ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 21.02.2012 Аларского районного суда (Иркутская область)

                                                                                    Аларский районный суд Иркутской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Аларский районный суд Иркутской области — ПРИНЯТЫЕ СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Кутулик «21» февраля 2012 года

Аларский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Шохоновой Н.В., при секретаре судебного заседания Желтухиной Е.Ю.,

с участием помощника прокурора Аларского района Хандархаевой О.М., действующей на основании удостоверения ТО  и поручения прокурора ,

представителя администрации муниципального образования «Аларский район» Остриковой Т.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Комитета по образованию администрации муниципального образования «Аларский район» Якуповой Е.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело  по исковому заявлению прокурора Аларского района об обязании администрации муниципального образования «Аларский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ, устранить допущенные нарушения прав детей дошкольного возраста путем принятия мер к открытию дополнительных мест в муниципальных казенных дошкольных образовательных учреждениях .

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Аларского района, с учетом заявленных уточнений, в интересах неопределенного круга лиц обратился в Аларский районный суд с исковым заявлением об обязании администрации муниципального образования «Аларский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ, устранить допущенные нарушения прав детей дошкольного возраста путем принятия мер к открытию дополнительных мест в муниципальных казенных дошкольных образовательных учреждениях .

В обоснование заявленного требования прокурор указал на следующие обстоятельства.

В ходе осуществления надзора в сфере соблюдения прав несовершеннолетних и молодежи установлено, что администрацией МО «Аларский район» не приняты меры к реализации всеми детьми, проживающими в , права на получение доступного бесплатного дошкольного образования.

Согласно ч. 3 ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее Закон) государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Требования ч. 3 ст. 18 Закона устанавливают, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

В нарушение указанных требований законодательства об образовании администрацией МО «Аларский район» не предпринимаются меры по созданию и открытию дополнительного муниципального дошкольного образовательного учреждения на территории . В соответствии с информацией Комитета по образованию администрации МО «» в  функционирует 4 муниципальных казенных дошкольных образовательных учреждения:  детский са,  детский са,  детский са, Кутуликский детский са. МКДОУ  детский сад рассчитан на 110 человек, количество детей, посещающих данное учреждение, составляет 135. МКДОУ  са рассчитан на 50 человек, фактически посещает данное учреждение 53. МКДОУ  детский са рассчитан на 40 человек, количество детей, посещающих данное учреждение, составляет 49. МКДОУ  детский са рассчитан на 40 человек, фактически посещает его 45 детей. Вместе с тем, количество детей, состоящих на очереди на получение мест в МКДОУ  и не посещающих дошкольные образовательные учреждения составляет 40 человек.

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека являются обязанностью государства.

В результате бездействия администрации МО «Аларский район» нарушаются права несовершеннолетних детей, проживающих в данном населенном пункте, на получение дошкольного образования. Количество несовершеннолетних, права которых нарушены в результате бездействия администрации МО «Аларский район», выразившегося в непринятии мер к созданию и открытию детского сада в , не является постоянным и в силу различных причин меняется в период незаконных действий администрации МО «Аларский район», в связи, с чем конкретные лица не могут быть определены. Кроме того, настоящее заявление прокурора направлено не только на устранение уже допущенных нарушений закона, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг таких лиц точно определен быть не может.

Одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре (ст. 12 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Хандархаева О.М. полностью поддержала заявленные исковые требования и просила суд удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель администрации МО «Аларский район» Острикова Т.В. в судебном заседании требования прокурора не признала, просила отказать в их удовлетворении и пояснила, что сделанный вывод прокурора в исковом заявлении о неприятии мер к открытию дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях на территории  не является достоверным, поскольку основан исключительно на количестве детей, состоящих в очереди на получении мест в МДОУ. Указанная таблица в силу названной специфики дошкольного образования не может служить отражением реальной действительности о состоянии дел, с фактической нуждаемостью в местах на определенную дату. Большинство заявлений подано заблаговременно и на перспективу, без фактической нуждаемости и намерений обеспечить посещение детского сада на день подачи заявления. В процессе движения контингента воспитанников вопросы устройства в детский сад решаются положительно. Об этом свидетельствует отсутствие жалоб от населения по этому вопросу. Поэтому реальная необходимость в дополнительных местах в дошкольном образовательном учреждении  отсутствует. В соответствии с п. 2 статьи 9 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочиям, это указывает на то, что пределы самостоятельности местного самоуправления определяются наличием и объемом его финансово-экономической базы. Должна быть сбалансированность бюджетов района и области.  является высокодотационным районом, доходная база низкая, поэтому самостоятельно решить проблему обеспечения дошкольными учреждениями не сможет. Общедоступность и бесплатность дошкольного образования гражданам гарантирует государство, которое обеспечивает право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий. К полномочиям органов местного самоуправления относится лишь организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Под понятием «организация» подразумевается осуществление исполнительно-распорядительных функций. Данные функции администрация муниципального образования «» осуществляет, поскольку созданы органы управления образованием, решаются вопросы по содержанию зданий, в которых расположены образовательные учреждения, в т.ч. дошкольные учреждения, ведется очередность в целях пресечения коррупционных нарушений, что указывает на то, что администрация не бездействует. В настоящее время администрация муниципального образования «» принимает все меры по расширению сети дошкольных учреждений, например за 2011 год были открыты два детских сада (,  на сегодняшний день проходит согласование проектно-сметная документация детских садов в  и д. Апхульта, в ближайшее время будет открыт детский сад в ). На основании изложенного, администрация МО «» считает, что доводы, изложенные в исковом заявлении прокурора, являются необоснованными, не соответствуют требования федерального и регионального законодательства.

Представитель Комитета по образованию администрации муниципального образования «Аларский район» Якупова Е.В., возражала против открытия дополнительных мест в детских садах , просила отказать в удовлетворении исковых требований прокурора и пояснила, что в дошкольных образовательных учреждениях  нет необходимости открывать дополнительные места, поскольку на место выпускников в порядке очередности придут дети, достигшие возраста, необходимого для поступления в детский сад..

Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, находит заявленные требования, подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Общие правовые вопросы регулирования организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования определяются Законом РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» и Федеральным Законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В силу требований Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании», далее Закона, право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Закона одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования.

В силу ч.3 ст. 5 Закона государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования.

В соответствии со ст. 11 Закона учредителем образовательного учреждения могут быть, в том числе и органы местного самоуправления.

Требования ст. 18 Закона устанавливают, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Согласно ст. 12 Закона к образовательным учреждениям относятся также дошкольные учреждения, в силу требований Положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ №666 от 12 сентября 2008 года дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», далее Федеральный закон, местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В силу ст. 2 данного Федерального Закона вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии со ст. 15 Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Из анализа вышеуказанных нормативно-правовых норм суд приходит к выводу, что обеспечение предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в границах муниципального района относится к вопросам местного значения, соответственно, являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления.

В соответствии с информацией Комитета по образованию администрации МО «» от ДД.ММ.ГГГГ в  функционируют 4 дошкольных образовательных учреждения: МКДОУ  детский са, рассчитанный на 110 человек, количество детей, посещающих данное учреждение, составляет 135. МКДОУ  детский са, рассчитанный на 50 человек, количество детей, посещающих данное учреждение, составляет 53. МКДОУ  детский са, рассчитанный на 40 человек, количество детей, посещающих данное учреждение, составляет 49. МКДОУ Кутуликский детский са, рассчитанный на 40 человек, количество детей, посещающих данное учреждение, составляет 45. При этом количество детей, состоящих на очереди на получение мест в МКДОУ  и не посещающих дошкольные образовательные учреждения составляет 40 человек.

Согласно справке по очередности детей в ДОУ  по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Количество поданных заявлений составляет 50 заявлений.

Из справок дошкольных образовательных учреждений, расположенных в  следует, что в мае 2012 года подлежат выпуску 42 воспитанника.

Согласно ст. 7 Уставу МО «», к вопросам местного значения Аларского муниципального района, в том числе относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Оценив в совокупности указанные обстоятельства, с учетом сведений о плановой наполняемости и количестве детей, посещающих МДОУ, соотношения количества поданных заявлений с количеством выпускников, суд приходит к выводу, что на территории , имеются существенные нарушения требований законодательства РФ по обеспечению общедоступного и бесплатного дошкольного образования, в связи с чем, нарушаются права неопределенного круга лиц, установленные ст. 43 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на образование, при этом доводы представителя администрации МО «Аларский район» в указанной части суд признает необоснованными.

Как было установлено в судебном заседании ответственность по обеспечению общедоступного и бесплатного дошкольного образования в границах муниципального района несет орган местного самоуправления, а именно администрация муниципального образования «Аларский район», вследствие чего, суд считает, что причиной выявленных нарушений требований законодательства РФ явилось бездействие администрации МО «Аларский район» в части непринятия мер по обеспечению общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

В соответствии со ст.ст.9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Согласно ст. 52 ч. 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Поскольку, действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обеспечению общедоступного и бесплатного дошкольного образования в границах муниципального района с их финансовыми возможностями, доводы представителя администрации МО «Аларский район» об отсутствии финансовой возможности на их выполнение, являются необоснованными.

В соответствии со ст.ст.1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание, что выявленными нарушениями требований законодательства РФ по обеспечению общедоступного и бесплатного дошкольного образования, нарушаются права неопределенного круга лиц, установленные ст. 43 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на образование, суд признает обоснованным требование прокурора об исполнении решения до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд признает требования прокурора законными и обоснованными, прокурор правомерно просит обязать администрацию муниципального образования «Аларский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенные нарушения прав детей дошкольного возраста путем принятия мер к открытию дополнительных мест в муниципальных казенных дошкольных образовательных учреждениях , и указанные требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

1. Исковые требования прокурора Аларского района удовлетворить полностью.

2. Обязать администрацию муниципального образования «Аларский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенные нарушения прав детей дошкольного возраста путем принятия мер к открытию дополнительных мест в муниципальных казенных дошкольных образовательных учреждениях .

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Иркутский областной суд через Аларский районный суд.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья

Аларского районного суда Н.В. Шохонова