ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 21.09.2010 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

                                                                                    Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2010 года г. Черкесск КЧР

Черкесский городской суд, в составе:

председательствующего судьи - Матакаевой С.К.,

при секретаре -Гергоковой Т.К.,

с участием истицы ФИО3

представителя Министерства образования и науки КЧР ФИО5, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО6 ФИО11 об обязании Министерства образования и науки КЧР внесении в льготный список для внеочередного получения жилья

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с исковым заявлением об обязании Министерства образования и науки КЧР внести ее в льготный список для внеочередного получения жилья, мотивируя тем, что она обладает правом внеочередного жилья, как воспитанница детского учреждения. По достижении совершеннолетия из  переехала на постоянное место жительства в . По вопросу включения ее в список для внеочередного получения жилья она обратилась к ответчику, но ей было отказано. Считает, что она имеет право внеочередного получения жилья, независимо от места проживания и поэтому просит удовлетворить ее исковые требования.

В судебном заседании и истица пояснила, что в возрасте 4 лет ее мать была лишена родительских прав в отношении нее, а отца у нее не было. После этого она была устроена в детский дом . Через некоторое время ее определили в семью к ФИО4, где она находилась до исполнения ей №. В связи с тем, что она не захотела жить с приемной матерью, опекунство было отменено, и она была направлена обратно в детский дома, а заем оформлена на обучение в профлицей. Учебу она не закончила и вышла замуж и вместе с супругом переехала по месту его жительства и с ДД.ММ.ГГГГ года проживает вместе с родителями супруга по адресу  в .В  она не использовала свое право на жилье. Потому, собрав необходимые документы она по вопросу постановки на учет обратилась в Министерство образования и науки КЧР,но ей было отказано, т.к. она прибыла из . Просит удовлетворить ее требования т.к. считает, что ее жилищные права нарушены.

Представитель Министерства образования и науки КЧР ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала и суду пояснила, что отказы в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий истцу жилого помещения являются обоснованными, т.к. местом выявления и первичного устройства в учреждение и местом нахождения данного учреждения, местом регистрации рождения истицы является , куда ей и следует обращаться. Республиканским законодательством не предусмотрена постановка на учет, предоставление жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подпадающим под вышеуказанную категорию лиц. Истице письменно и устно неоднократно разъяснялось законодательство и ее право на обращение по данному вопросу в .

Считает отказы в постановке на учет истице законными и поскольку данные решения вынесены с учетом фактов, имеющих место на период обращения и на основании закона, просит отказать в удовлетворении исковый требований ФИО3

Выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Материалами дела установлено, что ФИО3 № года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истицы - ФИО6 С.Н.А. по решению Благодарненского районного суда,  от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 лишена родительских прав в отношении дочери ФИО6 ФИО12 ФИО13. Отец в свидетельстве о рождении указан по форме №.В судебном заседании установлено, что истица была передана в приемную семью в  ее опекуном была назначена ФИО4Постановлением ФИО2 муниципального района  № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 была освобождена от обязанностей опекуна в отношении несовершеннолетней ФИО1Постановлением ФИО2 муниципального района  № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 ФИО3 была направлена в государственное учреждение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением ФИО2 муниципального образования  края № от ДД.ММ.ГГГГ было закреплено за несовершеннолетней ФИО3 право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма при постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с п.1,ч.2 п.2 ст.57 ЖК РФ, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Из телефонограммы главного специалиста органа опеки и попечительства отдела образования Благодарненского муниципального образования ФИО8 следует, что в связи с тем, что до окончания учебы в ФИО3 вступила в брак и переехала на постоянное место жительства в , она на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не поставлена и жилье ей не выделялось, своего жилья она не имела т.к. с четырехлетнего возраста с родителями не жила.

Согласно листка убытия от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1убыла из детского дома  края ДД.ММ.ГГГГ. Из справки ГОУ «Детский » от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ФИО3 убыла ДД.ММ.ГГГГ с детского дома в связи с поступлением в ГОУНПО Профессиональный агротехнический лицей №  края.

Из паспорта истицы и домовой книги квартиры по  в  следует, что истица зарегистрирована в вышеуказанной квартире с 12.112008 года как член семьи ФИО9,1979 года рождения.(брак зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ).

Письмами № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства образования и науки КЧР истице отказано в постановке на очередь для предоставления жилья во внеочередном порядке, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст.ст. 49, 57 ЖК РФ, ст. 8 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 2 Закона Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 83-РЗ"О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республики.

Из представленных истицей в суд документов следует, что на территории  ФИО1 жилья не имеет.

Принцип удовлетворения жилищных потребностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, базируется на ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, согласно которой указанным лицам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно из муниципальных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фондасубъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях.

На основании ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Таким образом, положения Конституции РФ, устанавливающие право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилище, реализуются через вышеуказанные законы и иные нормативные акты и должны исполняться органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев.

В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В силу п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.(Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 91-Г05-8)

Согласно ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"(в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 17-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Таким образом, абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Аналогичная норма содержится в Законе Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 83-РЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республики»,который на территории Карачаево-Черкесской Республики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), гарантирует право на жилое помещение.

В соответствии со ст. 3 вышеуказанного закона полномочия попринятию на учет детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), возложены на орган исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим полномочия в области образования, на основании письменного заявления лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением, или его законного представителя и документов, необходимых для постановки на учет т.е. на ответчика.

Право на обеспечение жилыми помещениями предоставляется лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании пребывания в учреждениях профессионального образования всех типов, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при условии, что за ними не были закреплены в установленном порядке жилые помещения и они являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и если имеется хоть одно из следующих условий:

местом выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или местом регистрации рождения является Карачаево-Черкесская Республика, либо местом его последнего проживания является Карачаево-Черкесская Республика, в случае если место его рождения находится за пределами Российской Федерации;

учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные лица находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены на территории Карачаево-Черкесской Республики;

Карачаево-Черкесская Республика является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой или попечительством на основании решения органов опеки и попечительства Карачаево-Черкесской Республики.(ст. 2 Закона Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 83-РЗ ).

Закон №159-ФЗ и Закон КЧР №-РЗ направлены на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объему финансирования.

Таким образом, действие Закона распространено на детей, у которых местом выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или местом регистрации рождения является Карачаево-Черкесская Республика, либо местом его последнего проживания является Карачаево-Черкесская Республика, в случае если место его рождения находится за пределами Российской Федерации; или место пребывания (учреждение для детей-сирот, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья) на территории республики, к каковым истица не относится.

Правовое регулирование данного вопроса относится к компетенции субъекта Российской Федерации и для детей-сирот, которые не имели закрепленного жилого помещения, возможно установить только место временного пребывания. (Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 91-Г05-8)

Как указано выше, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родилась в , в детских домах и приемной семье находилась также на территории , право на внеочередное получение жилья закреплено Благодарненским муниципальным образованием. Таким образом, с достоверностью установлено, что местом рождения и местом первичного устройства является  края.

На территории Карачаево-Черкесской Республики ФИО3 зарегистрирована и проживает только с ДД.ММ.ГГГГ т.е.с 18 лет.При таких условиях оснований для включения ФИО3 в льготный список для получения жилья нет.

Каких - либо других сведений о наличии оснований, для постановки на учет и вклю-чения в льготный список для внеочередного получения жилья, ФИО3 не предста-вила и судом таких доказательств не добыто.
Анализируя добытые доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО3 не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО6 ФИО14 к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики об обязании внести в льготный список для внеочередного получения жилья - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей кассационной жалобы через Черкесский городской суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Черкесского городского суда С.К.Матакаева