Мариинский городской суд Кемеровской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Мариинский городской суд Кемеровской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-249-2011
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Мариинский городской суд Кемеровской области в составе судьи Лапиной Л.И.
с участием прокурора Бегеза М.В.,
при секретаре Ереминой Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске
19 апреля 2011 года
гражданское дело по иску прокурора города Мариинска в интересах ФИО1 к администрации Мариинского муниципального района о понуждении к предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Мариинска в интересах ФИО1 обратился в суд с иском, в котором просит обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить ФИО1 года рождения жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в . Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО1 – М. по решению Мариинского городского суда от была лишена родительских прав. Сведения об отце исключены из актовой записи ФИО1 так же по решению Мариинского городского суда от . С года ФИО1 на основании распоряжения главы администрации от находилась на полном государственном обеспечении. Она имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. С она состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Своего жилья она не имеет, снимает его по договору найма, проживает с сожителем по адресу: . В связи с чем и в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, п.1 ст.8, ст.10 ФЗ РФ №159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст.3 Закона Кемеровской области №67 – ОЗ от 16.05.2006 года «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО1 подлежит обеспечению жильем согласно заявленным требованиям.
В судебном заседании прокурор заявленные требования уточнил и просил обязать ответчика предоставить ФИО1 жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в .
Процессуальный истец ФИО1 и орган опеки и попечительства исковые требования прокурора с учетом их уточнения поддержали.
Представитель ответчика - администрации Мариинского муниципального района ФИО2, действующая на основании постоянной доверенности от , не оспаривая статус ФИО1, с иском прокурора не согласилась и суду показала, что обеспечить жильем ФИО1 обязано государство за счет средств субъекта Российской Федерации. Согласно ФЗ РФ №159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно п.5 ст.19 ФЗ РФ №131 от 6.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Законом Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривается, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Законом Кемеровской области «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» утверждена сумма субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в размере рублей. На 12.03.2011 года на вышеуказанные цели профинансировано рублей. Таким образом, не имея средств, администрация Мариинского муниципального района не может реализовать жилищные права ФИО1
Суд рассмотрел гражданское дело, заслушал участников процесса, свидетеля, исследовал письменные доказательства и считает, что исковые требования прокурора г.Мариинска в интересах ФИО1 подлежат удовлетворению.
Согласно ч.1,3 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Согласно п. 3,4,5 ч.1 ст.14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст.3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона Кемеровской области от 30.06.2007 N 98-ОЗ) по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ч.1,2 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно решению Мариинского районного совета народных депутатов от 28.03.2011 года, опубликованному в газете «Вперед» 29.03.2011 года №22(11118) были внесены изменения в решение этого же органа № 37/101 от 27.10.2005 года «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма», согласно которой норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма гражданам на семью из одного человека стала 13,0 кв.м.
Судом установлено, что ФИО1 года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей. Ее М. лишена родительских прав в отношении дочери ФИО1 по решению Мариинского городского суда Кемеровской области от года. Сведения об ФИО1 – М. по решению Мариинского городского суда от исключены из записи акта гражданского состояния о ее рождении за от . С 2000 года согласно распоряжению главы администрации от ФИО1 находилась на полном государственном обеспечении в детском и . С ФИО1 состоит на учете в администрации Мариинского муниципального района в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории «Дети сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей». Закрепленного жилья ФИО1 не имеет. Она проживает с сожителем в , его снимает. ФИО1 зарегистрирована по адресу: . В связи с чем и в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, п.1 ст.8, ст.10 ФЗ РФ №159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст.3 Закона Кемеровской области №67 – ОЗ от 16.05.2006 года «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО1 подлежит обеспечению жильем. Ответчик обязан предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма из расчета не ниже предусмотренной социальной нормы, действующей на момент принятия судом решения – кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в черте г.Мариинска, Кемеровской области. В связи с этим иск прокурора г.Мариинска в интересах ФИО1 о защите нарушенных ее жилищных прав в порядке ст.45 ГПК РФ суд считает законным и обоснованным.
Обоснованность выводов суда доказывается не только пояснением сторон по иску, но и показаниями свидетеля, письменными доказательствами.
Так свидетель П. показала суду, что она работает в жилищном отделе администрации Мариинского муниципального района. В связи с этим ей известно, что ФИО3 с состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Жилое помещение ей будет предоставлено за счет средств областного бюджета по мере финансирования.
Согласно заявлению на имя прокурора от ФИО1 просит его содействия в предоставлении ей жилья, ибо проживать ей негде. Она стоит на учете в администрации Мариинского муниципального района в качестве нуждающейся в жилье, является лицом, оставшимся без попечения родителей
Согласно сообщению Управления образования , исполняющего функции органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, ФИО1 года рождения относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ибо ее мать по решению Мариинского городского суда от лишена родительских прав. ФИО1 на основании распоряжения администрации от была определена в детское государственное учреждение «Детский » на полное государственное обеспечение, где находилась по июль года. Закрепленного жилого помещения за ФИО1 не было, в связи с чем она поставлена на учет на предоставления жилья (вне очереди)
Согласно свидетельству о рождении матерью ФИО1 года рождения является М..
Согласно решению Мариинского городского суда от М. была лишена родительских прав в отношении дочерей: М. М. года рождения и ФИО1 года рождения
Согласно решению Мариинского городского суда от из актовой записи от о рождении ФИО1 года рождения исключены сведения об отце М., который умер , т.е. задолго до ее рождения
Согласно распоряжению главы администрации от ФИО1 направлена в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение
Согласно данным БТИ за ФИО1 в и недвижимого имущества не зарегистрировано.
Согласно сведениям администрации Мариинского муниципального района ФИО1 состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории «Дети сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей» с . Жилое помещение ей будет предоставлено за счет средств областного бюджета по мере финансирования.
Согласно УФСГРКК по сведения о правах ФИО1 на недвижимость отсутствуют.
Показания свидетеля, письменные доказательства у суда сомнений не вызывают, ибо они являются относимыми и допустимыми доказательствами, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не оспариваются сторонами.
Таким образом, исковые требования прокурора г.Мариинска в интересах ФИО1 к администрации Мариинского муниципального района о возложении обязанности предоставить ей жилое помещение нашли свое подтверждение.
На эти выводы суда не могут повлиять доводы представителя ответчика о том, что администрация Мариинского муниципального района, не имея финансирования, не может реализовать жилищные права ФИО1, ибо не являются юридически значимыми.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.10,12, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Мариинска в интересах ФИО1 к администрации Мариинского муниципального района удовлетворить.
Обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить ФИО1 по договору социального найма жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное по месту жительства в черте .
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Кемеровский областной суд со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья – подпись
Мотивированное решение изготовлено 25 апреля 2011 года
Судья – подпись
Верно: Судья- Л.И.Лапина
Секретарь- Т.Н.Еремина
Решение вступило в законную силу 08.06.2011 года.
Судья- Л.И.Лапина
Секретарь- Т.Н.Еремина
Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 08.06.2011 года решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 19 апреля 2011 года оставлено без изменения, кассационная жалоба администрации Мариинского муниципального района без удовлетворения.
Дополнить решение суда указанием на то, что жилое помещение ФИО1 предоставить за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выделяемых на эти цели администрации Мариинского муниципального района из бюджета Кемеровской области.
Из мотивировочной части решения исключить вывод суда, относительно того, что жилое помещение должно быть предоставлено ФИО1 администрацией Мариинского муниципальногго района вне зависимости от финансирования на эти цели.
Судья- Л.И. Лапина