ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 20.04.2011 Калининского районного суда (Краснодарский край)

                                                                                    Калининский районный суд Краснодарского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Калининский районный суд Краснодарского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

К делу №2-316-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст.Калининская Калининского района Краснодарского края 20 апреля 2011 года

Калининский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Матиевского С.М., при секретаре Рубайло Л.А., с участием представителя администрации Калининского сельского поселения Калининского района Краснодарского края по доверенности Ревякина Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Калининского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Калининского сельского поселения.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Калининского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в Калининский районный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Калининского сельского поселения, в котором указал, что прокуратурой Калининского района проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 07.08.2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления сельских поселений муниципального образования Калининский район.

Согласно п.7.1 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселений относятся вопросы участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

В соответствии ст.9 Закона №115-ФЗ, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предоставляют уполномоченному органу информацию и документы, необходимые для осуществления его функций (за исключением информации о частной жизни граждан), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п.4 постановления Правительства РФ от 14.06.2002 года №425, органы местного самоуправления обеспечивают доступ Федеральной службе по финансовому мониторингу (Далее именуется - Службой) к своим базам данных в целях получения им информации в объеме, необходимом для осуществления возложенных на Службу функций.

Как установлено, должностными лицами администрации Калининского сельского поселения МО Калининский район мер к созданию базы данных об организациях, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, входящих в перечень, установленный ст.5 Закона №115-ФЗ, не принято. Сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях в Службу не направлены. Доступ к сформированной базе данных не представлен. Правовых актов в данной сфере не разработано.

Согласно сведениям, представленным межрайонной инспекцией ФНС №10 по Краснодарскому краю, на территории Калининского сельского поселения зарегистрированы юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере страхования, предоставления посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом.

13.11.2010 года прокурором района по фактам выявленных нарушений ст.ст.4,9 Закона №115-ФЗ, п.7.1 ч.1 ст.14 Закона №131-ФЗ, п.4 постановления Правительства РФ от 14.06.2002 года №425, в адрес главы Калининского сельского поселения внесено представление №07-12/13122 об устранении нарушений федерального законодательства.

14.12.2010 года в адрес прокурора района поступило уведомление от 13.12.2010 года №507 главы администрации Калининского сельского поселения о рассмотрении представления прокурора района. Согласно уведомлению, требования прокурора не удовлетворены со ссылкой на положения ст.102 НК РФ, согласно которым налоговая тайна разглашению за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, не подлежит. Кроме того, согласно уведомлению, действующее законодательство РФ не устанавливает обязанность органов местного самоуправления создавать базы данных об организациях, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, входящим в перечень, установленный ст.5 Закона №115-ФЗ.

Выводы главы администрации Калининского сельского поселения МО Калининский район не соответствуют положениям действующего законодательства, регламентирующих деятельность органов местного самоуправления, в части организации деятельности по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по следующим основаниям.

Статьей 9 Закона №115-ФЗ закреплены обязанности органов местного самоуправления по предоставлению уполномоченному органу информации и документов, необходимых для осуществления его функций (за исключением информации о частной жизни граждан), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 постановления Правительства РФ от 14.06.2002 года №425 закреплены обязанности органов местного самоуправления по обеспечению доступа Федеральной службе по финансовому мониторингу к своим базам данных в целях получения им информации в объеме, необходимом для осуществления возложенных на Службу функций. Порядок осуществления такого доступа определяется владельцем соответствующей базы данных по согласованию со Службой, (в ред.Постановления Правительства РФ от 24.10.2005 года №638).

Обязанность по обеспечению сохранности ставших известными сведений, полученных в соответствии с настоящим Положением и составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи возложены на работников Службы, которые несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений.

Таким образом, бездействие должностных лиц администрации Калининского сельского поселения мер, выразившееся в непринятии мер к созданию базы данных об организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом входящих в перечень, установленный ст.5 Закона №115-ФЗ, не направлению в уполномоченный орган сведений об организациях и индивидуальных предпринимателях, по не осуществлению доступа к сформированной базе данных, не принятию правовых актов в данной сфере, свидетельствуют о нарушении требований ст.ст.4,9 Закона №115-ФЗ, п.7.1 ч.1 ст.14 Закона №131-ФЗ, п.4 постановления Правительства РФ от 14.06.2002 года №425.

Нарушения вышеуказанных положений закона в деятельности органов местного самоуправления - Калининского сельского поселения МО Калининский район требуют устранения, поскольку в противном случае могут быть нарушены конституционные права и свободы граждан, проживающих на территории поселения.

На основании изложенного, прокурор Калининского района просит суд:

1.Признать незаконным бездействие администрации Калининского сельского поселения, выразившееся в неисполнении требований ст.ст.4,9 Закона №115-ФЗ, п.7.1 ч.1 ст.14 Закона №131-ФЗ, п.4 постановления Правительства РФ от 14.06.2002 года №425.

2.Обязать администрацию Калининского сельского поселения создать базу данных об организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом входящих в перечень, установленный ст.5 Закона №115-ФЗ.

2.1.Обязать администрацию Калининского сельского поселения обеспечить Федеральной службе по финансовому мониторингу доступ к сформированной базе данных в целях получения им информации в объеме, необходимом для осуществления возложенных на Службу функций.

Решением Калининского районного суда от 10.02.2011 года заявление прокурора удовлетворено.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17.03.2011 решение Калининского районного суда от 10.02.2011 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В судебное заседание прокурор, извещенный о времени и месте судебного разбирательства (л.д.51) не явился. Суд, при указанных обстоятельствах, принял решение о рассмотрении дела в отсутствие прокурора в порядке ч.3 ст.45 ГПК РФ, согласно которой неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

В судебном заседании представитель администрации Калининского сельского поселения по доверенности Ревякин Е.В., возражал против требований прокурора, поддержал письменный отзыв главы поселения, в котором указано, что заявление прокурора необоснованно по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 Положения о предоставлении информации и документов Федеральной службе по финансовому мониторингу органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.06.2002 года №425, (далее по тексту - Положение) федеральные органы исполнительной власти, а также иные органы, уполномоченные производить государственную регистрацию организаций, указанных в ст.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Федеральный закон №115-ФЗ), предоставляют Службе ежемесячно, в течение 5 рабочих дней с начала месяца, сведения о таких организациях, содержащиеся в государственном реестре по состоянию на 1-е число. Следовательно, Служба ежемесячно получает информацию об организациях, указанных в ст.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», действующих, в том числе, на территории определенных муниципальных образований. В заявлении прокурор, ссылаясь на п.4 Положения, указывает, что администрация поселения не создала базу данных об организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, указанных в статье 5 упомянутого выше закона. Однако, данный пункт устанавливает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают Службе доступ к своим базам данных в целях получения информации в объеме, необходимом для осуществления возложенных на Службу функций. Норма п.4 Положения не требует от органов местного самоуправления создавать именно базы данных организаций, указанных в ст.5 названного закона. В соответствии с действующим законодательством РФ органы местного самоуправления не относятся к иным органам, уполномоченным производить государственную регистрацию организаций, обозначенных в ст.5 Федерального закона №115-ФЗ. Более того, ст.102 НК РФ указывает, что любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну. Налоговая тайна не подлежит разглашению за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Следовательно, информация об указанных в заявлении организациях не может быть предоставлена органам местного самоуправления органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц. Таким образом, прокурор, не являясь субъектом официального толкования федеральных правовых актов, произвольно толкует норму п.4 указанного Положения. Вместе с тем, анализ норм постановления Правительства РФ от 14.06.2002 года №425, позволяет сделать вывод, что органы государственной власти, Центральный банк РФ, органы местного самоуправления предоставляет Службе информацию из имеющихся у них баз данных. В силу ст.6 ГПК РФ «Равенство всех перед законом и судом» правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств. Статья 12 ГПК РФ «Осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон» устанавливает, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В силу императивного указания законодателя (п.1 ст.56 ГПК РФ «Обязанность доказывания») каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Однако прокурор не указывает в заявлении конкретные нормы действующего законодательства РФ, нарушение требований которых можно вменить администрации Калининского сельского поселения Калининского района. В соответствии с п.4 ст.258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

На основании изложенного, глава поселения просит суд отказать прокурору Калининского района в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия администрации Калининского сельского поселения, выразившегося в неисполнении требований ст.ст.4,9 Закона №115-ФЗ, п.7.1 ч.1 ст.14 Закона №131-ФЗ, п.4 постановления Правительства РФ от 14.06.2002 года №425.

Исследовав заявление прокурора, выслушав возражения представителя администрации Калининского сельского поселения, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Калининского района проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 07.08.2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления сельских поселений муниципального образования Калининский район, по результатам которой прокурором Калининского района в адрес главы администрации Калининского сельского поселения вынесено представление №07-12/13122 от 13.11.2010 года (л.д.4), согласно которому должностными лицами Калининского сельского поселения мер к созданию базы данных об организациях, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом входящих в перечень, установленный ст.5 Закона №115-ФЗ, не принято. Сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях в Службу не направлены. Доступ к сформированной базе данных не представлен. Правовых актов в данной сфере не разработано. Согласно сведениям, представленным межрайонной инспекцией ФНС №10 по Краснодарскому краю, на территории Калининского сельского поселения зарегистрированы юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере страхования, предоставления посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом, денежным посредничеством. Названные в настоящем представлении нарушения Закона №115-ФЗ, Закона №131-ФЗ, постановления Правительства РФ от 14.06.2002 №425, свидетельствуют о бездействии должностных лиц администрации сельского поселения, ответственных за данный участок работы и требуют устранения, поскольку в противном случае могут быть нарушены конституционные права и свободы граждан, проживающих на территории поселения. В связи с чем, прокурором заявлено требование о безотлагательном рассмотрении настоящего представления, незамедлительном принятии исчерпывающих мер к устранению выявленных нарушений законов, а также их причин и способствовавших им условий.

В свою очередь, согласно письму администрации Калининского сельского поселения №507 от 13.12.2010 года, по результатам рассмотрения представления, прокурору сообщено, что в соответствии с п.2 Положения о предоставлении информации и документов Федеральной службе по финансовому мониторингу органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.06.2002 года №425, (далее по тексту - Положение) федеральные органы исполнительной власти, а также иные органы, уполномоченные производить государственную регистрацию организаций, указанных в ст.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», предоставляют Службе ежемесячно, в течение 5 рабочих дней с начала месяца, сведения о таких организациях, содержащиеся в государственном реестре по состоянию на 1-е число. В силу п.4 Положения органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают Службе доступ к своим базам данных в целях получения информации в объеме, необходимом для осуществления возложенных на Службу функций. Соответствующие информацию и документы органы местного самоуправления, согласно указанному Положению, предоставляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу по ее запросу. Вместе с тем, запросы в письменной форме от указанной службы органам местного самоуправления Калининского сельского поселения не направлялись. Действующее законодательство РФ не устанавливает обязанность органов местного самоуправления создавать базы данных об организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, входящих в перечень, установленный статьей 5 упомянутого выше федерального закона. Более того, ст.102 НК РФ указывает, что любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну. Налоговая тайна не подлежит разглашению за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (л.д.5).

В свою очередь суд учитывает, что в соответствии с п.4 Положения о предоставлении информации и документов Федеральной службе по финансовому мониторингу органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.06.2002 года №425, органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают Федеральной службе по финансовому мониторингу доступ к своим базам данных в целях получения информации в объеме, необходимом для осуществления возложенных на Службу функций.

В силу п.2 вышеуказанного Положения, федеральные органы исполнительной власти, а также иные органы, уполномоченные производить государственную регистрацию организаций, указанных в ст.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Федеральный закон №115-ФЗ), предоставляют Службе ежемесячно, в течение 5 рабочих дней с начала месяца, сведения о таких организациях, содержащиеся в государственном реестре по состоянию на 1-е число. Следовательно, Служба ежемесячно получает информацию об организациях, указанных в ст.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», действующих, в том числе, на территории Калининского сельского поселения Калининского района.

Принимая во внимание, что действующим законодательством РФ, органы местного самоуправления не относятся к иным органам, уполномоченным производить государственную регистрацию организаций, обозначенных в ст.5 Федерального закона №115-ФЗ, а также учитывая, что п.9 ст.84 НК РФ определено, что сведения о налогоплательщике с момента его постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено НК РФ, суд приходит к выводу, что не имеется предусмотренных законом оснований для возложения обязанности по предоставлению администрацией Калининского сельского поселения органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, информации об указанных в ст.5 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организациях.

Принимая во внимание положения подп.13 п.1 ст.21 НК РФ, согласно которым, налогоплательщикам предоставлено право требовать соблюдения налоговой тайны, а подп.6 п.1 ст.32 НК РФ закрепляет обязанность налоговых органов соблюдать налоговую тайну. На основании ст.102 НК РФ, любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну. Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов утвержден приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 03.03.2003 года №БГ-3-28/96. При этом п.12 указанного Порядка установлено, что предоставление налоговыми органами баз, банков данных, списков налогоплательщиков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, или соглашением об информационном обмене между пользователями и Министерством РФ по налогам и сборам, заключенным в соответствии с федеральным законом, не допускается.

В связи с изложенным, заявленные требования о признании незаконным бездействие администрации Калининского сельского поселения, выразившееся в неисполнении требований ст.ст.4,9 Закона №115-ФЗ, п.7.1 ч.1 ст.14 Закона №131-ФЗ, п.4 постановления Правительства РФ от 14.06.2002 года №425 и возложении обязанности на администрацию Калининского сельского поселения создать базу данных об организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом входящих в перечень, установленный ст.5 Закона №115-ФЗ, а также обеспечить Федеральной службе по финансовому мониторингу доступ к сформированной базе данных в целях получения им информации в объеме, необходимом для осуществления возложенных на Службу функций, не основаны на нормах действующего законодательства, в связи с чем, не подлежат удовлетворению и в удовлетворении заявления следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.258,194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления прокурора Калининского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Калининского сельского поселения - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:____________________

В окончательной форме – 25.04.2011 года.