Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры — Судебные акты
Мировой судья Крылов В.В.,
РЕШЕНИЕ
апелляционное
21февраля 2011 года город Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд
в составе председательствующий судья: Голубевой О.Ф.,
при секретаре: Басировой О.П.,
с участием представителя ответчика по доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» на решение мирового судьи судебного участка № 3 города окружного значения Ханты-Мансийска по гражданскому делу по иску Власова Андрея Владимировича к ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» о взыскании ущерба в связи с повреждением багажа при авиаперевозке, неустойки, расходов по оценке поврежденного багажа, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ
Истец обратился к мировому судье с исковым заявлением о взыскании ущерба в связи с повреждением багажа при авиаперевозке в размере 6435 рублей, неустойки в размере 21278 рублей 25 копеек, расходов по оценке поврежденного багажа в размере 2000 рублей, компенсации морального вреда в размере 10000 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что истец ДД.ММ.ГГГГ совершал перелет рейсом ЮТ 486 по маршруту Истцом к перевозке сдан багаж (чемодан). При получении багажа в аэропорту (аэропорт ) оказалось, что указанный чемодан был поврежден (пробита крышка чемодана (5 см х 3 см)), о чем был составлен коммерческий акт. Истец неоднократно обращался к ответчику ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» по поводу повреждения чемодана и возмещения его стоимости. В своем ответе ответчик с тем, что чемодан поврежден согласен, предложил компенсацию за повреждение в размере 900 рублей. Истец не согласился с данной суммой и обратился с иском в суд. Истец обращался к эксперту для определения рыночной стоимости поврежденного чемодана.
Истец просит взыскать с ответчика ущерб в связи с повреждением багажа при авиаперевозке в размере 6435 рублей, неустойку в размере 21278 рублей 25 копеек за неудовлетворение требований истца в добровольном порядке, расходы по оценке поврежденного багажа в размере 2000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка № 3 города окружного значения Ханты-Мансийск от 28.12.2010 г. постановлено.
Исковые требования Власова А.В. к ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» о взыскании ущерба в связи с повреждением багажа при авиаперевозке, неустойки, расходов по оценке поврежденного багажа, компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в пользу Власова А.В. 900 рублей за повреждение чемодана, стоимость чемодана в размере 6 435 рублей, расходы за услуги эксперта 2000 рублей, в остальной части иска отказано. С ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей.
Не согласившись в вынесенным судебным решением ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» подала апелляционную жалобу в которой выражает несогласие с вынесенным по спору решением, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, в частности двойное возложение ответственности за причиненный ущерб, нарушены нормы процессуального права. Суд вышел за пределы исковых требований.
В судебное заседание истец не явился, о дате судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, что в силу правил ст. 167 ГПК РФ является основанием для рассмотрения дела по существу.
Представитель ответчика в судебном заседании по доверенности ФИО4 требования апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила суд решение отменить.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика, суд находит решение мирового судьи подлежащим отмене частично, по следующим основаниям.
Материалами дела установлено что, ДД.ММ.ГГГГ совершал перелет рейсом ЮТ 486 по маршруту Истцом к перевозке сдан багаж (чемодан). При получении багажа в аэропорту (аэропорт ) оказалось, что указанный чемодан поврежден (пробита крышка чемодана (5 см х 3 см)), о чем был составлен коммерческий акт. Истец неоднократно обращался к ответчику ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» по поводу поломки чемодана и возмещения его стоимости. В своем ответе ответчик с тем, что чемодан поврежден согласен, предложил компенсацию за повреждение в размере 900 рублей. Истец не согласился с данной суммой и обратился с иском в суд. Истец обращался к эксперту для определения рыночной стоимости поврежденного чемодана, которая согласно заключения составила 6 435 рублей.
Правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением услуг по перевозке осуществляется Главой 40 ГК РФ, Воздушным Кодексом РФ, а также Законом РФ «О защите прав потребителей».
Статья 100 Воздушного Кодекса РФ устанавливает, что перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации.
Перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами (Статья 102 ВК РФ).
В соответствии со ст. 103 ВК РФ, по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.
Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа установлена ст.ст. 796 ГК РФ, 116, 119 ВК РФ.
Согласно ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
В силу положений ст. 400 ГК РФ, по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность).
Принцип ограниченной ответственности перевозчика установлен Главой 17 Воздушного Кодекса РФ.
Статья 119 Воздушного Кодекса РФ устанавливает размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире.
За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в следующих размерах: за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, - в размере их стоимости, но не более шестисот рублей за килограмм веса багажа или груза.
В данном случае юридически значимым обстоятельством для разрешения дела является установление веса перевозимого груза.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истцом в присутствии начальника смены аэропорта ( и представителя ответчика составлен коммерческий акт о повреждении багажа (чемодана), одно место, вес 1,5 кг, на основании багажной квитанции № Данный Акт подписан истцом, соответственно сторонами установлен вес пустого поврежденного багажа.
В соответствии с положениями ст. 119 ВК РФ, учитывая вес поврежденного багажа 1,5 кг., в счет возмещения ущерба с ответчика в пользу истицы подлежит взысканию 900 рублей (1,5 кг. Х 600 рублей). В этой части выводы суда являются обоснованными. Однако возложенные на ответчика обязанности возмещения полной стоимости поврежденного багажа со ссылкой на положения ст. 15 ГК РФ основано на неверном применении норм материального права без учета того, что законом установлена ограниченная ответственность перевозчика за повреждение багажа (ст. 400 ГК РФ, ст. 119 ВК РФ).
Также нельзя согласиться с выводами мирового судьи относительно полного отказа во взыскании неустойки, основанной на ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей». В силу правил ст. 23 указанного закона, за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
Действительно ответчиком направлялось истцу предложение о получении денежной компенсации в размере 900 рублей и истец не был согласен с указанной суммой, однако с претензией Власов А.В. обратился ДД.ММ.ГГГГ, ответ о возможной выплате 900 рублей датирован ДД.ММ.ГГГГ, получен не ранее ДД.ММ.ГГГГ иного в деле не имеется, соответственно применительно к ст. 22 Закона РФ "О защите прав потребителя" период просрочки составил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, (370 дней*122,50 (1% от цены услуги)) 45 325 рублей. Учитывая положения ст. 196 ГПК РФ (истец заявляет требование о взыскании 21 278, 25 рублей), а также положения ст. 333 ГК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию неустойка, в размере 10 000 рублей.
Кроме того, отказ во взыскании морального вреда не основан на законе, Так в силу правил ст. 15 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей", моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В судебном заседании установлено, что ответчиком допущено нарушение, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, прав истца как потребителя. Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о взыскании с ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в пользу Власова А.В. компенсации морального вреда. С учетом разумности, справедливости, суд приходит к выводу о необходимости взыскания в счет компенсации морального вреда 5 000 рублей.
Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. В связи с чем, с ответчика подлежит взысканию штраф в пользу федерального бюджета за нарушение прав потребителя в размере 7 950 рублей.
С учетом положений ст. 103 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчика госпошлину в городской бюджет в размере 444 рубля.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 362, 364 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Решение мирового судьи судебного участка № 3города окружного значения Ханты-Мансийск от 28.12.2010 г. отменить. Вынести новое решение.
Исковые требования Власова Андрея Владимировича к ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» о взыскании ущерба в связи с повреждением багажа при авиаперевозке, неустойки, расходов по оценке поврежденного багажа, компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в пользу Власова Андрея Владимировича 900 рублей за повреждение чемодана, 10 000 рублей неустойку, 5000 в счет компенсации морального вреда. В остальной части иска отказать.
Взыскать с ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 444 рубля, штраф в размере 7 950 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ханты-Мансийский районный суд через мирового судью в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об его отмене, а в случае, если такое заявление подано, в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в его удовлетворении.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда О.Ф. Голубева