Ленинский районный суд г. Смоленска Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Ленинский районный суд г. Смоленска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 февраля 2012г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.
При секретаре: Барашковой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Смоленска в интересах несовершеннолетней ФИО8 к Администрации г.Смоленска, Департаменту Смоленской области по образованию и науке об оспаривании бездействия и возложении обязанности по предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ленинского района г.Смоленска в интересах несовершеннолетней ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р. обратился в суд с иском к ответчикам о признании незаконным бездействия Администрации г.Смоленска по обеспечению истице возможности получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и возложении на ответчиков обязанности по предоставлению ФИО2 места в детском саду, расположенном на разумном географическом удалении от места проживания () в группе полного дня, сославшись на неправомерное неисполнение ответчиками возложенной на них обязанности по обеспечению права истицы на получение дошкольного образования.
Представитель прокуратуры Ленинского района г.Смоленска Сплошная Л.А. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, отметив, что истица, как ребенок многодетной одинокой матери имеет преимущественное право на зачисление в дошкольное образовательное учреждение.
Представитель Администрации г.Смоленска ФИО1, возражая против удовлетворения иска, указала на то, что преимущественное право на зачисление в дошкольное образовательное учреждение имеют 50% детей от общего числа, состоящих на очереди в соответствующей возрастной категории; ФИО2 состоит в соответствующей льготной очереди под № и её зачисление в упомянутое учреждение во внеочередном порядке нарушит права других детей, ранее принятых на учет.
Департамент Смоленской области по образованию и науке, а также третье лицо - ФИО2, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Заслушав объяснения участников, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Каждому гражданину гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (ст.43 Конституции РФ, п.3 ст.5 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»).
Согласно п.2 ч.1 ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», п.13 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в частности, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.
В соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей таким семьям предоставлено право первоочередного приема детей в дошкольные учреждения.
На основании п.27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. №666 порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.
Комплектование муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений г.Смоленска осуществляется в соответствии с Административным регламентом Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)», утв. постановлением Администрации г.Смоленска от 14.12.2010г. №796-адм, пункты 1.1.2.3, 1.1.2.4, 4.1-4.2, 6.1, 7.1, 7.3 которого устанавливают, что получателями муниципальной услуги являются дети в возрасте от 1,5 до 7 лет (включительно). Прием заявлений о постановке на учет и зачислении детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), осуществляется круглогодично. Комплектование осуществляется в сроки с 1 мая по 10 июня текущего года. Постановка на учет и зачисление детей в ДОУ осуществляется в соответствии с возрастными категориями детей. Заявления о постановке на учет и зачислении ребенка в ДОУ рассматриваются в порядке очередности в соответствии со временем и датой регистрации заявлений. При наличии всех необходимых документов осуществляется постановка ребенка на учет для зачисления в ДОУ согласно очередности по возрастной категории ребенка.
Исходя из приложения №2 к названному Административному регламенту преимущественное правом на зачисление в ДОУ предоставлено, в частности, детям из многодетных семей и детям одиноких родителей.
По делу установлено, что ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р. является дочерью многодетной одинокой матери ФИО2, которая воспитывает четверых детей, в связи с чем, истица относится к категории детей, имеющих преимущественное право на предоставление места в детском саду. Данные обстоятельства никем из участников процесса не оспаривалось.
Семья Ш-ных проживает в квартире № дома № пос. г. (л.д.9).
На основании заявления ФИО2 ее дочь ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в списке детей, состоящих на очереди на получение места в детском саду (номер льготной очереди - , общей очереди - ).
До настоящего времени место в ДОУ ребенку не предоставлено в связи с отсутствием по результатам комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений г.Смоленска на 2011-2012 учебный год свободных мест в группах необходимой возрастной категории (л.д.8).
Как следует из объяснений представителя Администрации г.Смоленска муниципальные дошкольные образовательные учреждения г.Смоленска комплектуются детьми, половина из которых имеют льготное право на предоставление места в детском саду, а другая половина состоит из детей, включенных в общую очередь.
Согласно пунктам 1.3.2.3 упомянутого Административного регламента преимущественное право на зачисление имеют 50% от общего числа мест в соответствующей возрастной категории. Остальные дети могут быть зачислены на общих основаниях, в соответствии с очередью.
Исходя из положений п.2 ч.1 ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», п.13 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» суд приходит к выводу о том, что орган местного самоуправления - Администрация г.Смоленска обязана обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана матерью ФИО8, имеющей преимущественное право на предоставление места в ДОУ. Данная обязанность названым ответчиком не исполнена, что указывает на неправомерное бездействие органа местного самоуправления и дает суду основания для удовлетворения иска.
Ссылка ответчика на отсутствие мест в дошкольных образовательных учреждениях г.Смоленска во внимание судом не принимается, поскольку при наличии у ФИО2 первоочередного права на предоставление места в детском саду и установленном судом факте паритетной комплектации данных образовательных учреждений г.Смоленска (по 50% детей из льготной и общей очереди), само по себе, данное обстоятельство не может ограничивать права ФИО8, гарантированные ей актом большей по отношению к постановлению Администрации г.Смоленска от 14.12.2010г. №796-адм юридической силы - Указом Президента РФ от 05.05.1992 №431.
При таких обстоятельствах, суд признает незаконным оспариваемое прокурором бездействие органа местного самоуправления и с учетом конкретных обстоятельств дела возлагает на Администрацию г.Смоленска обязанность по предоставлению ФИО8 в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, расположенном на разумном географическом удалении от места ее проживания, в группе полного дня.
Оснований для удовлетворения иска в части требований, заявленных к Департаменту Смоленской области по образованию и науке не имеется, поскольку названный уполномоченный орган является ненадлежащим ответчиком по делу.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Ленинского района г.Смоленска, предъявленные в интересах несовершеннолетней ФИО8 удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации г.Смоленска по обеспечению ФИО8 возможности получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г.Смоленска.
Обязать Администрацию г.Смоленска в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить ФИО8 место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, расположенном на разумном географическом удалении от места проживания (), в группе полного дня.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.
Председательствующий А.В.Кудряшов