за проезд с пассажиров осуществлялось самим предпринимателем.

Согласно п. 43 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112, посадочные талоны, выдаваемые пассажиру водителем, содержат обязательные реквизиты билетов.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ИП Иовлевым Д.А. под видом перевозки пассажиров по заказу осуществлялась регулярная перевозка пассажиров по маршруту № «».

Согласно позиции Конституционного Суда РФ изложенной в определении от 25.02.2010 № 375-O-O, положения ст. 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» реализуют норму, закрепленную в п. «и» ст. 71 Конституции РФ, и закрепляющую цели, для достижения которых права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом.

Из содержания ст. 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» следует, что к лицензируемым видам деятельности относит виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование таких видов деятельности не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, ст. 4 указанного Федерального закона не устанавливается, однако он содержится в ст. 17 данного Федерального закона, которая также предполагает, что введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в этот перечень.

В соответствии с п. 1 ст. 1079 ГК РФ средства автомобильного транспорта относятся к источникам повышенной опасности, то есть обладают вредоносными свойствами, проявление которых в процессе использования указанных средств полностью человеком не контролируется. Деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом может повлечь причинение вреда жизни или здоровью граждан, а потому у законодателя могут быть разумные основания полагать, что максимально возможное снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан при осуществлении названной деятельности не может быть достигнуто без лицензирования, то есть разрешения предпринимателю осуществлять эту деятельность только после проверки его соответствия необходимым требованиям и условиям.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.

Факт осуществления Иовлевым Д.Л. предпринимательской деятельности в сфере перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек установлен решением Арбитражного суда ЧР от ДД.ММ.ГГГГ, которым ИП Иовлев Д.А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере  рублей.

Доводы ответчика Иовлева Д.А. и его представителя Дубикова В.Г. о том, что лицензия на перевозку пассажиров в рассматриваемом случае не требовалась в связи с осуществлением перевозки по заказу, судом отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм материального права.

Каких-либо доказательств, подтверждающих фактическое прекращение пассажирских перевозок по маршруту, указанному прокурором, при рассмотрении дела ИП Иовлев Д.А. не представил.

В соответствии с п.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что иск прокурора Московского района гор. Чебоксары к ИП Иовлеву Д.А. подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ИП Иовлева Д.А. в доход соответствующего бюджета должна быть взыскана государственная пошлина в размере  руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать индивидуального предпринимателя Иовлева Д.А. прекратить перевозку пассажиров и багажа на маршруте № , следующего по остановкам общественного транспорта: .

Взыскать с Иовлева Д.А. в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере  рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня составления в окончательной форме, путем подачи кассационный жалобы через суд, вынесший решение.

Судья А.В. Ярадаев

Мотивированное решение

составлено 23.05.2011 г.