Центральный районный суд г. Тольятти
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Центральный районный суд г. Тольятти — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 апреля 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти, Самарской области в составе
председательствующего Волковой М.В.
при секретаре Хасановой Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению ООО «Неотрейд» к мэрии г.о.Тольятти о признании недействующими нормативных правовых актов в части, как не соответствующих действующему законодательству,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Неотрейд» обратилось в суд с заявлением к мэрии г.о. Тольятти о признании недействующими нормативных правовых актов в части – Постановления мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1 « Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах», в редакции Постановления мэрии городского округа Тольятти от 14.01.2011 г. № 13-п/1 «О внесении изменений в постановление мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах», мотивируя свои требования тем, что указанными постановлениями орган местного самоуправления освободил себя от возникшей на основании федерального закона обязанности обеспечить выбор земельного участка на основании заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, поданного юридическим лицом в орган местного самоуправления до вступления в силу постановления мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1, чем вышел за пределы компетенции, установленной пунктом 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявитель просит суд признать пункт 4 Постановления мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах», недействующим с момента официальной публикации постановления в СМИ: «Городские ведомости», № 147(1209), 28.12.2010г.; пункт 5 Постановления мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах», недействующим в части слов «принятых до вступления в силу настоящего постановления», с момента официальной публикации постановления в СМИ: «Городские ведомости», № 147(1209), 28.12.2010г.; Постановление мэрии городского округа Тольятти от 14.01.2011 г. № 13-п/1 «О внесении изменений в постановление мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах», недействующим в части слов абзаца 2 пункта 5 «принятых до вступления в силу настоящего постановления», со дня принятия постановления.
Считает, что в данном случае постановление в редакции с изменениями, в оспариваемой части, не соответствует требованиям ст.ст.30-31 ЗК РФ и нарушает права заявителя в сфере земельных отношений по осуществлению предпринимательской деятельности, связанной со строительством при уже совершённом обращении в ОМС с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, в порядке ст.31 ЗК РФ.
В своём заявлении заявитель указывает, что 03.11.2009г. за исх.№198 ООО «Неотрейд» обратилось на имя мэра г.о. Тольятти А.Н. Пушкова с заявлением вх.№6974-вх/1 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения административного здания с кафе, общей площадью 1490 кв.м., площадью застройки 723 кв.м. с расположением по ориентиру: г. Тольятти, , севернее .
13.05.2010г. за исх.№38 ООО «Неотрейд» обратилось в УАиГ мэрии г.о. Тольятти с заявлением о продолжении работ по выбору земельного участка для строительства административного здания с кафе (вх.№2308 от 13.03.2010г.). В ответ на данное заявление УАиГ мэрии г.о. Тольятти подготовило схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая была утверждена постановлением мэрии г.о. Тольятти от 18.08.2010г. за №2262-п/1.
21.12.2010г. за исх.№64 ООО «Неотрейд» обратилось в УАиГ мэрии г.о. Тольятти с заявлением о продолжении работ по выбору земельного участка, представив акт выбора земельного участка, СЭЗ и доверенность.
Постановлением от 04.02.2011г. за №340-п/1 мэрия г.о. Тольятти отказала ООО «Неотрейд» в размещении административного здания с кафе по адресу: г. Тольятти, , со ссылкой на наличие Постановления мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах». До рассмотрения заявления общества об оспаривании нормативного правового акта, заявитель дополнил собственную правовую позицию, считает, что Постановление мэрии г.о. Тольятти № 3790–п/1 от 24.12.2010 года, положенное в основу отказа, в соответствие с пунктом 3 статьи 47 Устава г.о. Тольятти, статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является муниципальным правовым актом и в нем в противоречие со ст.4 ГК РФ предусмотрено, что данное постановление распространяется на отношения, возникшие до вступления указанного постановления в силу, то есть оно имеет обратную силу.
В судебном заседании представитель заявителя Речкин В.Ю. поддержал требования и изложенную в заявлении и дополнениях к нему правовую позицию, пояснив, что действующая редакция пункта 4, пункта 5 в части слов «принятых до вступления в силу настоящего постановления» Постановления мэрии г.о. Тольятти № 3790–п/1 от 24.12.2010 года, и, абзаца 2 пункта 5 в части слов «принятых до вступления в силу настоящего постановления» Постановления мэрии городского округа Тольятти от 14.01.2011 г. № 13-п/1 «О внесении изменений в постановление мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах», противоречат требованиям федерального закона, а именно: положениям ст.ст.30, 31 Земельного кодекса РФ и ст.4 Гражданского кодекса РФ.
В судебном заседании представитель мэрии г.о. Тольятти Науменкова М.М. , с заявлением ООО «Неотрейд» не согласилась, представила письменные возражения. Суду пояснила, что считает заявление ООО «Неотрейд» необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Оспариваемое постановление принято на основании пункта 1.2 статьи 30 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Пункт 4 оспариваемого постановления мэрии городского округа Тольятти распространяет действие постановления на правоотношения, возникшие после его принятия, а именно предоставление земельных участков в перечисленных в постановлении случаях будет осуществляться исключительно на торгах с даты вступления в силу данного постановления.
Указанный пункт соответствует и положениям гражданского законодательства, и общим положениям теории права о действии нормативного правового акта во времени, а именно, нормативный правовой акт распространяет свое действие на правоотношения, возникшие после введения его в действие, если в самом акте не предусмотрено иное.
Вопрос о порядке введения в действие нормативного правового акта регулируется в самом нормативном правовом акте и это исключительное полномочие самого правотворческого органа. В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» суды не вправе обсуждать целесообразность принятия оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов и должностных лиц, издавших данный акт.
Предоставление земельных участков на торгах обеспечивает предоставление земельных участков на принципах публичности, открытости, доступности, эффективности и не нарушает прав и законных интересов граждан и организаций.
Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса РФ, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем, целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение
муниципалитетом максимальной цены за предоставление данного земельного
участка.
Судебная практика (постановление ФАС от 10.06.2010 г. по делу № А55-4681/2009 и постановление ФАС от 24.02.2011 г. по делу № А55-1392/2009) подтверждает необходимость проведения торгов при предоставлении земельного участка в случае наличия двух и более заявок на предоставление земельного участка для строительства. Утвердив перечень случаев предоставления для строительства земельных участков исключительно на торгах, а фактически - перечень земельных участков, которые будут предоставляться на торгах, мэрия городского округа Тольятти тем самым, также наряду с другой обратившейся организацией, заявила о возможности и целесообразности использования конкретного земельного участка, включенного в этот перечень, для строительства. То есть, по сути, оспариваемое постановление об утверждении перечня случаев представляет собой такое же заявление о предоставлении земельного участка, только особого рода, так как орган местного самоуправления является таким же субъектом правоотношений как и другой заявитель. А наличие двух заявлений на земельный участок указывает на необходимость проведения торгов с целью обеспечения принципа публичности, открытости, доступности и эффективности.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» в заявлении об оспаривании нормативного правового акта или его части должно быть указано, какие права и свободы заявителя (гражданина или организации) нарушаются этим актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя, а также какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый акт или его часть.
В заявлении указывается на противоречие оспариваемого постановления федеральному законодательству. При этом, конкретные нормы законов, которым противоречит оспариваемое постановление, не указываются. Оспариваемое постановление принято на основании пункта 1.2 статьи 30 Земельного кодекса РФ и соответствует закону. В заявлении не указывается, какие права и свободы граждан и организаций нарушаются оспариваемым постановлением. Оспариваемый акт не нарушает прав и свобод граждан и организаций; установление обязательности проведения торгов при предоставлении земельных участков, напротив, обеспечивает, предоставление земельных участков на принципах справедливости и открытости.
В соответствии с пунктом 5 оспариваемого постановления «действие постановления не распространяется на случаи предоставления земельных участков на основании решений о предварительном согласовании места размещения объектов, принятых до вступления в силу настоящего постановления».
Указанный пункт соответствует части 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой решение о предварительном согласовании места размещения объект является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, в соответствии с пунктом 5 оспариваемого постановления, в случае если до вступления в силу оспариваемого постановления принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в этом случае земельный участок предоставляется без проведения торгов, на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
На основании изложенного, учитывая, что оспариваемое постановление не противоречит законодательству, в соответствии со ст.253 Гражданского процессуального кодекса РФ просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Суд, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт.
Из текста оспариваемого Постановления мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах», следует, что данное постановление органа местного самоуправления принято на основании Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях обеспечения прозрачности процедуры предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с п.1.2 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, Уставом городского округа Тольятти.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Пункт 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации введен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления».
Судом установлено, что официальная публикация постановления мэрии г.о. Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1 осуществлена в Газете города Тольятти «Городские ведомости», № 147(1209), 28.12.2010.
Таким образом, судом установлено, доказано органом местного самоуправления и не оспаривается заявителем, что у мэрии г.о. Тольятти имелись законные основания для принятия Постановления мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах».
Однако, суд считает, что п.4 Постановления мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах», не соответствует положениям п.5 ст.30, п.1-5 ст.31 ЗК РФ и ст.4 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В силу п.1 ст.31 ЗК РФ юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В свою очередь в силу п.2-5 ст.31 ЗК РФ у органа местного самоуправления возникает установленная законом корреспондирующая обязанность по заявлению обратившегося юридического лица - обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Процедура выбора земельного участка предусматривает, в том числе, обязанность органов местного самоуправления городских или сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 03.11.2009г. за исх.№198 ООО «Неотрейд» обратилось с заявлением вх.№6974-вх/1 на имя мэра г.о. Тольятти А.Н. Пушкова о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения административного здания с кафе, общей площадью 1490 кв.м., площадью застройки 723 кв.м. с расположением по ориентиру: г. ФИО2, , севернее .
13.05.2010г. за исх.№38 ООО «Неотрейд» обратилось в УАиГ мэрии г.о. Тольятти с заявлением вх.№2308 от 13.03.2010г. о продолжении работ по выбору земельного участка для строительства административного здания с кафе.
В ответ на данное заявление УАиГ мэрии г.о. Тольятти подготовило схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая была утверждена постановлением мэрии г.о. Тольятти от 18.08.2010г. за №2262-п/1.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что по состоянию на 18.08.2010г. мэрией г.о. Тольятти по обращению ООО «Неотрейд» о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения административного здания с кафе были исполнены требования п.п.1 п.5 ст.30, п.2 и п.5 ст.31 ЗК РФ в части утверждения органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с возможным вариантами его выбора
21.12.2010г. за исх.№64 ООО «Неотрейд» обратилось в УАиГ мэрии г.о.Тольятти с заявлением о продолжении работ по выбору земельного участка, представив акт выбора земельного участка, СЭЗ и доверенность.
Постановлением от 04.02.2011г. за №340-п/1 мэрия г.о.Тольятти отказала ООО «Неотрейд» в размещении административного здания с кафе по ориентиру: г. Тольятти, , севернее , мотивировав свой отказ наличием Постановления мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах».
Пунктом 4 Постановления мэрии городского округа Тольятти от 04.02.2011г. за №340-п/1 установлено, что со дня вступления в силу настоящего постановления решения о предварительном согласовании места размещения объектов в случаях, указанных в пункте 1 настоящего постановления, не принимаются.
Пунктом 3 данного постановления мэрии городского округа Тольятти установлено, что настоящее постановление вступает в силу с момента его опубликования.
Официальная публикация Постановления мэрии городского округа Тольятти от 04.02.2011г. за №340-п/1 в СМИ: «Городские ведомости», № 147(1209), 28.12.2010.
Официальная публикация Постановления мэрии городского округа Тольятти от 14.01.2011 г. № 13-п/1 в СМИ: «Городские ведомости», № 3(1214), 18.01.2011.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что установление пунктом 4 постановления мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1 о том, что со дня вступления в силу настоящего постановления решения о предварительном согласовании места размещения объектов в случаях, указанных в пункте 1 настоящего постановления, не принимаются, влечёт фактическое прекращение данным муниципальным нормативным правовым актом органа местного самоуправления возникшей у него на основании п.2 ст.31 ЗК РФ обязанности обеспечить выбор земельного участка на основании заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, поданного юридическим лицом в орган местного самоуправления до вступления в силу постановления мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1, т.е. данное постановление в силу указания его п.4 распространяет своё действие на правоотношения по выбору земельного участка, возникшие до его принятия.
На основании изложенного, доводы представителя мэрии г.о. Тольятти о том, что в абсолютном значении «пункт 4 оспариваемого Постановления мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1 распространяет действие постановления на правоотношения, возникшие после его принятия», являются необоснованными и не могут быть приняты во внимание.
Суд приходит к выводу о том, что пункт 5 Постановления мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1 и абзац 2 пункта 5 в редакции Постановления мэрии городского округа Тольятти от 14.01.2011 г. № 13-п/1 в части «принятых до вступления в силу настоящего постановления » противоречит положениям п.8 ст.31 ЗК РФ, поскольку безосновательно устанавливает процедуру торгов для случаев решений о предварительном согласовании места размещения объекта принятых после вступления данного постановления в силу, так как решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В этой связи, суд отвергает довод мэрии г.о. Тольятти о том, что пункт 5 оспариваемого Постановления мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1 и абзац 2 пункта 5 Постановления мэрии городского округа Тольятти от 14.01.2011 г. № 13-п/1 соответствуют части 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ.
Согласно п.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу п.3 ст.3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
При этом гражданское законодательство определяет общие положения, касающиеся регулирования вещных прав. Пунктом 1 статьи 4 ГК РФ установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. В абзаце 2 пункта 1 статьи 4 ГК РФ установлено, что действие закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Пунктом 4 постановления мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1 установлено, что со дня вступления в силу настоящего постановления решения о предварительном согласовании места размещения объектов в случаях, указанных в пункте 1 настоящего постановления, не принимаются, т.е. буквально понимается, что для установленных случаев решения о предварительном согласовании места размещения объектов не принимаются управомоченым органом местного самоуправления, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта поданным до вступления данного постановления в силу.
Суд считает, что Постановление мэрии г.о. Тольятти № 3790–п/1 от 24.12.2010 года, в соответствии с пунктом 3 статьи 47 Устава г.о. Тольятти, статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является муниципальным правовым актом, п.4 которого в противоречие со ст.4 ГК РФ допускает применение данного постановления к отношениям, возникшим до вступления указанного постановления в силу.
В соответствии со ст.13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Учитывая изложенные выше и установленные судом обстоятельства, суд считает доводы представителя мэрии г.о. Тольятти о том, что оспариваемый акт не нарушает прав и свобод граждан и организаций необоснованным, поскольку в оспариваемой части данные муниципальные нормативные правовые акты противоречат федеральным законам и затрагивают права и интересы установленные п.5 ст.30 и п.2-5 ст.31 ЗК РФ лиц, заинтересованных и обратившихся в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта до даты принятия данных муниципальных нормативных правовых актов.
Суд считает, что пункт 4 и пункт 5 в части слов «принятых до вступления в силу настоящего постановления » Постановления мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах», и абзац 2 пункта 5 в части слов «принятых до вступления в силу настоящего постановления » в редакции Постановления мэрии городского округа Тольятти от 14.01.2011 г. № 13-п/1 «О внесении изменений в постановление мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах», в оспариваемой заявителем части нарушает права ООО «Неотрейд», поскольку установление п.4 постановления запрета на принятие решений о предварительном согласовании места размещения объектов в случаях указанных в п.1 Постановления мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1, и установление процедуры торгов для случаев последующего принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, при наличии обращения ООО «Неотрейд» с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта до вступления данного постановления органа местного самоуправления, влечет незаконное и необоснованное освобождение мэрии г.о. Тольятти от исполнения обязанностей установленных п.5 ст.30, п.2-5 ст.31 ЗК РФ.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч.2 ст. 253 ГПК РФ).
Согласно ст.47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В соответствии с п.2 ст.50 Устава городского округа Тольятти (Зарегистрирован в ГУ Минюста РФ по Приволжскому федеральному округу 24 октября 2005 г. N RU633020002005001; Зарегистрирован в Главном правовом управлении аппарата Правительства Самарской обл. 19 июля 2005 г. N 125; Принят Постановлением Тольяттинской городской Думы от 30.05.2005 N 155 (с изменениями, внесенными Постановлениями Тольяттинской городской Думы от 22.06.2005 N 170, от 11.07.2005 N 202, в редакции Решений Думы городского округа Тольятти от 01.02.2006 N 352, от 30.11.2007 N 781, от 30.01.2008 N 816, от 17.09.2008 N 959, от 25.12.2009 N 187, от 17.02.2010 N 215) постановления мэрии, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Иные постановления мэрии, а также распоряжения мэрии по вопросам организации работы мэрии вступают в силу с момента их подписания, если этими правовыми актами не установлен иной срок вступления в силу.
Судом установлено, что оспариваемые постановления мэрии г.о.Тольятти были официально опубликованы в Газете города Тольятти «Городские ведомости».
Все выше приведенные обстоятельства свидетельствуют о противоречии законодательству пункта 4, пункта 5 в части слов «принятых до вступления в силу настоящего постановления » Постановления мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах», и абзац 2 пункта 5 в части слов «принятых до вступления в силу настоящего постановления » в редакции Постановления мэрии городского округа Тольятти от 14.01.2011 г. № 13-п/1 «О внесении изменений в постановление мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах», в результате чего нарушается право заинтересованных лиц, обратившихся в порядке п.5 ст.30 и п.1 ст.31 ЗК РФ в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, до вступления в силу постановления.
При таких обстоятельствах суд по правилам частей 2 и 3 ст. 253 ГПК РФ обязан признать оспариваемые положения (пункты) постановлений мэрии г.о.Тольятти противоречащими закону с момента их вступления в силу и обязать принявший их орган опубликовать судебное решение или сообщение о решении после вступления его в законную силу в тех печатных изданиях, в которых эти постановления были официально опубликованы.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199, 245-246, 252-253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление общества с ограниченной ответственностью «Неотрейд» о признании недействующими нормативных правовых актов в части – Постановления мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1 « Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах», в редакции Постановления мэрии городского округа Тольятти от 14.01.2011 г. № 13-п/1 «О внесении изменений в постановление мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах» удовлетворить.
Признать пункт 4 Постановления мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1 « Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах», противоречащим закону и недействующим с момента официальной публикации постановления в Газете города Тольятти «Городские ведомости», № 147(1209), 28.12.2010.
Признать пункт 5 Постановления мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1 « Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах», противоречащим закону и недействующим в части слов «принятых до вступления в силу настоящего постановления», с момента официальной публикации постановления в Газете города Тольятти «Городские ведомости», № 147(1209), 28.12.2010.
Признать Постановление мэрии городского округа Тольятти от 14.01.2011 г. № 13-п/1 «О внесении изменений в постановление мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах», противоречащим закону и недействующим в части слов абзаца 2 пункта 5 «принятых до вступления в силу настоящего постановления», со дня принятия постановления мэрии городского округа Тольятти от 14.01.2011 г. № 13-п/1.
Обязать мэрию городского округа Тольятти опубликовать в Газете города Тольятти «Городские ведомости» сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение десяти дней.
Председательствующий М.В. Волкова
РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 апреля 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти, Самарской области в составе
председательствующего Волковой М.В.
при секретаре Хасановой Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению ООО «Неотрейд» к мэрии г.о.Тольятти о признании недействующими нормативных правовых актов в части, как не соответствующих действующему законодательству,
РЕШИЛ:
Заявление общества с ограниченной ответственностью «Неотрейд» о признании недействующими нормативных правовых актов в части – Постановления мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1 « Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах», в редакции Постановления мэрии городского округа Тольятти от 14.01.2011 г. № 13-п/1 «О внесении изменений в постановление мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах» удовлетворить.
Признать пункт 4 Постановления мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1 « Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах», противоречащим закону и недействующим с момента официальной публикации постановления в Газете города Тольятти «Городские ведомости», № 147(1209), 28.12.2010.
Признать пункт 5 Постановления мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1 « Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах», противоречащим закону и недействующим в части слов «принятых до вступления в силу настоящего постановления», с момента официальной публикации постановления в Газете города Тольятти «Городские ведомости», № 147(1209), 28.12.2010.
Признать Постановление мэрии городского округа Тольятти от 14.01.2011 г. № 13-п/1 «О внесении изменений в постановление мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 3790-п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах», противоречащим закону и недействующим в части слов абзаца 2 пункта 5 «принятых до вступления в силу настоящего постановления», со дня принятия постановления мэрии городского округа Тольятти от 14.01.2011 г. № 13-п/1.
Обязать мэрию городского округа Тольятти опубликовать в Газете города Тольятти «Городские ведомости» сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение десяти дней.
Мотивированное решение изготовлено 26 апреля 2011 года.
Председательствующий М.В. Волкова