ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 20.01.2011 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

                                                                                    Центральный районный суд г.Новокузнецка Кемеровской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Центральный районный суд г.Новокузнецка Кемеровской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Новокузнецка в составе:

председательствующего Евдокимовой М.А.

при секретаре Бырдиной Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 20 января 2011 года гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий налоговых органов

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий налоговых органов.

Свои требования мотивировал тем, что в апреле … он обратился в налоговые органы с заявлением о предоставлении льготы по уплате земельного налога, начисленного на принадлежащие ему земельные участки:

- … кв.м. по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Куйбышевский район, ул. КМ, …, кадастровый номер …;

- … кв.м. по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Заводской район, проезд Т., …, …, кадастровый номер …;

- … кв.м. по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Орджоникидзевский район, ул. М., …, кадастровый номер. ..

Заявления были им поданы в связи с тем, что в …году он узнал, что в г. Новокузнецке существует льгота по уплате налога на землю, которая регулируется Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 29.11.2006г. № 3/5.

В п.п. 9 п. 5.1 гл. 5 говорится, что освобождаются от уплаты налогообложения «... малоимущие граждане – в отношении принадлежащих им земельных участков при предоставлении справки органа социальной защиты о среднедушевых доходах семьи ниже прожиточного минимума…»

Все три заявления и приложенные к ним копии справки филиала по г. Ливны Областного государственного учреждения областного центра социальной защиты населения (далее ОГУ «ОЦСЗН») были получены налоговыми инспекциями …

Межрайонная инспекция ФНС по Кузнецкому и Орджоникидзевскому районам ответила на его заявление письмом от … № …

Межрайонная инспекция ФНС по Заводскому и Новоильинскому районам ответила на его заявление письмом от … № …

Инспекция ФНС по Куйбышевскому району ответила на его заявление письмом без даты и номера.

Ответ был одинаков. Справка, выданная ему филиалом по г. Ливны ОГУ «ОЦСЗН» и предоставленная им в налоговые органы «...не соответствовала требованиям Постановления...» На его вопрос, как должна выглядеть справка, он ответа не получил, а был отправлен в органы социальной защиты для консультации. Обратившись в Муниципальное учреждение КЦСОН Центрального района г. Новокузнецка, он получил образец справки, который один в один был похож на ту, которую ему выдали в г. Ливны.

Получив отказ, он обратился в инспекцию со 2-м заявлением, в котором пытался объяснить, что в соответствие с п. 1 ст. 6 ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ от 24.10.1997г., что семья, среднедушевой доход которой ниже величины прожиточного минимума..., считается малоимущей». Из этого следует, что представленная им справка соответствовала требованию Положения о льготе по уплате земельного налога.

В своем ответе от … № … Инспекция ФНС по Куйбышевскому району г. Новокузнецка настаивала на предоставлении справки, в которой бы указывался поквартальный расчет среднедушевого дохода его семьи.

… он обратился с повторным заявлением к заведующей филиалом по г. Ливны ОГУ «ОЦСЗН» о выдаче ему Расчета среднедушевого дохода его семьи за 2007-2009 годы. Такой расчет был им получен.

… он написал 3-е заявление в Инспекцию ФНС по Куйбышевскому району, в котором просил уточнить все препятствия к получению им льготы по уплате налога на землю и приложил к нему новый расчет.

… № … он получил ответ, из которого следовало, что льготы он не получит. И опять новое обоснование - письмо Новокузнецкого городского Совета народных депутатов. На его вопрос к юристам инспекции, почему они сразу, еще в апреле месяце не ответили ему, таким образом, он ответа не получил. На его вопрос, как они могли основывать свой ответ на «галиматье», которую прислал городской Совет, он тоже ответа не получил.

Почему «галиматья» в письме городского Совета говориться «...в НК РФ не предусмотрено понятие «малоимущие граждане в целях предоставления налоговых льгот, но в НК РФ упоминается понятие «малоимущие граждане», которые должны быть признаны таковыми в соответствие с Жилищным Кодексом Российской Федерации...»

Причем тут Жилищный Кодекс, когда есть Федеральный закон № 134-ФЗ от 24.10.1997г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», который раскрывает понятия «малоимущие граждане» и «прожиточный минимум в РФ». Зачем было дальше развивать мысли, если не знать основополагающих понятий, определенных Законом.

В Положении о земельном налоге, которое принято в 2006г. говорится о том, что освобождаются от налогообложения «... малоимущие граждане - в отношении принадлежащих им земельных участков при предоставлении справки органа социальной защиты о среднедушевых доходах семьи ниже прожиточного минимума...».

Здесь ничего не говорится о том, что льготы предоставляются только гражданам, проживающим на территории Кемеровской области, и что справки должны выдавать органы социальной защиты Кемеровской области.

Да это было бы абсурдом и нарушало Конституцию РФ. Кроме того, Администрацией Кемеровской области привлекаются и всячески приветствуются инвесторы.

Нормативный акт принято читать и трактовать так, как он написан. «Пояснения» городского Совета по поводу применения этого Постановления могли бы иметь пользу, если бы в тексте не было бы ясно обозначено, кому и при каких условиях предоставляется льгота. Кому - малоимущим гражданам (его семья попадает под это понятие). При каких условиях - при величине прожиточного минимума менее установленного государством (его семья попадает и под это понятие). Прожиточный минимум в Орловской области намного ниже, чем в Кемеровской области, следовательно, ссылка городского Совета на то, что его семья должна быть признана малоимущей на территории Кемеровской области, не  состоятельна.

Считает, что отказ налоговых инспекций предоставить ему льготу по уплате земельного налога незаконно возлагает на него обязанность по его уплате.

Просит признать незаконными отказы Межрайонной инспекции ФНС по Кузнецкому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области, Межрайонной инспекции ФНС по Заводскому и Новоильинскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области, Инспекции ФНС по Куйбышевскому району г. Новокузнецка Кемеровской области, предоставить мне льготу по уплате земельного налога, начисленного за принадлежащие ему земельные участки:

- … кв.м. по адресу: Кемеровская область, город Новокузнецк, Куйбышевский район, улица КМ, …, кадастровый номер: …,

- … кв.м. по адресу: Кемеровская область, город Новокузнецк, Заводской район, проезд Т., …, …, кадастровый номер: …,

- … кв.м. по адресу: Кемеровская область, город Новокузнецк, Орджоникидзевский район, улица М., …, кадастровый номер:. ..

В судебном заседании ФИО1 на своих требованиях настаивал, дал суду пояснения аналогичные, изложенным в заявлении.

Представитель ИФНС по Куйбышевскому району г. Новокузнецка ФИО2, действующая на основании доверенности, с требованиями ФИО1 была не согласна.

Представитель МРИФНС по Кузнецкому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка ФИО3, действующий на основании доверенности, с требованиями ФИО1 был не согласен.

Представитель МРИФНС по Заводскому и Новоильинскому районам г. Новокузнецка в суд не явился, о дне слушания дела извещен, в письменном заявлении просит рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель Новокузнецкого Городского Совета народных депутатов в суд не явился, о дне слушания дела извещен, в письменном заявлении просит рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно ст. 389 ч.1 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Согласно ст. 14 ч.1 подп. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.

На территории г. Новокузнецка действует Постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов № 3/5 от 29.11.2006г. «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории г. Новокузнецка».

В соответствии с п.1.1 Положения, Положение о земельном налоге на территории города Новокузнецка в соответствии с главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации определяет налоговые ставки, порядок и сроки уплаты земельного налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения.

В соответствии с п.1.2 Положения в соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения:

- организации;

- физические лица, в том числе физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Согласно п. 5.1 пп. 9 Положения освобождаются от налогообложения малоимущие граждане, зарегистрированные на территории Кемеровской области, в отношении принадлежащих им земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки, садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, а также индивидуальных гаражей, при предоставлении справки органа социальной защиты о среднедушевых доходах семьи ниже прожиточного минимума. Налоговая льгота может быть применена в отношении одного земельного участка по каждому виду использования (пп. 9 в ред. Решения Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 23.11.2010г. № 13/174).

Согласно п. 5.1 пп. 9 Положения (в редакции, действовавшей на момент обращения ФИО1 с заявлением о предоставлении льготы) освобождаются от налогооблажения малоимущие граждане - в отношении принадлежащих им земельных участков при предоставлении справки органа социальной защиты о среднедушевых доходах семьи ниже прожиточного минимума.

Согласно п. 5.3 Положения в случае возникновения у налогоплательщика - физического лица права на налоговую льготу по истечении сроков, установленных пунктами 5.1 и 5.2 настоящего Положения, налоговая льгота предоставляется на основании заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право на налоговую льготу, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка после возникновения такого права.

Таким образом, данное Положение предусматривает основания для предоставления льготы по освобождению от уплаты земельного налога и документы, на основании которых данная льгота предоставляется.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельных участков, расположенных в Кузнецком, Заводском и Орджоникидзевском районах г. Новокузнецка, что сторонами не оспаривалось.

В апреле. .. ФИО1 обратился в налоговые органы Куйбышевского, Заводского и Кузнецкого района г. Новокузнецка с заявлением о предоставлении льготы по земельному налогу в связи с тем, что его семья является малоимущей л.д.6-8).

В качестве подтверждения того, что его семья является малоимущей, им была предоставлена справка ОГУ Областного центра социальной защиты населения филиала по г. Ливны о том, что его семья с … состоит на учете в филиале по г. Ливны как малоимущая семья л.д.9).

Также в судебном заседании ФИО1 не отрицал, что его семья постоянно проживает в <...>, он также там проживает и состоит на регистрационном учете, в г. Новокузнецке он проживает и состоит на временной регистрации в связи с работой, жителем г. Новокузнецка он не является.

Ответом от … МРИФНС по Заводскому и Новоильинскому районам г. Новокузнецка в предоставлении льготы ФИО1 было отказано л.д.10).

Ответом от … МРИФНС по Кузнецкому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка в предоставлении льготы ФИО1 было отказано л.д.11).

Ответом от … ИФНС по Куйбышевскому району г. Новокузнецка в предоставлении льготы ФИО1 было отказано л.д.22).

С данными отказами ФИО1 не согласен, т.к. считает, что его семья подпадает по категорию малоимущая семья, что подтверждается справкой органа социальной защиты г. Ливны.

Понятие «малоимущие граждане» подразумевает, что граждане, проживающие в малоимущих семьях, а также одиноко проживающие малоимущие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, и в соответствии с решением органа социальной защиты населения являются получателями государственной социальной помощи.

Учитывается общая численность граждан, являющихся членами малоимущей семьи, даже если непосредственным получателем мер социальной поддержки является только один из них.

Согласно ст. 2 ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:

оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

формирования федерального бюджета.

Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:

оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;

оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 в данного ФЗ величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи) определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи) устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи) - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 данного ФЗ семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.

В соответствии со ст.1 ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина или лица, являющегося его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Законом Кемеровской обл. «О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам» настоящий Закон на основании статьи 5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определяет размер, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, место жительства или место пребывания которых находится на территории Кемеровской области.

Таким образом, из анализа законодательства следует, что на территории каждого субъекта РФ на основании закона данного субъекта РФ (в данном случае Кемеровской области) на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам устанавливается величина прожиточного минимума.

Величина прожиточного минимума для каждого субъекта РФ является различной, следовательно, и условия для признания семьи малоимущей для каждого субъекта РФ различные.

Семья признается малоимущей на территории того субъекта, на территории которого она проживает, на основании заявления, поданного в органы социальной защиты.

На территории Кемеровской области действует Закон Кемеровской области от 10.06.2005г. № 65-ОЗ «О порядке признания органами местного самоуправления граждан малоимущими».

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается.

Суд считает, что ФИО1 не представил доказательств, что его семья признана малоимущей на территории Кемеровской области, т.к. им не предоставлено сведений, что его семья состоит на учете как малоимущая в органах социальной защиты на территории Кемеровской области или г. Новокузнецка, с заявлением о признании его семьи малоимущей в органы социальной защиты г. Новокузнецка, ФИО1 не обращался.

Семья ФИО1 постоянно проживает на территории Орловской области в г. Ливны, справка о том, что семья ФИО1 состоит на учете в органах социальной защиты и является малоимущей, выдана органом социальной защиты <...>, а не органами социальной защиты г. Новокузнецка, таким образом, т.к. для каждого субъекта РФ установлены свои основания для признания семьи малоимущей, то нельзя говорить о том, что на территории Кемеровской области семья ФИО1 является малоимущей и была бы признана таковой.

Следовательно, суд считает, что льгота по освобождению от уплаты земельного налога на основании Постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов № 3/5 от 29.11.2006г. «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории г. Новокузнецка» может быть применена только к физическому лицу, признанному малоимущим на территории расположения земельного участка, т.е. на территории г. Новокузнецка Кемеровской обл., таким образом, отказ налоговых органов г. Новокузнецка в предоставлении ФИО1 льготы по оплате земельного налога, является законным.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ

р е ш и л:

В удовлетворении требований ФИО1 об оспаривании действий налоговых органов отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 24.01.2011г.

Судья: Евдокимова М.А.