Кореновский районный суд Краснодарского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Кореновский районный суд Краснодарского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 августа 2010 года г. Кореновск
Кореновский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Пшеничниковой С.В.,
при секретаре Бородавко Н.А.,
с участием представителей по доверенностям заявителя - В. и заинтересованного лица - П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кудрявцевой Т.В. об обжаловании действий ИФНС по Кореновскому району,
У С Т А Н О В И Л:
Кудрявцева Т.В. обратилась в суд с заявлением об обжаловании действий ИФНС по Кореновскому району, ссылаясь на то, что в ... года она получила уведомление, датированное ... года из ИФНС России по Кореновскому району, в котором ее ставят в известность об исполнении ею обязанностей, предусмотренных требованиями ст. 23 и ст. 80 ч. 1 НК РФ, а также ч. 2 ст. 229 НК РФ о предоставлении налоговой декларации о доходах физических лиц за ... г.г. Как следует из уведомления, субсидии, предусмотренные Законом Краснодарского края от 07.06.2004 года № 721-КЗ «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края», и выделенные из средств краевого бюджета на приобретение племенных и товарных сельскохозяйственных животных, на производство реализуемой ими продукции животноводства, на услуги по искусственному осеменению с\х животных, на закладку и уходные работы по выращиванию винограда, на выращивание садов, на строительство теплиц для выращивания овощей защитного грунта, подлежат, по мнению Инспекции ФНС России по Кореновскому району, налогообложению на доходы физических лиц в общеустановленном порядке. С таким заключением Налоговой инспекции она не согласна по следующим основаниям: ст.23 НК РФ в данном случае, не подлежит исполнению по той причине, что п.1 данной нормы ведет речь об обязанностях налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги, а п.2 - встать на учет в налоговые органы, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом. В данном случае трактует Настоящий кодекс и положения Федерального закона от 07.07.2003г. №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве.» то, что гражданин приобретает статус личного подсобного хозяйства при наличии зарегистрированного в установленном порядке земельного участка, имеющие ограниченные законодательством размеры; ведения на нем личного подсобного хозяйства в целях удовлетворения личных потребностей; регистрации гражданина по месту постоянного проживания в сельской местности. Выполнение этих условий дает физическому лицу особый статус непредпринимательского вида деятельности - главы личного подсобного хозяйства, в таком случае на него распространяется действие п. 13 ст. 217 НК РФ (Доходы, не подлежащие налогоблажению, освобождаемые от налогоблажения) Пункт 13 ст.217НК РФ, ведет речь о доходах налогоплательщиков, получаемых от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц(как в живом виде, так и в продуктах их убоя в сыром или переработанном виде,)продукцииживотноводства,растениеводства.цветоводства,пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде). Указанные доходы освобождаются от налогообложения при условии предоставления налогоплательщиком документа, выданного соответствующим органом местного самоуправления, подтверждающим, что продукция выращена на принадлежащем ему земельном участке, используемом для ведения личного подсобного хозяйства.
Статья 80 ч. 1 НК РФ, на которую также ссылаются в уведомлении ИФНС по Кореновскому району, ведет речь о налоговой декларации, которая представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В таком случае, на физические лица имеющие личное подсобное хозяйство распространяется действие п. 13 ст. 217 НК РФ (доходы не подлежащие налогообложению, освобождаемые от налогообложения), получаемые продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах. А п.З данной нормы предусмотрено, что к освобождаемым от налогообложения доходам относятся все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Пунктом 3 ст. 7 Федерального Закона №112-ФЗ установлено, что на личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Таким образом, субсидии, выплачиваемые из бюджета Краснодарского края на основании Постановления Правительства РФ от 14.07.2007г. № 446 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», являются государственной поддержкой.
Согласно ст.6 Бюджетного Кодекса РФ субсидия или субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации.В соответствии со ст. 78 БК РФ субсидии предоставляются … физическим лицам - производителям товаров и услуг. Часть 1 ст. 78 БК РФ говорит о том, что субсидии
предоставляются юридическим лицам (за исключением субсидий
государственным(муниципальным)учреждениям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В абзаце 2 п.2. ст. 154 НК РФ указано, что при реализации товаров (работ,услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставленных отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров(работ, услуг)исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применение налогоплательщиками государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Закон Краснодарского края №721-КЗ от 25 мая 2004 (а не 07.06.2004г.) «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края», на который ссылается ИФНС России по Кореновскому району устанавливает меры государственной поддержки развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края, порядок и условия ее оказания гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства на территории Краснодарского края, порядок и условия ее оказания гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства, в целях повышения занятости и улучшения материального положения жителей сельской местности, содействия стабилизации продовольственного рынка на территории края, дополнительного получения бюджетами всех уровней налоговых доходов от реализации сельскохозяйственной продукции, закупленной у граждан, ведущих личные подсобные хозяйства. В данном случае, если трактовать закон, налогами облагаются производители, закупающие у граждан продукцию, поэтому заявитель полагает, что налоговые органы не совсем разобрались в данном Законе. Статья 2 п. 1,2,3 указанного Закона также говорит о том, что личное подсобное хозяйство ведется гражданином для личных потребностей, является собственностью граждан и реализация такой продукции не является предпринимательской деятельностью. Статья 8 п.4 данного Закона дает право на предоставление субвенций муниципальным образованиям Краснодарского края для осуществления ими субсидирования затрат граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, на производство реализуемой ими продукции животноводства. Статья 12 Закона ведет речь о механизме осуществления заготовительными организациями закупок сельскохозяйственной продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах.
Граждане личных подсобных хозяйств обращаются в заготовительные организации, в случае договоренности заключают с ними договор купли-продажи продукции. Средства, полученные гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства от заготовительных организаций в виде предварительной оплаты, могут ими расходоваться по своему усмотрению.
Заявитель подчеркивает, что субсидии, полученные гражданами из бюджетов субъектов Российской Федерации в рамках Национального проекта на возмещение части затрат на уплату процентов по таким кредитам, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Для получения субсидии, граждане обязаны: иметь в наличии зарегистрированный в установленном порядке земельный участок для ведения на нем личного подсобного хозяйства, регистрацию по месту постоянного проживания в сельской местности, и соответственно наличие подсобного хозяйства. На основании имеющегося, граждане обращаются с заявлением к главе муниципального образования Кореновский район о предоставлении субсидии из краевого бюджета. К данному заявлению прилагаются следующие документы; - договор о закупке мясной или молочной продукции в лице директора и гражданина; приемная квитанция на закупку молочной и мясной продукции; выписка из похозяйственной книги о составе семьи, земельного участка находящегося в пользовании, наличие скота в личном пользовании и количество голов; ксерокопия паспорта гражданина с регистрацией по месту жительства; ксерокопия сберегательной книжки с открытием личного счета для зачисления субсидии. При наличии представленных документов, комиссия по субсидированию затрат граждан, ведущих личное подсобное хозяйство на территории муниципального образования Кореновский район, управления сельского хозяйства администрации Кореновского района, рассматривает все представленные гражданами заявления, и в случае положительного решения, ими готовится сводный реестр на выплату субсидий за реализованную продукцию в департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности администрации Краснодарского края на итоговую сумму. Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности администрации Краснодарского края в свою очередь, выделяет указанную сумму для выплаты субсидий в рамках реализации национального проекта.
При подаче заявления в ... году, о выплате субсидии гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, из средств регионального бюджета на компенсацию затрат реализуемой продукции по программе Правительства РФ, управление сельского хозяйства администрации Кореновского района не поставило граждан в известность о том, что выплаченная субсидия будет облагаться налогом. В таком случае данная программа не имеет приоритетного значения и обесценивает эту помощь.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности В. поддержала заявление в полном объеме и просила его удовлетворить, пояснив, что п. 13 ст. 217 НК РФ ведет речь о доходах налогоплательщиков, получаемых от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории РФ. Указанные доходы освобождаются от налогообложения при условии предоставления налогоплательщиком документа, выданного соответствующим органом местного самоуправления, подтверждающим, что продукция выращена на принадлежащем ему земельном участке, используемом для ведения личного подсобного хозяйства.
Представитель ИФНС по Кореновскому району по доверенности П. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что действия ИФНС законны. Доходы на физических лиц подлежат налогообложению в установленном порядке, согласно ч. 1 ст. 80 Налогового кодекса РФ. Полученные заявителем субсидии, которые предусмотрены Законом КК от 07.06.2004 года №721-КЗ «О государственной поддержке личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края», выделяемым гражданам из средств краевого бюджета на приобретение племенных и товарных сельскохозяйственных животных, на производство реализуемой ими продукции животноводства, на услуги по искусственному осеменению с/х животных, на закладку и уходные работы по выращиванию винограда, на выращивание садов, на строительство теплиц для выращивания овощей защитного грунта, которые подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Согласно п. 3 и 4 ст. 8 Закона Краснодарского края, в целях развития личных подсобных хозяйств за счет средств краевого бюджета осуществляется предоставление субвенций муниципального образования края для осуществления ими субсидирования, в частности: части процентной ставки по кредитам и займам, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на цели, указанные в ст.2 Закона Краснодарского края и затрат граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, на производство реализуемой ими продукции животноводства.
В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ, при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Кодекса.
Доходы, не подлежащие налогообложению налогом на доходы физических лиц, поименованы в ст. 217 Кодекса. П.3 этой статьи установлено, что доходы налогоплательщиков, полученные от реализации продукции животноводства сельскохозяйственной продукции, выращенными в личных подсобных хозяйствах, на территории РФ как в натуральном, так и в переработанном виде, не подлежат налогообложению. Субсидии, получаемые указанными лицами за счет бюджетных средств на возмещение затрат на производство реализуемой продукции животноводства не могут рассматриваться в качестве дохода от продажи этой продукции, освобожденного от налогообложения на основании п. 13 ст. 217 Кодекса и подлежат налогообложению на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Согласно положениям ст. 228 и 229 НК РФ, физические лица, получившие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, самостоятельно исчисляют сумму налога и представляют налоговую декларацию не позднее 30 апреля, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, налоговое уведомление, направленное Кудрявцевой Т.В. информирует ее о законной обязанности подачи декларации на доходы физических лиц за период ...-... г.г.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что за период с ... - ... год Кудрявцевой Т.В. были получены субсидии, предусмотренные Законом Краснодарского края от 07.06.2004 года № 721-КЗ «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края».
Согласно ст.6 Бюджетного Кодекса РФ субсидия или субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации.В соответствии со ст. 78 БК РФ субсидии предоставляются … физическим лицам - производителям товаров и услуг.
В соответствии с ч.1 ст. 78 БК РФ, субсидии
предоставляются юридическим лицам (за исключением субсидий
государственным(муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 154 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Согласно п. 1,2,3 ст. 2 Закона КК № 721-КЗ от 25.05.04 года « О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края», личное подсобное хозяйство ведется гражданином для удовлетворения личных потребностей, является собственностью граждан, и реализация продукции личного подсобного хозяйства не является предпринимательской деятельностью.
Как следует из материалов дела, Кудрявцева Т.В. производила реализацию молока в ... о чем имеются договоры за ... - ... г.г., приемные квитанции на закупку молока и молочных продуктов за указанный период, а также выписки из похозяйственной книги администрации Раздольненского поселения, подтверждающие наличие личного подсобного хозяйства у заявительницы.
Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ, к освобождаемым от налогообложения доходам относятся все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации компенсационных выплат ( в пределах норм установленных в соответствии с законодательством РФ).
К таким компенсационным выплатам, согласно письма Департамента налоговой и таможенно - тарифной политики Минфина РФ от 14.07.06 года № 03-05-01-03/81, относятся субсидии, предоставляемые на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам в Российских кредитных организациях, полученные гражданами, ведущими ЛПХ в соответствии с ФЗ « О личном подсобном хозяйстве» из бюджета Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 7 Федерального Закона №112-ФЗ установлено, что на личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Таким образом, субсидии, выплачиваемые из бюджета Краснодарского края на основании Постановления Правительства РФ от 14.07.2007г. № 446 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», являются государственной поддержкой.
С учетом изложенных выше обстоятельств и положений действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что выплачиваемые гражданам субсидии в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством продукции ЛПХ налогообложению не подлежат, а поэтому доводы, изложенные в заявлении, являются обоснованными и требования Кудрявцевой Т.В. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить заявление Кудрявцевой Т.В. и признать незаконными действия ИФНС по Кореновскому району об истребовании налоговой декларации за ... -... г.г. для налогообложения субсидий, выделенных из средств краевого бюджета на развитие личного подсобного хозяйства
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кореновский райсуд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.В.Пшеничникова
Справка: решение не обжаловано, вступило в законную силу 04.09.2010 года.