ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 20.07.2011 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

                                                                                    Верховный Cуд Республики Тыва                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Cуд Республики Тыва — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ 

Именем Российской Федерации 

  Верховный Суд Республики Тыва в лице председательствующего Болат-оол А.В., при секретаре Монгуш С.В., с участием представителя первого заместителя прокурора Республики Тыва Ойдуп У.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кызыле 20 июля 2011 года гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 17.01.2011 №287 ВХ-1 «О статусе депутата Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва» в части,

УСТАНОВИЛ:

Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими части 6 ст. 9, части 2 ст. 21, части 6 ст. 22 Закона Республики Тыва от 17.01.2011 №287 ВХ-1 «О статусе депутата Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва» (далее - Закон Республики Тыва).

В обоснование своих требований прокурор указал следующее.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Частью 6 ст. 9 Закона Республики Тыва на органы местного самоуправления возложено оказание содействия депутату Верховного Хурала в выделении помещения для приема избирателей, помещения для работы помощников депутата Верховного Хурала, в оборудовании помещения мебелью, связью, необходимой оргтехникой; органы местного самоуправления помогают депутату Верховного Хурала в вопросах, связанных с предоставлением транспорта.

Решение указанных вопросов Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ не отнесено к вопросам местного значения, следовательно, это незаконно, расходы местного самоуправления на указанные цели должны возмещаться за счет средств республиканского бюджета.

Согласно ч. 6 ст. 22 Закона Республики Тыва выплата ежемесячной доплаты к государственной пенсии гражданину, являвшемуся депутатом Верховного Хурала, приостанавливается при замещении им государственной должности Российской Федерации, государственной должности Республики Тыва, муниципальной должности в органе местного самоуправления, государственной должности государственной службы и муниципальной должности муниципальной службы. Данная норма в части наименования государственных и муниципальных должностей и должностей государственной гражданской и муниципальной службы противоречит ст. 1 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с которой государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации, а также ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", в соответствии с которой должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Частью 2 ст. 21 Закона Республики Тыва установлено, что депутату Верховного Хурала при неизбрании его депутатом Верховного Хурала нового созыва не позднее 10 дней со дня окончания срока его полномочий выплачивается компенсация в размере двукратной суммы возмещения расходов на осуществление депутатских полномочий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, что противоречит ст. 172 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц, то есть гарантии устанавливаются на период исполнения полномочий на выборной должности.

Применение оспариваемого Закона Республики Тыва нарушает интересы Российской Федерации, поскольку вышеназванные нормы противоречат федеральному законодательству.

Прокурор просит также обязать заинтересованное лицо после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о нем в средствах массовой информации.

В судебном заседании представитель первого заместителя прокурора Республики Тыва Ойдуп У.М. заявление прокурора по изложенным в нем основаниям поддержала и указала на то, что часть 6 ст. 9 Закона Республики Тыва противоречит федеральному законодательству также в части возложения на органы местного самоуправления полномочий по созданию необходимых условий депутату Верховного Хурала для проведения отчетов и его встреч с избирателями, приема избирателей по личным вопросам, по извещению населения о времени и месте встречи с депутатом Верховного Хурала, выделению для этого помещения.

Представитель Председателя Правительства Республики Тыва в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, об уважительности причин неявки не сообщил.

Представитель Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва М. в судебное заседание не явилась, направила ходатайство об отложении судебного заседания в связи с нахождением её в командировке, а других сотрудников государственно-правового управления аппарата Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва – в ежегодном отпуске.

Поскольку Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва заблаговременно, надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного заседания, то он должен был обеспечить явку своего представителя в судебное заседание. Суд признает причину неявки представителя Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва неуважительной и в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в его отсутствие.

Выслушав Ойдуп У.М., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с частью 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В силу ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Частью 6 ст. 9 Закона Республики Тыва предусмотрено, что исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления создают необходимые условия депутату Верховного Хурала для проведения отчетов и его встреч с избирателями, приема избирателей по личным вопросам. С этой целью по просьбе депутата Верховного Хурала они извещают население о времени и месте встречи с депутатом Верховного Хурала, выделяют для этого помещение, а также оказывают содействие депутату Верховного Хурала в выделении помещения для приема избирателей, помещения для работы помощников депутата Верховного Хурала, в оборудовании помещения мебелью, связью, необходимой оргтехникой.

Между тем решение указанных вопросов не входит в перечень вопросов местного значения, установленный ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно части 1 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Следовательно, возложение на органы местного самоуправления указанных полномочий противоречит федеральному законодательству.

Частью 2 ст. 21 Закона Республики Тыва установлено, что депутату Верховного Хурала при неизбрании его депутатом Верховного Хурала нового созыва не позднее 10 дней со дня окончания срока его полномочий выплачивается компенсация в размере двукратной суммы возмещения расходов на осуществление депутатских полномочий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва.

В соответствии с частью 1 ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, полномочия субъектов Российской Федерации по установлению гарантий депутатской деятельности не могут распространяться на регулирование трудовых отношений, что следует из части 2 ст. 64 Трудового кодекса РФ, не допускающей установления каких бы то ни было преимуществ при заключении трудового договора за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В силу части 2 ст. 6 Трудового кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации не могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. Более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Установленная частью 2 ст. 21 Закона Республики Тыва гарантия по выплате депутату Верховного Хурала компенсации после окончания срока его полномочий не может свидетельствовать о реализации субъектом Российской Федерации права на установление более высокого уровня трудовых прав и гарантий по сравнению с установленным федеральным законодательством, поскольку такие гарантии могут быть предоставлены только на период полномочий депутата Верховного Хурала. Оспариваемой нормой гарантия предоставляется за пределами срока полномочий депутата Верховного Хурала.

Приведенный вывод подтверждается ст. 172 Трудового кодекса РФ, предусматривающей, что гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц. Из смысла данной нормы следует, что гарантии могут быть предоставлены только на период выполнения полномочий.

Согласно ч. 6 ст. 22 Закона Республики Тыва выплата ежемесячной доплаты к государственной пенсии гражданину, являвшемуся депутатом Верховного Хурала, приостанавливается при замещении им государственной должности Российской Федерации, государственной должности Республики Тыва, муниципальной должности в органе местного самоуправления, государственной должности государственной службы и муниципальной должности муниципальной службы.

Данная норма в части наименования государственной должности Российской Федерации, государственной должности Республики Тыва, муниципальной должности в органе местного самоуправления не противоречит федеральному законодательству.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 27.06.2011) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в структуру органов местного самоуправления входят, в частности, глава муниципального образования, выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Частью 1 ст. 1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что настоящим Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (далее - лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими.

Таким образом, использование в Законе Республики Тыва понятий «государственная должность Российской Федерации», «государственная должность Республики Тыва», «муниципальная должность в органе местного самоуправления» не противоречит федеральному законодательству.

Часть 6 ст. 22 Закона Республики Тыва в части наименования должностей государственной и муниципальной службы противоречит ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Согласно ч. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи). Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее также - федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также - гражданская служба субъектов Российской Федерации).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Таким образом, федеральным законодательством такие наименования должностей, как государственная должность государственной службы и муниципальная должность муниципальной службы, не предусмотрены.

При таких обстоятельствах заявление прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.

Суд считает необходимым признать оспариваемые нормы Закона Республики Тыва противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку до настоящего времени эти нормы применялись.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва удовлетворить.

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:

- часть 6 статьи 9 в части возложения на органы местного самоуправления полномочий по созданию необходимых условий депутату Верховного Хурала для проведения отчетов и его встреч с избирателями, приема избирателей по личным вопросам; по извещению населения о времени и месте встречи с депутатом Верховного Хурала, выделению для этого помещения; по оказанию содействия депутату Верховного Хурала в выделении помещения для приема избирателей, помещения для работы помощников депутата Верховного Хурала, в оборудовании помещения мебелью, связью, необходимой оргтехникой;

- часть 2 статьи 21;

- часть 6 статьи 22 в части слов «муниципальной службы государственной должности государственной службы и муниципальной должности муниципальной службы» Закона Республики Тыва от 17.01.2011 №287 ВХ-1 «О статусе депутата Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва».

Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газетах «Тувинская правда» и «Шын».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.

Председательствующий Болат-оол А.В.