Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
К О П И Я
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 августа 2010 года г. Ростов-на-Дону
Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего – заместителя председателя суда Браславцева С.В.,
при секретаре Никитенко Д.Л.,
с участием военного прокурора отдела военной прокуратуры ОГВ(с) – майора юстиции Зацаренко А.О., представителей заинтересованных лиц: представителя командующего войсками Северо-Кавказского военного округа - подполковника юстиции Мельничайко И.П. и представителя Федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства МО РФ» - Андрющенко С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении военного суда гражданское дело по заявлению военного прокурора Объединенной группировки войск (сил), поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, нарушенных длительным отсутствием очистных сооружений в н.п. Ханкала Чеченской Республики,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Объединенной группировки войск (сил) (далее – ОГВ(с) обратился в Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, нарушенных длительным отсутствием очистных сооружений в н.п. Ханкала Чеченской Республики.
В обоснование необходимости возложения на соответствующее воинское должностное лицо обязанности по скорейшему вводу данного объекта в эксплуатацию, в заявлении прокурора утверждается, что отсутствие очистных сооружений в н.п. Ханкала Чеченской Республики и постоянный сброс бытовых сточных вод на грунт создает неблагоприятную санитарную обстановку на территории Ханкалинского гарнизона и прилегающих к нему территориях и нарушает конституционные права военнослужащих и других граждан Российской Федерации, проживающих на этой территории, на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании военный прокурор отдела военной прокуратуры ОГВ (с) майор юстиции Зацаренко А.О. уточнил заявленные требования и просил суд обязать начальника Главного управления государственного заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ включить объект обустройства н.п. Ханкала Чеченской Республики «Очистные сооружения канализации бытовых сточных вод» в титульный список объектов и строек по Региональному управлению заказчика капитального строительства Северо-Кавказского военного округа – филиалу федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства МО РФ», обеспечить финансирование строительства этого объекта, а также принять меры по окончанию строительства и вводу объекта в эксплуатацию в 2010 году.
Участвующий в судебном заседании в качестве представителя командующего войсками СКВО, как заинтересованного лица в исходе дела - подполковник юстиции Мельничайко И.П. поддержал заявленные прокурором требования и полагал, что принятие по ним судом положительного решения будет являться гарантией надлежащего финансирования и завершения строительства этого объекта обустройства войск.
Представитель привлеченного к участию в деле Федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства МО РФ» - Андрющенко С.С., пояснил, что на представляемое им предприятие возложены обязанности лишь по оказанию услуг Министерству обороны РФ в сфере организации строительства объектов обустройства войск, и оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания начальник Главного управления государственного заказчика капитального строительства МО РФ (далее – ГУГЗ КС МО РФ), явку своего представителя не обеспечил и свои возражения относительно требований военного прокурора ОГВ (с) в суд не представил.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ обязывает обеспечить безопасные условия военной службы, а также осуществлять мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью, имуществу местного населения и окружающей среде в ходе повседневной деятельности войск.
В ходе проверок, проведенных Управлением по технологическому и экологическому надзору по Чеченской Республике Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, выявлены грубые нарушения природоохранного законодательства в результате сброса бытовых сточных вод на рельеф местности в Ханкалинском гарнизоне.
Из материалов проверки военной прокуратуры ОГВ (с) усматривается, что на протяжении последних 8 лет в Ханкалинском гарнизоне не достроены и не запущены в эксплуатацию очистные сооружения. Строительство объекта «Очистные сооружения канализации бытовых сточных вод» осуществляло с октября 2006 года 223 Управление начальника работ – филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Ремонтно-эксплуатационное управление МО РФ». Заказчиком строительства являлся 68 отдел капитального строительства квартирно-эксплуатационного управления СКВО.
Из государственного контракта № 1РЭУ/25725/08 от 17 сентября 2008 года на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства «Очистные сооружения канализации бытовых сточных вод», шифр объекта 25725, видно, что этот объект должен был быть введен в эксплуатацию 17 сентября 2009 года.
Между тем, как усматривается из письма генерального подрядчика строительства этого объекта и ввода его в эксплуатацию - директора 223 УНР от 19 июля 2010 года № 97, в связи с задолженностью по этому объекту и тем, что текущие расчета никому переданы не были, объект не сдан в эксплуатацию до настоящего времени.
Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу, что заявление военного прокурора ОГВ (с) о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является обоснованным, что предполагает в силу действующего гражданского законодательства возложение обязанности на соответствующий орган государственной власти или должностное лицо устранить в полном объеме нарушение прав и законных интересов граждан или препятствий к осуществлению гражданами их прав и свобод.
Согласно Директивы МО РФ от 8 апреля 2008 года № Д-26, 68 отдел капитального строительства СКВО, выступающий в качестве заказчика строительства этого объекта, прекратил свое существование.
В соответствии с Директивой МО РФ от 29 апреля 2009 года № Д-37 дсп, начальнику расквартирования и обустройства МО РФ – заместителю МО РФ совместно с командующими войсками предписывалось организовать работу по приему-передаче объектов (в том числе прекращенных строительством) по их принадлежности ГУГЗ КС МО РФ и завершить прием-передачу специальных и военных объектов до 1 ноября 2009 года.
Координация деятельности органов военного управления при осуществлении комплекса мероприятий по сформированию и подготовке к выполнению задач функций государственного заказчика капитального строительства этой Директивой была возложена также на ГУГЗ КС МО РФ.
Как видно из указаний начальника расквартирования и обустройства - заместителя Министра обороны РФ от 15 июня 2009 года № 205/2/432, на начальника ГУГЗ КС МО РФ была также возложена обязанность организовать подготовку и направление в установленном порядке в Департамент имущественных отношений МО РФ соответствующей документации по объектам незавершенного строительства, принимаемым от подлежащих расформированию ОКС и не вводимых в эксплуатацию в первом полугодии 2009 года, для подготовки приказа МО РФ по передаче указанных объектов в оперативное управление ГУГЗ КС МО РФ.
При этом, согласно этих указаний, до 1 июля 2009 года должна была быть организована подготовка дополнительных соглашений по объектам, на которых по различным причинам нарушены нормативные сроки продолжительности строительства, предусматривающих внесение соответствующих изменений в условия контрактов.
В свою очередь, как усматривается из письма заместителя командующего войсками СКВО по расквартированию и обустройству войск от 21 июля 2010 года № 33/4512, последний ходатайствовал перед командующим войсками СКВО о передаче объекта обустройства «Очистные сооружения канализации бытовых сточных вод» в н.п. Ханкала Чеченской Республике в Региональное управление заказчика капитального строительства СКВО, которое, однако, командующему войсками СКВО не подчиняется.
Между тем, как усматривается из письма начальника Регионального управления заказчика капитального строительства СКВО от 22 июля 2010 года № 7/1386, этот объект не был включен в титульный список объектов и строек по данному Региональному управления на 2010 год, в связи с чем он от 68 отдела капитального строительства СКВО Региональным управлением СКВО принят не был.
В то же время, как уже указывалось выше, поскольку согласно государственному контракту упомянутый объект строительства не подлежал вводу в эксплуатацию в первом полугодии 2009 года, то он должен был быть включен в титульный список объектов и строек по Региональному управлению заказчика капитального строительства СКВО, что повлекло бы передачу данного объекта от 68 отдела капитального строительства этому Региональному управлению, последующее финансирование и окончание строительства этого объекта, и, как следствие, восстановление прав и законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих в Ханкалинском гарнизоне.
Однако ничего этого, несмотря на прямые указания начальника расквартирования и обустройства - заместителя МО РФ, сделано не было.
Из Положения о Главном управлении государственного заказчика капитального строительства МО РФ, утвержденного приказом МО РФ от 10 августа 2009 года № 850 усматривается, что осуществление функций и полномочий государственного заказчика капитального строительства в интересах Вооруженных Сил РФ возложено на это Главное управление, которое, в частности, также координирует деятельность уполномоченных органов военного управления в сфере строительства.
Руководство деятельностью ГУГЗ КС МО РФ осуществляет его начальник, который в пределах своих полномочий вправе издавать приказы и давать указания, организовывает и проверяет их исполнение.
Из норм этого Положения, а также из пояснений участвующих в судебном заседании лиц, также вытекает, что начальник ГУГЗ КС МО РФ вправе включить объект обустройства н.п. Ханкала Чеченской Республики «Очистные сооружения канализации бытовых сточных вод» в титульный список объектов и строек по Региональному управлению заказчика капитального строительства СКВО, обеспечить финансирование строительства этого объекта и координацию деятельности уполномоченных органов военного управления по окончанию строительства и вводу этого объекта в эксплуатацию, установить в этом титульном списке сроки окончания строительства и ввода объекта в эксплуатацию.
При таких обстоятельствах, поскольку, как установлено в суде, в настоящее время продолжение строительства данного объекта без включения его в титульный список объектов и строек по Региональному управлению заказчика капитального строительства СКВО невозможно, а полномочиями по включению в такой список обладает начальник ГУГЗ КС МО РФ, суд приходит к выводу, что именно на это воинское должностное лицо, от решений которого зависит в настоящее время обустройство очистных сооружений в н.п. Ханкала Чеченской Республики, должны быть возложены обязанности по включению этого объекта обустройства в титульный список объектов и строек по Региональному управлению заказчика капитального строительства Северо-Кавказского военного округа – филиалу федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства МО РФ», обеспечению финансирования строительства этого объекта и координации деятельности уполномоченных органов военного управления по окончанию строительства и вводу этого объекта в эксплуатацию с установлением в титульном списке объектов и строек соответствующих сроков окончания строительства и ввода объекта в эксплуатацию.
Принятие судом такого решения в целях восстановления нарушенных длительным отсутствием очистных сооружений в н.п. Ханкала Чеченской Республики прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился военный прокурор ОГВ (с), и будет отвечать задачам гражданского судопроизводства, сформулированным в ст. 2 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 198, 199, 257 и 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Заявление военного прокурора Объединенной группировки войск (сил), поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, нарушенных длительным отсутствием очистных сооружений в н.п. Ханкала Чеченской Республики, удовлетворить.
Обязать начальника Главного управления государственного заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации включить объект обустройства н.п. Ханкала Чеченской Республики «Очистные сооружения канализации бытовых сточных вод» в титульный список объектов и строек по Региональному управлению заказчика капитального строительства Северо-Кавказского военного округа – филиалу федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства МО РФ», обеспечить финансирование строительства этого объекта и координацию деятельности уполномоченных органов военного управления по окончанию строительства и ввода его в эксплуатацию в установленные в титульном списке объектов и строек сроки.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд в 10-дневный срок со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий подпись С.В.Браславцев
Верно: Председательствующий С.В.Браславцев
Секретарь судебного заседания Д.Л.Никитенко