Нижегородский гарнизонный военный суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Нижегородский гарнизонный военный суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 февраля 2012 года город Нижний Новгород
Нижегородский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Трофимова Н.В., при секретаре судебного заседания Лисиной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части № майора ФИО1, об оспаривании бездействий начальника № отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (далее - ФГУ «Западрегионжилье»), связанных с нерассмотрением заявления и непринятием решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма,
установил:
ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором указал, что он проходит военную службу в войсковой части № с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ, начальником № отдела ФГУ было получено его заявление с приложением сопутствующих документов, с просьбой поставить на учет нуждающихся в жилом помещении, однако соответствующего решение по ним, до настоящего времени, принято не было.
Считая свои права нарушенными, ФИО1 просил суд:
- бездействия начальника № отдела ФГУ «Западрегионжилье», связанные с не рассмотрением заявления и непринятием решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, признать незаконными.
- обязать начальника № отдела ФГУ «Западрегионжилье» рассмотреть заявление и принять решение о принятии или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения гражданского дела, заявитель и начальник № отдела ФГУ «Западрегионжилье» в судебное заседание не прибыли и просили рассмотреть дело без их участия.
Согласно статье 257 ГПК РФ, неявка в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. На основании изложенного, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело без участия заявителя и начальника № отдела ФГУ «Западрегионжилье».
Исследовав материалы дела, военный суд приходит к следующим выводам.
Исследованным в судебном заседании подордерным жилищным делом, истребованным из № отдела ФГУ «Западрегионжилье», подтверждается, что ФИО1 проходит военную службу с ДД.ММ.ГГГГ, а в войсковой части ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ на соответствующей должности.
При этом, указанное подордерное жилищное дело, датировано ДД.ММ.ГГГГ и представлено начальником № отдела ФГУ «Западрегионжилье» в обоснование вынесенного уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно уведомления о необходимости представить недостающие документы № от ДД.ММ.ГГГГ, начальник № отдела ФГУ «Западрегионжилье» приостановила рассмотрение документов и сообщает заявителю о необходимости представить: заявление установленного образца, выписку из послужного списка, приказ о зачислении в распоряжение, копии финансовых лицевых счетов, а также сведении о наличии ИНН.
Обращение ФИО1 в адрес начальника № отдела ФГУ «Западрегионжилье» ДД.ММ.ГГГГ с соответствующим заявлением и получение его указанным должностным лицом, подтверждается копией сообщения № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором имеется отметка о принятии.
При этом сопроводительное письмо содержит сведения о направлении вместе с заявлением документов, в частности, направлены все указанные начальником № отдела ФГУ «Западрегионжилье» документы, за исключением приказа о зачислении в распоряжении.
Статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения, по договорам социального найма, предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
По смыслу указанной правовой нормы, пра_во, на получение жилого помещения, возникает из факта надлежащего принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при наличии к тому определенных оснований.
Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280 утверждена «Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма» (далее - Инструкция).
Так, в п. 11 Инструкции указано, что жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма, распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В пунктах 1-6 Инструкции указано, что для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) в структурное подразделение, уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа.
Решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа.
Если военнослужащим предоставлены не все документы, уполномоченный орган приостанавливает рассмотрение заявления о принятии на учет нуждающегося в жилом помещении и направляет военнослужащему и в копии командиру воинской части по месту прохождения военнослужащим военной службы уведомление с предложением предоставить в уполномоченный орган недостающие документы.
Уполномоченным органом Министерства обороны РФ приказом Минобороны России от 3 ноября 2010 года № 1455 (в редакции приказа Минобороны России от 5 апреля 2011 года № 453) определён Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (далее - ДЖО РФ).
Пункт 2 названного приказа Минобороны России устанавливает, что уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Минобороны России, в их числе ФГУ «Западрегионжилье».
3 пункт того же Приказа МО РФ возлагает на специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации следующие функции:
- признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном пунктами 3 - 6, 8 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной ПМО РФ 2010 года № 1280;
- снятие военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с пунктом 10 Инструкции;
- принятие решения о предоставлении военнослужащим распределенных жилых помещений в соответствии с пунктом 16 Инструкции.
Из п. 1.2 Положения о территориально обособленном отделе - № отдел () ФГУ «Западрегионжилье», утверждённого приказом начальника управления ФГУ «Западрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что отдел является территориально обособленным подразделением ФГУ Западрегионжильё, созданным на основании ПМО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пункт 2.1, названного положения, определяет основной задачей отдела - организацию работы по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями жилищного фонда МО РФ на определённой п. 1.10 Положения территории ().
В пунктах 2.2.1, 2.2.2 и 2.2.4. закреплено, что в функции начальника № отдела ФГУ «Западрегионжилье» входит прием от военнослужащих документов для признания их нуждающимися в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, проверка представленных документов, а также вынесения заключения по результатам проведенной проверки документов и подготовка проектов решений о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (отказов в принятии решения).
Объём и содержание, закреплённых в названных статьях Положения, функций отдела не противоречат приказам Минобороны России от 30 сентября 2011 года № 1280, от 3 ноября 2010 года № 1455, от 5 апреля 2011 года № 453, от 15 апреля 2011 года № 509 и, кроме этого, подтверждают, что ФИО1, обращаясь к начальнику № отдела ФГУ «Западрегионжилье» с заявлением о принятии его на жилищный учет, действовал в соответствии с действующим законодательством.
Согласно исследованной судом доверенности № на имя начальника № отдела ФГУ «Западрегионжилье» ФИО2, начальник ФГУ «Западрегионжильё» уполномочил названное должностное лицо принимать решения:
- о принятии (об отказе в принятии) на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
- о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях;
- о предоставлении (об отказе в предоставлении) жилых помещений по договорам социального найма;
- о заселении (об отказе в заселении) жилого помещения.
Внесенные 5 апреля 2011 года изменения в приказ Минобороны России № 1455 свидетельствуют о законодательном закреплении тенденции децентрализации, возложенных на ДЖО МО РФ, функций по организации работы по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями, то есть передаче части полномочий ДЖО МО РФ специализированным организациям МО РФ, что способствует укреплению защиты прав военнослужащих, а именно, более оперативному разрешению вопросов, в частности, по предоставлению жилых помещений.
Об этом также свидетельствуют доверенности от начальника ФГУ «Западрегионжилье» №, от Министра Обороны РФ № и №, от начальника ФГУ «Специальное ТУИО» МО РФ № по вопросам наделения начальника № отдела ФГУ «Западрегионжилье» полномочиями по принятию решений о предоставлении военнослужащим жилых помещений по договорам социального найма, а также по заключению договоров социального найма жилого помещения.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что по заявлению, поданному ФИО1, начальник № отдела ФГУ «Западрегионжилье» был уполномочен и обязан вынести соответствующее решение.
Не рассмотрение начальником № отдела ФГУ «Западрегионжилье» надлежащим образом поданного заявления ФИО1 противоречит как вышеназванным нормам, так и следующим.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации, закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации, права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Статьей 12 указанного закона определено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Порядок регистрации и учета, отчетности и организации работы с обращениями граждан, поступившими в органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации и военные комиссариаты, определен Инструкцией по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2006 года № 500.
Согласно пунктам 2 и 3 Инструкции, работу с обращениями, поступившими в организацию, организует соответствующий начальник. При рассмотрении обращения обеспечивается объективное, всестороннее и своевременное его рассмотрение, а также принимаются меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.
Пунктом 5 данной Инструкции установлено, что все обращения подлежат обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации. В исключительных случаях, а также в случае направления запросов в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления, воинскую часть или должностному лицу о предоставлении необходимых для рассмотрения обращения по существу документов и материалов, командир (начальник) или другое должностное лицо, по его поручению, вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Таким образом, поскольку поданное ДД.ММ.ГГГГ майором ФИО1 заявление о принятии на жилищный учет, начальником № отдела ФГУ «Западрегионжилье» надлежащим образом рассмотрено не было, перечень документов приложенных к заявлению соответствует требованиям п. 1 Инструкции, военный суд считает, что права ФИО1 были нарушены, а бездействия начальника № отдела ФГУ «Западрегионжилье», выразившиеся в нерассмотрении заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и в непринятии решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, признает незаконными.
Для восстановления нарушенного права ФИО1, суд считает также необходимым возложить на начальника № отдела ФГУ «Западрегионжилье» обязанность рассмотреть заявление ФИО1 о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях от ДД.ММ.ГГГГ и принять решение о принятии или об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Для полного восстановления нарушенного права ФИО1, суд также считает необходимым признать уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, которым приостановлено рассмотрение, поданных ФИО1 ранее, документов, незаконным и возложить на начальника № отдела ФГУ «Западрегионжилье» обязанность по его отмене, поскольку оно создает препятствие к осуществлению заявителем его прав.
При этом, суд исходит из того, что в судебном заседании достоверно установлено, что требуемые в названном уведомлении документы поступили в адрес начальника № отдела ФГУ «Западрегионжилье» ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до вынесения уведомления №, а повторное требование документов вышеназванными правовыми нормами не предусмотрено.
Что касается не представление ФИО1 приказа о зачислении в распоряжении, то указанный приказ предоставлен быть не может, поскольку ФИО1 проходит военную службу на соответствующей должности.
Руководствуясь статьями 194-198, 257, 258 ГПК РФ, военный суд
решил:
Заявление майора ФИО1 - удовлетворить.
Признать незаконными:
- бездействия начальника № отдела Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанные с нерассмотрением заявления ФИО1 и непринятием решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма;
- уведомление начальника № отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости представить недостающие документы.
Обязать начальника № отдела Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации:
- рассмотреть заявление ФИО1 и принять решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма;
- отменить уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости представить недостающие документы.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Нижегородский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В.Трофимов
Секретарь судебного заседания Е.С.Лисина
24.02.2012 г.