Новочеркасский городской суд Ростовской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Новочеркасский городской суд Ростовской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2011г.
Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе судьи: Григорьева Д.Н., при секретаре Ковалевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях *** к ФКУ ИК -14 ГУФСИН России по ***, ГУФСИН России по *** о признании незаконным бездействия и понуждении обеспечить осужденных сантехническим оборудованием и комнатами воспитательной работы,
УСТАНОВИЛ
Ростовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях *** обратился с настоящим иском, ссылаясь на то, что проведена проверка соблюдения ФКУ ИК -14 ГУФСИН России по *** (далее - ФКУ ИК-14 (л.д. 145)) требований действующего уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
В силу п. 10 Положения об отряде осужденных исправительного учреждения ФСИН, утвержденного приказом Минюста России от ЧЧ.ММ.ГГ. ***, отряд обеспечивается отдельными жилыми и коммунально-бытовыми помещениями с учетом требований действующего законодательства и нормативных актов Минюста России.
В нарушение инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России, утвержденной приказом Министерства Юстиции РФ от ЧЧ.ММ.ГГ. ***, количество сантехнических приборов в общежитиях не соответствует количеству осужденных.
Также в учреждении не соблюдаются требования, установленные приказом ФСИН России от ЧЧ.ММ.ГГ. *** «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы». Так, в нарушение требований данного приказа в ФБУ ИК-14 выявлена нехватка 699 табуретов, в связи с чем, 699 осужденных не обеспечены табуретами.
В соответствии со ст. 110 УИК РФ, для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях создается материально-техническая база в соответствии с нормами, утвержденными Правительством РФ. Согласно постановлению Правительства РФ от ЧЧ.ММ.ГГ. *** «Об утверждении норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях», в отряде осужденных из 50 человек предусматривается не менее 1 комнаты воспитательной работы. Вопреки данному требованию, в некоторых отрядах учреждения указанные комнаты используются для проживания осужденных.
В адрес начальника ФБУ ИК-14 неоднократно вносились представления с требованием устранить нарушения закона. Однако администрацией учреждения действенных мер к устранению данных нарушений не принято.
Просил признать незаконным бездействие ФБУ ИК-14 в лице начальника учреждения в части обеспечения осужденных, содержащихся в ФБУ ИК-14, табуретами, сантехническими приборами, комнатами воспитательной работы; обязать ФБУ ИК-14 в лице начальника учреждения исполнить требования ст. 99 УИК РФ и обеспечить осужденных табуретами, сантехническими приборами, комнатами воспитательной работы.
Прокурор уточнил исковые требования, указав, что просит признать незаконным бездействие ФБУ ИК-14 в части обеспечения осужденных, содержащихся в ФБУ ИК-14, табуретами, сантехническими приборами, комнатами воспитательной работы; обязать ФБУ ИК-14 исполнить требования ст. 99 УИК РФ и обеспечить осужденных сантехническими приборами в количестве 36 умывальников (кранов), 61 унитазами, четырьмя комнатами для воспитательной работы в соответствии с нормами площади на одного осужденного (л.д. 41-42).
Помощник прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях *** в судебное заседание не явился, не смотря на надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела.
Ответчики настаивали на рассмотрении дела в отсутствие прокурора.
Суд с учетом мнения представителей ответчиков, нашел возможным рассмотреть, дело в отсутствие прокурора в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Ранее в судебных заседаниях прокурор на удовлетворении уточненного иска настаивал, пояснил, что Учреждение в своей деятельности в части обеспечения надлежащих бытовых условий содержания осужденных должно руководствоваться приказом Министерства Юстиции РФ от ЧЧ.ММ.ГГ. ***.
Представитель ФБУ УЧ – 398/14 ГУФСИН России по *** – ФИО1, действующая на основании доверенности (л.д. 35) возражала в отношении удовлетворения заявленных требований, в обоснование своей позиции пояснила, что приказ *** ДСП от ЧЧ.ММ.ГГ. «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных, и специализированных учреждений УИС Минюста РФ» издан Минюстом
РФ в части установления порядка проектирования исправительных и специализированных учреждений УИС МЮ РФ (Свод Правил 17-02 Минюста России) и не может устанавливать нормы материально-бытового обеспечения осужденных, т.к. согласно ст.2 Федерального закона от ЧЧ.ММ.ГГ. N 184-ФЗ "О техническом регулировании": «свод правил - это документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов».
Приказы с грифом ДСП в порядке п. 1.4; 1.7 ПП РФ от ЧЧ.ММ.ГГ. *** «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Федеральных органах исполнительной власти» содержат служебную информацию ограниченного распространения, которая не подлежит разглашению (распространению).
Указанный приказ МЮ РФ от ЧЧ.ММ.ГГ. *** ДСП в учреждение не поступал, что подтверждается справкой канцелярии ответчика от ЧЧ.ММ.ГГ. ***, в связи с чем письма и запросы ответчиком в ГУФСИН России по *** о выделении финансирования на установку унитазов, кранов и реконструкцию зданий не направлялись.
На основании ст. 8 Федерального закона от ЧЧ.ММ.ГГ. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не может быть ограничен доступ к следующей информации: к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления.
Указанное обстоятельство подтверждает доводы ответчика о том, что приказ Минюста России *** ДСП от ЧЧ.ММ.ГГ. не может устанавливать нормы материально-бытового обеспечения осужденных, которые в порядке ч. 3 ст. 99 УИК РФ устанавливаются Правительством РФ.
Кроме того финансирование из средств федерального бюджета на реконструкцию зданий и строений ответчика, не выделялось, что подтверждается справкой бухгалтерии учреждения от ЧЧ.ММ.ГГ. ***.
Полагала, что истцом не представлено доказательств бездействия ответчика, как не представлено и расчета количества унитазов и кранов, а также не указаны места их установки.
Лимит содержания составляет 2338 человек фактически содержится 1826 человек.
Таким образом из расчета 2338 человек :15-118 необходимо установить 37 унитазов, 5 кранов.
Исходя из фактической численности 1826 человек: 15- 118 = необходимо установить 4 унитаза, и 28 кранов составляют излишки.
Кроме того, фактическая численность осужденных, отбывающих у ответчика уголовное наказание в виде лишения свободы, постоянно уменьшается, так на начало рассмотрения дела ЧЧ.ММ.ГГ. численность осужденных составляла 1891 чел, на ЧЧ.ММ.ГГ.- 1826 человек., уменьшение численности осужденных происходит за счет этапирования осужденных с большими сроками уголовного наказания в другие колонии так как в связи с Распоряжением Правительства РФ от ЧЧ.ММ.ГГ.. ***-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» ответчик из исправительной колонии строго режима будет перепрофилирован в тюрьму общего режима. Постановлением Правительства РФ от ЧЧ.ММ.ГГ.. г. *** «Развитие уголовно-исполнительной системы на 2007-2016 г», на территории ответчика в 2014-2016 г. предусмотрено строительство 2-х общежитий по 200 мест и по завершению строительства ответчиком будут соблюдены все установленные нормы материально -бытового обеспечения осужденных. Федеральная программа направлена на улучшение содержания осужденных, соблюдения норм и правил их материально-бытового обеспечения. Программа рассчитана на период 2007-2017 годы, в связи с чем, учреждения финансируются на проведение реконструкции и строительству только рамках целевой федеральной программы.
Наличие в учреждении комнат воспитательной работы подтверждается обеими сторонами по делу. В связи с проведением ремонтных работ в общежитиях осужденных, комнаты для воспитательной работы частично, на период ремонта, заселены осужденными.
Так же отметила, что указав, что приказ на который ссылается прокурор, касается только вновь проектируемых колоний, а ИК-14 строилось с 1965 году, и с учетом реконструкций и дополнительного строительства последнее здание выстроено в 2002 году, что следует из технического паспорта.
Ответчик полагает, что он принимает все зависящие от него меры по улучшению материально-бытового обеспечения осужденных.
Представитель ГУФСИН России по *** ФИО2, действующий на основании доверенности (л.д.147), в отношении удовлетворения заявленных требований возражал.
ФИО2 пояснил, что истец не предоставил доказательств подтверждающих сам факт бездействия либо незаконности конкретных действий обоих ответчиков.
Распоряжением Правительства РФ ***-р от ЧЧ.ММ.ГГ. утверждена Концепция развития УИС РФ до 2020 года.
В отношении обеспечения осужденных сантехническими приборами, истец ссылается на нормы утвержденные приказом Минюста России от ЧЧ.ММ.ГГ. ***-дсп. Следует учитывать, что нормы, закрепленные данной инструкцией, распространяются на вновь строящиеся здания и сооружения и не могут распространяться на постройки 60-80 годов.
Если принимать во внимание нормы закрепленные указанным приказом Минюста России от ЧЧ.ММ.ГГ. ***-дсп, то исходя из установленного лимита осужденных в учреждении 2338 чел. при норме кол-ва сантехнических приборов, утвержденной данным приказом (1 унитаз на 15 чел. и 1 умывальник на 15 чел.) в отрядах учреждения должно быть установлено 155 унитазов и 155 умывальников. На данный момент в учреждении установлено 118 унитазов и 150 умывальников, что не мешает осужденным соблюдать правила личной гигиены, поскольку на настоящее время в учреждении содержится 1826 осужденных.
В связи с изложенным для обеспечения осужденных указанными приборами учреждению необходимо иметь 121 унитаз и 121 умывальник (1826 : 15 = 121).
Жалоб от осужденных по данному вопросу в адрес администрации учреждения не поступало.
Также указал, что УЧ-398/14 строилось в 1960 -1980 годы, для установки недостающего кол-ва сантехнических приборов без уменьшения жилой площади отрядов, учреждение нуждается в переоборудовании и капитальном строительстве.
Что касается, обеспечения осужденных недостающим количеством комнат для воспитательной работы, следует учитывать, что для исполнения данных требований учреждению также необходимо провести работы по увеличению жилой площади отрядов (капитальному строительству зданий и сооружений). В соответствие с данными предоставленными специализированной расчетной организацией ООО «Арсеналстрой» по аналогии с проведенными расчетами по строительству одного общежития на 200 мест по проекту-аналогу, разработанному для УЧ-398/10 ГУФСИН России по РО общая стоимость работ составила около 70000000 рублей в ценах на 3 квартал 2009 года.
В связи с отсутствием финансирования, учреждение своими силами произвести строительные работы по увеличению жилой площади отрядов не может. Однако правительством РФ разработана программа «Развитие уголовно-исполнительной системы 2007-2016 годы» утвержденная постановлением Правительства РФ от ЧЧ.ММ.ГГ. *** в соответствии, с которой к 2016 году на территории УЧ-398/14 будут построены два общежития по 200 мест, что позволит обеспечить осужденных всем необходимым.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Ростовским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях *** проведена проверка соблюдения ФБУ ИК-14 требований действующего уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки установлено нарушение норм обеспеченности осужденных сантехническими приборами, в связи с чем прокурор полагает, что во-первых бездействие администрации ИК-14 в данной части носит незаконный характер, во-вторых администрация в соответствии со ст. 99 УИК РФ должна установить 36 умывальников (кранов), 61 унитаз, и обеспечить четыре комнаты для воспитательной работы.
Вместе с тем, ст. 99 УИК РФ не устанавливает нормы материально-бытового обеспечения осужденных, а говорит о том, что указанные нормы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Расчет прокурора основан на положениях Приказа Минюста России ***-ДСП от ЧЧ.ММ.ГГ. утверждающего Инструкцию по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России, в соответствии с п. 9.6 которой норма умывальников и унитазов в мужских ИУ составляет 1 прибор на 15 человек.
Однако как следует из материалов дела, ГУФСИН по *** в 2008-2010 годах финансирование из федерального бюджета по программе капитального строительства не получало.
Из технического паспорта ИК-14 следует, что здания и сооружения учреждения возведены до 2003 года (с 1965- 2002 г.г.), в связи с чем в указанных зданиях нормы сантехнических приборов не могут соответствовать нормам, предусмотренным инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, утвержденной приказом Минюста РФ от ЧЧ.ММ.ГГ. ***.
Кроме того, как следует из материалов дела, лимит осужденных в ИК-14 в соответствии с Приказом Минюста РФ от ЧЧ.ММ.ГГ. *** составляет 2338 человек, фактически содержится 1826 осужденных, в связи с чем права осужденных, в области материально-бытового обеспечения не нарушены.
О том же свидетельствует и справка ИК-14 об отсутствии жалоб осужденных в отношении обеспечения сантехническими приборами (л.д. 137).
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от ЧЧ.ММ.ГГ. ***-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» ответчик из исправительной колонии строго режима будет перепрофилирован в тюрьму общего режима.
Постановлением Правительства РФ от ЧЧ.ММ.ГГ.. г. *** «Развитие уголовно-исполнительной системы на 2007-2016 г.», на территории ИК-14 в 2014-2016 г. запланировано строительство 2-х общежитий по 200 мест.
Кроме того, из материалов дела следует, что Учреждение имеет четыре комнаты воспитательной работы, которые были заселены осужденными на период производства ремонта в жилых помещениях, что подтверждается справкой (л.д. 64).
Следует отметить, что материалы дела свидетельствуют о том, что администрацией Учреждения проводится работа по приобретению, и замене сантехнических приборов (л.д. 47, 65,66).
Правоотношения лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и ГУФСИН России по ***, ИК-14 имеют публично-правовой характер.
При указанных выше обстоятельствах судом не установлено неправомерного бездействия указанных субъектов в связи с реализацией своих полномочий. Меры по надлежащему содержанию осужденных принимались в пределах выделенного объема финансирования с учетом материально-технической базы. Решения ГУФСИН и ФСИН России в связи с установлением лимита наполнения осужденных прокурором не оспорены.
Таким образом, суд находит заявленные исковые требования не обоснованными в связи с чем не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях *** к ФКУ ИК -14 ГУФСИН России по ***, ГУФСИН России по *** о признании незаконным бездействия и понуждении обеспечить осужденных сантехническим оборудованием и комнатами воспитательной работы, Отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течении десяти дней с момента вынесения решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 23 мая 2011 г.
Судья Д.Н. Григорьев