ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград «20» июня 2011 года
Волгоградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Гантимурова И.А.,
при секретаре Якуниной А.О.,
с участием:
прокурора Джаналиевой Э.Р.,
представителя заявителя – по доверенности ФИО1,
представителя органа, принявшего оспариваемые нормативные правовые акты, Администрации Волгоградской области – по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Волгоградского областного суда гражданское дело по заявлению Г. о признании незаконными в части Постановления Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Порядка оказания материальной помощи гражданам, пострадавшим от пожаров на территориях Даниловского, Жирновского, Камышинского, Котовского и Руднянского муниципальных районов Волгоградской области 2-3 сентября 2010 г.»; и Постановления Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Порядка оказания помощи гражданам, лишившимся жилых помещений в результате пожаров на территориях Даниловского, Жирновского, Камышинского, Котовского и Руднянского муниципальных районов Волгоградской области 2-3 сентября 2010 г., помощи в форме компенсации за утраченные в результате пожаров жилые помещения»,
у с т а н о в и л:
Г. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконными указанные выше Постановление Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п и Постановление администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п, в части оказания помощи пострадавшим от пожаров лишь 2-3 сентября 2010 г.
В обоснование своих требований Г. указала, что Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об оказании финансовой помощи бюджетам Волгоградской и Саратовской областей» предусмотрено оказание финансовой помощи бюджетам Волгоградской и Саратовской областей за счет предоставления в 2010 году из федерального бюджета дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 1 млрд. рублей для ликвидации последствий природных пожаров, произошедших в 2010 году на территориях указанных субъектов Российской Федерации, с распределением согласно приложению. Во исполнение распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р администрацией Волгоградской области изданы оспариваемые Постановления, согласно которых пострадавшими признаются граждане, пострадавшие от пожаров произошедших 2-ДД.ММ.ГГГГ Из-за жары и засухи летом 2010 г. в центральной части России имели место многочисленные пожары, которые привели к режиму чрезвычайного положения во многих субъектах РФ. ДД.ММ.ГГГГ в селе в результате пожара ландшафта и леса сгорел , где были зарегистрированы Г. и ее семья. Поскольку пожар произошел раньше даты, указанной в постановлениях Администрации Волгоградской области, поэтому Г. не подпадает под их действие. При этом, Распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р издано для ликвидации последствий природных пожаров, произошедших в 2010 году без указания даты пожара на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, а потому распространяется на всех граждан РФ, лишившихся жилых помещений в результате пожаров на территориях Волгоградской и Саратовской областей за весь 2010 г. В этой связи Г. считает, что указанные выше постановления Администрации Волгоградской области в части, предоставления помощи гражданам пострадавшим от пожаров только 2-3 сентября 2010 г. грубо нарушают ее права, а также противоречат распоряжению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об оказании финансовой помощи бюджетам Волгоградской и Саратовской областей».
Заявитель Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте разбирательства дела была извещена своевременно и надлежащим образом, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием своего представителя.
Представитель заявителя Г. – по доверенности Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал и просил суд их удовлетворить.
Представитель органа, принявшего оспариваемые нормативные правовые акты, Администрации Волгоградской области – по доверенности Д. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, поскольку оспариваемые постановления были приняты Администрацией Волгоградской области в пределах предоставленных ей законом полномочий, не противоречат федеральным законам и иным нормативным правовым актам, а распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р нормативным правовым актом не является.
Суд, выслушав участников, заключение прокурора Д., полгавшей необходимым отказать в удовлетворении заявления, исследовав представленные доказательства и материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в селе в результате пожара ландшафта сгорел , где была зарегистрирована Г., а также находящееся в доме имущество.
Постановлением Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п был утвержден Порядок оказания материальной помощи гражданам, пострадавшим от пожаров на территориях Даниловского, Жирновского, Камышинского, Котовского и Руднянского муниципальных районов Волгоградской области 2-3 сентября 2010 г.
Указанный Порядок определяет категории граждан, имеющих право на получение материальной помощи, виды материальной помощи, на получение которой имеют право граждане, пострадавшие от пожаров на территориях Даниловского, Жирновского, Камышинского, Котовского и Руднянского муниципальных районов Волгоградской области 2-3 сентября 2010 г.: единовременная материальная помощь за счет средств резервного фонда Администрации Волгоградской области из расчета на каждого пострадавшего гражданина, но не более на семью; материальная помощь в связи с утратой имущества в результате пожаров в размере на каждого пострадавшего гражданина.
Также порядком были установлены условия предоставления указанной материальной помощи.
Согласно п. 2 Постановления Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п выплата материальной помощи гражданам, пострадавшим от пожаров 2-3 сентября 2010 г., должна производиться органами местного самоуправления Даниловского, Жирновского, Камышинского, Котовского и Руднянского муниципальных районов Волгоградской области за счет средств, поступивших из областного бюджета, в том числе за счет дотации из федерального бюджета.
В соответствие с п. 4 Постановления Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п оно вступает в силу со дня его подписания и распространяет свое действие на отношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ
В настоящее время Постановление Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п действует в редакции Постановлений Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ. №
Постановлением Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п был утвержден Порядок оказания помощи гражданам, лишившимся жилых помещений в результате пожаров на территориях Даниловского, Жирновского, Камышинского, Котовского и Руднянского муниципальных районов Волгоградской области 2-3 сентября 2010 г., помощи в форме компенсации за утраченные в результате пожаров жилые помещения.
Этим Порядком были определены условия предоставления гражданам, лишившимся жилых помещений в результате пожаров на территориях Даниловского, Жирновского, Камышинского, Котовского и Руднянского муниципальных районов Волгоградской области 2-3 сентября 2010 г., помощи в форме компенсации за утраченные в результате пожаров жилые помещения.
В соответствие с п. 2 Постановления Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п оно вступает в силу со дня его подписания.
Согласно п. 3 Порядка, утвержденного Постановлением Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п, финансирование мероприятий по предоставлению компенсационных выплат пострадавшим гражданам осуществляется за счет средств областного бюджета.
В настоящее время Постановление Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п действует в редакции Постановления Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
Постановление Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п и Постановление Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п были подписаны первым заместителем Главы Администрации Волгоградской области, действовавшим в соответствие со ст. 41 Устава (Основного закона) Волгоградской области, а также в соответствие с Распоряжением Главы Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р, которым в связи с командировкой Главы Администрации Волгоградской области и его отсутствием в период с 6 по ДД.ММ.ГГГГ на первого заместителя Главы Администрации Волгоградской области было возложено осуществление общего руководства Администрацией Волгоградской области, в том числе подписание правовых актов Администрации Волгоградской области.
Указанные нормативные правовые акты в первоначальной редакции, а также их изменения, были официально опубликованы в газете «Волгоградская правда».
Из материалов дела также следует, что Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об оказании финансовой помощи бюджетам Волгоградской и Саратовской областей» было предписано оказать финансовую помощь бюджетам Волгоградской и Саратовской областей за счет предоставления в 2010 году из федерального бюджета дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в размере для ликвидации последствий природных пожаров, произошедших в 2010 году на территориях указанных субъектов Российской Федерации, с распределением согласно приложению. Указанные дотации использовать для восстановления и строительства жилья в целях предоставления его гражданам, лишившимся жилого помещения, оказания материальной помощи гражданам в связи с утратой ими имущества из расчета до каждому гражданину, восстановления инфраструктуры, осуществления выплат единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате природных пожаров, из расчета на каждого погибшего (умершего), а также для решения иных вопросов, связанных с ликвидацией природных пожаров. Рекомендовать органам исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации осуществить дополнительные выплаты в связи с утратой имущества из расчета каждому гражданину.
Между тем, данное Распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р на предмет соответствия которому заявитель просила проверить оспариваемые Постановления Администрации Волгоградской области, нормативным правовым актом не является, поскольку оно не содержит правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
При этом, по своему содержанию Распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р является актом по вопросам межбюджетных отношений, не имеющим нормативного характера.
В то же время, финансовая помощь, о которой идет речь в Распоряжении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р, была предоставлена бюджету Волгоградской области в рамках дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов в 2010 году из федерального бюджета.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ дотации – это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
В силу п. 14 ч. 3 ст. 21 Бюджетного кодекса РФ дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации являются межбюджетными трансфертами общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации.
В соответствие со ст. 20 Бюджетного кодекса РФ такие дотации из федерального бюджета являются доходами бюджета Волгоградской области, порядок и условия расходования которых в силу ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ является полномочием высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, которым в Волгоградской области является Администрация Волгоградской области.
Кроме того, согласно подп. «ж» п. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» одним из принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является самостоятельное осуществление ими принадлежащих им полномочий.
Следовательно, при определении условий использования финансовой помощи, предоставленной из федерального бюджета, для ликвидации последствий природных пожаров, произошедших в 2010 году на территории Волгоградской области, и издавая оспариваемые Постановления, действие которых было распространено лишь на граждан, пострадавших от пожаров 2-3 сентября 2010 г., Администрация Волгоградской области действовала в рамках предоставленных ей бюджетным законодательством полномочий по самостоятельному определению условий расходования поступивших в региональный бюджет денежных средств.
Помимо этого, оспариваемые постановления Администрации Волгоградской области были изданы в период действия введенного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ режима чрезвычайной ситуации межмуниципального характера на территориях Даниловского, Жирновского, Камышинского, Котовского и Руднянского муниципальных районов Волгоградской области в связи со сложившейся неблагополучной пожарной обстановкой на территории Волгоградской области.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В силу ч. 2 ст. 18 этого же Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При этом согласно ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение, в частности, вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.
Следовательно, поскольку финансовая помощь, предоставленная бюджету Волгоградской области, не является субвенциями из федерального бюджета, а была предоставлена в рамках дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов в 2010 году, поэтому в силу приведенных правовых норм Администрация Волгоградской области также вправе самостоятельно определять порядок, условия виды и размеры компенсаций гражданам, пострадавшим от природных пожаров, произошедших в 2010 году, в частности путем издания оспариваемых Постановлений, распространяющих свое действий лишь на граждан, пострадавших от пожаров 2-3 сентября 2010 г. на территории, где был введен режим чрезвычайной ситуации.
В то же время, Главой Администрации Волгоградской области в рамках приведенных полномочий было издано действующее в настоящее время Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О Порядке предоставления единовременного социального пособия семьям и одиноко проживающим гражданам Волгоградской области», предусматривающее цели и основания предоставления единовременного социального пособия, устанавливающее категории граждан, имеющих право на получение данного вида пособия, в том числе вследствие утраты жилья по причинам природного характера, размер пособия, условия его назначения, выплаты и порядок финансирования из средств областного бюджета.
При таких обстоятельствах, поскольку судом не установлено противоречия оспариваемых Постановлений Администрации Волгоградской области федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поэтому заявление Г. суд находит необоснованным и неподлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявления Г. о признании незаконными Постановления Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Порядка оказания материальной помощи гражданам, пострадавшим от пожаров на территориях Даниловского, Жирновского, Камышинского, Котовского и Руднянского муниципальных районов Волгоградской области 2-3 сентября 2010 г.» в части оказания помощи пострадавшим от пожаров лишь 2-3 сентября 2010 г. и Постановления Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Порядка оказания помощи гражданам, лишившимся жилых помещений в результате пожаров на территориях Даниловского, Жирновского, Камышинского, Котовского и Руднянского муниципальных районов Волгоградской области 2-3 сентября 2010 г., помощи в форме компенсации за утраченные в результате пожаров жилые помещения» в части оказания помощи пострадавшим от пожаров лишь 2-3 сентября 2010 г. - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд РФ через Волгоградский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: И.А. Гантимуров