Волоколамский городской суд Московской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Волоколамский городской суд Московской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 ДЕКАБРЯ 2011 ГОДА.
Г.Волоколамск Московской области
Волоколамский городской суд Московской области в составе судьи Ошурко В.С.
При секретаре Новожиловой М.С.
С участием прокурора Карпова Д.М.
Заявителя Боляева Д.С.
Представителей заинтересованных лиц Скриповой М.И., Дмитриевой Н.М.
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению БОЛЯЕВА Д. С. об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления
У С Т А Н О В И Л:
В суд обратился БОЛЯЕВ Д.С. с заявлением, в котором просил признать недействующими полностью нормативные правовые акты органа местного самоуправления, а именно
решение совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ за № « Об утверждении норм потребления отопления»,
решение совета депутатов Волоколамского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за № « Об утверждении норматива потребления горячего водоснабжения и норматива потребления холодной воды, используемой для подогрева « в части пункта №, содержащего нормативы потребления теплоэнергии на горячее водоснабжение и нормативы потребления холодной воды, используемой для подогрева, предусматривающего « Горячее водоснабжение \ подогрев воды \ в домах с ванными \ полотенцесушитель от горячей воды \ с нормативом потребления холодной воды, используемой для подогрева 3,2 куб.м\мес на 1 чел.
В обоснование заявленных требований ссылался на те обстоятельства, что согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг. При отсутствии приборов учета рассчитывается из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Органы местного самоуправления, не являясь органами государственной власти субъекта РФ, не имеют права издавать нормативно правовые
акты, в которых рассчитываются и утверждаются нормативы потребления коммунальных услуг.
В судебном заседании заявитель БОЛЯЕВ Д.С. поддержал заявленные требования, суду пояснил, что оспариваемые им нормативные правовые акты приняты советом депутатов Волоколамского муниципального района в нарушение действующего законодательства, с превышением полномочий органа местного самоуправления. Данные документы нарушают его права как потребителя коммунальных услуг, поскольку приняты неправомочным органом, поэтому заявитель предполагает, что нормативы могли иметь другое значение при принятии таких документов в установленном порядке органами государственной власти.
Представители заинтересованных лиц СКРИПОВА М.И., ДМИТРИЕВА Н.М. заявленные требования не признали, суду пояснили, что заявитель БОЛЯЕВ Д.С. ссылается на нормы, содержащиеся в ст. 157 ЖК РФ, введенные в действие с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с указанными изменениями, внесенными в жилищный кодекс РФ и другие законодательные акты, Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № определен порядок внесения изменений в ряд Постановлений Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг, определены сроки для утверждения и согласования форм документов, условий для заключения различных договоров в сфере оказания коммунальных услу указанным Постановлением утверждены правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Данные правила должны вступить в законную силу после внесения изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ года за №. Поэтому в настоящее время по Распоряжению Министерства жилищно-коммунального хозяйства за № от ДД.ММ.ГГГГ при расчетах платы граждан за коммунальные услуги в ДД.ММ.ГГГГ применяются нормативы потребления коммунальных услуг, действующие в муниципальных образованиях в ДД.ММ.ГГГГ. На момент принятия оспариваемых заявителем БОЛЯЕВЫМ Д.С. решений совета депутатов утверждение нормативов потребления коммунальных услуг входило в компетенцию органов местного самоуправления в соответствии с действующей на то период редакцией ст.ст. 157, 158 ЖК РФ, а также в соответствии с другими нормативными актами и . Также все оспариваемых документы были приняты на основе действующих нормативных актов, имеющих большую юридическую силу.
Рассмотрев заявленные требования, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд считает, что требования БОЛЯЕВА Д.С. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным лицом, наличие в нем правовых норм \ правил поведения \, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемые заявителем БОЛЯЕВЫМ Д.С. решение совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ за № « Об утверждении норм потребления отопления», решение совета депутатов Волоколамского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за № « Об утверждении норматива потребления горячего водоснабжения и норматива потребления холодной воды, используемой для подогрева «, в части приложения, предусматривающего нормативы потребления теплоэнергии на горячее водоснабжение и нормативы потребления холодной воды, используемой для подогрева, пункта № 1 указанного решения « Горячее водоснабжение \ подогрева воды \ в домах с ванными \ полотенцесушитель от горячей воды \ с нормативом потребления холодной воды, используемой для подогрева 3,2 куб.м\мес на 1 чел.,
являются нормативными правовыми актами, которые были опубликованы в установленном порядке в источниках официального опубликования решений совета депутатов , в газете « № от ДД.ММ.ГГГГ, а также в номере 50 указанной газеты от ДД.ММ.ГГГГ и являются действующими на день рассмотрения заявления. Указанные документы приняты в пределах полномочий совета депутатов , предусмотренных п. 43 устава Волоколамского муниципального района в редакции ДД.ММ.ГГГГ года, п. 26, 43 устава Волоколамского муниципального района в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленными суду уставами, протоколами соответствующих заседаний совета депутатов .
Оспариваемые заявителем нормативные правовые акты регулируют вопросы, относящиеся к сфере жилищного законодательства.
Согласно статье 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
При этом в соответствии с правилами ст. 157 ЖК РФ в действующих редакциях на день принятия оспариваемых решений совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ за №, от ДД.ММ.ГГГГ за №,
предусматривалось, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
По правилам ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
По данному делу установлено, что оспариваемое решение совета депутатов за № от ДД.ММ.ГГГГ было принято в соответствии и в целях реализации постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам «, имеющего большую юридическую силу. При этом в судебном заседании не нашли подтверждения обстоятельства наличия противоречий между оспариваемым решением совета депутатов и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за №. Указанное постановление утрачивает силу в связи с утверждением Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № со дня вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые на данный момент не вступили в силу.
Поэтому в настоящее время оспариваемые нормативные правовые акты органа местного самоуправления применяются на основании Распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства за № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого при расчетах платы граждан за коммунальные услуги в ДД.ММ.ГГГГ применяются нормативы потребления коммунальных услуг, действующие в муниципальных образованиях в ДД.ММ.ГГГГ. При этом, в соответствии с Положением о министерстве жилищно-коммунального хозяйства , утвержденным Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство жилищно-коммунального хозяйства (далее - Министерство) является центральным исполнительным органом государственной власти специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории в сферах жилищно-коммунального хозяйства, развития теплоэнергетического комплекса , погребения и похоронного дела, обращения с отходами производства и потребления, проводящим государственную политику, осуществляющим управление и координацию деятельности в указанных сферах центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти , государственных органов и государственных учреждений , образованных для реализации отдельных функций государственного управления ю (далее - государственные органы).
В силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
Суд не соглашается с доводами заявителя в той части, что оспариваемое решение совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ за № следует признать недействующим, поскольку оно было принято на основании с применением СНиП ДД.ММ.ГГГГ-91, которые были признаны недействующими с ДД.ММ.ГГГГ постановлением государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ за №. Названное постановление государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ за №, в котором имеется указание на принятие и введение в действие с ДД.ММ.ГГГГ строительных норм и правил « отопление, вентиляция и кондиционирование», а также указание о признании недействующим с ДД.ММ.ГГГГ на территории РФ СНиП ДД.ММ.ГГГГ-91 не приобрело статус действующего нормативного акта, поскольку в проведении его государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ было отказано \ Письмо Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Кроме того, применение оспариваемого решения совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ за № в настоящее время обусловлено Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства за № от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 251-257, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований БОЛЯЕВА Д. С.
О признании недействующим полностью нормативного правового акта органа местного самоуправления решения совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ за № 281-38 « Об утверждении норм потребления отопления»,
О признании недействующим нормативного правового акта решения совета депутатов Волоколамского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за № « Об утверждении норматива потребления горячего водоснабжения и норматива потребления холодной воды, используемой для подогрева « в части пункта № 1, содержащего нормативы потребления теплоэнергии на горячее водоснабжение и нормативы потребления холодной воды, используемой для подогрева, предусматривающего « Горячее водоснабжение \ подогрев воды \ в домах с ванными \ полотенцесушитель от горячей воды \ с нормативом потребления холодной воды, используемой для подогрева 3,2 куб.м\мес на 1 чел. – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда в течение 10 дней через Волоколамский городской суд .
СУДЬЯ: В.С.ОШУРКО.