ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 19.01.2012 Ахтынского районного суда (Республика Дагестан)

                                                                                    Ахтынский районный суд Республики Дагестан                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Ахтынский районный суд Республики Дагестан — Судебные акты

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федераци  и

19 января 2012г. с. Рутул

Ахтынский районный суд РД (судебный состав суда в Рутульском районе) в составе:

Председательствующего - Муфараджева М.Г.

при секретаре - Абдуллаевой С.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО8 к администрации МО «Рутульский район» о признании действий (бездействий) работников администрации МО «Рутульский район» незаконными и возмещении вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО8 обратилась в суд с заявлением о признании действий (бездействий) работников администрации МО «Рутульский район» незаконными и о возмещении вреда, мотивируя это тем, что 06 мая 2008 года она обратилась для признания ее нуждающейся в жилье сельской местности 18 июля 2008 году ее признали нуждающейся в жилье после этого она обратилась для включения ее в списки по ФЦП, в мае месяце 2009 года повторно обратилась в орган местного самоуправления администрацию МО «Рутульский район» для включения в список получателей свидетельства так как первичные документы ими были потеряны.

26 мая 2009 году ее включили в список получателей свидетельства на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, так как ею был построен жилой дом. По формальным документам ее включили в список получателей субсидии за счет средств федерального бюджета и в список граждан получателей свидетельств от 26.05.2009г. утвержденный главой МО «Рутульский район» ФИО9, однако она в сводных списках получателей социальных выплат за 2008, 2009, 2010 и 2011 год, не числилась, хотя обладала преимущественными правами как многодетная семья, каждый раз глава администрации МО «Рутульский район» и начальник УСХ заверяли ее, что следующий раз свидетельство и социальные выплаты она получит, списки каждый раз составлялись двоякие неизвестно, откуда взяты большинство граждан, получившие и претендующие на получение субсидии, нет очередности и списки скрыты.

Администрация районаобязана, осуществлять регистрацию заявлений граждан в книге регистрации и учета, в которой формируется очередность участников программы.

Согласно ФЗ «О противодействии коррупции» Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципе публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

ФЦП создана по имеющим проблемам и обоснование необходимости ее решения программными методами, для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства, необходимостью усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства сельских поселений, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления и на этой основе повышения качества и активизацию человеческого потенциала.

Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан и муниципальные образования обеспечивают выполнение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

Фактическим целям и задачам, предусмотренным ФЦ программой правительства РФ в МО «Рутульский район» не соответствуют.

Основными задачами Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" являются:

- улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе не обладающих достаточными собственными средствами.

Председатель Правительства Российской Федерации ФИО10 подчеркивал о приоритетности работы программы особенно на северном Кавказе и надлежащем его контроле с центра.

При таком подходе как в администрации МО «Рутульский район» жилищные условия «получателей» свидетельств не меняются, так как им не положено согласно правил, а реальных претендентов на получение субсидии жилищные условия ухудшаются для них указанные правила Правительства РФ не распространяются.

Согласно Приложение №16 к федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. №858. Право на получение социальных выплат имеют:

а) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 28 настоящего Типового положения (далее - дата подачи заявления) не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:

работа одного из членов молодой семьи или изъявление желания работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности;

постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;

признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;

наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты;

б) молодой специалист, под которым понимается гражданин Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющий законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:

работа или изъявление желания работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;

постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;

признание нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющим жилья в сельской местности, в которой работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;

наличие у молодого специалиста собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты. Фактически на момент подачи документов для включения список.

Согласно пункта 2 п.п. 6 типового положения «предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семья и молодым специалистам» предоставления социальных выплата гражданам которым предоставляется социальная выплата вправе ее использовать:

б) на создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристройку жилого помещения к имеющемуся жилому дому (далее - строительство жилого дома) в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома;

Под организациями социальной сферы в сельской местности понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), работающие в сельской местности и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта, она работает в Управлении Культуры МО «Рутульский район».

Согласно пункту 15 Типового положения уполномоченные органы на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждают сводные списки по форме согласно приложению N 3, а также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки.

В подтверждении своих слов представила суду копии документов, предоставленные в органы местного самоуправления МО «Рутульский район»;

заявление по форме согласно приложению №2., копия паспорта ФИО8, копия паспорта супруга ФИО4, копии свидетельств о рождения детей, копия свидетельства о заключении брака, справка с администрации МО «сельсовет Рутульский» объем выполнении работ жилого дома -70%, копий трудовых книжек, список получателей субсидии за счет средств федерального бюджета Рутульского района, список граждан получателей свидетельства от 26.05.2009г. и другие документы.

Согласно Постановления Правительства РД от 13.10.2009 N 357 Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и в срок до 1 декабря года, предшествующего планируемому, направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан.

Постановление Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 разъясняется, что следует понимать для целей обжалования под действием или бездействием. Так, к действию, по смыслу ст. 255 ГПК РФ, относится властное волеизъявление соответствующих органов власти и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия для их осуществления. К бездействию относится неисполнение органом власти, должностным лицом, служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В данном случае на лицо незаконность действий выразившихся в не включении ее списки получателей субсидии за 2008, 2009, 2010 и 2011год и тем самым лишили права на получения социальных выплат по ФЦП «Социальное развитие села до 2012».

Она фактически не получила субсидию из федерального бюджета по причине незаконных действий, которые выражаются в не включении ее в списки получателей свидетельства и сокрытии списков получателей субсидии, должностными лицами местного самоуправления администрации МО «Рутульский район» предоставляемые в специально уполномоченный орган.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: органами местного самоуправления в лице начальника УСХ администрации МО «Рутульский район» ответственного исполнителя, не включили ее в списки представляемые в уполномоченный орган, где на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на мероприятия по федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" утверждают сводные списки получателей свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома в сельской местности. Власти района, утратили свои нравственные ориентиры и ошибаются по поводу соблюдения прав граждан толкуя - это право по - своему. По этому становление новой российской государственности нередко тормозит в результате слабой исполнительской дисциплины и безответственности некоторых должностных лиц, органов местного самоуправления. Неисполнение федеральных законов, постановлений Правительства РФ и решений судов не только дискредитирует государственную власть, создает условия для коррупции и злоупотреблений, но и нарушает права и свободы граждан по их реализации, подрывает основы конституционного строя России, и отношения гражданина с государством. Чтобы эти права подкрепить реальной государственной защитой, надо обеспечить неотвратимость ответственности за их нарушения.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В результате незаконных действий и ненадлежащим исполнением своих обязанностей работниками органа местного самоуправления администрации муниципального образования «Рутульский район» ответственных за реализацию мероприятий программы «Социальное развитие села до 2012 года», она не получила социальные выплаты в 2008, 2009, 2010 и 2011году, противоправность действий (бездействия) должностных лиц органа местного самоуправления выражается в не включении ее в списки получателей субсидии в течение нескольких лет, наличие вреда и доказанность его размера выражается размером неполученной субсидии, в виде социальных выплат в размере - 669 600 руб., которая она должна была получить. Причинно-следственная связь между действиями органа местного самоуправления администрации муниципального образования «Рутульский район» и наступившими у заявительницы неблагоприятными последствиями на лицо в виде не полученной субсидии.

Согласно статье 40 Конституции РФ органы государственной власти и местного самоуправления должны поощрять жилищное строительство и индивидуальное жилищное строительство. При таком подходе как администрация муниципального образования «Рутульский район» это норма противоречит своему конституционному смыслу.

Конституционный принцип правового государства, возлагающий на Российскую Федерацию обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшая ценность (статья 1, часть 1; статьи 2, 17, 18 и статья 45, часть 1 Конституции РФ), предполагает установление такого порядка, который должен гарантировать каждому государственную защиту его прав и свобод. Правосудие как важнейший элемент данного правопорядка по своей сути является таковым, если обеспечивается справедливое разрешение дела и эффективное восстановление прав, в данном случае право на получение социальных выплат по ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года».

Общий размер государственной субсидии формируется из федерального, регионального и местного бюджетов.

На расчет стоимости строительства жилого дома в сельской местности, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. м - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. м - на семью из 2 человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации на первый квартал года выдачи свидетельства, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации.

Расчет размера социальной выплаты, согласно Постановления Правительства РФ от 31.01.2009 N83 определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек, семья ФИО8 состоит из 5 (пять) человек. 5 чел. х 18 кв. м = 90 кв. м. на семью.

Согласно приказу Министерства регионального развития РФ №462 от 26 сентября 2011 средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъектам РФ на 4 квартал 2011 года в Республике Дагестан составляет - 24800 рублей.

90 кв. м х 24 800руб.= 2232000 рублей.

По Постановлению Правительства РД от 19 апреля 2004 г. №114 доля средств, выделяемых из республиканского бюджета Республики Дагестан, составляет не менее 15 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья и Федерального бюджета 30%, что составляет 45% доли жилья.

Общая стоимость жилья равна 2232000 рублей 100%, в качестве своей доли мною построено на 70%, размер субсидии составляет 30% из общей доли средств на строительство, что составляет 2232000 рублей 100% минус 1562400 рублей 70 % равно 669 600 рублей или 30% социальных выплат.

Согласно приказу Министерства сельского хозяйства РФ «Об утверждении распределений субсидий из федерального бюджета на 2011 год» на софинансирование мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, ФЦП "Социальное развитие села до 2012 года» указанная субсидия поступила в Республику Дагестан по данным Федерального казначейства (данные 2011 года по состояние на 1.09.2011г.) размешенных на сайте Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, согласно ст. 1069 ГК РФ подлежит возмещению в полном объеме за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Это норма закреплена и в ст. 53 Конституции РФ, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 46 Конституции РФ, ст. ст. 15, 16, 124, 1064, 1069 ГК РФ и ст. 254 ГПК РФ, просила суд:  признать действия  работников администрации МО «Рутульский район» ответственных за реализацию программы «Социальное развитие села до 2012 года с не включением ФИО8 -ДД.ММ.ГГГГ года рождения в 2008, 2009, 2010 и 2011г. в списки, предоставляемые в уполномоченный орган, где на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на мероприятия по федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" включают в списки получателей социальных выплат незаконным.

Вынести частное определение в отношении виновных должностных лиц администрации МО «Рутульский район» о недопустимости нарушения законодательства.

Возвратитьизбюджетауплаченнуюгоспошлинувразмере200рублей.

Обязать ответчика администрацию муниципального образования «Рутульский район» полностью возместить вред, причиненный незаконными действиями должностного лица органа местного самоуправления в пользу ФИО8 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения в размере - 669600 (шестьсот шестьдесят девять тысяч шестьсот) рублей.

В судебном заседании заявитель ФИО8 требования своего заявления поддержала полностью.

Представитель заинтересованного лица – администрации МО «Рутульский район» (по доверенности) ФИО11 требования заявления признал частично и пояснил, что Постановлением главы МО «Рутульский район» от 26.03.2009г. за № 29 создана комиссия по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России». Разработано Положение о комиссии по реализации национального проекта.

Согласно Положения комиссия занимается оформлением документов, представленных гражданами, изъявившими желание улучшить жилищные условия за счет социальных выплат и формирует сводные списки по МО «Рутульский район».

В эти сводные списки за 2009, 2010, 2011 г.г. должна быть включена в порядке очередности и заявительница ФИО8, так как она действительно предоставила комиссии по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» все необходимые документы к которым не было никаких претензий.

Суду был предоставлен сводный список получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012г.» и в этот список по графе «молодые семьи, молодые специалисты» шестым номером была включена и заявительница ФИО8, которая должна была получить субсидию уже в 2011 году. Однако из обозренного в суде списка о выделенных субсидиях в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2013г.» по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и специалистов по Рутульскому району за 2008-2011г., направленного казенным предприятием РД «Дагсельхозстрой», заявительница действительно не включена в список за 2008, 2009, 2010 и 2011 г.г. хотя в сводном списке за 2011г. ФИО8 включена была шестым номером в графе «молодые семьи и молодые специалисты». Из указанного списка усматривается, что вместо ФИО8, включенной в список шестым номером включена ФИО3 которая, в сводный список не была включена. Сводные списки за 2008, 2009 и 2010 г.г. не сохранились. По этим вопросам необходимо опросить в качестве свидетелей бывшего председателя комиссии ФИО2 и нового ФИО1

Он признает, что права ФИО8 в получении субсидий ущемлены, включив место нее другого человека. Он не согласен с доводами заявительницы об обязании администрации МО «Рутульский район» в возмещении вреда в сумме – 669600 рублей. Администрация МО «Рутульский район» обязуется включить заявительницу ФИО8 В сводный список за 2012 год под №1.

Выслушав мнение заявительницы ФИО8, представителя администрации МО «Рутульский район» ФИО11, исследовав другие доказательства дела, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежавшими удовлетворении по следующим основаниям.

Привлеченный и опрощенный по ходатайству представителя заинтересованной стороны ФИО1 – председатель комиссии по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» в МО «Рутульский район» пояснил, что он стал председателем указанной комиссии недавно, бывший председатель комиссии ФИО2 ему никаких книг регистрации учета заявлений, копии сводных списков получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села» за 2008, 2009, 2010 годы не передавал, потому он не знает была ли включена в эти списки заявитель ФИО8, а в сводный список получателей социальных выплат в рамках указной федеральной целевой программы по Рутульскому району на 2011 год она была включена. Более конкретно об этом может показать бывший председатель комиссии и начальник УСХ ФИО2

Привлеченный и опрошенный по ходатайству представителя заинтересованной стороны ФИО2 – бывший председатель комиссии по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье» гражданам Российской Федерации в МО «Рутульский район» пояснил, что Постановлением главы МО «Рутульский район» от 26.03.2009г. было создана комиссия по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России». Он являлся председателем указанной комиссии. Комиссией было разработано Положение о комиссии по реализации национального проекта.

Согласно указанного Положения комиссия занимается оформлением документов представленных гражданами, изъявившими желание улучшить жилищные условия за счет социальных выплат и формировать сводные списки по МО «Рутульский район». Копии сводных списков за 2008, 2009, 2010г. не сохранились, но как он помнит ФИО8 он в эти списки включал. Документально доказать он это не может в связи с несохранностью сводных списков. Им обозрены в суде списки получателей субсидии в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» по Рутульскому району за 2008-2011 г.г. представленные суду «Дагсельхозстроем». В указанных списках нет ФИО8 В сводный список за 2011г. она была включена шестой по списку «молодые семьи и молодые специалисты». Из указанных списков видно, что за 2011г. вместо ФИО8 шестой по списку включили ФИО3, которая не была включена в сводный список за 2011г. он не знает, кто включил ее в этот список. В этом нет их вины.

Согласно Приложение №16 к федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858. Право на получение социальных выплат имеют:

а) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 28 настоящего Типового положения (далее - дата подачи заявления) не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:

работа одного из членов молодой семьи или изъявление желания работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности;

постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;

признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;

наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты;

б) молодой специалист, под которым понимается гражданин Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющий законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:

работа или изъявление желания работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;

постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;

признание нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющим жилья в сельской местности, в которой работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;

наличие у молодого специалиста собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты. Фактически на момент подачи документов для включения список.

Согласно пункта 2 п.п. 6 типового положения « предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том, числе молодым семьям и молодым специалиста» предоставления социальных выплата гражданам которым предоставляется социальная выплата вправе ее использовать:

б) на создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристройку жилого помещения к имеющемуся жилому дому (далее - строительство жилого дома) в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома;

Под организациями социальной сферы в сельской местности понимаются организации независимо от их организационно - правовой формы (индивидуальные предприниматели), работающие в сельской местности и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.

Из материалов дела усматривается, что заявитель ФИО8 Работает в Управлении Культуры МО «Рутульский район» с 30.07.2007 г.

Согласно ксерокопия заявления ФИО8 она обратилась в органы местного самоуправления МО «Рутульский район» и МО «сельсовет Рутульский» о признании ее нуждающейся в жилье сельской местности с приложением всех необходимых документов.

Указанное заявление, согласно имеющихся подписей на заявлении принято МО «Рутульский район» и МО «Сельсовет Рутульский» 06.05.2008г.

Согласно распоряжения №36 администрация МО «сельсовет Рутульский» от 18.07.2008г. «о признанием молодой семьи, нуждающимся в улучшении жилищных условий» семья заявителя ФИО8 состоящая из 5-ти человек признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в ФЦП подпрограмме.

Согласно справке МО «сельсовет Рутульский» ФИО8 имеет следующий состав семьи: ФИО4 - муж ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5 дочь -ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6 дочь - ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО7 сын - ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из показаний представителя заинтересованной стороны и опрошенного в качестве свидетеля ФИО2 бывшего председателя комиссии по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» усматривается, что к предоставленным заявителем ФИО8 документов у комиссии и органов местного самоуправления МО «Рутульский район» нет никаких претензий.

Согласно п. 15 Типового положения уполномоченные органы на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидии, предусмотренных на эти мероприятия, утверждает сводные списки по форме согласно приложения №3, а также уведомляет органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки.

Согласно Постановления Правительства РД от 13.10.2009г. №357 органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и в срок до 1 декабря года, предшествующего планируемому, направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в Министерство сельского хозяйства РД.

Доводы представителя ответчика и опрошенного в качестве свидетеля ФИО2 - бывшего председателя вышеуказанной комиссии о том, что заявительница ФИО8 была включена в сводные списки получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012г.», за 2008, 2009, 2010 ничем не подтверждаются. Суду заинтересованной стороной на предоставление копии сводных списков за 2008, 2009, и 2010 год представитель заинтересованной стороны и опрошенный бывший председатель комиссии ФИО2 ссылаются на то, что указанные сводные списки якобы не сохранились.

Согласно предоставленных суду казенным предприятием РД «Дагсельхозстрой» и информации о выделенных субсидиях в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2013года» по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семьей и специалистов по Рутульскому району за 2008-2011г.г. в списках ФИО8 не числится.

Из сводного списка получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012г.» по Рутульскому району на 2011 год усматривается, что заявительница ФИО8 включена в список по графе молодые семьи, молодые специалисты под 6 номером.

Из окончательного списка по выделенным субсидиям, представленного КП «Дагсельхозстрой» от 16.01.2012г. усматривается, что вместо заявительницы ФИО8 включенной в список под №6, включена ФИО3, которая не проходила по сводным спискам утвержденному главой МО «Рутульский район» за 2011 год, тем самым грубо нарушено право заявительницы ФИО8 на получение вышеуказанных субсидий.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.

В данном случае грубо нарушены права заявительницы ФИО8 на получение социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012г.» не включив ее в списки получателей субсидии за 2008-2011. Тем самым по вине администрации МО «Рутульский район» она не получила положенную ей субсидию.

Согласно ст. 1068 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том, числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно предоставленной суду заявительницей расчета, расчет размера социальной выплаты, согласно Постановления Правительства РФ от 31.01.2009г. №83 определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей по 18 кв. м. на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и боле человек.

Семья ФИО8 составляет 5 человек (5 х 18 кв. м.) = 90кв. м.

Согласно приказа Министерства регионального развития РФ №462 от 26 сентября 2011г. средней рыночной стоимости 1 кв. м. обшей площади жилья по субъектам РФ на 4-квартал 2011г. в РД составляет - 24800 рублей.

90 кв. м. х 24800 = 2 232 000 рублей по постановлению Правительства РФ от 19.04.2004г. №114 доля средств выделяемых из республиканского бюджета РД составляет не менее 15% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья и Федерального бюджета 30%, что составляет 45% доли жилья.

Общая стоимость жилья равна 2232000 рублей 100%, построено на 70%, как видно из материалов дела. Размер субсидии составляет 30% из общей доли средств на строительство, что составляет (2232000рубей - 1562400 рублей)=669600 рублей или 30% социальных выплат.

Таким образом, суд считает требования заявленные ФИО8 обоснованными и подлежащими удовлетворении.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ГК 15, 16, 124, 1064, 1069 и ст. ст. 254, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО8 – удовлетворить.

Признать действия администрации МО «Рутульский район» связанные с не включением ФИО8 в 2008, 2009,2010 и 2011г.г. в списки участников мероприятий получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012г.» по Рутульскому району незаконными.

Обязать администрацию МО «Рутульский район» полностью возместить вред, причиненный незаконными действиями должностных лиц органов местного самоуправления в пользу ФИО8 в сумме – 669600 (шестьсот шестьдесят девять тысяч шестьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано и принесено кассационное представление в Верховный суд РД в течение 10 дней со дня его провозглашения.

Председательствующий:

Отпечатано в совещательной комнате.