ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 19.12.2011 Воронежского областного суда (Воронежская область)

                                                                                    Воронежский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Воронежский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело №

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

«19» декабря 2011 года Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи ФИО5

при секретаре ФИО1

с участием прокурора ФИО2

а также с участием представителя Территориальной избирательной комиссии  ФИО3,-

рассмотрев в открытом судебном заседании в  дело по иску ФИО6 к Территориальной избирательной комиссии  об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранным в органы местного самоуправления,

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 обратился в Калачеевский районный суд  с иском к Территориальной избирательной комиссии  об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранным в органы местного самоуправления.

В обоснование заявления указал, что в нарушение требований п.8 ст. 71 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ч. 4 ст.  «Избирательный кодекс » Территориальная избирательная комиссия  в течение года со дня прекращения полномочий депутата ФИО4 в связи с её смертью не назначила дополнительные выборы депутата Совета народных депутатов Калачеевского муниципального района второго созыва по городскому одномандатному избирательному округу №.

Руководствуясь п. 9 ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», просил  возложить на Территориальную избирательную комиссию  обязанность назначить, организовать и провести дополнительные выборы депутата Совета народных депутатов Калачеевского муниципального района второго созыва по городскому одномандатному избирательному округу № в день проведения выборов президента РФ в 2012 году.

Определением Калачеевского районного суда  от ДД.ММ.ГГГГ настоящее гражданское дело передано в Воронежский областной суд для рассмотрения по подсудности, установленной ч. 2 ст. 26 ГПК РФ и п. 7 ст. 3 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".

ДД.ММ.ГГГГ данное дело принято к производству Воронежского областного суда. Принимая во внимание, что согласно ст. 245 ГПК РФ заявления о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ составляют сферу дел, возникающих из публичных правоотношений, суд пришел к выводу о необходимости рассмотреть его в порядке, предусмотренном главой 26 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В настоящее судебное заседание заявитель ФИО6 не явился, о слушании дела извещен. Просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Территориальной избирательной комиссии  ФИО3 просил отказать в удовлетворении заявления.

Выслушав представителя Территориальной избирательной комиссии , исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора ФИО2, полагавшей заявление необоснованным,  суд не усматривает оснований к удовлетворению заявления.

Так, ссылка заявителя в обоснование своих требований на пункт 9 статьи 10 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не может быть принята судом во внимание.

В соответствии со статьей 9 указанного Федерального закона являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий органов или депутатов, выборы, указанные в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона.

В пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона указано, что срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, и срок их полномочий устанавливаются уставами муниципальных образований. Устанавливаемый срок не может составлять более пяти лет.

На основании пункта 9 статьи 10 названного Закона, если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный пунктом 8 настоящей статьи срок выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы.

По смыслу названных правовых норм принципы обязательности и периодичности, а также судебный порядок назначения срока выборов действуют в отношении тех выборов, проведение которых предусмотрено по окончании срока полномочий органов или депутатов.

В данном случае принципы обязательности и периодичности выборов органа или депутатов в отношении дополнительных выборов не действуют и пункт 9 статьи 10 названного Закона не подлежит применению к спорному правоотношению. Названный Закон, как указано выше, предусматривает право суда общей юрисдикции по применению судебного порядка назначения выборов органа или депутатов, срок полномочий которых истек, и лишь при том условии, что такие выборы не назначены или не могут быть назначены уполномоченным на то органом.

Требования заявителя основаны на п.8 ст. 71 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в силу которого в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы проводятся не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье марта. Если указанные выборы (в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, - не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования) не могут быть назначены на второе воскресенье марта, они назначаются на второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть.

В соответствии с пунктом 10 той же статьи дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

Таким образом, Закон предписывает, что дополнительные выборы могут проводиться либо во второе воскресенье марта, либо во второе воскресенье октября, а в случае проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - в день голосования на этих выборах. Дополнительные выборы назначаются и проводятся не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

Аналогичные положения содержатся и в ст.  от ДД.ММ.ГГГГ N 87-ОЗ «Избирательный кодекс ».

В силу части 1 статьи  "Избирательный кодекс " органом, уполномоченным на назначение дополнительных выборов депутатов представительного органа муниципального образования при наличии вакантных мандатов является избирательная комиссия муниципального образования.

Из материалов дела следует, что выборы депутатов Совета народных депутатов Калачеевского муниципального района второго созыва состоялись ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Уставу Калачеевского муниципального района, Совет народных депутатов муниципального района избирается в составе тридцати восьми депутатов сроком на пять лет (пункты 2,4 ст. 28).

Депутат Совета народных депутатов Калачеевского муниципального района второго созыва по городскому одномандатному избирательному округу № ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Совет народных депутатов Калачеевского муниципального района  прекратил депутатские полномочия ФИО4 в связи с её смертью решением от ДД.ММ.ГГГГ.

До настоящего времени дополнительные выборы депутата по городскому одномандатному избирательному округу № не назначены.

Оценивая решение Совета народных депутатов Калачеевского муниципального района  от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении полномочий депутата ФИО4, суд находит его не соответствующим положениям закона.

Так, в силу п. 10 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия депутата прекращаются досрочно в случае смерти, отставки по собственному желанию и другим установленным законом основаниям.

Исходя из содержания п.2 ст. 17 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которого правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью, следует признать, что в случае смерти депутата его полномочия прекращаются в день его смерти и их прекращение в данном случае не может зависеть от даты принятия решения представительного органа.

Таким образом, дополнительные выборы депутата по городскому одномандатному избирательному округу № Калачеевского муниципального района надлежало назначить и провести не позднее чем через один год со дня смерти депутата, то есть в срок до ДД.ММ.ГГГГ в единые дни голосования.

Кроме того, из содержания п. 8 ст. 71 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует, что дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье марта. Если указанные выборы (в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, - не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования) не могут быть назначены на второе воскресенье марта, они назначаются на второе воскресенье октября

До второго воскресенья марта 2012 года остаётся 72 дня, что явно не соответствует установленному законом временному интервалу для назначения и подготовки проведения выборов.

Оснований для сокращения указанного срока назначения выборов на одну треть в данном случае не усматривается, так как представительный орган муниципального образования после прекращения полномочий депутата ФИО4 продолжает работать в правомочном составе (37 депутатов).

Учитывая, что полномочия депутатов Совета народных депутатов Калачеевского муниципального района  второго созыва истекают ДД.ММ.ГГГГ, на второе воскресенье октября 2012 года дополнительные выборы депутата также не могут быть назначены, поскольку в таком случае не будет соблюдаться условие пункта 10 ст. 71 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которым дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

Принимая во внимание, что указание в п.8, п.10 ст. 71 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о сроках проведения дополнительных выборов является императивным, в настоящее время назначение и проведение дополнительных выборов по городскому одномандатному избирательному округу № представляется невозможным.

Руководствуясь ст. ст. 191-198, ст. 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

отказать ФИО6 в удовлетворении заявления о возложении на Территориальную избирательную комиссию  обязанности назначить, организовать и провести дополнительные выборы депутата Совета народных депутатов Калачеевского муниципального района второго созыва по городскому одномандатному избирательному округу № в день проведения выборов президента РФ - ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Воронежский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий: ФИО5