Первомайский районный суд г.Ростова-на-Дону
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Первомайский районный суд г.Ростова-на-Дону — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 января 2011г
Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
судьи Филонова В.Н.
при секретаре Палий В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по заявлению прокурора Первомайского района г.Ростова-на-Дону в интересах Андриенко И.Н. к Администрации Первомайского района г.Ростова-на-Дону о признании незаконным постановления об отказе в постановке на квартирный учет, отмене постановления, обязании поставить на квартирный учет,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Первомайского района г.Ростова-на-Дону обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Андриенко И.Н., ссылаясь на то, что ответчиком незаконно и необоснованно отказано в постановке на квартирный учет Андриенко И.Н. с составом семьи 2 человека, о чем ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Первомайского района г. Ростова-на-Дону вынесено постановление №.
Андриенко И.Н. является инвалидом аварии на ЧАЭС, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время безрезультатно пытается встать на квартирный учет в Администрации Первомайского района г.Ростова-на-Дону.
Так, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением на имя Главы Администрации Первомайского района г.Ростова-на-Дону о принятии её и членов её семьи в составе 2 человек на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Однако ДД.ММ.ГГГГ постановлением Главы Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону № Андриенко И.Н. отказано в постановке на квартирный учет, с составом семьи 2 человека (она, сын) в связи с тем, что не представлены в полном объеме документы, предусмотренные частью 6 статьи 1 и статьей 8 указанного Областного закона.
Документ, согласно перечня ч. 6 ст. 1 Областного закона Ростовской области от 07.20.2005 № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области». который Андриенко И.Н. не приложила к заявлению о принятии ее и членной ее семьи в составе 2 человек на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, - справка о том, что сведения об отце ребенка в свидетельстве рождения внесены со слов матери (письмо Главы администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ №), с чем согласиться нельзя.
К заявлению Андриенко И.Н. приложила документы согласно перечню, установленному п. 6 ст. 1 Областного закона Ростовской области от 07.20.2005 № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области».
В соответствии с п.З, 4 ст.1 Областного закона Ростовской области от 07.20.2005 № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» на учет одновременно с заявителем принимаются проживающие совместно с ним и постоянно зарегистрированные по данному адресу члены его семьи, в том числе временно отсутствующие члены его семьи, за которыми по закону сохраняется право на жилую площадь. К членам семьи гражданина в целях принятия на учет по его заявлению относятся супруга (супруг), совместно с ним проживающие дети до вступления в брак, за исключением случаев обеспечения жильем вне очереди, совместно с ним проживающие родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, признанные в судебном порядке членами его семьи.
Андриенко И.Н. родила ребенка не состоя в браке, что подтверждается справкой МУСЗН Первомайского района г. Ростова-на-Дону, о том, что она мать-одиночка.
Незаконна ссылка в оспариваемом постановлении о непредоставлении Андриенко И.Н. пакета документов, согласно перечня, о признании гражданина (семьи) малоимущим.
Гражданам, указанным в части 3 статьи 9 Областного закона Ростовской области от 07.20.2005 № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области», предоставляются жилые помещения по договору социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных областным законом или нормативным правовым актом Администрации Ростовской области.
Пункт 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 № 17-П «По делу о проверке конституционности п.2 ч.1 ст. 14 и ч.1 ст. 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гласит, что Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства (статья 2).
В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации изменение условий и порядка обеспечения жильем граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы и нуждающихся в улучшении жилищных условий, допустимо лишь при введении гарантий, в равной мере обеспечивающих предоставление указанной меры социальной поддержки как гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, так и гражданам, относящимся к той же категории, но вставшим на учет после этой даты.
Положения пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 ФЗ от 22.08.2004 № 122 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения во взаимосвязи с жилищным законодательством Российской Федерации не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.
Поскольку Андриенко И.Н. относится к категории граждан, установленной Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», она подлежит обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета, в связи с этим признание ее малоимущей для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении не требуется.
Таким образом, отказ Андриенко И.Н. в постановке на квартирный учет, с составом семьи 2 человека (она, сын) в связи с тем, что ей не представлены в полном объеме документы, предусмотренные ст. 8 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области», для признания ее малоимущей, является незаконным.
Просит суд, с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ вынести решение которым :
признать незаконным постановление Главы администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ года № об отказе Андриенко И.Н. в постановке на квартирный учет, с составом семьи 2 человека (она, сын) в связи с тем, что не представлены в полном объеме документы, предусмотренные частью 6 статьи 1 и статьей 8 указанного Областного закона от 27.02.2007 N 632-ЗС,
обязать отменить Постановление Главы Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Андриенко И.Н. в постановке на квартирный учет, с составом семьи 2 человека (она, сын),
обязать Администрацию Первомайского района г. Ростова-на-Дону поставить Андриенко И.Н. на квартирный учет, с составом семьи 2 человека (она, сын) Андриенко И.Н. с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора Первомайского района г.Ростова-на-Дону Саппа Е.И. просила суд иск с учетом уточнений удовлетворить.
Андриенко И.Н. как лицо, в интересах которого подано исковое заявление, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просила суд дело рассмотреть в её отсутствие, поэтому суд считает возможным рассмотреть дело по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Представитель Андриенко И.Н. – Андриенко З.Г. (доверенность) в судебное заседание явилась, иск поддержала. При этом, представила письменные пояснения (озаглавленные дополнения к иску), в которых указала, что дату написания заявления Андриенко И.Н. в стандартной форме в администрацию Первомайского района г.Ростова н/Д следует считать с ДД.ММ.ГГГГ, а обязать ответчика поставить Андриенко И.Н. на квартирный учет с составом семьи 2 чел. следует с учетом даты написания заявления, признанной судом.
Представитель ответчика администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону – Теняева С.Е. (доверенность) в судебное заседание явилась, иск не признала. Пояснила, что постановление администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ было вынесено в соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации и Областным законом Ростовской области от 07.10.2005 года № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области», и оснований к его отмене не имеется. ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ РО от ДД.ММ.ГГГГ в лице и.о. Министра Н.Д.Т. давались разъяснения о том, какие именно документы должны представляться при постановке на квартирный учет в соответствии с которыми районная администрация рассматривает заявления граждан, относящихся в том числе, и к категории инвалиды ЧАЭС. Просила суд истцу в иске отказать в полном объеме.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд считает заявленный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что постановлением Главы администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ Андриенко И.Н. отказано в постановке на квартирный учет с составом семьи 2 человека (она и сын), в связи с тем, что не представлены в полном объеме документы, предусмотренные частью 6 ст. 1 и статьей 8 Областного закона (л.д.19).
Андриенко И.Н. является инвалидом ЧАЭС. Её несогласие с данным постановлением районной администрации послужило основанием для обращения прокурора Первомайского района г.Ростова-на-Дону в суд с настоящим заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ.
Областным Законом Ростовской области от 07.10.2005 года № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» в п.п. 4, п. 6, ст. 1 определен перечень документов необходимый для постановки на квартирный учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно: копии документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации и членов его семьи (все страницы); копия страхового свидетельства государственного пенсионного страхования; документы, подтверждающие состав семьи, выданные уполномоченной организацией; справка предприятия технической инвентаризации и выписка из Единого государственного реестра прав (ЕГРГГ) по состоянию на дату подачи заявления о наличии (отсутствии) жилья, земельного участка и иного недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности и подлежащего налогообложению, на всех членов семьи в муниципальном образовании, в котором подано заявление о принятии на учет; в случае, если в течение пятнадцати лет до момента подачи заявления о принятии на учет гражданин и члены его семьи проживали в ином муниципальном образовании, справка предприятия технической инвентаризации и выписка из Единого государственного реестра прав (ЕГРП) по состоянию на дату подачи заявления о наличии (отсутствии) жилья, земельного участка и иного недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности и подлежащего налогообложению, на всех членов семьи в муниципальном образовании, в котором проживала семья; документы, подтверждающие правовой статус занимаемого жилья; копии свидетельств о браке (расторжении брака), о рождении (смерти) членов семьи; копии удостоверений, других документов, дающих право на дополнительную жилую площадь в соответствии с федеральным законодательством; выписка из домовой книги или копия финансового лицевого счета; иные документы, предусмотренные федеральным законодательством.
Статьей 3 вышеназванного закона предусмотрен порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Статьей 9 Областного закона РО № 363-ЗС определены отдельные категории граждан, которые имеют право приниматься на учет и состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма без признания их малоимущими. Граждане, не подлежащие признанию малоимущими в целях обеспечения их жилыми помещениями по договорам социального найма, включаются в отдельные списки, помимо общих. К отдельным категориям граждан, в частности, относятся иные категории граждан, предусмотренные федеральным законодательством.
В силу п.2 ч.1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, ставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством РФ.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими, другим категориям граждан жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда.
Так как действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, равно как и их право на внеочередное или первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, в соответствии с Жилищным законодательством Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
В постановлении от 10.11.2009 года №17-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобылськой АЭС» ( в редакции ФЗ от 22. 08.2004 года № 122-ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда Курской области и жалобами граждан А.В. Жестикова и П.У. Мягчило» Конституционный суд РФ указал, что введение денежной формы обеспечения жилыми помещениями только в отношении инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации её последствий, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (до и после 1.01.2005 года, при отсутствии адекватных социальных гарантий для лиц, относящихся к той же категории граждан, но вставших на учет после 1.01.2005 года, привело к снижению уровня их социальной защиты по сравнению с лицами, принятыми на учет до 1.01.2005 года, и повлекло необоснованную дифференциацию в зависимости исключительно от даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ( до и после 1.01.2005 года). Такая дифференциация – при наличии у инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации её последствий одинаковых оснований для льготного (в сравнении с общеустановленным порядком) жилищного обеспечения – в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их социальных прав как граждан, относящихся к одной категории пострадавших от радиационного воздействия в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.
Поэтому положения п.2 ч.1 статьи 14 указанного закона РФ постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 года № 17-П признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам – инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1.01.2005 года, так и после этой даты.
Учитывая изложенное, ссылки в оспариваемом постановлении Главы администрации Первомайского района г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № на непредоставление Андриенко И.Н. документов, предусмотренных статьей 8 Областного закона, нельзя признать обоснованным, так как при наличии у нее статуса инвалида Чернобыльской АЭС признания её семьи малоимущей в целях предоставления ей жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма не требуется.
При этом, суд отмечает, что в оспариваемом постановлении не указано о том, какие именно документы отсутствуют, тогда как при обращении в районную администрацию с заявлением о постановке на квартирный учет Андриенко И.Н. приложила все необходимые с точки зрения ч.6 ст. 1 Областного закона РО № 363-ЗС документы. В этой связи, указание на письмо районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, в котором отмечены недостающие по мнению ответчика документы (л.д.18) необоснованно, тем более письмо датировано ДД.ММ.ГГГГ, а постановление вынесено позднее, ДД.ММ.ГГГГ.
Изложенные выше обстоятельства являются основанием для удовлетворения иска в полном объеме. В данном случае способом восстановления нарушенных прав Андриенко И.Н. является её постановка на квартирный учет.
Доводы представителя ответчика о правомерности постановления администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ, его соответствии ЖК РФ и Областному закону Ростовской области от 07.10.2005 года № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области», в виду изложенного выше, суд не может принять во внимание. Указание ответной стороны на Разъяснения Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РО от ДД.ММ.ГГГГ в лице и.о. Министра Н.Д.Т. (л.д.20) необоснованно, поскольку данные Разъяснения не обладают признаком нормативности, и по сути представляют собой мнение должностного лица указанного Министерства. Тем более уже после данных Разъяснений Конституционным судом РФ была определена правовая позиция в рассматриваемых вопросах - постановление от 10.11.2009 года №17-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобылськой АЭС» ( в редакции ФЗ от 22. 08.2004 года № 122-ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда Курской области и жалобами граждан А.В. Жестикова и П.У. Мягчило».
При определении даты, с которой Андриенко И.Н. с составом семьи 2 человека (она, сын) следует поставить на квартирный учет, суд исходит из момента официального её обращения с заявлением о принятии на квартирный учет, т.е. 11.05.2010г, и не может согласиться с доводами её представителя, считающего надлежащей дату с момента написания заявления, признанной судом. Написание заявления не означает обращение заявителя в уполномоченный орган.
Руководствуясь ст. ст.12,194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным постановление Главы администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Андриенко И.Н. в постановке на квартирный учет, с составом семьи 2 человека (она, сын).
Отменить Постановление Главы Администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Андриенко И.Н. в постановке на квартирный учет, с составом семьи 2 человека (она, сын).
Обязать Администрацию Первомайского района г. Ростова-на-Дону поставить на квартирный учет Андриенко И.Н. с составом семьи 2 человека (она, сын) с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г.Ростова-на-Дону.
Решение в окончательной форме изготовлено 25.01.2011г.
Судья: