ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 22.03.2012 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

                                                                                    Верховный Cуд Республики Тыва                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Cуд Республики Тыва — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        РЕШЕНИЕ

г. Кызыл 22 марта 2012 года

Судья Верховного Суда Республики Тыва Аал-оол Ч.Д-Д., при секретаре Идам-Сюрюн А.Ш., рассмотрев жалобу руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва М.  на решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 февраля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении Талтаевой В.Д. ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва по делу об административном правонарушении № от 24 ноября 2011 года должностное лицо - ** Талтаева В.Д. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере ** рублей.

Решением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 февраля 2012 года обжалуемое постановление отменено, производство по делу прекращено.

Не согласилась с данным решением судьи, руководитель ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва М.  подала жалобу, в которой просила её отменить, поскольку при вынесении решения допущены нарушения норм материального права. В обоснование жалобы сослалась на положения ст.ст. 38, 289 и 158 Бюджетного кодекса РФ в котором предусмотрено, что каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое бюджетной классификацией. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат, соответственно организация, финансируемая из бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определяемых соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств. Средства федерального бюджета на проведение Всероссийской переписи населения в 2010 году поступили по главе 157 «Федеральная служба государственной статистики», разделу/подразделу 0114 «Другие общегосударственные вопросы», целевой статье 0012700 «Проведение статистических обследований и переписей», виду расхода 012 «Выполнение функций государственными органами», по КОСГУ 300 «Поступление не финансовых активов» из них Тывастатом направлены денежные средства по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» не по целевому назначению в сумме ** рублей на «**», которые следовало оплатить по главе 157 «Федеральная служба государственной статистики», подразделу 0114 «Другие общегосударственные вопросы», целевой статье 0011500 «Территориальные органы», виду расходов 012 «Выполнение функций государственными органами», по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств», что в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием средств федерального бюджета.

В судебном заседании представитель ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва Доржукай А.А. жалобу поддержал по основаниям, указанным в ней.

Представитель Тывастата по доверенности Топуран Х.Х. просил решение судьи Кызылского городского суда оставить без изменения, поскольку представители Талтаевой В.Д. не были допущены к участию действий по составлению протокола об административном правонарушении. Также Тывастат является режимным объектом, и по требованию ФСБ России они установили турникет.

Представитель Тывастата по доверенности Космогорова Л.И. также не согласилась с жалобой, пояснив о том, что в здании Тывастата работал стационарный участок.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, изучив материалы дела и доводы жалобы, нахожу решение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно постановлению по делу об административном правонарушении, Талтаевой В.Д., как ** вменено, что она в нарушение статей 38, 162 Бюджетного кодекса РФ, Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденной приказом Минфина РФ от 30 декабря 2009 г. № 150н, пункта 30 раздела ХV «Основных методологических и организационных положений Всероссийской переписи населения 2010 года», утвержденных приказом Росстата от 04 февраля 2010 года № 81, за счет средств федерального бюджета на проведение Всероссийской переписи населения в 2010 году из поступивших по главе 157 «Федеральная служба государственной статистики», разделу/подразделу 0114 «Другие общегосударственные вопросы», целевой статье 0012700 «Проведение статистических обследований и переписей», виду расхода 012 «Выполнение функций государственными органами», по КОСГУ 300 «Поступление нефинансовых активов» расходными расписаниями в общей сумме ** рублей, согласно детализации показателей сметы на проведение Всероссийской переписи населения 2010 года, из КОСГУ 300 «Поступление нефинансовых активов» распределено средств по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» в сумме ** рублей, из них Тывастатом направлены денежные средства по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» не по целевому назначению в сумме ** рублей на «**» ИП П.  заявкой на кассовый расход № от 09.12.2010 года, которые следовало оплатить по главе 157 «Федеральная служба государственной статистики», подразделу 0114 «Другие общегосударственные вопросы», целевой статье 0011500 «Территориальные органы», виду расходов 012 «Выполнение функций государственными органами», по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств». Данные действия в соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ признаны нецелевым использованием средств федерального бюджета, выделенных на проведение Всероссийской переписи населения 2010 года на сумму ** рублей.

Согласно ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ст.38 Бюджетного кодекса РФ, (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической квалификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина РФ от 30 декабря 2009 года №150н (ред. от 10.12.2010), на статью классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) 310 «Увеличение стоимости основных средств» относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на строительство, приобретение (изготовление) в государственную, муниципальную собственность объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование; на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (обслуживанием, ремонтом) нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, казне муниципального образования.

В соответствии с п. 3.2.2. раздела III Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ по целевой статье 0012700 «Проведение статистических обследований и переписей» отражаются расходы, связанные с подготовкой и проведением статистических обследований и переписей; по целевой статье 0011500 «Территориальные органы» отражаются расходы на обеспечение выполнения функций территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, управлений (отделов) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, за исключением расходов на строительство административных зданий и жилищного строительства.

Правительством РФ 23 декабря 2009 года принято постановление № 1074 «Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года», согласно п.п. «а» п.4, которого за подготовку и проведение Всероссийской переписи населения 2010 года, обработку полученных сведений, подведение итогов Всероссийской переписи населения 2010 года, их официальное опубликование, хранение переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения 2010 года, ее методологическое и финансовое обеспечение ответственным является Федеральная служба государственной статистики.

Приказом Росстата №81 от 04 февраля 2010 года утверждены Основные методологические и организационные положения Всероссийской переписи населения 2010 года.

В соответствии с п.1 1.2 раздела V указанных выше «Основных методологических и организационных положений Всероссийской переписи населения 2010 года» на уровне субъекта Российской Федерации деятельность по проведению переписи населения обеспечивается ТОГС в соответствии с утвержденными методологическими и организационными положениями Всероссийской переписи населения 2010 года.

Так, согласно п.17.6 раздела VIII «Основных методологических и организационных положений Всероссийской переписи населения 2010 года», в ходе подготовки к мероприятиям по проведению переписи населения ТОГС обеспечивает помещениями, охраняемыми, оборудованными мебелью, средствами связи и пригодными для обучения и работы лиц, привлекаемых к сбору сведений о населении, для хранения переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения 2010 года, предоставляет необходимые транспортные средства, средства связи осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на основе нормативов.

Нормативы, применяемые для расчетов затрат на размещение, охрану, обеспечение транспортными средствами и средствами связи помещений, определяются Минэкономразвития России по представлению Росстата.

При подборе помещений, необходимых для размещения заведующих переписными участками, инструкторов и переписчиков стационарных участков, возможно совмещение размещения в одном помещении переписных, инструкторских и стационарных участков, входящих в состав этого переписного участка, в зависимости от компактности застройки населенного пункта, а также размещение в одном помещении нескольких инструкторских и стационарных участков.

Все подобранные помещения должны: располагаться в охраняемых зданиях или быть обеспечены охраной; входные двери помещений должны быть крепкими, иметь замки; при размещении их на первом этаже иметь решетки на окнах; обеспечивать невозможность прохода через них людей, не являющихся лицами, осуществляющими сбор сведений о населении; соответствовать санитарным нормам; быть оборудованы средствами пожаротушения по установленным нормативам, столами, стульями, шкафами для хранения переписных документов, работающей телефонной связью и телефонными аппаратами.

В соответствии с п. 31 раздела XV «Основных методологических и организационных положений Всероссийской переписи населения 2010 года» финансирование расходов на мероприятия, связанные с Всероссийской переписью населения 2010 года, производится за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых Росстату на период 2007 - 2013 гг. на осуществление указанных мероприятий, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год и сводной бюджетной росписью, утвержденной Минфином России по разделу 01, подразделу 14 целевой статьи 0012700. виду расходов 012 (п.31).

В соответствии с требованиями ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Отменяя постановление по делу об административном правонарушении и прекращая производство по делу, судья Кызылского городского суда указал, что поскольку внештатной службе Тывастата были предоставлены помещения в административном здании Тывастата, то охрана данных помещений путём установки турникета, ограничивающего доступ к информации посторонних лиц, в соответствии с приказом Росстата от 07.10.2008 года №251 «О бюджетной смете статобследований и переписей территориального органа Федеральной службы государственной статистики (ТОГС)», осуществлен Тывастатом по разделу/подразделу 0114, целевой статье 0012700, вид расходов 012, в том числе «Работы и услуги по содержанию имущества» КОСГУ 225. Таким образом, признал отсутствие факта нецелевого использования бюджетных средств.

Из материалов дела следует, что между Тывастатом (покупатель) и индивидуальным предпринимателем П.  (поставщик) заключен договор поставки № от 22 октября 2010 года на поставку комплекта оборудования турникетов согласно счёта № от 22.10.2010 года на сумму ** рублей (л.д.28).

Согласно товарной накладной Тывастату поставлен турникет с блоком управления со встроенным считывателем на сумму ** рублей (л.д.31).

Согласно заявки на кассовый расход № от 09 декабря 2010 года Тывастатом перечислены на банковский счет индивидуального предпринимателя П.  денежные средства за счет средств, выделенных из федерального бюджета по целевой статье 0012700 «Проведение статистических обследований и переписей», виду расхода 012 «Выполнение функций государственными органами», подстатье классификации операций сектора государственного управления 310 «Увеличение стоимости основных средств» в сумме ** рублей за поставку комплекта оборудования турникетов (л.д.32-34).

Нахожу выводы судьи Кызылского городского суда обоснованными, поскольку в здании Тывастата функционировал на время проведения мероприятий по переписи населения стационарный участок, а в силу п.17.6 раздела VIII «Основных методологических и организационных положений Всероссийской переписи населения 2010 года» помещения, которые предоставляются для организации в том числе и стационарных участков, должны обеспечивать невозможность прохода через них людей, не являющихся лицами, осуществляющими сбор сведений о населении. Установленные турникеты и обеспечивали указанную выше меру безопасности.

Таким образом, полагаю, что факт нецелевого использования бюджетных средств не установлен.

При таких обстоятельствах решение по делу является законным и обоснованным, а доводы, изложенные в жалобе, - несостоятельными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 февраля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении Талтаевой В.Д.  оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Судья: