Верховный Суд Удмуртской Республики Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Верховный Суд Удмуртской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 августа 2010 года г.Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе
председательствующего судьи Глуховой И.Л.,
с участием прокурора Соловьева А.Д.,
при секретаре Утробине А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «УК-Недвижимость» о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 3 Постановления Правительства Удмуртской Республики №358 от 14 декабря 2009 года «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года»
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «УК-Недвижимость» (далее - ООО «УК-Недвижимость») обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с заявлением об оспаривании пункта 3 Постановления Правительства Удмуртской Республики № 358 от 14 декабря 2009 года «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года». В обоснование своих требований заявитель указал, что на основании договора аренды земли № 2345 от 03.12.2002г. является арендатором земельного участка в г.Ижевске ул.Зенитная, 4, кадастровый номер участка 18:26:020627:0008. В соответствии с Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008г. №275 кадастровая стоимость данного земельного участка была утверждена в размере 658 448,70 рублей. Постановлением Правительства Удмуртской Республики №358 от 14.12.2009г. кадастровая стоимость данного земельного участка была увеличена и составила 31 057 413,30 рублей. Пунктом 3 данного постановления его действие было распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2009 года. В связи с этим Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г.Ижевска произвело перерасчет арендной платы за 2009 год в отношении арендуемого заявителем земельного участка, исходя из его кадастровой стоимости, установленной постановлением Правительства Удмуртской Республики №358 от 14.12.2009г., и выставило счет на оплату от 23.03.2010г. Заявитель полагает, что норма пункта 3 постановления Правительства Удмуртской Республики №358 от 14.12.2009г., распространяющая действие данного нормативного акта на ранее возникшие правоотношения, противоречит ст.4 ГК РФ, согласно которой придание обратной силы актам гражданского законодательства является исключительной прерогативой законодателя и возможно только при принятии федеральных законов. Органы исполнительной власти субъектов РФ при принятии нормативных правовых актов не наделены полномочиями по приданию этим актам обратной силы. Федеральное законодательство не содержит норм, допускающих возможность придания обратной силы актам, регулирующим порядок определения (изменения) кадастровой стоимости земельных участков. Полагает, что пункт 3 оспариваемого постановления Правительства Удмуртской Республики №358 от 14.12.2009г. нарушает права заявителя, поскольку влечет увеличение арендной платы за пользование земельным участком за 2009 год. Поэтому заявитель просит признать данную норму недействующей ввиду ее противоречия федеральному законодательству.
В судебном заседании представитель ООО «УК-Недвижимость» Щербаков А.И. на удовлетворении заявления настаивал. Представил суду письменные объяснения в обоснование своих требований.
Представитель Правительства Удмуртской Республики Смирнова Л.А. заявление полагала необоснованным и не подлежащим удовлетворению. В объяснениях ссылалась на то, что оспариваемая норма принята уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и не противоречит федеральному законодательству. Полагает, что оспариваемое постановление №358 от 14.12.2009г. направлено на регулирование земельных правоотношений, которые в данном случае являются публично-правовыми, а не гражданско-правовыми. Поэтому нет оснований для признания его противоречащим нормам ГК РФ. Полагает, что права заявителя оспариваемым нормативным правовым актом не нарушены, поскольку вопросы установления арендной платы за пользование земельным участком относится к сфере взаимоотношений заявителя и органов местного самоуправления.
Суд, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, заключение прокурора, полагавшего заявление необоснованным, приходит к выводу, что заявление ООО «УК-Недвижимость» не подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Таким образом, право утверждения кадастровой оценки земель предоставлено Правительству Удмуртской Республики как органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что оспариваемое постановление №358 от 14.12.2009г. «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года» принято Правительством Удмуртской Республики в пределах предоставленных ему законом полномочий.
Оспариваемое постановление носит нормативный характер, поскольку принято органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, опубликовано и устанавливает правовые нормы в сфере кадастровой оценки земель, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
Оспариваемое постановление непосредственно затрагивает права и законные интересы ООО «УК-Недвижимость», поскольку изменение кадастровой стоимости земельного участка и распространение указанных норм на ранее возникшие правоотношения влияет на размер арендных платежей, подлежащих уплате заявителем за пользование земельным участком.
Согласно п.п.2 п.1 ст.26 ГПК РФ данное гражданское дело относится к подсудности Верховного Суда Удмуртской Республики.
Из материалов дела следует, что ООО «УК-Недвижимость» на основании заключенного с Администрацией г.Ижевска договора аренды земли от 03.12.2002г. №2345 и соглашения №2345/3 от 18.01.2007г. о переходе прав и обязанностей по договору аренды и внесений изменений в договор аренды земли является арендатором земельного в г.Ижевске ул.Зенитная, 4 общей площадью 1335 кв.м. (кадастровый номер участка 18:26:020627:0008). Согласно прилагаемого к договору расчета размер арендных платежей за пользование земельным участком зависит от его кадастровой стоимости.
В связи с принятием Правительством Удмуртской Республики постановления № 358 от 14.12.2009г., изменяющего кадастровую стоимость арендуемого ООО «УК-Недвижимость земельного участка», Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г.Ижевска произвело перерасчет арендной платы за пользование данным земельным участком за 2009 год и направило счет от 23.03.2010г. № 3-738 на сумму 155 287 руб. 07 коп.
В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008г. № 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года» кадастровая стоимость находящегося в пользовании заявителя земельного участка в г.Ижевске ул.Зенитная, 4 была установлена в размере 658 448 руб. 70 коп.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики №358 от 14.12.2009г. внесены изменения в ранее принятое постановление от 24.11.2008г. №275, которым кадастровая стоимость данного земельного участка увеличена до 31 057 413 руб. 30 коп. Из преамбулы данного постановления следует, что оно принято в соответствии с частями 4 и 5 ст.28 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», т.е. в связи с выявленной кадастровой ошибкой.
Не оспаривая установленную постановлением Правительства Удмуртской Республики №358 от 14.12.2009г. кадастровую стоимость арендуемого земельного участка, заявитель просит признать недействующим лишь пункт 3 данного постановления, которым его действие распространено на правоотношения, возникшие в 01.01.2009г. Полагает, что норма пункта 3 постановления Правительства Удмуртской Республики противоречит пункту 1 статьи 4 ГК РФ. Полагает, что в силу пункта 1 статьи 4 ГК РФ придание обратной силу актам гражданского законодательства являются исключительной прерогативой законодателя и может устанавливаться только федеральными законами. Органы исполнительной власти субъектов РФ при принятии нормативных правовых актов не вправе придавать им обратную силу и распространять их действие на ранее возникшие правоотношения.
Оценивая эти доводы заявителя, суд находит их необоснованными по следующим основаниям.
Оспариваемое постановление принято Правительством Удмуртской Республики в рамках полномочий, определенных Земельным кодексом РФ, Федеральным Законом «О государственном кадастре недвижимости», а именно, об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов для целей налогообложения и иных целей. В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 25.08.1999г. № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» и пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г. №316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Оспариваемое постановление Правительство Удмуртской Республики №358 от 14.12.2009г. об утверждении государственной кадастровой оценки земель регулируют земельные отношения и в силу пункта 3 статьи 2 Земельного кодекса РФ относятся к актам, содержащим нормы земельного права.
Как правомерно указывает представитель Правительства Удмуртской Республики, оспариваемое постановление регулирует правоотношения в сфере установления кадастровой стоимости земельных участков, которые по свое природе и сути являются публично-правовыми, поскольку одна из сторон в этих правоотношениях действует властнообязывающим образом. Поэтому с учетом положений статьи 2 ГК РФ оспариваемый акт не может быть отнесен к актам, регулирующим гражданские правоотношения. В силу этого отсутствуют основания для вывода о противоречии его нормам гражданского законодательства, в частности, положениям пункта 1 статьи 4 ГК РФ.
Кроме того, пункт 1 статьи 4 ГК РФ регулирует вопросы, касающиеся действия во времени актов гражданского законодательства. Понятие гражданского законодательства дано в пункте 1 статьи 3 ГК РФ, согласно которой гражданское законодательство состоит из Гражданского Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса. Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт не может быть отнесен к актам гражданского законодательства, положения пункта 1 статьи 4 ГК РФ в данном случае не применимы.
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее, чем через 10 дней после их официального опубликования.
Таким образом, пункт 5 статьи 8 данного Федерального закона предусматривает специальный порядок вступления в силу только законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регламентирующих непосредственно вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина. В отношении остальных нормативных правовых актов таких ограничений не установлено.
Защита прав и свобод человека и гражданина как предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ установлена пунктом «б» части 1 статьи 72 Конституции РФ.
Оспариваемое постановление регулирует правоотношения в сфере установления кадастровой стоимости земельных участков, полномочия субъекта РФ по данным вопросам установлены пунктом «к» части 1 Конституции РФ. Данное постановление Правительства Удмуртской Республики не связано с регулированием вопросов защиты прав и свобод человека и гражданина, а потому предусмотренное в пункте 5 статьи 8 ФЗ от 06.10.1999г. № 184-ФЗ правило, исключающее возможность придания им обратной силы, к оспариваемому нормативному правовому акту органа исполнительной власти Удмуртской Республики не применимо.
С учетом изложенного Правительство Удмуртской Республики имело право распространить действие указанного постановления №358 от 14.12.2009г. на правоотношения, возникшие с 01 января 2009 года. Пункт 3 оспариваемого постановления, распространяющий его действие на ранее возникшие правоотношения, не противоречит и статье 13 Закона Удмуртской Республики от 02.03.2001г. № 6-РЗ « О Правительстве Удмуртской Республики», согласно которой постановления Правительства Удмуртской Республики, за исключением постановлений, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их подписания, если самими указанными постановлениями Правительства Удмуртской Республики не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Учитывая, что оспариваемое постановление №358 от 14.12.2009г. не связано с регулированием вопросов защиты прав и свобод человека и гражданина, Правительство Удмуртской Республики имело право в самом постановлении определить порядок его вступления в силу.
С учетом вышеизложенного суд находит несостоятельными доводы заявителя о том, что придание нормативному правовому акту обратной силы является исключительной прерогативой законодательных органов и возможно только при принятии федеральных законов, а органы исполнительной власти субъектов в отношении принимаемых ими актов такими полномочиями не наделены, т.к. они основаны на неверном толковании норм материального права, касающихся действия нормативных правовых актов во времени.
Кроме того, согласно пояснительной записки руководителя территориального органа Федерального агентства кадастра объектов недвижимости к проекту постановления Правительства Удмуртской Республики №358 от 14.12.2009г. необходимость принятия данного постановления об изменении ранее утвержденной кадастровой стоимости в отношении ряда земельных участков была обусловлена выявленными кадастровыми ошибками в определении вида разрешенного использования по указанным в пункте 1 земельным участкам. По выявленным кадастровым ошибкам были составлены протоколы ошибок, в которых кадастровая стоимость пересчитана в соответствии с приложением №2 указанного постановления. В преамбуле оспариваемого постановления от 14.12.2009г. №358 также отражено, что оно принято в соответствии с частями 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», т.е. в связи с обнаружившейся кадастровой ошибкой при установлении кадастровой стоимости земельных участков.
Поскольку принятие оспариваемого постановления №358 от 14.12.2009г. было призвано устранить ранее допущенную при установлении кадастровой стоимости земельных участков кадастровую ошибку, правомерным является распространение его действия на ранее возникшие правоотношения отношения, учитывая, что изначально кадастровая стоимость земельных участков была установлена неверно. При таких обстоятельствах придание обратной силы нормам, изменяющим кадастровую стоимость земельного участка заявителя по причине допущенной кадастровой ошибки, не влечет нарушения прав заявителя. Применение данного нормативного правового акта с 01 января 2009 года правомерно восстанавливает обязанность заявителя как арендатора земельного участка произвести уплату арендных платежей за 2009 год из надлежащей кадастровой стоимости, установленной оспариваемым постановлением №358 от 14.12.2009г. с учетом устранения допущенной кадастровой ошибки.
С учетом совокупности изложенного суд приходит к выводу, что оснований для признания положений пункта 3 постановления Правительства Удмуртской Республики №358 от 14.12.2009г. противоречащими федеральному законодательству и недействующими не имеется. Заявление ООО «УК-Недвижимость» не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «УК-Недвижимость» о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 3 Постановления Правительства Удмуртской Республики №358 от 14 декабря 2009 года «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательном виде.
Председательствующий:
Судья: Глухова И.Л.