ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 19.05.2010 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

                                                                                    Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

г. Нижний Новгород 19 мая 2010 года

Судья Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода Денисова Л.С.,

рассмотрев жалобу Красилова С.А. на постановление № от 25.03.2010 года, вынесенное заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО Казакиной С.В., в отношении начальника Соликамского почтамта УФПС Пермского края - филиал ФГУП «П» Красилова С.А., 00.00.0000 года рождения, зарегистрированного по адресу: Пермский край, г. Соликамск, улица

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 25.03.2010 года начальник Соликамского почтамта УФПС Пермского края - филиал ФГУП «П» Красилов С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ и ему было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10.000 рублей.

Считая вынесенное постановление незаконным, Красилов С.А. обратился в Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода с жалобой. В обоснование доводов жалобы указал, что Вынесенное постановление не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя. Указывает, что приказ о приеме на работу и доверенность подтверждают его полномочия в части исполнения трудовых обязанностей, а не обязанности в части исполнения внутреннего контроля. Назначение специального должностного лица, ответственного за организацию внутреннего контроля осуществляется руководителем организации. Согласно постановлению госоргана № от 25.03.2010г. в отношении директора филиала Г. специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля назначен начальник Соликамского почтамта Красилов С.А. не соответствующий квалификационным требованиям. Таким образом, считает, что Красилов С.А. не может быть признан субъектом указанного административного правонарушения.

Также указывает, что он не может быть признан субъектом правонарушения и в отношении 11 операций соответствующим критериям необычных сделок, поскольку за данное правонарушение привлечено к ответственности специальное должностное лицо УФПС Пермского края Щ.

Кроме того, федеральный закон 115-ФЗ и Правила внутреннего контроля не содержат такого критерия как необычная сделка. Пункт 2.1. Правил перечисляет вид переводов, которые подлежат обязательному контролю. Из содержания постановления и приведенных в п. 2.1. Правил критериев не видно, к какой группе переводов относятся денежные переводы, по которым не предоставлена информация, какие нарушения допущены.

В судебное заседание заявитель Красилов С.А. не явился, уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило. При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие Красилова С.А.

Суд, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, находит постановление № заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО Казакиной С.В. от 25.03.2010г., в отношении начальника Соликамского почтамта УФПС Пермского края - филиал ФГУП «П» Красилова С.А. законным и обоснованным по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 30.6 ч.3 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно материалам дела об административном правонарушении, в отношении руководителя отдела проверкой проведенной Управлением Россвязькомнадзора по Пермскому краю установлено, что УФПС Пермского края - филиал ГУП "П" относится к организациям федеральной почтовой связи, о чем свидетельствует Устав ФГУП «П», утвержденный Министром РФ по связи и информатизации 11.02.2003 № и согласованный распоряжением Министерства имущественных отношений РФ 31.01.2003 №, Положение об УФПС Пермской области - филиале ФГУП «П» в новой редакции, утвержденное генеральным директором ФГУП «П» 26.11.2003 и иные документы, имеющиеся в материалах дела, на которые распространяется действие Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Руководителем Соликамского почтамта УФПС Пермского края - филиала является Красилов С.А. (доверенность ФГУП «П» от 06.04.2009 №, приказ о приеме на работу от 03.04.2009 №).

В соответствии с п.9 ст.7 Федерального закона контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

В соответствии со ст.3 Федерального закона № 1 15-ФЗ, внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Согласно ст.4 Федерального закона №1 15-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Под организацией внутреннего контроля следует понимать совокупность принимаемых организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, направленных на создание системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которая позволила бы выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, а также иные операции с денежными средствами или иным имуществом, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также своевременно представлять о таких операциях информацию в уполномоченный орган.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или имуществом, подлежащим обязательному контролю, указанным в статье 6 Федерального закона.

В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона, операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

В соответствии с п. 10 ст.7 Федерального закона, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций или лица.

Начальником Соликамского почтамта УФПС Пермского края - филиал ФГУП «П» Красиловым C.A. не было предпринято внутренних организационных мер, направленных на создание системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с пп.1 п.1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента), и установить следующие сведения:

в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

В ходе проверочных мероприятий, проводимых Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Пермскому краю, было выявлено, что в ряде отделений почтовой связи Соликамского почтамта УФПС Пермского края - филиала ФГУП «П» в бланках денежных переводов отсутствуют данные документа, удостоверяющего личность.

Проверкой установлено, что при отправке государственным инспектором денежных переводов в отделениях почтовой связи работниками отделений почтовой связи не проводилась идентификация отправителя перевода с данными документа, указанными отправителем в бланках почтовых переводов ф. 112эф. Во всех бланках почтовых переводов денежных средств отправителем неверно указаны идентификационные данные, а именно: номер документа, удостоверяющего личность; дата выдачи документа. Согласно Акту проверки, проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю от 29.12.2009. сведения в бланках исправлены в отделениях почтовой связи Соликамского почтамта УФПС Пермского края - филиала ФГУП «П».

Согласно п.227 Почтовых правил (приняты Советом глав Администраций связи Региональною содружества в области связи 22.04.1992 с введением с 01.10.1992) исправления, подчистки и повторные обведения написанного текста денежного перевода не допускаются.

Внесение исправлений в бланки почтовых переводов свидетельствует о не идентификации клиентов в момент обращения в отделения почтовой связи в соответствии с пп.1 п.1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Следовательно, внутренний контроль начальником Соликамского почтамта УФПС Пермского края - филиала ФГУП «П» Красиловым С.А. не организован.

В соответствии с п.3 ст.7 Федерального закона, в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация, не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях.

Приказом Комитета по финансовому мониторингу от 11.08.2003 №104 «Об утверждении Рекомендаций по отдельным Положениям правил внутреннего контроля, разрабатываемых организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (действовавшем в период с 11.08.2003 по 07.05.2009) для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждены рекомендуемые критерии выявления необычных сделок.

Правилами внутреннего контроля за операциями по приему и выплате почтовых переводов денежных средств ФГУП «П» (утверждены приказом ФГУП «П» 19.09.2007 №, согласованы Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия 18.09.2007 №), в соответствии с Приказом КФМ РФ от 11.08.2003 №104, к критериям выявления необычных сделок относятся почтовые переводы денежных средств, носящие запутанный или необычный характер и не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели (отправка или получение в течение недели 10 и более почтовых переводов денежных средств вне зависимости от их общей суммы по разным адресам или из разных объектов почтовой связи; оплата товаров или услуг организациям, не осуществляющим торговые сделки и т.п.).

В ходе изучения документов, представленных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю, установлено, что в проверяемый период через отделения почтовой связи Соликамского почтамта УФПС Пермского края - филиал ФГУП «П» государственным инспектором были осуществлены денежные переводы всего 11 операций. В соответствии с п.2.1 Правил внутреннего контроля за операциями по приему-выплате почтовых переводов денежных средств ФГУП «П» данные операции соответствовали критериям необычных сделок.

В нарушение п.3 ст.7 Федерального закона Соликамский почтамт УФПС Пермского края - филиал ФГУП «П» не выявил и не направил сведения по вышеуказанным операциям в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Следовательно, внутренний контроль начальником Соликамского почтамта УФПС УФПС Пермского края - филиала ФГУП «П» Красиловым С.А.. не организован.

Согласно п.2 доверенности ФГУП «П» от 06.04.2009 № Красилов С.А. осуществляет руководство почтамтом, а также является специальным должностным лицом, ответственным за организацию внутреннего контроля за почтовыми переводами денежных среде «в (приказ от 03,04.2009 №), Таким образом, Красилов С.А., осуществляя текущее руководство деятельностью почтамта и являясь специальным должностным лицом, ответственным за организацию внутреннего контроля за операциями по выплате и приему почтовых переводов денежных средств в Соликамском почтамте, обязан был обеспечить соблюдение возглавляемым им почтамтом требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации доходов, полученных, преступным путем, и финансированию терроризма.

Начальником Соликамского почтамта УФПС Пермского края - филиала ФГУП «П» Красиловым С.А. внутренний контроль не организован, что подтверждается изложенными выше фактами и материалами административного дела.

Следовательно, начальник Соликамского почтамта УФПС Пермского края - филиала ФГУП «П» Красилов С.А. нарушил требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.27 КоАП РФ.

В последующем административным органом было вынесено постановление по делу об административном правонарушении № от 25.03.2010 года, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Статья 15.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.

С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное указанной статьей, характеризуется неисполнением организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля. Диспозиция статьи носит отсылочный характер.

Довод заявителя о том, что он не может быть признан субъектом указанного административного правонарушения, суд находит не обоснованным. Красилов С.А. привлечен к административной ответственности в связи с неисполнением им как должностным лицом требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

К должностным лицам отнесены работники, полномочные выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, т.е. полномочные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия

Проверкой, проведенной Управлением Россвязькомнадзора по Пермскому краю установлено, Соликамский почтамт УФПС Пермского края - филиала ГУП «П» относится к организациям федеральной почтовой связи, о чем свидетельствует Устав ФГУП «П», утвержденный Министром РФ по связи и информатизации 11.02.2003 №ЛР-П5-815 и согласованный распоряжением Министерства имущественных отношений РФ 31.01.2003 №453-р, Положение об УФПС Пермской области - филиале ФГУП «П» в новой редакции, утвержденное генеральным директором ФГУП «П» 26.11.2003 и иные документы, имеющиеся в материалах дела, на которые распространяется действие Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Федеральный закон № 115-ФЗ).

Руководителем Соликамского почтамта УФПС Пермского края - филиала ФГУП «П» является Красилов С.А. (доверенность ФГУП «П» от 06.04.2009 №, приказ о приеме на работу от 03.04.2009 №).

Таким образом, Красилов С.А., является должностным лицом Соликамского почтамта УФПС Пермского края - филиала ФГУП «П», осуществляющим текущее руководство деятельностью почтамта и выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. Должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности, в том числе за непринятие мер по обеспечению соблюдения установленных законодательством правил и норм возглавляемым им почтамтом.

Нормативные правовые акты в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, опубликованы в официальном открытом источнике «Российской газете» и вступили в законную силу в 2003 году, в ФГУП «П» разработаны, утверждены и согласованы в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия правила внутреннего контроля за операциями по приему и выплате почтовых переводов денежных средств ФГУП «Почта России», которые содержат порядок учета необходимых сведений о физических и юридических лицах при приеме (выплате) почтовых переводов денежных средств, порядок проведения внутреннего контроля, а также права и обязанности специалиста, организующего работу по контролю за почтовыми переводами денежных средств.

Согласно п.4.1 Правил внутреннего контроля ответственными за организацию внутреннего контроля, в частности, в обособленных структурных подразделениях филиалов Предприятия являются начальники обособленных структурных подразделений, т.е. в рассматриваемом деле им является начальник Соликамского почтамта УФПС Пермского края - филиала ФГУП «П» Красилов С.А.

Кроме того, приказом директора УФПС Пермского края - филиала ФГУП «П» Г. от 03.04.2009 № Красилов С.А. назначен специальным должностным лицом, т.е. на него возложены функции по организации внутреннего контроля за операциями по приему и выплате почтовых переводов денежных средств с Соликамском почтамте.

Таким образом, начальнику Соликамского почтамта УФПС Пермского края - филиала ФГУП «П» Красилову С.А. было известно о необходимости исполнения возглавляемым им почтамтом правил и норм, установленных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе, о возложенной на организацию обязанности по идентификации клиентов, в соответствии с пп.1 п.1 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ, при осуществлении почтовых переводов

Таким образом, начальник Соликамского почтамта УФПС Пермского края - филиала ФГУП «П» Красилов С.А., осуществляя текущее руководство деятельностью почтамта (доверенность ФГУП «Почта России» от 06.04.2009 №, приказ о приеме на работу от 03.04.2009 №) и являясь специальным должностным лицом, ответственным за организацию внутреннего контроля за операциями по приему и выплате почтовых переводов денежных средств (приказ о назначении ответственного за организацию внутреннего контроля за операциями по приему и выплате почтовых переводов денежных средств в Соликамском почтамт, не предпринял все необходимые организационные меры по соблюдению возглавляемым им почтамтом требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Довод заявителя о том, что Правила внутреннего контроля не содержат критерия необычной сделки, к которому отнесены вменяемые Заявителю нарушения, суд находит не обоснованным

Согласно п.2 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ правила внутреннего контроля должны включатьпорядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности организации.

Правилами внутреннего контроля за операциями по приему и выплате почтовых переводов денежных средств ФГУП «П» (утверждены приказом ФГУП «П» 19.09.2007 №, согласованы Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций связи и охраны культурного наследия 18.09.2007 №33/4458), в соответствии с Приказом КФМ РФ от 11.08.2003 №104 (о данном факте свидетельствует ссылка на стр.1 Правил внутреннего контроля), к критериям выявления необычных сделок относятся почтовые переводы денежных средств, носящие запутанный или необычный характер и не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, т.е. согласно стр.4 Правил внутреннего контроля к критериям необычной сделка отнесена отправка или получение в течение недели 10 и более почтовых переводов денежных средств вне зависимости от их общей суммы по разным адресам или из разных объектов почтовой связи; оплата товаров или услуг организациям, не осуществляющим торговые сделки и т.п.

Учитывая, что правила внутреннего контроля направлены на создание условий для надлежащего исполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ, в том числе на выявление и представление информации о сделках подлежащих обязательному контролю, а также об операциях (сделках) вызывающих подозрения, правила должны неукоснительно соблюдаться организациями.

Согласно п.3.1.26 Должностной инструкции № начальника отделения почтовой связи № начальник ОПС осуществляет внутренний контроль за операциями по приему и выплате почтовых переводов денежных средств, в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ и Правил внутреннего контроля за операциями по приему и выплате почтовых переводов денежных средств.

Таким образом, начальник ОПС, в своей деятельности обязан также руководствоваться и пп.2.1, 4.3, 3.7 Правил внутреннего контроля,

Исходя из вышеизложенного, постановление № от 25.03.2010 года, вынесенное заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО К., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.27 КоАП РФ в отношении начальника Соликамского почтамта УФПС Пермского края - филиал ФГУП «П» Красилова С.А является законным и обоснованным, оснований для изменения или отмены указанного постановления суд не находит.

С учетом изложенного, и руководствуясь ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л

Постановление 04-10/8 от 25.03.2010 года, вынесенное заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО Казакиной С.В., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.27 КоАП РФ в отношении начальника Соликамского почтамта УФПС Пермского края - филиал ФГУП «П» Красилова С.А. оставить без изменения, жалобу Красилова С.А. без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Л.С. Денисова