Кинельский районный суд Самарской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Кинельский районный суд Самарской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Кинель 19 января 2012 года
Кинельский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи БРИТВИНОЙ Н.С.
при секретаре СТЕПАНОВОЙ Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинеле
гражданское дело № № по иску Кузнецовой Оксаны Викторовны к Администрации городского округа Кинель Самарской области о возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства,
У С Т А Н О В И Л :
Кузнецова О.В. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Кинель Самарской области о признании незаконным отказа в предоставлении ей, действующей в интересах , в первоочередном порядке в аренду земельного участка под строительство индивидуального жилого дома по адресу: с кадастровым номером №, о признании за ней права на получение в первоочередном порядке данного земельного участка в аренду и о возложении обязанности в первоочередном порядке предоставить указанный земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства.
Истица Кузнецова О.В. в судебное заседание не явилась, будучи надлежаще извещенной о месте и времени судебного заседания. В материалах дела имеется заявление от истца Кузнецовой О.В., из которого следует, что истица просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Из искового заявления Кузнецовой О.В. (л.д.3-5) и дополнительных обоснований к исковому заявлению (л.д.61-62) следует, что ею было подано заявление в Администрацию городского округа с просьбой предоставить ее семье участок для строительства жилого дома, отнесенный к землям населенных пунктов, площадью ., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: , без проведения торгов, согласно статье 17 закона РФ "О социальной защите инвалидов в РФ", поскольку ее семья имеет в своём составе - ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Считает, что Администрация рассмотрела данное заявление без учета положений Закона N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и п. 17 «Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим , по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», применив при рассмотрения заявления Земельный кодекс Российской Федерации и Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №№ отказав в первоочередном предоставлении земельного участка в аренду, тем самым нарушив ее права и права ФИО9. Она в свою очередь просила предоставить ее семье земельный участок не в собственность, а в аренду; просила предоставить земельный участок не по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №№ на который ссылается в ответе от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации городского округа , а на основании ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Считает незаконным и нарушающим права ее отказ Администрации городского округа в предоставлении в первоочередном порядке ее семье, имеющей , земельного участка под строительство индивидуального жилого дома. По ее мнению, Земельный кодекс РФ о льготах, установленных ст. 17 ФЗ «О социальной защите в Российской Федерации» не упоминает, но и не отменяет их. В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал года (в редакции Постановления Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ) изложено следующее: «согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников). Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий, а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Таким образом, нормы земельного законодательства должны применяться с учетом социальных гарантий и льгот, установленных Федеральным Законом «О социальной защите в Российской Федерации». Данная норма исключает применение, при предоставлении земельных участков , требований ст. 30.1 Земельного Кодекса РФ, то есть проведение торгов в этом случае является незаконным. Права и обязанности органов местного самоуправления, а также порядок подачи заявления на первоочередное получение земельных участков для ИЖС утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 901 « и семьи, имеющие в своем составе , обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления , выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления». На момент обращения, а именно ДД.ММ.ГГГГ с заявлением в администрацию о предоставлении ей права аренды на спорный земельный участок сроком на 2 года без проведения торгов, он не был спорным, как указали представители администрации, так как торги были назначены на ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с ГК РФ организатор открытых торгов, сделавший извещение, по общему правилу может отказаться от их проведения в любое время, но не позднее, чем за 3 дня до даты их проведения в форме аукциона, либо не позднее, чем за 30 дней до даты их проведения в форме конкурса. Таким образом, было достаточно времени для снятия с торгов данного участка. В связи с чем, просит признать незаконным отказ Администрации городского округа в предоставлении ей, действующей в интересах своего , в первоочередном порядке в аренду земельного участка под строительство индивидуального жилого дома по адресу: « с кадастровым номером №; признать за ней, действующей в интересах - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, право на получение в первоочередном порядке спорного земельного участка в аренду для строительства индивидуального жилого дома на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите в Российской Федерации», и обязать Администрацию городского округа в первоочередном порядке предоставить ей, действующей в интересах ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в аренду земельный участок для индивидуального жилищного строительства, расположенный по указанному выше адресу.
Представитель ответчика - Администрации городского округа Кинель Фокин В.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования Кузнецовой О.В. не признал и пояснил суду, что ДД.ММ.ГГГГ органом местного самоуправления на основании Постановления администрации г.о. Кинель от ДД.ММ.ГГГГ №№ «О проведении торгов по продаже права аренды на земельный участок», было принято решение о предоставлении в аренду с торгов земельного участка отнесенного к землям населенных пунктов площадью с кадастровым номером №, расположенного по адресу: сроком на 2 года для строительства жилого дома. Данное решение было обнародовано в газете « от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ от истца поступило заявление о предоставлении данного участка без проведения торгов, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Истцу Кузнецовой О.В. на данное заявление был дан ответ о том, что в отношении данного участка Администрацией городского округа Кинель, как органом местного самоуправления, принято решение о проведении ДД.ММ.ГГГГ аукциона по продаже права аренды на данный земельный участок. Также Кузнецовой О.В. было разъяснено, что в открытом аукционе имеет право принять участие любое заинтересованное лицо. Но от истца заявок на участие в торгах не поступило. Победителем аукциона был признан ФИО7, с которым ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды земельного участка. В соответствии с пунктом 3 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления. Поскольку на момент обращения истца с заявлением о предоставлении спорного земельного участка, органом местного самоуправления уже было принято решение о предоставлении его с торгов, предоставление его Кузнецовой О.В. в соответствии со ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите в Российской Федерации» было невозможно. Ссылка истца на отказ администрации городского округа Кинель в предоставлении земельного участка является необоснованной, так как ответ на заявление не содержит отказа в предоставлении другого земельного участка. Следовательно, направленное в адрес Кузнецовой О.В. письмо нельзя признать как отказ в предоставлении земельного участка. В соответствии с действующим законодательством, граждане обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в первоочередном порядке на основании ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите в Российской Федерации». После чего, гражданин уведомляется о постановке в очередь. Муниципальным образованием в соответствии с градостроительным зонированием формируются земельные участки для индивидуального жилищного строительства с целью дальнейшего предоставления льготной категории граждан (). По завершению работ по формированию земельных участков для жилищного строительства граждане уведомляются о возможности приобретения земельного участка. Истец до настоящего времени не обратилась в орган местного самоуправления с вышеуказанным заявлением. Учитывая вышеуказанные обстоятельства, а также учитывая, что в соответствии с действующим законодательством распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления, поэтому считает, что исковые требования Кузнецовой О.В. о признании незаконным отказа Администрации городского округа в предоставлении ей в первоочередном порядке в аренду земельного участка под строительство индивидуального жилого дома по адресу: »; о признании за Кузнецовой О.В. право на получение в первоочередном порядке спорного земельного участка в аренду для строительства индивидуального жилого дома, и о возложении обязанности на Администрацию городского округа в первоочередном порядке предоставить ей в аренду земельный участок для индивидуального жилищного строительства, расположенный по указанному выше адресу, не подлежат удовлетворению. Поэтому просит в удовлетворении исковых требованиях Кузнецовой О.В. отказать.
Третье лицо Петров В.А. исковые требования Кузнецовой О.В. не признал и пояснил суду, что он проживает рядом со спорным участком. Он и его мать решили приобрести данный земельный участок в пользование, для чего обратились в администрацию . Для того, чтобы получить земельный участок в пользование, он и его мать практически 4 года, примерно в ДД.ММ.ГГГГ года, занимались оформлением данного земельного участка – оплатили деньги за оформлению акта выбора земельного участка, оплатили работы по межеванию земельного участка. Перед этим, они с матерью очистили земельный участок от зарослей травы, вывезли весь мусор с участка. После того, как документы были оформлены, земельный участок был выставлен на торги, и он подал заявку на участие в торгах. Вместе с ним в торгах участвовало еще одно лицо, но торги выиграл он, Петров. ДД.ММ.ГГГГ по результатам торгов Администрация городского округа Кинель заключила с ним договор аренды спорного земельного участка. Данный договор аренды прошел государственную регистрацию. Считает, что исковые требования Кузнецовой нарушают его права, поскольку договор аренды с ним уже заключен, а кроме того, Кузнецова претендует на земельный участок, за оформление документов на который денежные средства оплачивались им, а не Кузнецовой.
Выслушав пояснения представителя ответчика и третьего лица, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Кузнецовой О.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.14 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите в Российской Федерации» и семьям, имеющим в своем составе , предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В судебном заседании установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, матерью которого является истица Кузнецова О.В., является , что подтверждается справкой об инвалидности №, выданной ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).
Установлено, что Кузнецова О.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию городского округа Кинель с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 2 года земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу с кадастровым номером № без проведения торгов, согласно ст. 17 Закона РФ «О социальной защите в РФ», поскольку ее семья имеет в своем составе – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.7).
Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на заявление Кузнецовой О.В. Администрацией городского округа был дан ответ о невозможности предоставления ей в первоочередном порядке согласно ст. 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» указанного ею в заявлении земельного участка, в связи с тем, что на основании Постановления Администрации городского округа от ДД.ММ.ГГГГ в отношении указанного земельного участка уже принято решение о проведении аукциона по продаже права аренды данного участка для строительства жилого дома (л.д.9-10).
При этом истцу было разъяснено право на участие в аукционе с предоставлением всех необходимых документов.
В соответствии со ст. 30.1 ч.2 Земельного Кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду.
Согласно ч. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).
Между тем, ч.14 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающая право на первоочередное получение земельного участка, предполагает безусловность его предоставления или семье, имеющей в своем составе .
В связи с этим, в рамках аукциона, реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков невозможна и при предоставлении земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст.17 ФЗ «О социальной защите в Российской Федерации» торги не проводятся.
Об этом же указано и в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № д№, из которого следует, что реализация первоочередности (в соответствии со ст.17 ФЗ «О социальной защите в РФ») возможна при предоставлении гражданам земельных участков в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в частности, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок), осуществления садоводства, огородничества, дачного строительства. В данном случае предоставление земельного участка осуществляется на основании заявления гражданина без проведения аукциона.
Поскольку Кузнецова О.В. имеет в составе своей семьи , что подтверждается соответствующим документом, ее семья имеет право на предоставление земельного участка в первоочередном порядке без проведения торгов.
Вместе с тем, наличие у истца такого права не означает обязанность органа местного самоуправления предоставить Кузнецовой О.В. по ее требованию любой произвольно выбранный ею земельный участок.
В соответствии с п.10 ст.3 ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, которые с учетом имеющихся особенностей могут быть применены к спорным правоотношениям, учитывая, что в данном случае не действуют положения ст. 30.1 настоящего Кодекса о предоставлении земельного участка для жилищного строительства на аукционе, и иной порядок выбора земельного участка законом не предусмотрен, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Таким образом, из приведенной нормы права следует, что орган местного самоуправления при обращении гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка, в котором отражены характеристики, предъявляемые к земельному участку, обязан обеспечить гражданину выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости, соответствующего данным характеристикам.
При этом, как указано в Письме Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № д-№ именно заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ.
Как видно из материалов дела, истец Кузнецова О.В., обращаясь ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию городского округа с заявлением о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка, просила предоставить ей в аренду конкретный земельный участок для индивидуального жилищного строительства, площадью расположенный по адресу: п .
Между тем установлено, что Постановлением Администрации городского округа Кинель от ДД.ММ.ГГГГ № № «О проведении торгов по продаже права аренды на земельный участок», Администрацией городского округа , как органом местного самоуправления, было принято решение об организации ДД.ММ.ГГГГ торгов в форме открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды сроком на 2 года на земельный участок, для строительства жилого дома, отнесенный к землям населенных пунктов, площадью ., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: п.
То есть в отношении земельного участка на момент обращения Кузнецовой О.В. с заявлением о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка для ИЖС, органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями законодательства, уже было принято решение о проведении торгов для целей индивидуального жилищного строительства.
Поскольку на момент обращения истца с заявлением о предоставлении спорного земельного участка, его судьба в соответствии с требованиями законодательства уже была определена, какие-либо правовые основания, подтверждающие наличие у истца права на получение в аренду именно земельного участка по адресу: , истцом не приведены, поэтому в силу закона, договора или иного законного основания на ответчике обязанность предоставить истцу именно данный конкретный земельный участок не лежит.
Кроме того, следует отметить, что только Администрация городского округа Кинель, как орган местного самоуправления, в полномочия которого входит распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, решает на каком праве земельный участок может быть предоставлен заявителю – в собственность или на праве аренды, поскольку в статье 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» отсутствует ссылка на то, на каком именно праве инвалиду должен быть предоставлен земельный участок – в собственность или на праве аренды.
Учитывая указанные обстоятельства, суд считает, что отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности предоставить спорный земельный участок в аренду Кузнецовой О.В..
При этом, суд считает, что ответ, направленный Администрацией городского округа ДД.ММ.ГГГГ в адрес Кузнецовой О.В., на ее заявление о предоставлении ей в первоочередном порядке спорного земельного участка, нельзя рассматривать как отказ Администрации городского округа Кинель Самарской области в предоставлении Кузнецовой О.В. земельного участка.
Направленное в адрес Кузнецовой О.В. письмо администрации городского округа Кинель содержит информацию о невозможности предоставления Кузнецовой О.В. конкретного земельного участка. Вывод о невозможности предоставления истцу другого земельного участка ответ Администрации городского округа не содержит.
Представитель ответчика - Администрации городского округа Кинель Самарской области Фокин В.Н. пояснил в судебном заседании, что в Администрации городского округа Кинель имеется список лиц, имеющих в составе семьи , и что по мере формирования земельных участков для индивидуально-жилищного строительства, земельные участки Администрацией городского округа Кинель и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляются, и отказов в предоставлении земельных участков такой категории граждан не было.
При этом следует отметить, что в том случае, если органом местного самоуправления не выполняются обязанности по первоочередному предоставлению земельного участка , суд может обязать орган местного самоуправления предоставить земельный участок.
Однако решение о том, какой земельный участок может быть предоставлен , где и на каком праве, может приниматься только органом местного самоуправления.
Кроме того, установлено, что на момент предъявления Кузнецовой О.В. иска в суд (ДД.ММ.ГГГГ), спорный земельный участок уже был обременен правами третьего лица – ФИО7.
Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением Администрации городского округа Кинель от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении торгов по продаже права аренды на земельный участок», были проведены торги по продаже права на заключение договора аренды спорного земельного участка, что следует из протокола оформления результатов торгов по продаже земельного участка, либо права на заключение договора аренды на земельный участок посредством открытого аукциона (л.д.28-29).
Победителем торгов был признан Петров В.А..
С Петровым В.А., как с победителем торгов, ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды спорного земельного участка (л.д.40-44), который ДД.ММ.ГГГГ, прошел государственную регистрацию (л.д.40-50).
В связи с тем, что на момент подачи иска в суд, и на момент рассмотрения дела, спорный земельный участок уже был обременен правами третьего лица, судом при проведении досудебной подготовки разъяснялось Кузнецовой О.В. право на предъявление дополнительных исковых требований. Однако Кузнецовой О.В. в адрес суда ДД.ММ.ГГГГ было направлено только дополнительное обоснование к заявленным исковым требованиям, но дополнительные требования Кузнецовой О.В. заявлены не были.
В соответствии со ст.196 ч.3 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В данном случае, суд не может выйти за пределы заявленных истцом требований, и не может принять решение о законности или незаконности проведенных торгов и заключенного договора аренды земельного участка, если такие требования не были заявлены.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования Кузнецовой О.В. о признании незаконным отказа Администрации городского округа в предоставлении ей, действующей в интересах своего , в первоочередном порядке в аренду земельного участка под строительство индивидуального жилого дома по адресу: «» с кадастровым номером №; о признании за ней, действующей в интересах - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, право на получение в первоочередном порядке спорного земельного участка в аренду для строительства индивидуального жилого дома, и о возложении обязанности на Администрацию городского округа в первоочередном порядке предоставить ей, действующей в интересах ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по указанному выше адресу, удовлетворению не подлежат а потому в удовлетворении иска Кузнецовой О.В. следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Кузнецовой Оксаны Викторовны к Администрации городского округа о признании незаконным отказа в предоставлении в первоочередном порядке в аренду земельного участка по адресу: с кадастровым номером №, под строительство индивидуального жилого дома; о признании права на получение в первоочередном порядке земельного участка по адресу: » с кадастровым номером № в аренду для строительства индивидуального жилого дома, и о возложении обязанности на Администрацию городского округа в первоочередном порядке предоставить в аренду земельный участок по адресу: » с кадастровым номером № для индивидуального жилищного строительства, отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
председательствующий – подпись