ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 19.12.2011 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

                                                                                    ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД г. НОВОСИБИРСКА                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД г. НОВОСИБИРСКА — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Российская федерация

Центральный районный суд города Новосибирска

Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099

Дело №2-

4469

/2011

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

19

декабря

2011 г.

Центральный районный суд города Новосибирска в составе:

судьи

Зининой И.В.

при участии:

секретаря судебного заседания

ФИО1,

заявителя

ФИО2

представителя заинтересованного лица

ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об оспаривании действий Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ»,

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» и просил признать незаконными и необоснованными действия и обязать устранить допущенное нарушение путем предоставления испрашиваемой информации по запросу адвоката ФИО2 № 02-131 от 26 января 2011 года.

В обоснование своих требований ФИО2 указал, зарегистрирован в качестве адвоката в Реестре адвокатов Новосибирской области, регистрационный номер 5430 и осуществляет свою деятельность в адвокатском кабинете «ИСТЕБЛИШМЕНТ». 26 января 2011 года в адрес Новосибирского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» им был направлен адвокатский запрос с целью получения сведений, вынесенных в государственный кадастр недвижимости – заверенных копий выкопировки из технической документации на многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, а именно плана литера А первого этажа жилого дома, экспликации к плану литера А первого этажа жилого дома. Данные документы ему были необходимы для оказания квалифицированной юридической помощи доверителю. 02 февраля 2011 года им был получен ответ за № 01-09-190 от 28 января 2011 года, которым ему было отказано в предоставлении испрашиваемых сведений. Полагает, что данный отказ незаконен и нарушает его права. В соответствии с Законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката физическим и юридическим лицам (доверителям) в целях защиты их прав, свобод и законных интересов, а также обеспечении доступа к правосудию. Адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и иных организаций. Указанные же организации обязаны предоставить адвокату запрашиваемые сведения. Демонстрация и предъявление адвокатом паспорта и адвокатского удостоверения, органам, проводящим кадастровый учет в Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрена. Если же адвокат к своему запросу будет прикладывать доверенность доверителя, то такой запрос уже не будет являться адвокатским, поскольку субъектом испрашиваемой информации будет являться сам доверитель. Однако направление адвокатского запроса является формой сбора сведений, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи. Кроме того, предоставление какой-либо информации, в том числе о самом факте обращения доверителя к адвокату будет являться нарушением адвокатской тайны. Отказ в предоставлении испрашиваемой информации препятствует осуществлению профессиональной деятельности. Действующее законодательство предусматривает, что граждане и юридические лица свободны в заключение договора, понуждение к заключению договора не допускается. Однако, в нарушении данной нормы, ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» пытается понудить заявителя к заключению договора. Полагает, что заинтересованное лицо злоупотребляет своим положением как организация, осуществляющая хранение архивных данных кадастрового учета. Просит обязать ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» устранить допущенное нарушение его прав путем предоставления испрашиваемых сведений.

ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме и дал пояснения в соответствии с письменными объяснениями (л.д.42-45).

Представитель ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился и дал пояснения согласно письменным отзывам (л.д.21, 23-24, 39).

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что 26 января 2011 г. адвокат ФИО2 направил в Новосибирский филиал ФГУП «Ростехинветаризация-Федеральное БТИ» адвокатский запрос (л.д.6), в котором указал, что адвокатским кабинетом «ИСТЕБЛИШМЕНТ» оказывается юридическая помощь ТСЖ «На Пирогова» и, руководствуясь Законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» просил направить в его адрес заверенные копии (выкопировки из технической документации на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...>), план литера А первого этажа указанного жилого дома, экспликации к плану литера А первого этажа жилого дома.

В установленный законом срок, адвокату ФИО2 был дан ответ за № 01-09-190 от 28 января 2011 года о порядке получения информации (л.д.7). Из данного ответа усматривается, что заявителю был разъяснен порядок предоставления испрашиваемой информации, а именно необходимости предоставить доверенность от собственника (владельца) объекта недвижимости на представление их интересов по указываемому вопросу, паспорт, адвокатское удостоверение, сделать соответствующую заявку, заключить договор на выполнение работы, оплатить стоимость работы и получить информацию и документы.

Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с положением о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. № 1301, технический учет жилищного фонда является составной частью государственного учета, возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10 февраля 2009 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" дела об оспаривании решений, действий (бездействий) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий рассматриваются по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Исходя из смысла положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 28 апреля 2006 г. № П/0092 утвержден Устав федерального государственного унитарного предприятия "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости".

Как следует из пункта 1.3 Устава ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" является коммерческой организацией, целью и деятельностью которой является в частности:

- деятельность по технической инвентаризации и учету объектов капитального строительства,

- подготовка и предоставление в установленном порядке материалов для присвоения адресов объектам недвижимости, постановка их на учет, ведение адресного реестра и архива;

- оказание услуг по подготовке необходимых документов для перевода жилых помещений в нежилые и нежилых в жилые, а также документов, требуемых для проведения перепланировок, реконструкции помещений,

- деятельность по обеспечению хранения и систематизации источников формирования баз данных единого государственного реестра объектов недвижимости - архивных фондов учетно-технической документации организаций технического учета и инвентаризации (включая технические паспорта, оценочную и иную учетно-техническую документацию по объектам учета, в том числе регистрационные книги, реестры, копии зарегистрированных документов), относящихся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являющихся федеральной собственностью.

Уставом определено, что предприятие не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные настоящим Уставом.

Целями деятельности предприятия являются: а) удовлетворение общественных потребностей в результатах его деятельности; б) получение прибыли. (пункт 2.1 Устава).

Также пунктом 4.1 Устава определено, что предприятие свободно в выборе предмета и содержания договоров и обязательств, любых форм хозяйственных взаимоотношений, которые не противоречат законодательству Российской Федерации и настоящему Уставу.

Предприятие самостоятельно в порядке, установленном действующим законодательством, устанавливает цены и тарифы на все виды производимых работ, услуг, выпускаемую и реализуемую продукцию. Для выполнения уставных целей Предприятие имеет право в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации: создавать филиалы, представительства, принимать решения о прекращении их деятельности, назначать руководителей филиалов и представительств; утверждать положения о филиалах и представительствах; заключать все виды договоров с юридическими и физическими лицами, не противоречащие законодательству Российской Федерации, а также целям и предмету деятельности Предприятия. (пункты 4.2 и 4.3 Устава).

Приказом Минземстроя России от 04 августа 1998г. № 37 утверждена Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Рос­сийской Федерации, согласно которой технической инвентаризации подвергаются все помещения здания (пункт 1.3).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Статья 6 указанного Закона устанавливает, что полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи (далее также - соглашение) для вступления адвоката в дело. Адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката.

Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации № 921 от 09 декабря 2000 года, определяет порядок организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее - Единый государственный реестр) (пункт 7 Положения).

Пункт 10 указанного Положения предусматривает, что проведение технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Организации (органы) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства предоставляют физическим и юридическим лицам сведения (документы) об объектах капитального строительства, техническую инвентаризацию которых они осуществляют (пункт 15).

Сведения об объектах капитального строительства предоставляются по заявлениям (запросам): собственника, владельца (балансодержателя) или их доверенных лиц (при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности), наследников по закону или по завещанию, правоохранительных органов и судов (по находящимся в их производстве делам), органов государственной власти и местного самоуправления (об объектах капитального строительства, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных образований), налоговых органов (об объектах капитального строительства, расположенных на территории административно-территориальных образований, находящихся в сфере их ведения), органов государственной статистики (сведения, включенные в формы федерального государственного статистического наблюдения), учреждений юстиции, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, иных лиц и органов, определенных законодательством Российской Федерации (пункт 16 Положения).

Характер адвокатской деятельности предусматривает оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и законных интересов.

Осуществляя адвокатскую деятельность и оказывая юридическую помощь физическим и юридическим лицам, адвокат действует на основании ордера или доверенности, что не было соблюдено адвокатом Гиревым С.А. при обращении в Новосибирский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация» с запросом о предоставлении информации.

Суд, не может согласиться с доводами заявителя о том, что предоставление доверенности, и указание на лицо, обратившееся за оказанием юридической помощи будет являться нарушением адвокатской тайны, поскольку в своем запросе адвокат ФИО2 указал, что оказывает юридическую помощь ТСЖ «На Пирогова». Предоставление документов, подтверждающих полномочие адвоката, предоставление документов, подтверждающих наличие права на получение информации по техническому учету и технической инвентаризации, заключение договора, оплата проводимых работ предусмотрены действующим законодательством.

Действительно, ни Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации», ни Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, утвержденных приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации № 19 от 18 января 2007 г. не предусматривают взимание платы за пользование архивным фондом.

Однако, плата за выдачу гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах капитального строительства, предусмотрена вышеуказанным Положением.

Таким образом, требование о внесении плату за предоставление технической документации не противоречит действующему законодательству.

Поскольку ФГУП "Ростехинвентаризация" создано именно для проведения инвентаризации объектов недвижимости и техническому учету, то заключаемые им договоры на проведение инвентаризации объектов недвижимости и техническому учету, оказанию услуг, являются публичными договорами, при заключении которых коммерческая организация в силу требований статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим, цена на товары, работы, услуги, а также иные условия публичных договоров устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.

Кроме того, исходя из законных интересов владельцев объектов недвижимости, с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов, в процессе осуществления организациями технической инвентаризации своих функций, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об объектах технического учета, распространение которой может причинить ущерб как интересам отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие или иные интересы могут быть нарушены в случае непроизвольного распространения значимой для бизнеса информации. Поэтому федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к такой информации, в том числе путем установления перечня субъектов, обладающих правом обращения за предоставлением сведений и предоставления необходимых документов, для подтверждения полномочий по истребованию таких сведений. Сам по себе адвокатский статус, не дает лицу, им обладающему, никаких дополнительный процессуальных возможностей. Необходимы действия в интересах лица (лиц).

Действия ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" выраженные в виде ответа 01-09-190 от 28 января 2011 года, соответствует Уставу и законодательству о техническом учете и инвентаризации. Данный ответ предоставлен в установленные законом сроки, и не нарушает права и свободы заявителя. ФИО2 было разъяснено о невозможности предоставить испрашиваемую информацию в связи с несоблюдением установленного законодательством порядка, разъяснен порядок получения сведений, и предложено, при наличии документов, подтверждающих полномочия адвоката и собственника (владельца) объекта недвижимости, на основании заключенного соответствующим образом договора на оказание услуг, поступления оплаты, получить испрашиваемую информацию.

Обязать ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» устранить допущенное нарушение путем понуждения предоставления информации, суд вправе как следствие незаконных действий (бездействия) заинтересованного лица, в результате которых нарушены права и законные интересы заявителя. Однако каких-либо незаконных действий заинтересованного лица суд не усматривает, как и не усматривает нарушения прав и свобод адвоката ФИО2

С учетом изложенного, суд полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

р е ш и л:

В удовлетворении заявления ФИО2 об оспаривании действия Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» - отказать.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.

Судья И.В.Зинина

Мотивированное решение суда изготовлено 13 января 2012 г.