ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 19.09.2011 Канского городского суда (Красноярский край)

                                                                                    Канский городской суд Красноярского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Канский городской суд Красноярского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 сентября 2011 года г. Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Глущенко Ю.В.,

при секретаре Полуяновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью Канский завод легких металлоконструкций «МАЯК», Обществу с ограниченной ответственностью «МАЯК» о понуждении к определению класса опасности отходов от производства пенополиуретана, утилизации отходов от производства пенополиуретана,

У С Т А Н О В И Л :

Канский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением к ООО КЗЛМК «Маяк» в интересах неопределенного круга лиц о понуждении к определению класса опасности отходов от производства пенополиуретана, утилизации отходов от производства пенополиуретана.

Свои требования мотивирует тем, что Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка природоохранного законодательства в отношении ООО Канский завод легких металлоконструкций «МАЯК», в ходе которой установлено, что общество не соблюдает требования Федерального законодательства об охране окружающей среды.

Основными видами деятельности ООО КЗЛМК «МАЯК» г. Канска является производство строительных металлических конструкций.

ООО КЗЛМК «МАЯК» имеет следующую производственную структуру: АБК (управление), производственный корпус, склад хранения конструкций, котельная, гараж, кирпичное здание для хранения остатков сырья, утратившие свои потребительские свойства от производства пенополиуретана линии «ХЕШ».

В ходе проверки установлено, что остатки сырья для производства пенополиуритана линии ХЕШ, потерявшие свои потребительские свойства. С 1990 года находятся на территории ООО Канского завода лёгких металлоконструкции «Маяк» и хранятся в закрытом металлическом помещении в количестве 99,527 тонн (компонент А полиол – изолан 7П1 (1990 г) в количестве 12062 кг, компонент А полиол полиизоцианит – ППУ 17Н1 для напыления (1990 г) – 37687 кг, компонент Б (полиизоцианит) –ППУ-17Н1 (1190) – 11700 кг, компонент С (катализатор напыления) – ППУ-17Н1 (1190) – 3312 кг, компонент КРИАТ Д20-К1 – изолан 7П1 (1190) – 2321 кг, компонент Сиспур (1991 г.) 25200 кг, компонент А Дальтафон (1190 г) – 6470 кг., компонент Е Дальтолакт – Дальтофом (1190 г) – 770 кг. Предприятие по периметру охраняется вооружённой охраной.

В соответствии с п. 9-10 акта Канской МРГ по экологическому надзору от ДД.ММ.ГГГГ № 31-21/31-А66-173 ООО КЗЛМК «Маяк» обязано было в срок до ДД.ММ.ГГГГ определить класс опасности отходов от производства пенополиуретана и утилизировать отходы от производства пенополиуритана. Во исполнение чего ООО КЗЛМК «МАЯК» в 2008 году разработало мероприятия, утверждённые директором предприятия ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, состоящий из 13 пунктов. Согласно пункта 9, 13 ООО КЗЛМК «МАЯК» обязалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ определить класс опасности отходов от производства пенополиуретана и утилизировать отходы от производства пенополиуритана.

Однако до настоящего времени указанные мероприятия предприятием не выполнены.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с ч. 1, ст. 11 Закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В соответствии с ч. 1, ст. 51 Закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч. 1, ст. 4 Закона РФ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

В соответствии с ч. 4, ст. 12 Закона РФ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством РФ.

В силу ч. 2 ст. 14 Закона РФ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I -IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 2 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2001 № 7-ФЗ, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Актом Госкомэкологии от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что вышеуказанные компоненты при возгорании химически опасны, дальнейшее использование компонентов в технологическом процессе запрещено. Указанные обстоятельства создают угрозу причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц).

Просит обязать ответчика определить класс опасности данных отходов и утилизировать отходы в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник Канского межрайпрокурора ФИО4 исковые требования поддержала, суду пояснила, что собственником помещения, где хранятся отходы, является ООО «Маяк», которое сдало в аренду данную территорию ООО КЗЛМК «Маяк». Полагает, что оба ответчика должны утилизировать данные отходы.

Представитель ответчика ООО КЗЛМК «МАЯК» ФИО5 (на основании доверенности), она же – представитель ООО «МАЯК», привлеченного судом в качестве соответчика (на основании доверенности) исковые требования прокурора не признала. Пояснила суду, что ООО КЗЛМК» «МАЯК» не является правопреемником АО КЗЛМК «Лекон», которое прекратило свою деятельность. Данные отходы принадлежали именно АО КЗЛМК «Лекон», которое имело линию «Хеш» и при своем существовании не утилизировало данные отходы. Строение, в котором хранятся отходы, находится на территории ООО «МАЯК», данную территорию арендует ООО КЗЛМК «МАЯК». Отходы эти оба общества не производили, линией не пользовались, не являются собственником данных отходов, поэтому и не имеют обязанности по их захоронению.

Представитель третьего лица – Администрации г. Канска ФИО6 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, суд счел возможным рассмотреть дело в её отсутствие, в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ суду пояснила, что Администрация г. Канска не может нести ответственность за деятельность обществ с ограниченной ответственностью. Территория, на которой содержатся отходы, принадлежит ООО «МАЯК», поэтому обязанности по захоронению данных отходов у Администрации г. Канска не могло возникнуть.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что исковые требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.

Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав в том числе: присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами предусмотренными законом.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с ч. 1, ст. 11 Закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В соответствии с ч. 1, ст. 51 Закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч. 1, ст. 4 Закона РФ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

В соответствии с ч. 4, ст. 12 Закона РФ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством РФ.

В силу ч. 2 ст. 14 Закона РФ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I -IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 2 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2001 № 7-ФЗ, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Актом Госкомэкологии от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что вышеуказанные компоненты при возгорании химически опасны, дальнейшее использование компонентов в технологическом процессе запрещено. Указанные обстоятельства создают угрозу причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц).

В соответствии со ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.

Как установлено в судебном заседании, Канской межрайонной прокуратурой была проведена проверка природоохранного законодательства в отношении ООО Канский завод легких металлоконструкций «МАЯК», в ходе которой установлено, что основными видами деятельности ООО КЗЛМК «МАЯК» г. Канска является производство строительных металлических конструкций.

ООО КЗЛМК «МАЯК» имеет следующую производственную структуру: АБК (управление), производственный корпус, склад хранения конструкций, котельная, гараж, кирпичное здание для хранения остатков сырья, утратившие свои потребительские свойства от производства пенополиуретана линии «ХЕШ».

В ходе проверки установлено, что остатки сырья для производства пенополиуритана линии ХЕШ, потерявшие свои потребительские свойства. С 1990 года находятся на территории ООО Канского завода лёгких металлоконструкции «Маяк» и хранятся в закрытом металлическом помещении в количестве 99,527 тонн (компонент А полиол – изолан 7П1 (1990 г) в количестве 12062 кг, компонент А полиол полиизоцианит – ППУ 17Н1 для напыления (1990 г) – 37687 кг, компонент Б (полиизоцианит) –ППУ-17Н1 (1190) – 11700 кг, компонент С (катализатор напыления) – ППУ-17Н1 (1190) – 3312 кг, компонент КРИАТ Д20-К1 – изолан 7П1 (1190) – 2321 кг, компонент Сиспур (1991 г.) 25200 кг, компонент А Дальтафон (1190 г) – 6470 кг., компонент Е Дальтолакт – Дальтофом (1190 г) – 770 кг. Предприятие по периметру охраняется вооружённой охраной.

В соответствии с п. 9-10 акта Канской МРГ по экологическому надзору от ДД.ММ.ГГГГ № 31-21/31-А66-173 ООО КЗЛМК «Маяк» обязано было в срок до ДД.ММ.ГГГГ определить класс опасности отходов от производства пенополиуретана и утилизировать отходы от производства пенополиуритана. Во исполнение чего ООО КЗЛМК «МАЯК» в 2008 году разработало мероприятия, утверждённые директором предприятия ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, состоящий из 13 пунктов. Согласно пункта 9, 13 ООО КЗЛМК «МАЯК» обязалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ определить класс опасности отходов от производства пенополиуретана и утилизировать отходы от производства пенополиуритана.

До настоящего времени указанные мероприятия предприятием не выполнены.

Суд полагает, что действительно, хранение данных отходов представляет опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, поэтому существует реальная необходимость в захоронении данных отходов. Следовательно, необходимо определить класс опасности отходов и утилизировать их в кратчайшие сроки, учитывая то, что данные отходы длительное время хранятся на территории г. Канска. Суду представляется разумным установления срока для исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Определяя ответчика по данным требованиям, суд исходит из следующих соображений.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «об отходах производства и потребления», обязанность по определению класса опасности и утилизации отходов лежит на собственниках объекта размещения отходов.

В судебном заседании достоверно установлено, что ООО КЗЛМК «МАЯК» не является собственником объекта размещения отходов, а арендует территорию, на которой размещаются отходы, у ООО «Маяк» на основании договора аренды. Также установлено, что на балансе ООО КЗЛМК «Маяк» линия «ХЕШ» не состояла. Следовательно, поскольку ООО КЗЛМК «Маяк» не является собственником ни помещения, ни земельного участка, на котором расположены данные отходы, суд не может возложить обязанность по их утилизации на данное общество.

Аналогичным образом суд не может возложить обязанность по утилизации отходов на Администрацию г. Канска, поскольку город также не является собственником территории, где находятся данные отходы, поэтому выводит Администрацию г. Канска из состава ответчиков.

Суд полагает, что надлежащим ответчиком по данным требования является ООО «МАЯК». В судебном заседании установлено, что территория, на которой хранятся данные отходы, является собственностью именно данного общества. Ссылку представителя ответчика на то, что ООО «МАЯК» не является правопреемником ООО КЗЛМК «Лекон», суд не может принять во внимание, поскольку ООО КЗЛМК «Лекон» в настоящее время ликвидировано, однако все его площади и территории в данное время на законных основаниях принадлежат ООО «МАЯК», следовательно, данное общество как собственник имущества (как юридический так и фактический), должно нести бремя обязанности по захоронению данных отходов, так как установить иное лицо, ответственное за хранение и утилизацию отходов, в связи с ликвидацией ООО КЗЛМК «Лекон» не представляется возможным.

В связи с вышеизложенным, суд полагает, что следует возложить обязанности на фактического собственника отходов – ООО «МАЯК» и обязать их определить класс опасности отходов и утилизировать их в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью Канский завод легких металлоконструкций «МАЯК», Обществу с ограниченной ответственностью «МАЯК» о понуждении к определению класса опасности отходов от производства пенополиуретана, утилизации отходов от производства пенополиуретана – удовлетворить:

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «МАЯК» определить класс опасности отходов от производства пенополиуретана.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «МАЯК» утилизировать отходы от производства пенополиуретана.

Установить срок для исполнения требований до ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме в Красноярский краевой суд через Канский городской суд.

Судья Глущенко Ю.В.