ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 22.03.2010 Осинского районного суда (Пермский край)

                                                                                    Осинский районный суд Пермского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Осинский районный суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Оса 22 марта 2010 года

Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Пьянкова Д.А., при секретаре Д., с участием

Прокурора Петухова Р.А.

Представителя представительного органа - Думы Осинского городского поселения - Г.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц о признании решения Думы Осинского городского поселения противоречащим законодательству, недействующим с момента опубликования, обязании Думы Осинского городского поселения отменить решение, опубликовать решение суда,

Установил:

В Осинский районный суд обратился прокурор Осинского района с заявлением об оспаривании решения Думы Осинского городского поселения в котором просит: Решение Думы Осинское городского поселения Пермского края №147 от 24.11.2009г. ««Об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества Осинского городского поселения на 2010 год» признать противоречащим законодательству и недействующим с момента опубликования (с 27 ноября 2009г.); обязать Думу Осинского городского поселения отменить решение Думы муниципального Осинское городского поселения Пермского края №147 от 24.11.2009г. ««Об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества Осинского городского поселения на 2010 год»; опубликовать решение суда о признании правового акта незаконным и недействующим в газете «Осинские вести».

Требования о признании решения противоречащим закону мотивирует следующим:

Решением Думы Осинского городского поселения №147 от 24.11.2009г. «Об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества Осинского городского поселения на 2010 год» предусмотрена в 1 квартале 2010г. приватизация посредством аукциона 2-х этажного кирпичного здания приюта с надворными постройками и земельным участком, расположенных по адресу: д.Тишкова Осинского района, ул.Юбиленая, 17. Решение Думы было официально опубликовано 27 ноября 2009г. в газете «Осинские вести» №47(141) и вступило в законную силу со дня официального опубликования.

Данное решение по мнению прокурора незаконно по следующим основаниям.

Осинское городское поселение является собственником данного здания согласно свидетельства о государственной регистрации права от 22.10.2009г. серия 59 ББ №331466. В соответствии с указанным свидетельством документом-основанием для возникновения права собственности у Осинского городского поселения на 2-х этажное кирпичное здание по адресу: д.Тишкова Осинского района, ул.Юбиленая, 17 - является приказ Агентства по управлению имуществом Пермского края от 26.05.2009г. №СЭД-31-02-841 «О передаче имущества в муниципальную собственность».

В силу ч.1 ст. 17 Федерального закона №122-ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для государственной регистрации возникновения прав на недвижимое имущество являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти.

В соответствии с п.1 приказа Агентства по управлению имуществом Пермского края: данное здание передано в собственность Осинского городского поселения для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно п.6 ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-Ф3 от 6.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросу местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

Таким образом, переданное в собственность Осинскому городскому поселению на основании приказа Агентства по управлению имуществом Пермского края 2-х этажное кирпичное здание по адресу: д.Тишкова Осинского района, ул.Юбиленая, 17, подлежит включению в муниципальный жилищный фонд для обеспечения малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями. Продажа данного здания посредством аукциона - не законна.

Муниципальный жилищный фонд социального использования согласно Жилищному кодексу РФ предоставляется малоимущим гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также другим категориям лиц в соответствии с законодательством. Незаконное распоряжение жилым помещением, которое должно быть включено в фонд социального использования, нарушает права и законные интересы всех граждан Осинского городского поселения, которые в соответствии с законодательством вправе претендовать на получение жилья социального использования. При этом затрагиваются интересы не только граждан, уже стоящих в очереди на получение жилья, но и интересы граждан, которые могут быть в будущем поставлены на учёт как нуждающиеся во внеочередном предоставлении жилых помещений социального использования (при возникновении обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ).

На заявление прокурора поступил отзыв представителя Думы Осинского городского поселения в котором он указал следующее:

9 марта 2010 года в Думу Осинского городского поселения поступило заявление прокурора Осинского района Пермского края об оспаривании правового акта органа местного самоуправления (в порядке ст.ст. 45, 251 ГПК РФ), в котором он просит суд признать противоречащим законодательству решение Думы Осинского городского поселения № 147 от 24.11.2009 «Об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества Осинского городского поселения на 2010 год» и обязать Думу отменить данное решение.

Вышеназванное решение было принято 24 ноября 2009 года на очередном заседании Думы Осинского городского поселения. Данным решением был утвержден прогнозный план приватизации муниципального имущества Осинского городского поселения на 2010 год, в котором значится один объект: 2-этажное кирпичное здание, назначение - приют. Докладчиком по данному вопросу была Козицына Е.А., заведующий отделом имущественных отношений администрации Осинского городского поселения. В своем докладе Елена Алексеевна ничего не сказала о том, что здание было передано Осинскому городскому поселению Агентством по управлению имуществом Пермского края исключительно для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. На проект решения было получено положительное заключение Контрольно-счетной палаты Осинского муниципального района (прилагается). Также при рассмотрении проекта решения никакого замечания не было сделано и со стороны присутствующего на заседании Думы представителя прокуратуры Осинского района старшего помощника прокурора Селивановой Л.И.

27 февраля 2010 года в Думу Осинского городского поселения поступил протест прокурора Осинского района с требованием об отмене решения Думы Осинского городского поселения от 24.11.2009 № 147 и рассмотрении протеста на ближайшем заседании Думы.

На заседании Совета Думы в проект повестки дня очередного заседания Думы Осинского городского поселения был включен вопрос о рассмотрении протеста прокурора Осинского района. В настоящее время по данному вопросу подготовлен проект решения Думы Осинского городского поселения (прилагается), который проходит процедуру согласовании и будет рассмотрен депутатами на очередном заседании Думы Осинского городского поселения (23.03.2010).

В отзыве на заявление прокурора заинтересованного лица - Агентства по управлению имуществом Пермского края его представитель просил требования прокурора удовлетворить, указав на следующее:

Согласно приказу Агентства от 26.05.2009 № СЭД-31-02-841 «О передаче имущества в муниципальную собственность» в собственность муниципального образования «Осинское городское поселение» передано 2-этажное кирпичное здание, назначение приют (лит. А), с пристройкой (лит. а), котельной (лит. a1), с навесом (лит. Г), навесом (лит. Г1), навесом (лит. Г2), баней (лит. ГЗ), предбанником (лит. Г4), воротами (лит. 1), забором (лит. 2), забором (лит. 3), забором (лит. 4) по адресу: Пермский край, Осинский район, дер. Тишкова, ул. Юбилейная, 17 (далее - Имущество) для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством относится вопросу местного значения поселения.

В соответствии с пунктом «и» статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесений изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Положения части 11 статьи 154 Федерального закона предполагают необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на безвозмездную передачу имущества в муниципальную собственность, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти субъекта Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий (Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 828-О-П).

Письмом от 20.04.2009 № 05-07/613 Администрация Осинского городского поселения выразила согласие на передачу в собственность муниципального образования «Осинское городское поселение» здания по адресу: Осинский район, д. Тишкова, ул. Юбилейная, 17 с целью переоборудования под жилые помещения.

Таким образом, решение о передаче Имущества для обеспечения жилыми помещениями малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из собственности Пермского края в собственность муниципального образования «Осинское городское поселение» было принято при наличии согласованных действий между Агентством по управлению имуществом Пермского края и Администрацией Осинского городского поселения.

Учитывая, что помещения в 2-этажном кирпичном здании, назначение приют (лит. А) на момент его передачи являлись нежилыми, то органу, осуществляющему перевод помещений, необходимо было перевести нежилые помещения в жилые в соответствии с требованиями статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации для дальнейшего их предоставления малоимущим гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищным кодексом Российской Федерации.

Однако, Дума Осинского поселения приняла решение об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества Осинского городского поселения на 2010 год, включив в план Имущество.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает отчуждение жилых помещений в собственность малоимущих граждан нуждающихся в улучшении условий на возмездной основе.

Следовательно, приватизацией Имущества будут нарушены права и интересы малоимущих, проживающих в муниципальном образовании «Осинское городское поселение» и нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, решение Думы Осинского городского поселения от 24.11.2009 № 147 «Об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества Осинского городского поселения на 2010 год» принято незаконно.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица - Агентства по управлению имуществом Пермского края не явился, извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

В судебном заседании прокурор на удовлетворении заявления настаивал, подтвердив изложенные в нем доводы.

Представитель Думы Осинского городского поселения не возражал против удовлетворения заявления прокурора, сославшись на доводы, изложенные в письменном отзыве.

Суд, заслушав мнение сторон, изучив материалы дела, считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

В судебном заседании установлено:

Приказом Агентства по управлению имуществом Пермского края от 26.05.2009. № СЭД-31-02-841 «О передаче имущества в муниципальную собственность» в собственность муниципального образования «Осинское городское поселение» передано 2-этажное кирпичное здание, назначение приют (лит. А), с пристройкой (лит. а), котельной (лит. a1), с навесом (лит. Г), навесом (лит. Г1), навесом (лит. Г2), баней (лит. ГЗ), предбанником (лит. Г4), воротами (лит. 1), забором (лит. 2), забором (лит. 3), забором (лит. 4) по адресу: Пермский край, Осинский район, дер. Тишкова, ул. Юбилейная, 17 для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. л.д.8-10).

Письмом от 20.04.2009 № 05-07/613 Администрация Осинского городского поселения выразила согласие на передачу в собственность муниципального образования «Осинское городское поселение» здания по адресу: Осинский район, д. Тишкова, ул. Юбилейная, 17 с целью переоборудования под жилые помещения. л.д.24).

На основании вышеуказанного приказа Агентства по управлению имуществом Пермского края на здание по адресу: дер. Тишкова, ул. Юбилейная, 17 было зарегистрировано право собственности муниципального образования «Осинское городское поселение». л.д.7).

Решением Думы Осинского городского поселения №147 от 24.11.2009г. «Об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества Осинского городского поселения на 2010 год» предусмотрена в 1 квартале 2010г. приватизация посредством аукциона 2-х этажного кирпичного здания приюта с надворными постройками и земельным участком, расположенных по адресу: д.Тишкова Осинского района, ул.Юбиленая, 17. л.д.6).

Сторонами не отрицается, что данное решении было опубликовано 27 ноября 2009г. в газете «Осинские вести» №47(141) и вступило в законную силу со дня официального опубликования.

В силу ч.11 ст.154 ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае:

если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В силу ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»в собственности муниципальных образований может находиться:

1) указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; …..

Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством относится вопросу местного значения поселения.

Таким образом, основания для передачи имущества из собственности субъекта РФ в муниципальную собственность достаточно ясно определены ФЗ №122-ФЗ и прямо связывают такую передачу с необходимостью осуществления органами местного самоуправления своих либо государственных полномочий, в том числе связанных с обеспечением жилищных прав граждан.

Передача имущества из государственной собственности в муниципальную с целью дальнейшего возмездного отчуждения законом не предусмотрена.

Согласно ст. 47 Закона Пермского края №150-ПК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Пермского края» В целях приобретения имущества в государственную собственность Пермского края, использования и отчуждения краевого имущества могут совершаться любые сделки, не противоречащие законодательству Российской Федерации и Пермского края. Уполномоченный орган от имени Пермского края самостоятельно принимает решение о заключении сделок и выступает стороной по сделкам, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и Пермского края.

В силу ст.48 безвозмездное отчуждение (дарение) краевого имущества не допускается, за исключением безвозмездной передачи краевого имущества в федеральную собственность или в муниципальную собственность, а также иных случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно Положению об агентстве по управлению имуществом Пермского края (утвержденному Постановлением Правительства Пермского края от от 15 декабря 2006 г. N 88-п) Агентство по управлению имуществом является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим полномочия собственника.

Из п.3.9 Положения следует, что Агентство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим полномочия собственника имущества при передаче имущества в связи с разграничением полномочий из собственности Пермского края в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность Пермского края. При осуществлении указанных полномочий Агентство вправе: принимать и рассматривать предложения органов государственной власти Пермского края о передаче имущества из собственности Пермского края в муниципальную собственность и предложения органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность Пермского края.

Из вышеуказанных положений краевого законодательства следует, что по управлению имуществом вправе совершать сделки с имуществом Пермского края, в том числе безвозмездно передавать имущество в муниципальную собственности в целях обеспечения полномочий данных органов с определением целей использования данного имущества.

Приказом Агентства по управлению имуществом от 26.05.2009., которым было передано спорное имущество было явно оговорено целевое использование передаваемого имущества - обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищных законодательством. Этим же приказом приведены основания для передачи имущества - ч.11 ст.154 ФЗ №122-ФЗ.

Как следует из письма л.д.24) администрации Осинского городского поселения не возражала в приемке указанного здания с целью переоборудования под жилые помещения, чем согласилась с условиями передачи имущества.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Возмездное отчуждение имущества, переданного Осинскому городскому поселению противоречит условиям его целевого использования и положениям ч.11 ст.154 Федерального закона №122-ФЗ, которой данная передача была обоснована.

Суд считает, что приватизация имущества, которое должно быть включено в фонд социального использования, нарушает права и законные интересы всех граждан Осинского городского поселения, которые в соответствии с законодательством вправе претендовать на получение жилья социального использования. При этом затрагиваются интересы не только граждан, уже стоящих в очереди на получение жилья, но и интересы граждан, которые могут быть в будущем поставлены на учёт как нуждающиеся во внеочередном предоставлении жилых помещений социального использования.

При изложенных обстоятельствах решение Думы Осинское городского поселения Пермского края №147 от 24.11.2009г. ««Об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества Осинского городского поселения на 2010 год» признать нарушающим права граждан, противоречащим законодательству и недействующим с момента опубликования - с 27 ноября 2009г.

Согласно ст.253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

На основании изложенного и руководствуясь ст.198,199, 253 ГПК РФ,

Решил:

Заявление прокурора Осинского района удовлетворить.

Решение Думы Осинское городского поселения Пермского края №147 от 24.11.2009г. ««Об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества Осинского городского поселения на 2010 год» признать противоречащим законодательству и недействующим с момента опубликования - с 27 ноября 2009г.

Обязать Думу Осинского городского поселения отменить решение Думы муниципального Осинское городского поселения Пермского края №147 от 24.11.2009г. ««Об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества Осинского городского поселения на 2010 год».

Опубликовать решение суда о признании правового акта незаконным и недействующим в газете «Осинские вести».

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с даты изготовления решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Осинский районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 26 марта 2010 года.

Судья Д.А. Пьянков

...