Советский районный суд г. Самары
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Советский районный суд г. Самары — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 мая 2011 г. Советский районный суд г.Самара в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
при секретаре Саловой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №
по исковому заявлению ФИО1 к ЗАО «Предприятие тепловых сетей - Сервис» о раскрытии информации потребителю, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ЗАО «Предприятие тепловых сетей - Сервис» (ЗАО «ПТС-Сервис») о раскрытии информации потребителю, взыскании компенсации морального вреда.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме и просил возложить на ЗАО «ПТС-Сервис» обязанность по размещению на сайте www.pts-s.ru следующей информации по дому № по в г. Самара: о серии и типе постройки жилого дома, о видах благоустройств жилого дома, площади земельного участка жилого дома, площади жилых, нежилых помещений и помещений общего пользования в жилом доме истца, сведения об арендаторах жилого дома в 2007-2011 г., и отчет по использованию денежных средств, полученных в 2007-2011 г.г. за аренду помещений жилого дома торговыми и иными организациями; сведения о плановой стоимости услуг по управлению домом в 2007 г., 2008 г., 2009 г., 2010 г. и в 2011 г.; сведения о плановой стоимости содержания общего имущества жилого дома в 2007 г., 2008 г., 2009 г., 2010 г. и в 2011 г.; о размере резерва денежных средств для выполнения дополнительных работ по содержанию общего имущества жилого дома в 2007 г., с 2008 г., с 2009 г., в 2010 г., в 2011 г.; сведения о плановой годовой стоимости текущего ремонта общего имущества жилого дома в 2007 г., 2008 г., 2009 г., 2010 г., в 2011 г.; о нормативном сроке годности каждого инженерного оборудования и общего имущества жилого дома, указанного в нормативной, проектной или технической документации; о степени физического износа каждого инженерного оборудования и общего имущества жилого дома; о плановой годовой стоимости капитального ремонта общего имущества жилого дома в 2007 г., 2008 г., 2009 г., 2010 г., 2011 г.; о размере общего резерва денежных средств для выполнения дополнительных работ по капитальному ремонту общего имущества жилого дома (состоящего из резерва заказчика и резерва подрядчика) в 2001 г., 2008 г., с 2009 г., 2010 г., 2011 г.; перечень всех запланированных и выполненных работ и услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества жилого дома в 2007 г., 2008 г., 2009 г., 2010 г., 2011 г.; о должных и фактических свойствах работ и услуг (материале работ, температуре, давлении воды, газа, об электроэнергии) в 2007 г., 2008 г., 2009 г., 2010 г., 2011 г.; о плановой и фактической стоимости каждой работы и услуги по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества жилого дома в 2007 г., 2008 г., 2009 г., 2010 г., 201 г. в расчете на единицу измерения (на 1 кв. м общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 погонный метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. м площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.); о плановой и фактической годовой стоимости каждой работы и услуги по содержанию, текущему и капительному ремонту общего имущества жилого дома в 2007, 2008 г., 2009 г, 2010 г., 2011 г.; о плановой и фактической смете стоимости каждой работы и услуги по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества жилого дома в 2007 г., 2008 г., 2009 г., 2010 г., 2011 г.; о запланированном и выполненном объеме каждой работы и услуги по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества жилого дома в 2007 г., 2008 г., 2009 г., 2010 г., 2011 г.; о гарантийном сроке каждой запланированной работы и услуги по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества жилого дома в 2007 г., 2008 г., 2009 г., 2010 г., 2011 г.; сведения о нормативной периодичности выполнения работы и услуги по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества жилого дома; сведения о последнем выполнении работ по текущему и капитальному ремонту общего имущества жилого дома; сведения о сроках выполнения запланированных работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества жилого дома, которые должны выполняться в 2007 г., 2008 г., 2009 г., 2010 г., 2011 г.; сведения о периодичности и свойствах уборки лестничных площадок и территории жилого дома в 2007 г., 2008 г., 2009 г., 2010 г., 2011 г.; копий документов о применении мер административного воздействия к ЗАО «ПТС-Сервис» за ненадлежащее содержание домов, проекта договора управления жилым домом. Обязать ответчика компенсировать истцу моральный вред в сумме руб. за нарушение права на получение в январе - марте 2011 г. на сайте www.pts-s.ru раскрытой информации о существенных условиях содержания и ремонта общего имущества жилого дома, компенсировать моральный вред в размере руб. за нарушение права на предоставление управляющей организацией электронные запросы истца в январе - марте 2011 г. по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома, обязать ЗАО «ПТС-Сервис» создать на сайте электронный ящик для принятия электронных запросов истца и высылке истцу электронных ответов, взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в размере руб.
Представитель ЗАО «ПТС-Сервис» по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что Управляющая компания ЗАО «ПТС-Сервис» имеет официальный сайт, на котором в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», размещает и регулярно обновляет информацию как о деятельности управляющей компании в целом, так и о жилых домах в отдельности. Данным постановлением на управляющую компанию не возлагается обязанность по созданию электронного ящика, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец является собственником (1/2 доля) .
В соответствии ст. 161 ЖК РФ администрация Советского района городского округа Самара провела открытый конкурс по отбору управляющей компании многоквартирными домами. По результатам конкурса победителем признано ЗАО «ПТС-Сервис», которое приступило к обслуживанию жилищного фонда Советского района с 01.11.2007 г.
ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «ПТС-Сервис» и Департаментом управления имуществом г.о.Самара заключен договор управления многоквартирным домом по адресу: .
Договор между истцом и ЗАО «ПТС-Сервис» не заключался, поэтому суд полагает, что на отношения между ФИО1 и ЗАО «ПТС-Сервис» должен распространять действие типовой договор от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п.6.1. типового договора управления многоквартирным домом контроль за деятельностью управляющей организации в части исполнения настоящего договора осуществляется собственником помещения и его доверенными лицами в соответствии с их полномочиями путем получения от ответственных лиц Управляющей организации не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информации о перечне, объемах качестве и периодичности выполненных работ и оказанных услуг.
Согласно п.3.1.24 договора, управляющая компания обязана предоставлять собственнику отчет о выполнении договора за истекший календарных год за 15 дней до окончания каждого года действия настоящего договора. В отчете указывают соответствие фактического перечня, количества и качества услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества дома, перечню и размеру платы указанным в настоящем договоре.
Постановлением Правительства РФ № 731 от 23.09.2010 г. утвержден «Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (далее по тексту Стандарт), согласно пункту 5 которого управляющими организациями информация раскрывается путем опубликования на официальном сайте управляющей организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В силу п.7 Стандарта Управляющая организация обязана размещать на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации и сообщать по запросу потребителей адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация, а также наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.
В п.8-14 Стандарта содержится перечень информации, которая подлежит раскрытию управляющей организацией на сайте.
Судом в судебном заседании обозревался официальный сайт ЗАО «ПТС-Сервис». Установлено, что на сайте размещена следующая информация: серия и тип постройки дома, виды благоустройства дома, площадь земельного участка, площадь жилых, нежилых помещений и помещений общего пользования, плановая годовая стоимость содержания общего имущества дома в 2010 г., 2011 г., плановая годовая стоимость текущего ремонта общего имущества дома в 2010 г., 2011 г.
Информация о мерах административного воздействия к ЗАО «ПТС-Сервис» размещена без копий документов о применении таких мер.
Суд полагает необходимым возложить на ЗАО «Предприятие тепловых сетей - Сервис» обязанность по размещению на сайте www.pts-s.ru частично информации по дому № по в г. Самара: плановую годовую стоимость услуги по управлению дома в 2010 г., 2011 г.; плановую годовую стоимость текущего ремонта в 2011 г.; степень физического износа общего имущества дома; перечень запланированных и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома на 2010 г., 2011 г.; фактические свойства (материал) всех работ и услуг, оказанных в 2010 г. и запланированных в 2011 г.; плановая и фактическая стоимость каждой работы и услуги по содержанию и текущему ремонту дома в 2011 г. в расчете на единицу измерения; гарантийный срок каждой работы и услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в 2010 г., 2011 г.; начальные и конечные сроки выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома в 2010 г.; копии документов о применении мер административного воздействия ЗАО «ПТС-Сервис» в 2010 г., 2011 г.; проект действующего договора управления домом по следующим основаниям.
Суд принимает во внимание, что Постановление Правительства РФ № 731 об утверждении Стандарта принято в 2010 г., вступило в силу 09.10.2010 г., п.2 установлено, что организации, осуществляющие на день вступления в силу настоящего Постановления деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании заключенных в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договоров управления многоквартирным домом, обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с утвержденным настоящим Постановлением стандартом в течение 2 месяцев со дня вступления в силу настоящего Постановления. На основании изложенного требования истца о возложении обязанности разместить информацию за период с 2007 по 2009 г. удовлетворению не подлежит. Обязанность по раскрытию информации возложена на управляющие компании в связи с принятием постановления Правительства № 731 от 23.09.2010г. В указанном постановлении не указан период раскрытия информации, а поэтому суд считает, что раскрытию подлежит текущая информация за 2010 и 2011 г., поскольку ранее такая обязанность на управляющие компании не возлагалась.
Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, ЗАО «ПТС-Сервис» не является собственником помещений в указанном доме, в аренду помещения не предоставляло. А поэтому сведениями об арендаторах дома не располагает. Кроме того, раскрытие данной информации не предусмотрено Постановлением Правительства № 731 от 23.09.2010 г.
Также суд не усматривает оснований для возложения на ответчика обязанности по раскрытию информации о резерве денежных средств и информации по капитальному ремонту дома, поскольку механизм образования данного резерва нормативными актами не разработан. В обязанности ЗАО «ПТС-Сервис» не входит проведение капитального ремонта.
Согласно Положению «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (р), утвержденному Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР № 312 от 23.11.1988 г. п.3.12 « В составе затрат на техническое обслуживание должен предусматриваться резерв средств для выполнения аварийных работ». Как пояснил представитель ЗАО «ПТС-Сервис» все денежные средства, собранные от жильцов дома направляются ЗАО «ПТС-Сервис» для выполнения работ по содержанию текущего ремонта дома, устранению аварийных ситуаций. Также формирование резерва не предусмотрено ни договором на управление многоквартирным домом, заключенным с жильцами, ни конкурсной документацией. П. 5.7 ВСН 58-88 (р) предусматривается резерв средств в сметной документации для выполнения капитального ремонта. В обязанности ЗАО «ПТС-Сервис» не входит проведение капитального ремонта.
Что касается требований истца о предоставлении информации по нормативному сроку годности каждого инженерного оборудования и общего имущества дома; степени физического износа каждого инженерного оборудования, плановой и фактической сметы стоимости каждой работы и услуги, периодичность и свойства уборки лестничных площадок, свойства коммунальных услуг (температура, давление воды, газа, свойства электроэнергии), то раскрытие указанной информации не предусмотрено Постановлением Правительства РФ № 731 от 23.09.2010г. Кроме того, периодичность и свойства уборки изложены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003 г.
Однако раскрытие информации по степени износа общего имущества дома предусмотрено Постановлением Правительства № 731 от 23.09.2010 г., и данная обязанность должна быть возложена на управляющую компанию.
Согласно п.9 Стандарта, утвержденного названным выше Постановлением Правительства № 731 от 23.09.2010 г., в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежит следующая информация: а) годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему; б) сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирным домом (по данным раздельного учета доходов и расходов); в) сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуги по управлению многоквартирным домом (по данным раздельного учета доходов и расходов). Согласно п.11 сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома должны содержать план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана. П.13 - раскрытию подлежат: степень физического износа общего имущества дома, гарантийный срок (в случае если гарантия качества работ, предусмотрена федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предполагается управляющей компанией); указание конструктивных особенностей работ и услуг; стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений многоквартирного дома, на 1 погонный метр соответствующих инженерных сетей, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).
Судом достоверно установлено, что в нарушение Постановления Правительства № 731 от 23.09.2010 г. ответчиком не раскрыта на сайте следующая информация: годовая стоимость услуги по управлению дома в 2010 г., плановая годовая стоимость текущего ремонта в 2011 г. и перечень всех запланированных работ по содержанию и ремонту общего имущества дома на 2010 г., 2011 г., степень физического износа общего имущества дома, перечень всех запланированных и выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества дома на 2010, 2011 г., фактические свойства (материал) всех работ и услуг, оказанных в 2010г. и запланированных в 2011г., плановая и фактическая стоимость каждой работы и услуги по содержанию и текущему ремонты дома в 2011г. в расчете на единицу измерения, гарантийный срок каждой работы и услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома в 2010 г., 2011 г., начальные и конечные сроки выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома в 2010 г., копии документов о применении мер административного воздействия к ЗАО «ПТС-Сервис» в 2010 г., 2011 г., проект действующего управления домом.
Что касается сведений о раскрытии информации о планируемых работах и услугах на 2010, 2011г., то суд считает необходимым обязать ответчика раскрыть указанную информацию в том объеме, в котором она не раскрыта на сайте.
С учетом того объема информации, который ответчик обязан раскрыть на сайте (о перечне и сроках выполнения каждой работы и услуги по текущему ремонту), нет необходимости в предоставлении информации о том, когда последний раз выполнялась каждая работа по текущему ремонту общего имущества дома.
Доводы представителя ответчика о том, что на сайте размещена информация о привлечении ЗАО к административной ответственности, не может быть принята судом во внимание, поскольку п.12 вышеназванного Постановления предусматривает раскрытие не только фактов привлечения к административной ответственности, но и размещение копий документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о том, что ЗАО «ПТС-Сервис» не обязано раскрывать по указанному дому информацию, поскольку договор управления домом с истицей не заключался. Обязанность по раскрытию информации на сайте возникает у ответчика не из договора управления, а согласно постановлению Правительства РФ об утверждении Стандарта.
В соответствии со ст.10 ФЗ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, работах услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, …) обязательств по договору, подлежит компенсации причинителем вреда.
В соответствии с п.2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда, в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
На основании изложенного с учетом требований разумности и справедливости суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца и взыскании в ее пользу с ответчика компенсации морального вреда в размере руб. каждому.
В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
С учетом требований разумности и справедливости, количества судебных заседаний, сложности дела суд считает необходимым уменьшить размер взыскиваемых в пользу истца расходов на оплату услуг представителя до руб.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Требования истца об обязании ЗАО «ПТС-Сервис» создать на его сайтеэлектронный ящик и взыскать компенсацию морального вреда за нарушение права истицы на предоставление электронных запросов, суд считает неподлежащими удовлетворению, поскольку обязанность по созданию электронного ящика не предусмотрена нормативными актами и суд не считает отсутствие электронного ящика нарушением прав потребителей, поскольку кроме электронных форм запросов они имеют право направлять ответчикам запросы в иных формах (устных, письменных).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Возложить на ЗАО «Предприятие тепловых сетей - Сервис» обязанность по размещению на сайте www.pts-s.ru следующей информации по дому № по в г. Самара:
- плановую годовую стоимость услуг по управлению дома в 2010 г., 2011 г.;
- плановую годовую стоимость текущего ремонта в 2011 г.;
- степень физического износа общего имущества дома;
- перечень запланированных и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома на 2010 г., 2011 г.;
- фактические свойства (материал) всех работ и услуг, оказанных в 2010 г. и запланированных в 2011 г.;
- плановая и фактическая стоимость каждой работы и услуги по содержанию и текущему ремонту дома в 2011 г. в расчете на единицу измерения;
- гарантийный срок каждой работы и услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в 2010 г., 2011 г.;
- начальные и конечные сроки выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома в 2010 г.;
- копии документов о применении мер административного воздействия ЗАО «ПТС-Сервис» в 2010 г., 2011 г.;
- проект действующего договора управления домом.
Взыскать с ЗАО «Предприятие тепловых сетей - Сервис» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере руб., а также расходы по оплате услуг представителя в размере руб.
Взыскать с ЗАО «Предприятие тепловых сетей - Сервис» государственную пошлину в доход государства в сумме руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары.
Судья Н.В.Сергеева