ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 22.02.2012 Тербунского районного суда (Липецкая область)

Гражданское дело «А» /2012г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Тербунский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Рогачёвой Ю.А.,

при секретаре Шелуха Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Воловского района Липецкой области о признании незаконным бездействие главы сельского поселения Большовский сельсовет Воловского муниципального района Липецкой области и о возложении обязанности опубликовать в средствах массовой информации сведения о бюджете сельского поселения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Воловского района Липецкой области обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие главы сельского поселения Большовский сельсовет.

Свои требования обосновывал тем, что в результате проведенной проверки исполнения бюджетного законодательства в части обеспечения принципа прозрачности (открытости) местных бюджетов установлено, что главой сельского поселения Большовский сельсовет в нарушение требований действующего законодательства решение об утверждении бюджета сельского поселения на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годы, годовой отчет об исполнении бюджета на 2011 год в средствах массовой информации (районной газете «Вперед») до настоящего времени не опубликованы, что нарушает права граждан – жителей сельского поселения Большовский сельсовет.

Просил суд обязать главу сельского поселения Большовский сельсовет произвести официальное опубликование бюджета сельского поселения на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годы, годового отчета об исполнении бюджета на 2011 год в районной газете «Вперед» в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании помощник прокурора Воловского района Липецкой области Чванов Д.А. предъявленные требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.

Глава сельского поселения Большовский сельсовет Бачурин В.А. и его представитель по доверенности Трубников А.Н. возражали против удовлетворения заявленных требований, полагая их незаконными и необоснованными.

Суду пояснили, что в соответствии с требованиями ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации", Устава сельского поселения, предусматривающих обязанность опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязан­ности человека и гражданина, решение об утверждении бюджета сельского поселения на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годы и годовой отчет об исполнении бюджета на 2011 год ими обнародован с 24.12.2011 года, путем самостоятельного издания 10 экземпляров и размещения их для открытого доступа с 9-00 до 16-00 часов в помещении администрации сельского поселения, в сельских, школьных библиотеках, МБУК ПЦкД с. Нижнее Большое, МБУК ПЦкД с. Вышнее Большое, в помещении почты на доске объявлений. Жителям посе­ления обеспечена беспрепятственная возможность ознакомиться с указанными документами. Собственной типографии для опубликования принятых нормативных правовых актов сельское поселение не имеет, а правовых оснований для опубликования принятых актов в районной газете «Вперед» не имеется,поскольку районная газета относится к юрисдикции района, глава сельского поселения Большовский сельсовет не является учредителем данного периодического издания и его компетенция на публикацию на страницах газеты печатных материалов не распространяется. Кроме того, Уставом сельского поселения предусмотрено, что муниципальные правовые акты сельского поселения, затрагивающие права и свободы граждан, вступают в силу после официального опубликования (обнародования), а также определен порядок и способы обнародования принятых актов.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местном бюджете, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

В силу требований части 2 статьи 5 Бюджетного кодекса РФ решение о бюджете подлежит социальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке.

Бюджеты местного значения в силу требований статьи 11 Бюджетного кодекса РФ утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Согласно части 6 статьи 52 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации" проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе ис­полнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих орга­нов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с ука­занием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официально­му опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям посе­ления возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Положениями пункта 6 части 1 статьи 44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что уставом муниципального образования должны определяться виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.

Положениями статьи 47 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязан­ности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубли­кования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования)муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.

В силу требований пункта 2 части 6 статьи 34 Устава сельского поселения Большовский сельсовет Воловского муниципального района Липецкой области глава муниципального образования подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые Советом депутатов сельского поселения.

Статьей 43 Устава предусмотрено, что муниципальные правовые акты сельского поселения, затрагивающие права и свободы граждан, вступают в силу после официального опубликования (обнародования) (пункт 8).

Обнародование муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, за исключением муниципаль­ных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, рас­пространение которых ограничено федеральным законом, осуществляется пу­тем самостоятельного издания муниципальных правовых актов в количестве не менее 10 штук и размещения их для открытого доступа с 9-00 до 16-00 часов в сельской, школьной библиотеках, сельских домах культуры, помещении адми­нистрации сельского поселения, почты, на доске объявлений с указанием от­ветственных за сохранность и соблюдения гарантии доступа к ним (пункт 9).

Из материалов дела следует, что 23.12.2011 года решением Совета депутатов сельского поселения Большовский сельсовет Воловского муниципального района Липецкой принят бюджет сельского поселения на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

Решение об утверждении бюджета сельского поселения на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, годовой отчет об исполнении бюджета на 2011 год в средствах массовой информации - районной газете «Вперед» не опубликованы, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось главой сельского поселения в суде.

Вместе с тем, довод заявителя, что не опубликование решения о бюджете на 2012 год и отчета об исполнении бюджета 2011 года в средствах массовой информации не обеспечивает прозрачность (открытость) местного бюджета со ссылкой на статью 36 Бюджетного кодекса РФ, является необоснованным.

Как указал Пленум Верховного Суда Россий­ской Федерации в Постановлении от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (пункт 21) проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, необходимо учитывать, что целью официального опубликования нормативного право­вого акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключи­тельных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического из­дания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании ос­париваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (на­пример, в порядке, предусмотренном учредительными документами пуб­личного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населе­нию публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затра­гивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опублико­вания не в том печатном издании либо доведения его до сведения населе­ния в ином порядке.

Установлено, что в сельском поселении Большовский сельсовет отсутствует периодическое издание, осуществляющее официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в данном муниципальном образовании.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что решение Совета депутатов сельского поселения Большовский сельсовет от 23.12.2011 года № 50 «О бюджете сельского поселения Большовский сельсовет Воловского муниципального района Липецкой области Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» обнародовано с 24.12.2011 года путем самостоятельного издания 10 экземпляров и размещения их для открытого доступа с 9.00 до 16.00 в помещении администрации сельского поселения, в сельских, школьных библиотеках, МБУК ПЦкД с. Нижнее Большое, МБУК ПЦкД с. Вышнее Большое, помещении администрации сельского поселения, почты на доске объявлений.

Аналогичным способом обнародовано решение Совета депутатов сельского поселения Большовский сельсовет от 17.02.2012 г. № 55 «О исполнении бюджета сельского поселения Большовский сельсовет Воловского муниципального района Липецкой области Российской Федерации за 2011 год», что подтверждается справкой администрации сельского поселения Большовский сельсовет от 30.02.2012 года № 24.

Заявителем указанные обстоятельства не оспорены.

Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, с учетом требований вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что коль скоро населению сельского поселения Большовский сельсовет обеспечена возможность ознакомления с содержанием решения об утверждении бюджета сельского поселения на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, годового отчета об исполнении бюджета на 2011 год, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву доведения его до сведения населе­ния путем обнародования.

Ссылка заявителя на статью 13 Положения «О муниципальных правовых актах сельского поселения Большовский сельсовет", утвержденного Решением Совета депутатов сельского поселения Большовский сельсовет Воловского муниципального района Липецкой области от 23 сентября 2009 года № 175, в силу положений которой официальным опубликованием нормативного правового акта сельского поселения считается публикация его полного текста в газете "Вперед", является несостоятельной.

Газета «Вперед» не является пе­риодическим изданием, осуществляющим официальное опубликование норма­тивных правовых актов, принимаемых в сельском поселении, поскольку районная газета «Вперед» относится к юрисдикции района, глава сельского поселения Большовский сельсовет не является учредителем данного периодического издания и его компетенция на публикацию на страницах газеты печатных материалов не распространяется.

Уставом же муниципального образования предусмотрен порядок официального обнародованиямуниципальных правовых актов. Публикация правовых актов в районной газете «Вперед» Уставом не предусмотрена.

При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворений предъявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований прокурора Воловского района Липецкой области о признании незаконным бездействие главы сельского поселения Большовский сельсовет Воловского муниципального района Липецкой области и о возложении обязанности опубликовать в средствах массовой информации сведения о бюджете сельского поселения – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Ю.А. Рогачёва

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.