Ногайский районный суд Республики Дагестан Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Ногайский районный суд Республики Дагестан — Судебные акты
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2010 года с Терекли-Мектеб
Ногайский районный суд Республики Дагестан в составе:
Председательствующего судьи Р.А. Аюпова
при секретаре Биарслановой В.А.
с участием заявителя ФИО1
представителя Собрания депутатов МО «Ногайский район» Республики
Дагестан ФИО14
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании решения сессии Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ недействительным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с заявлением к Собранию депутатов МО «Ногайский район» Республики Дагестан о признании решения сессии Ногайского районного собрания депутатов МР МО «Ногайский район» недействительным, в котором указал, что согласно Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона РД от 29.03.2004г. №43 «О местном самоуправлении в Республике Дагестан», Устава «МО «Ногайский район» и Регламента Собрания депутатов МО «Ногайский район» в марта 2007 года он избран заместителем председателя Собрания депутатов МО «Ногайский район» на срок полномочия депутатов, то есть до марта месяца 2012 года. ДД.ММ.ГГГГ Собрание депутатов МР МО «Ногайский район» освободило его от занимаемой должности без объяснения причин, и избрало на должность другого депутата. Решения и действия Собрания депутатов являются незаконными.
В судебном заседании заявитель, ФИО2, заявленные требования поддержал полностью и просил суд признать решение сессии Ногайского районного собрания депутатов МР МО «Ногайский район» об освобождении его от должности недействительным.
Представитель Собрания депутатов МО «Ногайский район» Республики Дагестан ФИО14 требования заявителя не признал и показал суду, что основанием для освобождения ФИО1 от занимаемой должности явилось неисполнение должностных обязанностей. Как установлено, организация работы находится на крайне низком уровне. Документы сессии, нормативно-правовые акты, принимаемые Собранием депутатов, все отсутствует. Не соблюден порядок хранения указанных документов, нет последовательности. Невозможно определить, кто, чем занимался. Председатель собрания депутатов и его заместитель являются высшими должностными лицами и несут ответственность одинаково. Поэтому бездействие одного породило бездействие другого. Не организована работа с гражданами, нет ни одного письма-ответа на их обращение. Принятый Устав также имеет свои недостатки, в нем нет конкретизации, внесенные в него изменения, не утверждены. Решением сессии утверждена структура аппарата Управления МО и администрации МО «Ногайский район». В структуру аппарата включены не нужные отделы, к примеру, имущественный, который по сути решал вопросы земельного комитета.
Свидетель, ФИО3 , показал суду, что в сентябре 2007 года был назначен начальником отдела имущественных и земельных отношений администрации МО «Ногайский район». На тот период ФИО2 был избран заместителем председателя Собрания депутатов МО «Ногайский район». Ими совместно с ФИО1 разрабатывался проект положения об отделе имущественных и земельных отношений, который в последующем был утвержден решением сессии Собрания депутатов. Также разрабатывались должностные инструкции. Кроме того, с работой нового состава представительного органа были решены вопросы по упорядочению процедуры выделения земельных участков, введение конкурсной основы ее выделения, изменение порядка взыскания арендной платы и т.д.. Также был утвержден бюджет. Вся эта работа проводилась с непосредственным участием ФИО1
Свидетель, ФИО4 , показал суду, что назначен начальником правового отдела в 2007 году. ФИО2 на тот момент решением второй сессии Собрания депутатов МО «Ногайский район» был избран заместителем председателя Собрания депутатов МО «Ногайский район». Как заместитель председателя Собрания депутатов ФИО2 участвовал в разработке бюджета, последующем его принятии и утверждении. А также в разработке положений отделов, а именно по имущественным и земельным отношениям, правового отдела, отдела экономики и финансов и т.д. В последующем указанные положения утверждены решением сессии Собрания депутатов. Также ФИО2 совместно с ним разрабатывались должностные инструкции, утвержденные главой администрации МО «Ногайский район»; С его непосредственным участием решались вопросы упорядочения процедуры выделения земельных участков, разрабатывались положения о выделении земельного участка на конкурсной основе, взимания арендных платежей и т.д. Как заместитель председателя и в последующем депутат на постоянной основе он активно участвовал в разрешении обращений граждан, оказывал консультативную помощь, содействовал работе комиссии по соответствующим направлениям.
Свидетель, ФИО5-ФИО20 , показала суду, что в отделе экономики и финансов работает более 25 лет. После того как депутаты нового созыва приступили к работе, ФИО2 был избран заместителем председателя Собрания депутатов. С этого момента он активно участвовал в работе отдела. Совместно с ним был разработан бюджет. Кроме того он участвовал в разрешении всех вопросов, связанных с направлением деятельности отдела. К примеру, остро вставал вопрос об уменьшении взносов по музыкальной школе, в разрешении указанной проблемы в составе специалистов участвовал и ФИО2. Он же принимал участие при разработке проекта положения отдела и должностных инструкции его членов.
Свидетель, ФИО6, показал суду, что является заместителем главы МО сельское поселение «село Терекли-Мектеб». По обстоятельствам дела может сказать, что ФИО2 принимал участие и оказывал консультативную помощь при разработке устава сельского поселения.
Свидетель, ФИО7, показал суду, что является депутатом Собрания депутатов МО «Ногайский район» уже второй срок. Он от имени определенного числа депутатов может сказать, что они крайне недовольны работой ФИО1. Из всего числа депутатов шесть депутатов, в том числе и он, постоянно игнорировались ФИО1. Их не уведомляли о дне проведения сессии, не ознакамливали с вопросами вынесенными на повестку дня. С первого дня работы он должен был поставить задачу сплотить работу депутатов. Хотя те 17 депутатов, с которыми они постоянно работали, на сегодня также не довольны им.
Свидетель, ФИО8, показал суду, что является депутатом 4 созывов. Депутатами Собрания депутатов МО «Ногайский район» принято решение об отстранении председателя и его заместителя в связи с бездействием. Его лично тоже не устраивает работа ФИО1. Его обязанности должны быть соразмерны его заработной плате. В обязанности ФИО1 входило замещать председателя в его отсутствие, а также выполнять его поручение.
Свидетель, ФИО9, показал суду, что председатель и заместитель председателя Собрания депутатов решением сессии были отстранены от работы. Основанием отстранения послужило бездействие последних. ФИО2 должен был организовать работу депутатов, но он не работал вообще, не приглашал на сессии. Проекты решений сессий им также не вручались.
Свидетель, ФИО10 , показал суду, что в 2007 году избран депутатом Собрания депутатов МО «Ногайский район». ФИО2 являлся заместителем председателя, в последующем в связи с изменением реестра должностей, его должность переименована как депутат на постоянной основе. С момента работы депутатов нового созыва сессии все время проводились. Уведомления о времени проведения сессии он получал своевременно и всегда. Кроме того, он работал по партийной линии и ему часто приходилось бывать в кабинете ФИО1. ФИО21 всегда был занят работой, всегда имелась документация на столе. Совместно с ФИО1 он участвовал при разработке и принятии бюджета.
Свидетель, ФИО11, показал суду, что решением сессии Собрания депутатов председатель и его заместитель ФИО2 отстранены от должности. Это связано с их недоверием им. Они не довольны их работой.
Свидетель, ФИО12 , показал суду, что ФИО2 был избран из числа депутатов заместителем председателя Собрания депутатов. Проработал три года. Решением сессии ФИО2 отстранен от должности. Он фактически не работал. К примеру, он является членом комиссии по правопорядку, и ФИО2 должен был ему разъяснить в чем его работа заключается. Однако его никто не приглашал и о времени сессии он узнавал только по телефону.
Суд, выслушав мнение заявителя, представителя Собрания депутатов МО «Ногайский район» ФИО14, показания свидетелей и изучив представленные материалы дела: -копия постановления второй сессии Собрания депутатов МО «Ногайский район» от ДД.ММ.ГГГГ № об избрании заместителем председателя ФИО1; -протокол очередной 18 сессии Собрания депутатов МО «Ногайский район»; -решение внеочередной сессии Собрания депутатов муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ об ФИО1 и ФИО15; -копия постановления Х-ой сессии Собрания депутатов МО «Ногайский район»о перечне муниципальных должностей и реестре должностей муниципальной службы в МО «Ногайский район» от ДД.ММ.ГГГГ; -справка по проверке состояния делопроизводства в обеспечении сохранности документов Районного Собрания МО «Ногайский район»; -штатное расписание МО «Ногайский район»; -решение 14сессии Собрания депутатов МО «Ногайский район» о структуре аппарата Управления МО «Ногайский район»; -структура аппарата Управления МО и Администрации МО «Ногайский район»; -акт вскрытия служебного кабинета депутата представительного органа на постоянной основе ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ; -решение 16 сессии Собрания депутатов МО «Ногайский район» «О регламенте Собрания депутатов муниципального образования МР «Ногайский район»; -регламент Собрания депутатов муниципального района; -измененные статьи Устава муниципального района «Ногайский район»; -сведения о предоставлении информации по выполнению важнейших актов и поручений Президента и Правительства РД;
-приходит к следующему.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 3 Конституции Российской Федерации установлено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
В соответствии с положением статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи «Ногайский район» структуру органов местного самоуправления муниципального района составляют представительный орган муниципального района - Собрание депутатов; глава муниципального района; администрация муниципального района; контрольно-счетная палата муниципального района.
В силу части 1 статьи 3 Регламента Собрания депутатов муниципального района и части 1статьи «Ногайский район» Собрание депутатов состоит из 23 депутатов, избранных в соответствии с действующими федеральными законами и Уставом.
Как установлено судом ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ Постановлением II-ой сессии Собрания депутатов МО «Ногайский район» № избран заместителем председателя Собрания депутатов МО «Ногайский район».
В силу пункта 3 статьи 20 Устава муниципального района «Ногайский район» «глава муниципального района и заместитель председателя Собрания депутатов избираются депутатами Собрания депутатов на срок полномочий Собрания депутатов тайным голосованием в соответствии с Регламентом Собрания депутатов, принятым Собранием депутатов ..»
Согласно статьи 5 Регламента Собрания депутатов муниципального района «заместитель председателя Собрания депутатов избирается из числа депутатов в соответствии с процедурой установленной для избрания Председателя Собрания депутатов. Заместитель председателя вступает в должность после его избрания ».
Постановлением Х-ой сессии Собрания депутатов МО «Ногайский район» (№ от ДД.ММ.ГГГГ ) утвержден перечень муниципальных должностей и реестр должностей муниципальной службы, согласно которому должность заместителя председателя собрания переименована на должность депутата на постоянной основе.
При этом ФИО2, работая на должности депутата на постоянной основе продолжал исполнять те же самые обязанности, которые он исполнял, будучи в должности заместителя председателя собрания, размер заработной платы также оставался прежним.
Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Решением внеочередной сессии Собрания депутатов муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 освобожден от должности депутата на постоянной основе за бездействие и невыполнение должностных обязанностей.
В соответствии со статьей 20 Устава муниципального района «Ногайский район» «Заместитель председателя Собрания депутатов наделяется собственными полномочиями, осуществляет свои функции в соответствии с решением о распределении обязанностей. В случае отсутствия главы, исполняющего полномочия председателя Собрания депутатов, или невозможности выполнения им своих обязанностей на заместителя председателя Собрания депутатов возлагаются обязанности председателя Собрания депутатов в соответствии с настоящим Уставом и Регламентом Собрания депутатов ».
В силупункта 4-5 статьи 5 Регламента Собрания депутатов муниципального района» «заместитель председателя осуществляет свои полномочия на постоянной основе. Полномочия заместителя председателя начинаются с момента избрания и прекращаются по истечении срока полномочий Собрания депутатов соответствующего созыва».
Основанием для увольнения как установлено из пояснений представителя Собрания депутатов и решения сессии Собрания депутатов МР от ДД.ММ.ГГГГ послужило бездействие ФИО1, как депутата на постоянной основе, и невыполнение должностных обязанностей.
В силу требований части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса РФ «обязанности по доказыванию… законности оспариваемых решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления….возлагаются на …органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействия)». Однако представителем Собрания депутатов МО «Ногайский район» доказательств, подтверждающих законность решения, принятого ДД.ММ.ГГГГ, не представлено.
Из показаний свидетеля ФИО16, допрошенного по ходатайству представителя Собрания депутатов, следует, что бездействовали все: и председатель Собрания депутатов, и его заместитель, и комиссии. Он сам непосредственно является членом бюджетной комиссии. Фактически комиссия все время бездействовала, ФИО2, будучи заместителем, не руководил работой комиссии, не направлял ее деятельность. На рассмотрение комиссии не представлялись проекты решений, члены комиссии не извещались и месте и времени проведения сессий. ФИО2 не извещал депутатов о времени проведения сессии, не ознакамливал с вопросами, вынесенными на повестку дня.
Аналогичные показания дали свидетели-депутаты Собрания депутатов МО «Ногайский район» ФИО7, ФИО8, ФИО12, ФИО11, ФИО9, которые пояснили, что решение сессии об освобождении ФИО1 вызвано их недоверием к нему. Работа ФИО1 заключалась в исполнении поручении председателя и замещении в случае отсутствия последнего. Кроме того, он должен был приглашать депутатов на сессии, организовывать их работу.
При этом суд учитывает то обстоятельство, что в основе показаний свидетелей- депутатов Собрания депутатов МО «Ногайский район» ФИО22, ФИО12, ФИО23, ФИО17 лежит убеждение в том, что именно ФИО2 должен был заниматься подготовкой заседаний Собрания депутатов, извещением депутатов о времени проведения сессии и соответственно его бездействие является следствием бездействия председателя Собрания депутатов, который также решением сессии отстранен от должности.
Однако согласно пункта 13.1Регламента Собрания депутатов муниципального района именно председатель Собрания депутатов, организует работу Собрания депутатов, а также по пункту 13.2 руководит подготовкой заседаний Собрания депутатов, созывает Собрания депутатов, доводит до сведения депутатов место и время их проведения, а также повестку дня и т.д.
Из пункта 5статьи 9Регламента Собрания депутатов муниципального района следует, что заседания Собрания депутатов созываются председателем Собрания депутатов по мере необходимости, но не реже 1 раза в три месяца . Время, место, повестка дня очередного заседания определяются и оглашаются председателем Собрания депутатов.
Таким образом, обязанности по подготовке заседаний Собрания депутатов и их созыву не вменялись в должностные обязанности ФИО1 При этом суд учитывает то обстоятельство, что круг обязанностей заместителя председателя и депутата на постоянной основе не нашло своего отражения ни в одном нормативно-правовом документе и как таковое решение о распределении обязанностей отсутствует.
В опровержение позиции Собрания депутатов и его представителя, заявитель ФИО2 пояснил суду, что с момента избрания заместителем председателя, а затем депутатом на постоянной основе, он фактически исполнял обязанности по подготовке проектов нормативно-правовых актов, разработке проектов положений, инструкций и других документов, участвовал при разработке бюджета и его принятии, внесении и изменений в Устав МО «Ногайский район». Непосредственно осуществлял работу по разрешению обращений граждан; оказывал содействие работе комиссии по конкретным направлениям деятельности, участвовал в предварительном обсуждении проектов документов.
В этой части пояснения заявителя подтверждаются показаниями свидетелей ФИО18, ФИО4, ФИО5, ФИО6, депутата ФИО10
Таким образом, суд, оценивая собранные доказательства в совокупности с точки зрения относимости, допустимости и достаточности приходит к выводу о том, что требования ФИО1 обоснованны и подлежат удовлетворению.
Доводы представителя Собрания депутатов ФИО14 о том, что исходя из справки по проверке состояния делопроизводства и обеспечения сохранности документов Районного Собрания МО «Ногайский район», функциональные обязанности депутата на постоянной основе были определены распоряжением главы МО «Ногайский район», однако сам перечень обязанностей они не имеют возможности представить суду ввиду его отсутствия, суд признает несостоятельными, поскольку принятие решения по разграничению прав и обязанностей выборных должностных лиц относится к исключительной компетенции представительного органа –Собрания депутатов МО «Ногайский район» с последующим внесением их в Устав муниципального образования.
При этом суд, в части представленного акта вскрытия служебного кабинета депутата представительного органа на постоянной основе ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, считает, что указанный документ не устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств правомерности принятого решения. Равно как и сведения о представлении информации по выполнению важнейших актов и поручений Президента и Правительства РД органами исполнительной власти, который по своему содержанию носит информирующий характер и не содержит в себе конкретных требований обязывающих к совершению определенных действий.
Исходя из части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ «суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления….устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению его прав и свобод».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 197-198, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать решение внеочередной сессии Собрания депутатов Мо «Ногайский район» РД от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Обязать Собрание депутатов МО «Ногайский район» РД устранить в полном объеме нарушение прав и свобод ФИО1
Решение суда может быть обжаловано через Ногайский районный суд в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД в течение 10 дней с момента его провозглашения.
Текст решения изготовлен в совещательной комнате.
Председательствующий судья Р.А. Аюпов