ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 19.05.2011 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

                                                                                    Октябрьский районный суд г. Новороссийска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Октябрьский районный суд г. Новороссийска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

-РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 мая 2011 года г. Новороссийск

Октябрьский районный суд города Новороссийска Краснодарского края в составе:

председательствующего Бокий Н. М.,

при секретаре Переверзевой Р. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Юггазсервис» (г. Новороссийск) о понуждении к заключению договора,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Новороссийска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Юггазсервис» (г. Новороссийск) о понуждении к заключению договора.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что в ходе проведенной проверки было установлено, что ответчик и третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора – открытое акционерное общество «Краснодаркрайгаз» (г. Краснодар) – осуществляют деятельность в сфере эксплуатации объектов газового хозяйства и газораспределительных систем, находящихся на территории муниципального образования город Новороссийск. При этом на территории муниципального образования город Новороссийск в настоящее время отсутствует единая для всей системы газового хозяйства аварийно-диспетчерская служба (далее — ЕАДС), осуществляющая прием сообщений об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на объектах газового хозяйства с использованием единого телефонного номера «04». В настоящее время все без исключения входящие вызовы на указанный телефонный номер – вне зависимости от того, какая организация эксплуатирует соответствующий объект газового хозяйства – поступают в аварийно-диспетчерскую службу ответчика; при этом условия для дальнейшего оповещения аварийных служб третьего лица не созданы. Указанное обстоятельство обусловлено тем, что ранее все без исключения организации газового хозяйства являлись государственными, а ЕАДС являлись структурными подразделениями таких организаций. При приватизации государственного предприятия «Новороссийскгоргаз» (г. Новороссийск) посредством преобразования открытое акционерное общество «Юггазсервис» (г. Новороссийск) ЕАДС из состава структурных подразделений приватизируемого государственного предприятия в качестве самостоятельного юридического лица выделена не была. В соответствии с действующим законодательством для локализации и ликвидации аварийных ситуаций в газовых хозяйствах городских и сельских поселений при газораспределительных организациях должны создаваться единые аварийно-диспетчерские службы с городским телефоном «04» с круглосуточной работой. Во исполнение положений действующего законодательства 18 октября 2010 года третьим лицом ответчику было направлено предложение о заключении в срок не позднее 22 октября 2010 года договора о совместной деятельности (оферта), которое предусматривает порядок создания и функционирования ЕАДС, порядок информационного взаимодействия сторон при получении сведений об авариях (инцидентах) на объектах газового хозяйства, порядок взаимных расчетов сторон, порядок взаимного обеспечения безопасности объектов газового хозяйства, обслуживаемых каждой из сторон договора, в том числе при возникновении аварий (инцидентов) на соответствующих объектах, то есть является необходимым и достаточным правовым основанием для создания и эффективной деятельности ЕАДС. Ответчик полученное предложение о заключении договора (оферту) в установленном порядке не акцептовал, отказ от акцепта либо акцепт на иных условиях (протокол разногласий) в адрес третьего лица не направил. Считает, что заключение договора о совместной деятельности, существенные условия которого содержатся в оферте третьего лица, является для ответчика обязательным. Отсутствие в настоящее время договора о совместной деятельности ответчика и третьего лица по созданию ЕАДС исключает промышленную безопасность соответствующих опасных производственных объектов, под которой в соответствии с законом понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на таких объектах и их последствий, то есть нарушает интересы неопределенного круга лиц. Кроме того, бездействие ответчика нарушает основные принципы законодательства о противодействии с терроризмом. Просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся с неисполнении требований Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также обязать ответчика заключить с третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора – открытым акционерным обществом «Краснодаркрайгаз» (г. Краснодар) договор о совместной деятельности по созданию единой аварийно-диспетчерской службы с использованием единого телефонного номера «04».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество «Краснодаркрайгаз» (г. Краснодар) и муниципальное учреждение «Управление гражданской защиты» (г. Новороссийск).

В судебном заседании помощник прокурора города Новороссийска Поляков А. Ю. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся с неисполнении требований Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также обязать ответчика заключить с третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора – открытым акционерным обществом «Краснодаркрайгаз» (г. Краснодар) договор о совместной деятельности на условиях, изложенных в предложении о заключении договора от 18 октября 2010 года.

Представитель ответчика ФИО3 иск не признала, указав, что ответчиком неоднократно направлялся истцу план взаимодействия при возникновении инцидентов и аварий на объектах газового хозяйства, который является надлежащей правовой основой взаимодействия ответчика и третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора. Кроме того, закон не предусматривает обязанность ответчика заключить договор о совместной деятельности. Просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – открытого акционерного общества «Краснодаркрайгаз» (г. Краснодар) – ФИО4 просил удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – муниципального учреждения «Управление гражданской защиты» (г. Новороссийск) – ФИО8. – просил удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.

Требования об урегулировании разногласий, возникших относительно существенных условий договора о совместной деятельности, о понуждении к заключению которого заявлены исковые требования, ответчиком не заявлены.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, ответчик и третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора – открытое акционерное общество «Краснодаркрайгаз» (г. Краснодар) – осуществляют деятельность в сфере эксплуатации объектов газового хозяйства и газораспределительных систем, находящихся на территории муниципального образования город Новороссийск, что следует из объяснений представителей лиц, участвующих в деле.

Ответчик является юридическим лицом, созданным 30 марта 1993 года путем реорганизации арендного предприятия «Производственный проектно-эксплуатационный трест «Новороссийскгоргаз» (г. Новороссийск) (далее — предприятие) в открытое акционерное общество.

Как следует из устава предприятия, на момент приватизации предприятия в его состав в качестве структурного подразделения входила, в частности, аварийно-диспетчерская служба.

В соответствии с планом приватизации предприятия, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению государственным имуществом Краснодарского края, в состав приватизируемого имущества были включены, в частности, здание заглубленного склада гражданской обороны с диспетчерским пунктом аварийно-диспетчерской службы, расположенное по адресу:  (номер №, инвентарный номер №); аварийно-диспетчерская службы из состава структурных подразделений приватизируемого государственного предприятия в качестве самостоятельного юридического лица выделена не была.

Из объяснений представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – муниципального учреждения «Управления гражданской защиты» (г. Новороссийск) – следует, что на территории муниципального образования город Новороссийск по настоящее время отсутствует единая для всей системы газового хозяйства аварийно-диспетчерская служба (далее — ЕАДС), осуществляющая прием сообщений об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на объектах газового хозяйства с использованием единого телефонного номера «04; в настоящее время все без исключения входящие вызовы на указанный телефонный номер – вне зависимости от того, какая организация эксплуатирует соответствующий объект газового хозяйства – поступают в аварийно-диспетчерскую службу ответчика; при этом условия для дальнейшего оповещения аварийных служб третьего лица не созданы.

Решением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации муниципального образования город Новороссийск от 23 сентября 2010 года № 30 филиалу третьего лица – ОАО «Краснодаркрайгаз» (г. Краснодар) в г. Новороссийске – и ответчику рекомендовано в срок до 23 октября 2010 года создать единую аварийно-диспетчерскую службу с единым телефонным номером «04» (далее — ЕАДС) в целях обеспечения безопасности объектов газового хозяйства, обслуживаемых указанными организациями на территории муниципального образования город Новороссийск.

Во исполнение указанного решения органа местного самоуправления 18 октября 2010 года третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора – открытым акционерным обществом «Краснодаркрайгаз» (г. Краснодар) (Сторона-1) – ответчику (Сторона-2) было направлено предложение о заключении в срок не позднее 22 октября 2010 года договора о совместной деятельности (оферта), содержащее следующие существенные условия: стороны договора обязуются совместно действовать в целях создания единой системы взаимного обмена информацией, связанной с обеспечением безопасности объектов газового хозяйства, обслуживаемых сторонами, в порядке и пределах, установленных договором; договор не затрагивает деятельность каждой из сторон настоящего договора, связанную с обеспечением безопасности объектов газового хозяйства; Сторона-2 обязуется безвозмездно совершать прием и передачу (переадресацию) Стороне-1 поступающих по телефонному номеру «04» в аварийно-диспетчерскую службу Стороны-2 (далее — АДС) входящих вызовов о возникновении аварий (инцидентов) на объектах газового хозяйства, обслуживаемых Стороной-1 (далее — Объекты), а Сторона-1 обязуется за свой счет создать систему взаимного обмена соответствующей информацией между сторонами, а также возмещать Стороне-2 фактические расходы, связанные с использованием каналов связи, обеспечивающих поступление входящих вызовов по телефонному номеру «04», в размере, определяемом договором; под Объектами понимаются обслуживаемые Стороной-1 газопроводы и иные объекты газового хозяйства, перечень которых определен в Приложении № 1 к договору либо сведения о которых предоставлены Стороной-1 Стороне-2 в порядке, установленном договором; в том случае, если при выполнении одной из сторон настоящего договора аварийных работ выявляется, что авария (инцидент) фактически связаны с объектами газового хозяйства, обслуживаемыми другой стороной, а характер и обстоятельства аварии либо инцидента исключают самостоятельное и своевременное принятие мер по ликвидации последствий аварии (инцидента) указанной стороной, сторона, выполняющая аварийные работы, обязана принять соответствующие меры своими силами и средствами без последующего возмещения цены работ стороной, обслуживающей соответствующий объект; совместная деятельность сторон должна соответствовать требованиям законодательства, актам технического регулирования, в том числе строительным нормам и правилам, государственным и отраслевым стандартам и иным обязательным требованиям и правилам; при исполнении обязательств по договору каждая из сторон обязана содействовать другой стороне в исполнении обязательств, а также оперативно информировать другую сторону о любых обстоятельствах, имеющих значение для локализации и ликвидации аварий (инцидентов) на Объектах, в том числе о ходе и результатах ремонтно-восстановительных работ; право собственности на имущество, предоставленное стороной договора в целях исполнения обязательств по договору, сохраняется за соответствующей стороной; при этом режим общей долевой собственности сторон на указанное имущество не распространяется; Сторона-2 обязана вносить изменения и дополнения в план локализации и ликвидации аварий в части действий диспетчера при поступлении входящих вызовов, касающихся Объектов, направляя экземпляр соответствующего плана Стороне-1; при поступлении в АДС входящего вызова либо сведений о возникновении аварий (инцидентов) на Объектах, незамедлительно переадресовать входящий вызов либо передать полученные сведения Стороне-1 посредством телефонной или факсимильной связи по телефонным номерам +7 8617 61 43 01 или 051; фиксировать все без исключения входящие вызовы (сведения) об авариях и инцидентах на объектах газового хозяйства, поступающие в АДС, как связанные с Объектами, так и касающиеся иных объектов газового хозяйства, в журнале регистрации аварийных и ремонтных заявок; Сторона-1 обязана своевременно предоставлять Стороне-2 сведения о новых Объектах; предоставить Стороне-2 сведения об ответственных лицах эксплуатационной службы Стороны-1; предоставить по требованию Стороны-2 документы и/или сведения, необходимые для исполнения обязательств по договору; Сторона-1 обязана ежемесячно возмещать Стороне-2 часть фактических расходов Стороны-2, связанных с использованием каналов связи, обеспечивающих поступление входящих вызовов по телефонному номеру «04», в размере, пропорциональном соотношению общего количества входящих вызовов, поступивших в АДС, и количества входящих вызовов, поступивших в АДС и переадресованных Стороне-1, которые касаются Объектов; возмещение затрат производится в разумный срок с момента получения Стороной-1 от Стороны-2 счета на оплату и копий первичных бухгалтерских документов, подтверждающих соответствующие затраты; стороны несут ответственность за нарушение обязательств по договору в соответствии с действующим гражданским законодательством; споры, возникающие между сторонами договора, рассматриваются в Арбитражном суде Краснодарского края; договор может быть изменен и расторгнут в порядке, установленном законом; Сторона-1 вправе в одностороннем внесудебном порядке изменить договор в части перечня Объектов посредством направления Стороне-2 письменного уведомления о дополнении либо исключении соответствующих объектов газового хозяйства; в случае объявления стороны договора несостоятельным (банкротом) либо реорганизации стороны обязательства сторон по настоящему договору сохраняются.

Условия, носящие явно обременительный характер, направленная ответчику оферта не содержит.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что направленная третьим лицом ответчику оферта предусматривает порядок создания и функционирования ЕАДС, порядок информационного взаимодействия сторон при получении сведений об авариях (инцидентах) на объектах газового хозяйства, порядок взаимных расчетов сторон, порядок взаимного обеспечения безопасности объектов газового хозяйства, обслуживаемых каждой из сторон договора, в том числе при возникновении аварий (инцидентов) на соответствующих объектах, то есть является необходимым и достаточным правовым основанием для создания и эффективной деятельности ЕАДС.

Ответчик полученное предложение о заключении договора (оферту) в установленном порядке не акцептовал, отказ от акцепта либо акцепт на иных условиях (протокол разногласий) в адрес третьего лица не направил.

При этом ОАО «Юггазсервис» со своей стороны разработало план взаимодействия оперативных служб при ликвидации аварий на отдельных газопроводах, обслуживаемых ОАО «Краснодаркрайгаз», и предложило ОАО «Краснодаркрайгаз» начать техническое подключение к телефонной линии «04».

Между тем в соответствии со статьями 9, 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Закон) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте обязана осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников; создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

К опасным производственным объектам относятся, в частности, объекты газового хозяйства и газораспределительные системы (пункт 1 Приложения № 1 к Закону).

В силу пункта 11.1 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора Российской Федерации от 18 марта 2003 года № 9, для локализации и ликвидации аварийных ситуаций в газовых хозяйствах городских и сельских поселений при газораспределительных организациях должны создаваться единые аварийно-диспетчерские службы с городским телефоном «04» с круглосуточной работой.

С учетом изложенного, заключение договора о совместной деятельности, существенные условия которого содержатся в оферте третьего лица, является для ответчика в соответствии с законом обязательным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (пункт 1 статьи 421, пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации требование о понуждении к заключению договора, когда заключение договора является для стороны обязательным, может быть заявлено также прокурором в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц.

Отсутствие в настоящее время договора о совместной деятельности ответчика и третьего лица по созданию ЕАДС исключает промышленную безопасность соответствующих опасных производственных объектов, под которой в соответствии со статьей 1 Закона понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на таких объектах и их последствий, то есть нарушает интересы неопределенного круга лиц.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд также исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах; не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Из имеющихся в материалах дела письменных доказательств следует, что ответчик, осуществляющий деятельность по транспортировке газа и обслуживанию объектов газового хозяйства, необоснованно уклоняясь от заключения договора о совместной деятельности по созданию ЕАДС, направляло потенциальным контрагентам третьего лица ОАО «Краснодаркрайгаз» (в частности, в ОАО «Новороссийский судоремонтный завод», ОАО «Птицефабрика «Новороссийск», ОАО «Черномормебель», ООО «Классик Миг», войсковой части №, индивидуальному предпринимателю ФИО1), имеющим намерение заключить с последним договоры об обслуживании объектов газового хозяйства, предупреждения о перерыве в транспортировке газа в случае заключения таких договоров с ОАО «Краснодаркрайгаз», мотивируя свою позицию отсутствием у ОАО «Краснодаркрайгаз» аварийно-диспетчерской службы, использующей телефонный номер «04».

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика, уклоняющегося от соблюдения требований законодательства о безопасности объектов газового хозяйства и создания единой и самостоятельной аварийно-диспетчерской службы «04», а также использующего существующую АДС «04» исключительно в собственной деятельности, содержат признаки недобросовестного использования своего преимущественного положения в целях недопущения конкуренции в форме создания препятствий доступу ОАО «Краснодаркрайгаз» на товарный рынок.

Доводы ответчика о том, что правовым основанием для совместной деятельности ответчика и третьего лица должен являться план взаимодействия указанных лиц при ликвидации аварий (инцидентов), а не договор о совместной деятельности, не имеют правового значения по следующим основаниям.

Из содержания разработанного ответчиком плана следует, что им регулируется лишь порядок взаимодействия оперативных служб при ликвидации аварий (инцидентов) на 3 (трех) газопроводах, обслуживаемых ОАО «Краснодаркрайгаз»; при этом сами порядок создания и деятельность ЕАДС указанный план не затрагивает, по своей правовой природе не является для ответчика обязательным и не обеспечивает соблюдение положений Порядка сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 года № 334, пункта 11.1 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (ПБ 12-529-03), Порядка сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий муниципального образования г. Новороссийск от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Главы администрации г. Новороссийска от 9 августа 2006 года № 2609.

Предложение о техническом подключении ОАО «Краснодаркрайгаз» к телефонной линии является лишь отдельным аспектом взаимодействия ответчика и ОАО «Краснодаркрайгаз» при создании ЕАДС, который носит исключительно технический характер и не свидетельствует об акцепте оферты ОАО «Краснодаркрайгаз».

При таких обстоятельствах план взаимодействия ответчика с иными лицами при ликвидации аварий (инцидентов) на объектах газового хозяйства по своей правовой природе представляет собой закрепленную в письменной форме абстрактную модель предполагаемого поведения ответчика, которая не может подменять собой договор как соглашение об установлении, изменении и прекращении гражданских прав и обязанностей, являющееся основанием возникновения соответствующего обязательства.

На основании изложенное, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся с неисполнении требований Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Обязать открытое акционерное общество «Юггазсервис» (г. Новороссийск) заключить с открытым акционерным обществом «Краснодаркрайгаз» (г. Краснодар) договор о совместной деятельности на условиях, содержащихся в оферте открытого акционерного общества «Краснодаркрайгаз» (г. Краснодар) от 18 октября 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение 10 дней.

Копия верна:

Председательствующий / Н.М.Бокий /

Решение изготовлено в окончательной форме 24.05.2011 г.