ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 21.09.2011 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

                                                                                    Кировский районный суд г. Астрахани                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Кировский районный суд г. Астрахани — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 сентября 2011 года Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Гончаровой Ю.С.

при секретаре Митрофановой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Астраханской области в интересах ФИО1 к Правительству Астраханской области, министерству социального развития и труда Астраханской области о предоставлении жилого помещения

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к Правительству Астраханской области, Министерству социального развития и труда Астраханской области в интересах ФИО1 о предоставлении жилого помещения, указав в иске, что прокуратурой в связи с обращением ФИО1. была проведена проверка и было установлено, что ФИО1 осталась без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Ее мать ФИО12 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец умер ДД.ММ.ГГГГ Решением <данные изъяты> района от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении ФИО1 установлена опека. Опекуном назначена ФИО5 Этим же решением за ФИО1 закреплено жилое помещение : <адрес>. Однако постановлением главы администрации <данные изъяты> <данные изъяты>» о ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок передан в собственность ФИО6, для жилищного строительства. В настоящее время по указанному адресу зарегистрированы и проживают семья ФИО6. До достижения совершеннолетия ФИО1 проживала у опекуна ФИО7. В ДД.ММ.ГГГГ году окончила <данные изъяты> после чего не училась и на полном государственном обеспечении не находилась. Как оставшаяся без попечения родителей была включена в список граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Руководствуясь ст. 8 Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ст. 57 Жилищного кодекса прокурор астраханской области просит обязать Правительство Астраханской области предоставить ФИО2 жилое помещение согласно установленным социальным нормам, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании прокурор Пушкинская Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель Правительства Астраханской области, министерства социального развития и труда Астраханской области, ФИО3 в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.

ФИО1, иск поддержала в полном объеме.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд решил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения заявленных требований.

В судебном заседании было установлено, ФИО1 осталась без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Ее мать ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец умер ДД.ММ.ГГГГ Решением <данные изъяты> района от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении ФИО1 установлена опека. Опекуном назначена ФИО5 Этим же решением за ФИО1 закреплено жилое помещение : <адрес>. Однако постановлением главы администрации <данные изъяты> район» о ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок передан в собственность ФИО6, для жилищного строительства. В настоящее время по указанному адресу зарегистрированы и проживают семья ФИО6. До достижения совершеннолетия ФИО1 проживала у опекуна ФИО7. В ДД.ММ.ГГГГ году окончила <данные изъяты>, после чего не училась и на полном государственном обеспечении не находилась. Как оставшаяся без попечения родителей в ДД.ММ.ГГГГ г. была включена в список граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

В соответствии со ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами территории РФ.

Исходя из требований закона, ФИО1 обладает правом на предоставление жилого помещения вне очереди. Данное право никем из ответчиков не оспаривается.

Исходя из представленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению жилого помещения истцу должна быть возложена на Правительство Астраханской области по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( в редакции ФЗ № 122 ФЗ от 22.08.2004 года) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Указанные изменения, внесенные Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года вступили в действие (законную силу) с 01 января 2005 года.

С целью приведения в соответствие с действующим законодательством в Закон Астраханской области от 27.12.2004 года № 68/2004 -ОЗ « О социальной поддержке отдельных категорий граждан» введена Законом астраханской области от 28 марта 2005 года № 14005 года -ОЗ « О внесении изменений в закон АО «О социальной поддержке отдельных категорий граждан статья 8.1., в соответствии с которой финансирование расходов по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение осуществляется из бюджета Астраханской области в рамках областных целевых программ по охране и защите лиц указанной категории.

Кроме того, Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.

Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подпункта "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (статья 12).

Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130, часть 1), оно гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).

Из статьи 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года N 15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; б) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам "местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Согласно части 7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.

В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счёт и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федераций:

Такой порядок является обязательным во всех случаях. Соответственно, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условия наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Данная позиция отражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, где также указано, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению жилого помещения ФИО1 должна быть возложена на Правительство Астраханской области, в связи с чем требования истца подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Правительство Астраханской области предоставить ФИО1 вне очереди благоустроенное жилое помещение согласно установленным социальным нормам и отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и требованиям.

Решение может быть обжаловано в Астраханский облсуд в течение 10 дней.

Судья: