ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 21.10.2011 Целинского районного суда (Ростовская область)

                                                                                    Целинский районный суд Ростовской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Целинский районный суд Ростовской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Целина 21 октября 2011 года

Целинский районный суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Костенич Г.В.,

при секретаре Киселевой Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1  к администрации Целинского района Ростовской области о признании права на внеочередное обеспечение жилой площадью,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Целинского района Ростовской области о признании права на внеочередное обеспечение жилой площадью, указав, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. После её смерти Постановлением Главы Целинского района от 3.07.1998 года №276 над ней, а также ФИО8, ФИО9, ФИО8 была назначена опекуном и попечителем ФИО10 В 2006 году она обратилась в отдел образования Целинского района Ростовской области с просьбой предоставить ей жилье как оставшемуся без попечения родителей. На ее просьбу она получила устный отказ на внеочередное обеспечение жилой площадью. В период с 1999 года по 2005 год она не имела постоянного места жительства, жила на съемных квартирах, т.к. не имела возможности приобрести свое жилье. В отдел образования Целинского района не обращалась до 2006 года, в связи с тем, что не знала своих прав на получение жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей. 15.07.2011 года она повторно обратилась в отдел образования Администрации Целинского района с той же просьбой, после чего было получено письмо, что она не может быть включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет областного бюджета, в связи с тем, что на момент обращения достигла возраста свыше 23 лет, а также имеет жилую площадь на праве общей долевой собственности, что подтверждено свидетельством ГУ Федеральной регистрационной службы по РО 61 АВ 241 477 от 23.09.2005 года. 4.05.2005 года она и супруг ФИО11 приобрели домовладение по адресу . На основании решения мирового судьи от 12.07.2005 года ей было выдано свидетельство о праве на 1 долю в праве на недвижимое имущество. С момента приобретения домовладения и по настоящее время в доме, расположенному по адресу , состоящему из 2 комнат общей площадью 42,8 кв. м, жилой 38,2 кв.м проживает она, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 В соответствии с Решением Ростовской-на-Дону городской думы от 28.04.98 №96 «О внесении изменений и дополнений в положение о порядке постановки на квартирный учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и представления жилья в городе Ростове-на-Дону», стандарт нормы жилья устанавливается из расчета: на семью из одного человека – 33 кв. м общей площади, на семью из двух человек – 42 кв. м общей площади, на семью из трех и более человек - не менее 18 кв. м общей площади на каждого члена семьи. Ей исполнилось 18 лет ДД.ММ.ГГГГ, закрепленного жилого помещения она не имела, таким образом, в соответствии с 4.1 ст.8 закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ имела право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Вместе с тем по достижению ею 23-летнего возраста органы местного самоуправления меры к обеспечению в не очередном порядке жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» не приняли, что повлекло нарушение ее жилищных прав. Просит признать, что она имеет право на внеочередное обеспечение жилой площадью в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей». Просит признать, что она имеет право на внеочередное обеспечение жилой площадью в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей».

20 сентября истица ФИО1 уточнила требования, просив также обязать администрацию Новоцелинского района Ростовской области поставить ее на внеочередной жилищный учет.

14 октября 2011 года истица ФИО1 уточнила требования, окончательно просив обязать администрацию Целинского района Ростовской области поставить ее на внеочередной жилищный учет.

В судебном заседании истица ФИО1 уточненные исковые требования поддержала и пояснила, что в  году, когда ей было 14 лет, умерла ее мать ФИО2, всего было 4 детей, они остались без жилья. Жили в доме, который давали маме как многодетной семье в <...> но документов никаких нет. Когда мама умерла ее отчим жил с ними, т.к. отчим последним трем сестрам отец, но в свидетельствах о рождении он отцом не указан. Назначили опекуна в 1998 году, сестры жили с опекуном в х.ФИО3. А она сама как раз родила дочь и не знала, что может обратиться за жильем как сирота, думала этим вопросом должен заниматься опекун. Узнала об этом поздно в 2006 году, когда стала заниматься оформлением земельного пая, который был у мамы. В Администрации Юловского сельского поселения ей об этом сказала одна женщина, она тоже собирала для этого документы. Она обращалась в орган опеки и попечительства, но ей ответили, что за ними закреплен дом, в котором они жили в с.Степное. Но документов о закреплении дома за ними никаких нет. В 2010 году ей из органа опеки и попечительства пришел ответ, и она стала собирать документ. Сестры уже замужем, одна сестра в Ставрополе уже стоит на учете на жилье, там этим вопросом занялась прокуратура. В 2006 году, когда она обратилась с заявлением у них уже было жилье, т.к. муж работал в администрации и им выделили жилплощадь, там была овощная база, но потом ее освободили и отдали под жилье, она его приватизировала. В суд не обращалась с 2006 года, т.к. не знала законов. Признать право на обеспечение жилой площадью ей необходимо, чтобы получить жилую площадь как сироте от органов опеки и Администрации района. Просит признать, что она имеет право на внеочередное обеспечение жилой площадью в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» и обязать администрацию Целинского района Ростовской области поставить ее на внеочередной жилищный учет.

Представитель администрации Целинского района Ростовской области ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что имеется постановление №384 от 18.09.2006 года «О порядке обеспечения жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой» определяет категорию лиц, на которых распространяются меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями. Указанными нормативно-правовыми актами определен возрастной ценз до 23 лет. Администрация района обеспечивает целевое использование средств областного бюджета, но распорядителем этих средств не является. У истицы ФИО1 имеется жилье, в настоящее время ей 30 лет. Из ст.5 Областного закона Ростовской области от 7.10.2005 №363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области», минимальный размер учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которого органом местного самоуправления определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет от 6 до 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. У истицы площадь домовладения более 10 кв.м на 1 человека. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области в судебное заседание не явился, суду предоставлено отзыв, согласно которому просят рассмотреть дело в их отсутствие, вопросы признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области, и их постановки на учет относятся к компетенции органов местного самоуправления в соответствии с областным законом от 7.10.2005 года №363-ЗС. А в компетенцию министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области входит пофамильное распределение средств областного бюджета выделенных на текущий финансовый год, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений в соответствии с Федеральным Законом от 21.12.1996 №159-ФЗ, по которым министерством общего и профессионального образования области составлены общеобластные списки и принято решение областной межведомственной комиссией, последующее финансирование и контроль за целевым использованием средств областного бюджета. Таким образом, министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства области не осуществляет мероприятий по признанию граждан нуждающимися в обеспечении жильем и постановки на учет.

Представитель третьего лица органа опеки и попечительства отдела образования Целинского района Ростовской области ФИО5 по доверенности в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку ФИО1 уже более 23 лет и она имеет на праве собственности жилье.

Выслушав истицу, представителей ответчика, третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась лицом, оставшимся без попечения родителей. Согласно постановлению главы Целинского района Ростовской области №276 от 3.07.1998 года над истицей ФИО6 .(после брака ФИО1) была установлена опека. В период с 1999 по 2005 годы Захарова  не имела закрепленной жилой площади.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены меры государственной поддержки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, учтенных в качестве нуждающихся в жилом помещении до исполнения им 23 лет.

Как следует из преамбулы вышеуказанного закона, а также из ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

В силу ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Постановлением администрации Ростовской области №384 от 18 сентября 2006 года «О порядке обеспечения жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)», утверждено положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством).

Положение определяет порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), проживающих на территории Ростовской области, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до достижения 23 лет и ранее не обеспечивавшихся жильем за счет средств областного бюджета. Возраст истицы ФИО1 на момент обращения составляет 29 лет.

Из вышеуказанных норм права следует, что достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Согласно п.3 Положения, основанием для принятия решения о предоставлении жилого помещения в соответствии с настоящим порядком является заявление сироты или ходатайство органов опеки и попечительства муниципальных образований о предоставлении жилого помещения на имя главы муниципального образования с приложением документов, в том числе заверенная администрацией муниципального образования копия распорядительного документа органа местного самоуправления о постановке на квартирный учет с указанием состава семьи.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.

Таким образом, исходя из положения ч. 3, 4 ст. 49, ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, а также ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», следует, что гарантируемая детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.

По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При таких обстоятельствах, правовых оснований для предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма детям, оставшимся без попечения родителей, не поставленным на учет до достижения ими возраста 23 лет, не имеется.

Постановлением главы Целинского района от 18 октября 2011 года №584 ФИО1 отказано в постановке на квартирный учет по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с наличием собственного жилья.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права собственности от 23 сентября 2005 года(л.д.12-14) ФИО1, ФИО12, ФИО13, ФИО11 являются собственниками квартиры (по 1/4 доли каждый) по адресу . Согласно выписке из домовой книги от 3.05.2011 года(л.д.21), акта обследования жилищно-бытовых условий от 3.05.2011 года (л.д.19), выписки из похозяйственной книги от 3.05.2011 года(л.д.18), ФИО1, ФИО12, ФИО13, ФИО11 проживают по вышеуказанному адресу.

Следовательно, отсутствовали основания для постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, в связи с наличием статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО1 достигшей к моменту обращения с заявлением о постановке на учет возраста 29 лет, поскольку на момент обращения в администрацию Целинского района Ростовской области указанный статус заявителем был утрачен.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ФИО1 встала до достижения 23-летнего возраста на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, хотя о такой необходимости ей стало известно еще в 2006 году, что следует из пояснений самой истицы.

С момента совершеннолетия, обладая полной гражданской правоспособностью, истица ФИО1 не позаботилась об осуществлении и защите своих имущественных прав до достижения 23-летнего возраста, хотя имела реальную возможность для этого, обратившись в соответствующие органы и за консультацией к юристу. Не сделала она этого и после того, как узнала в 2006 году о нарушенном праве, обратилась только в 2011 году.

При таких обстоятельствах ФИО1, не вставшей до достижения 23-летнего возраста на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма в связи с наличием статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеющей на праве собственности жилье, не может быть предоставлено жилье, в связи с чем в иске о признании права на внеочередное обеспечение жилой площадью и обязании администрации Целинского района Ростовской области поставить истицу на внеочередной жилищный учет следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1  о признании ее имеющей право на внеочередное обеспечение жилой площадью в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» и обязании администрации Целинского района Ростовской области поставить ее на внеочередной жилищный учет – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Целинский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 28 октября 2011 года.

Судья