ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 21.04.2011 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

                                                                                    Центральный районный суд г. Читы Забайкальского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Центральный районный суд г. Читы Забайкальского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №2-226-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 апреля 2011 года Центральный районный суд г.Читы в составе председательствующего судьи: Калашниковой Т.А.

при секретаре Страмиловой Я.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Заместителя прокурора Забайкальского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о признании незаконными бездействие по неисполнению обязанности по определению границ муниципальных образований, выразившееся в не подготовке описаний границ, позволяющих их опубликовать,

У с т а н о в и л :

заместитель прокурора Забайкальского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным выше исковым заявлением ссылаясь на то, что в ходе проведенной проверки было установлено, что органами государственной власти Забайкальского края не исполнена обязанность по утверждению границ муниципальных образований на территории края. Ранее границы муниципальных образований формально определялись законами Читинской области от 19.05.2004 г. № 552-ЗЧО и № 549-ЗЧО, утратившими силу в связи с принятием Законов Забайкальского края от 18.12.2009 г. № 316-ЗЗК «О границах муниципальных районов и городских округов Забайкальского края» и от 18.12.2009 г. № 317-ЗЗК «О границах сельских и городских поселений Забайкальского края», в виде картографического материала с нанесенными границами муниципальных образований и поворотными точками, а также каталогами координат поворотных точек, полученных с использованием данного картографического материала. При анализе законов Читинской области и законов Забайкальского края установлено, что фактического установления границ органами государственной власти не осуществлено. В ст.ст.2,3 законов Забайкальского края от 18.12.2009 г. № 316 и № 317 описания границ муниципальных образований приведены в приложениях с отметкой «для служебного пользования» и не были официально опубликованы, однако, согласно ч.3 ст.15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Следовательно, обязанность по установлению границ муниципальных образований, предусмотренная федеральным законодательством, органами государственной власти Забайкальского края не исполнена. Более того, координаты поворотных точек, полученные с использованием картографического материала включенные в каталоги поворотных точек границ муниципальных образований, определены без учета требований земельного законодательства. При установлении границ муниципальных образований необходимо провести работы по территориальному землеустройству с учетом геодезической и картографической информации, данных Государственного кадастра объектов недвижимости и иной информации о землях на территории муниципальных образований. На момент утверждения границ муниципальных образований Законами Читинской области от 19.05.2004 г. № 552-ЗЧО и № 549-ЗЧО общий порядок проведения территориального устройства определялся Постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 г. № 396 «Об утверждении положения о проведении территориального землеустройства». Границы муниципальных образований могли быть установлены на местности с их закреплением межевыми знаками и определением координат, так и просто описаны с использованием картографического материала. Однако, этот порядок при принятии законов Читинской области соблюден не был. Не устранено нарушение закона и при разработке и принятии законов края. В настоящее время Правила установления на местности границ объектов землеустройства утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 г., согласно которых установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства; установление на местности границ объекта выполняется по координатам характерных точек таких границ, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости. Координаты поворотных точек границ муниципальных образований, полученные с использованием картографического материала, утвержденные Законами Забайкальского края от 18.12.2009 г. № 316 и № 317 ввиду нарушений требований Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221 «О государственном кадастре недвижимости» и отсутствия текстовых описаний не могут быть внесены в государственный кадастр объектов недвижимости. При определении местоположения прохождения линий границ муниципальных районов края, сельских и городских поселений не сохранена целостность землепользований, сведения о которых имеются в кадастре объектов недвижимости. Имеются случаи пересечения линий границ сельских (городских) поселений с границами кадастровых кварталов, утвержденных Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, допускаются случаи наложения границ муниципальных образований друг на друга. В связи с недостоверным изложением границ муниципальных образований, отказано в согласовании границ главами городских и сельских поселений Балейского, Приаргунского, Сретенского, Нерчинского, Краснокаменского районов; неверно указаны границы муниципальных образований Акшинского, Газимуро-Заводского, Каларского, Краснокаменского, Кыринского, Могочинского, Ононского, Приаргунского, Тунгокоченского районов, граничащих с КНР, МНР и субъектами РФ. При подготовке проектов законов Забайкальского края от 18.12.2009 г. № 316 и № 317. УФРС по Забайкальскому краю направлялись замечания на проекты законов Забайкальского края об установлении границ муниципальных районов и городских округов, а также городских и сельских поселений в Министерство территориального развития Забайкальского края, 01.12.2009 г. направлен отказ в их согласовании в связи с тем, что нарушения устранены не были. В связи с нарушениями законодательства о местном самоуправлении вынесено представление в адрес Губернатора края и председателя Законодательного собрания Забайкальского края, которое было отклонено. В связи с выявленными нарушениями граждане, проживающие на территории Забайкальского края, не знают достоверно, в каком муниципальном образовании находится их место жительство, существенно ограничиваются в своих правах на осуществление местного самоуправления посредством участия в местном референдуме, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления. Также, могут быть нарушены права граждан, решивших выбрать место жительство в указанных муниципальных образованиях на другой территории, что может создать трудности для выбора места жительства. Кроме того, определение границ муниципальных образований влияет на реализацию гражданами своих прав, законных интересов и обязанностей в сфере земельного, налогового, жилищного, трудового, пенсионного законодательства, законодательства о военной службе и воинской обязанности, образовании, здравоохранении и других сфер. Просил признать бездействие органов государственной власти Забайкальского края в лице Правительства Забайкальского края в виде неисполнения обязанностей по утверждению границ муниципальных образований незаконным, обязать Правительство Забайкальского края определить границы муниципальных образований в соответствии с требованиями законодательства, подготовить для утверждения в установленном федеральным законодательством порядке проекты текстовых описаний границ муниципальных образований края, позволяющих их опубликование для всеобщего сведения, согласовать границы с Управлением Росреестра по Забайкальскому краю и Забайкальским межрегиональным управлением геодезии и картографии, а также органами местного самоуправления данных муниципальных образований, обеспечить финансирование работ по определению границ в полном объеме.

В ходе рассмотрения дела прокурор требования уточнил, просил признать незаконным бездействие Правительства Забайкальского края по неисполнению обязанности по определению границ муниципальных образований края, выразившееся в не подготовке описаний границ, позволяющих их опубликовать, обязать Правительство Забайкальского края в 3-х месячный срок со дня вынесения решения определить границы муниципальных образований в соответствии с требованиями законодательства, подготовить для утверждения в установленном федеральным законодательством порядке проекты описаний границ муниципальных образований края, позволяющих их опубликовать, для определения границ привлечь организацию, имеющую лицензию на осуществление картографической и геодезической деятельности, обязать Министерство финансов Забайкальского края обеспечить надлежащее финансирование работ по определению границ(л.д.______).

В судебном заседании представители прокуратуры Забайкальского края Рожковский А.В. и Михеев С.Н. исковые требования поддержали по изложенным выше основаниям, суду пояснили, что до настоящего времени Правительством Забайкальского края не установлены границы муниципальных образований в соответствии с требованиями действующего законодательства, не подготовлены для утверждения в установленном федеральным законодательством порядке проекты описаний границ муниципальных образований края, позволяющих их опубликовать. Этим самым нарушены права граждан, проживающих на территории Забайкальского края, так как они не знают в границах какого муниципального образования, каждый из них проживает.

Представители ответчика Правительства Забайкальского края ФИО1, ФИО2, действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали, суду пояснили, что Правительство Забайкальского края, не обладая правом на определение границ муниципальных образований, является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Полагают, что истцом не доказан факт бездействия со стороны Правительства Забайкальского края, ни со стороны органов государственной власти края в виде неисполнения обязанностей по определению границ муниципальных образований, в том числе, выразившееся в не подготовке описаний границ, позволяющих их опубликовать, поскольку границы муниципальных образований уже определены (приняты соответствующие законы края) и проводится работа по их описанию и утверждению в соответствии с требованиями земельного законодательства. Требования прокурора считают необоснованными, просили в удовлетворении иска отказать, представили письменный отзыв(л.д.______).

Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии со ст.58 Устава Забайкальского края статус и границы территорий муниципальных образований, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, устанавливаются и изменяются законами края в соответствии с требованиями, предусмотренными федеральным законом. Законами Забайкальского края «О границах сельских и городских поселений Забайкальского края», «О границах муниципальных районов и городских округов Забайкальского края» установлены границы муниципальных районов и городских округов, сельских и городских поселений в Забайкальском крае. Законом Забайкальского края от 26 декабря 2008 г. № 95 утверждена краевая долгосрочная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости». Одним из мероприятий программы является описание границ муниципальных образований (поселений) в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства. Государственными заказчиками программы определены: исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, осуществляющий отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края – Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, определяющий перспективные направления развития в сфере территориального развития края – Министерство территориального развития Забайкальского края. Законом Забайкальского края от 03 декабря 2009 г. № 285 «О бюджете Забайкальского края на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 годов» предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию краевой долгосрочной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости» в размере 13025, 9 тыс. руб. Законом Забайкальского края от 15 декабря 2010 г. № 450 предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию указанной программы в размере 10624.5 тыс. руб. данные средства будут направлены на реализацию мероприятий программы в 2011 г. согласно заявкам главного распорядителя, направленных в Министерство финансов Забайкальского края. Министерство финансов Забайкальского края осуществляет надлежащее финансирование данных видов расходов в пределах средств, предусмотренных Законом о краевом бюджете на соответствующий финансовый год, представив письменный отзыв(л.д._____).

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, подал ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с нахождением представителя ФИО4 в отпуске(л.д._____). Суд считает данное ходатайство не подлежащим удовлетворению, поскольку нахождение представителя в отпуске не является уважительной причиной неявки в судебное заседание и считает возможным, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Обращаясь в суд с данным иском прокурор просит признать бездействие органа государственной власти – Правительства Забайкальского края, выразившееся в неисполнении обязанности по утверждению границ муниципальных образований, при этом ссылаясь на требования Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В соответствии со ст.11 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями: территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского населения, за исключением территорий, указанных в пункте 3 настоящей части, могут не включаться в состав территорий поселений (п. 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 № 186-ФЗ).

В соответствии со ст.85 названного Закона определяются сроки по обеспечению реализации положений настоящего закона, где в ч.1, установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 № 186-ФЗ).

С 1 марта 2008 года образован новый субъект - Забайкальский край, который становится правопреемником Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.

Как установлено в судебном заседании и сторонами не оспаривалось, 29.09.08г. на совещании при заместителе Правительства Забайкальского края – руководителе Администрации Губернатора Забайкальского края по вопросу установления границ муниципальных образований в соответствии с земельным и градостроительным законодательством определены сроки по организации работы по описанию границ муниципальных образований. Департаменту строительства и архитектуры Забайкальского края поручено в срок до 15.11.2008г. на основании схем территориального планирования муниципальных районов обеспечить подготовку необходимой документации по изменению границ муниципальных образований с учетом требований ст.12 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; не позднее 15.12.2008г. обеспечить подготовку и внесение в Законодательное собрание Забайкальского края проекта закона «О внесении изменений в Закон Читинской области от 19.05.2004г. №552-ЗЧО «Об установлении границ, наименований вновь образованных муниципальных образований и наделении их статусом сельского, городского поселения в Читинской области» в части изменения границ муниципальных образований;

в срок до 01.01.09г. представить в Департамент госимущества и земельных отношений Забайкальского края материалы по картографическому описанию границ муниципальных образований Забайкальского края.

Рекомендовано главам муниципальных районов «Каларский район» и «Нерчинский район» в полном объеме выполнить договорные обязательства о оплате научно-исследовательских работ по разработке документов территориального планирования муниципальных районов(л.д.______).

В соответствии с регламентом Правительства Забайкальского края, распоряжением Департамента строительства и архитектуры Забайкальского края от 04.12.2008г. создана рабочая группа по рассмотрению документации по изменению границ муниципальных образований и разработке соответствующих законопроектов (л.д.______), 24.03.2009г. в состав рабочей группы внесены изменения распоряжением №27-р, куда вошли и представители Управления росреестра ФИО5 и ФИО4, которые в судебном заседании выступали в качестве представителей третьего лица – росреестра и полагали требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Суд не может согласиться с доводами прокурора о бездействии Правительства Забайкальского края по неисполнению обязанности по определению границ муниципальных образований края, выразившееся в не подготовке описаний границ, исходя их представленных суду письменных доказательств.

После образования нового субъекта в 2008г. – Забайкальский край – Правительством Забайкальского края и Администрацией Губернатора Забайкальского края проводится работа по вопросу установления границ муниципальных образований в соответствии с земельным и градостроительным законодательством и согласно Поручения губернатора Забайкальского края № ПП-19-11 от 28.03.2011г. (л.д.______) данная работа должна быть проведена в срок до 15 декабря 2011г.

Министерством финансов Забайкальского края представлены суду доказательства о полном финансировании указанных работ(л.д.______).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Заместителю прокурора Забайкальского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц отказать в удовлетворении требований к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о признании незаконными бездействие по неисполнению обязанности по определению границ муниципальных образований, выразившееся в не подготовке описаний границ, позволяющих их опубликовать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы.

Судья: Т.А. Калашникова