Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
22 апреля 2011 года Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.
при секретаре: Ассмус Э.А.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Салехардской городской общественной организации «Союз потребителей», в интересах неопределенного круга лиц, к государственному унитарному предприятию Ямало-Ненецкого автономного округа «Газонаполнительная станция» о признании требования по заключению договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования незаконным, и встречному иску государственного унитарного предприятия Ямало-Ненецкого автономного округа «Газонаполнительная станция» к Салехардской городской общественной организации «Союз потребителей» о взыскании компенсации за потерю времени, понуждении провести разъяснительную работу с населением г. Салехарда о необходимости заключения договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования
У С Т А Н О В И Л :
Салехардская городская общественная организация «Союз потребителей» (СГОО «Союз потребителей»), в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском к государственному унитарному предприятию Ямало-Ненецкого автономного округа «Газонаполнительная станция» о признании требования по заключению договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования незаконным, и встречному иску государственного унитарного предприятия Ямало-Ненецкого автономного округа «Газонаполнительная станция» к Салехардской городской общественной организации «Союз потребителей» о взыскании компенсации за потерю времени, понуждении провести разъяснительную работу с населением г. Салехарда о необходимости заключения договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования.
в обоснование заявленных требований ситец указал, что семья М-ных проживает в кв.13 д.29 по ул. ___ г. Салехард, и является потребителем жилищно-коммунальных услуг, оказываемых МП «Салехардремстрой» МО г. Салехард. В связи с тем, что в доме отсутствует внутридомовой газопровод, семья М-ных использует бытовой газ в баллонах, который приобретает по заявке у ответчика. 09.03.2011 года ФИО1 обратился в диспетчерскую службу г. Салехард ГУП ЯНАО «Газонаполнительная станция» для поставки бытового газа в баллоне. Однако ФИО1 в поставе бытового газа было отказано по причине отсутствия заключенного договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования. Из устного ответа сотрудников ответчика следует, что при отсутствии заключенного договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования бытовой газ в баллонах поставляться не будет. На вопрос на основании чего должен быть заключен договор, получен ответ на основании ЖК РФ. Кроме этого для заключения указанного договора необходимо предоставить ответчику персональные сведения о себе и членах его семьи: справку о составе семьи, договор социального найма, копию паспорта. 17.03.2011 года гражданин ФИО2 обратился в ГУП ЯНАО «Газонаполнительная станция» для поставки бытового газа в баллоне. 03 и 16 марта 2011 года ФИО3 обратился в ГУП ЯНАО «Газонаполнительная станция» для поставки бытового газа в баллоне. Указанным гражданам также было отказано в поставке баллонов газа по причине отсутствия заключенного договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования. Согласно положений ст.157 ЖК РФ, Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года №307 поставка бытового газа в баллонах относится к одному из видов коммунальных услуг, и указанным Постановлением Правительства РФ не предусмотрено, что потребитель обязан заключить договор на обслуживание внутридомового газового оборудования при приобретении газа в баллонах. Действия ответчика по понуждению потребителей к заключению договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования противоречат ст.16 Закона «О защите прав потребителей», согласно положений которой запрещено обусловливать приобретение одних услуг обязательным приобретением иных услуг. Заключение указанного договора не является обязательным, согласно положений ГК РФ, ЖК РФ п.4,7 ст.155, ст.162 ЖК РФ. Это связано с тем, что обязательные для собственников и нанимателей договоры управления распространяются только на определенный перечень услуг: коммунальные услуги или услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Техническое обслуживание внутридомового газового оборудования относиться к коммунальным услугам по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Императивный перечень таких услуг приведен в ст.154 ЖК РФ. Согласно п.5.5 Постановления Администрации МО г. Салехард от 09.10.2009 года №306 «Об утверждении Положения об организации газоснабжения в муниципальном образовании город Салехард», заключение соответствующих договоров, не ущемляющих права потребителей и не противоречащих законодательству РФ. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 года №549 регламентируются отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором поставки газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребления газа и размера платежа за него. Из данного Постановления Правительства РФ не возникает обязанности по заключения договора на обслуживание внутридомового газового оборудования при продаже бытового газа в баллонах. В связи с изложенным просил признать отказ ГУП ЯНАО «Газонаполнительная станция» в приеме заказа на поставку бытового газа в баллонах незаконным, признать действия ГУП ЯНАО «Газонаполнительная станция» по понуждению к заключению договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования при продаже бытового газа в баллонах не законным, запретить ГУП ЯНАО «Газонаполнительная станция» обусловливать приобретение одних услуг обязательным приобретением иных услуг.
Представитель истца ФИО4 будучи уведомленным надлежащим образом в судебное заседание не явился, направил в адрес суда ходатайство с просьбой о рассмотрении дела по существу в его отсутствие.
Процессуальный истец ФИО1 на удовлетворении заявленных требований настаивал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что ответчик ему действительно 14 марта 2011 года поставил газ, но только после неоднократных требований с его стороны о предоставлении ему документов на квартиру и данных о его семьи, в частности справки о составе семьи. Только после представления указанных документов ответчик поставил ему бытовой газ в баллоне. Представленный ответчиком договор №1949 на ТО ВДГО от 07.11.2007 года, он не заключал, на данный договор он писал протокол разногласий, который ответчиком не представлен и принят во внимание не был.
Представители ответчика ФИО5 и ФИО6, действующие на основании доверенностей ответчика исковые требования не признали в полном объеме, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. В отзыве на исковое заявление ответчик указал, что с ФИО1 заключен договор газоснабжения от 04.04.2011 года №5570 и договор №1949 на ТО ВДГО от 07.11.2007 года. СУГ в баллонах получал 07.09.2010 года, 09.12.2010 года, 14.03.2011 года согласно карточке абонемента №5712, ограничений по отпуску СУГ не выявлено. С гражданином ФИО2 заключен договор газоснабжения №5523 от 01.04.2011 года и договор №7708 на ТО ВДГО от 01.04.2011 года. СУГ в баллонах получал 29.11.2010 года, 22.12.2010 года, 04.04.2011 года согласно карточке абон6емента №7863, ограничений по отпуску СУГ не выявлено. В соответствии со справкой б/н от 18.04.2011 года гражданка ФИО3 не является абонементом газовой службы г. Салехарда. Данные сведения свидетельствуют о необоснованности предъявленного иска, поскольку доказательств навязывания услуг по заключению договора ТО ВДГО не представлено, факт не предоставления газа потребителями надуман.
В соответствии с ч.4 ст.426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Газоснабжение является одной из форм энергоснабжения и согласно положений ч.1 ст. 539, ч.2 ст.548, ч.1 ст.426 ГК РФ является публичным договором. Согласно положений ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В структуру платы за жилое помещение, согласно положений ст.154 ЖК РФ для нанимателей жилого помещения и для собственника помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включая в себя, в том числе, плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, к которым относятся услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению. Услуга газоснабжения – это круглосуточное обеспечение потребителям газа надлежащего качества, подаваемых в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, а также продажа бытового газа в баллонах. Обслуживание внутридомовых инженерных сетей осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно. Приказом Минрегионразвития РФ от 26.12.2008 года №302 под газоснабжение понимается обеспечения потребителя природным и сжиженным газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети газопотребления в жилое помещение, а также продажа сжиженного газа. В соответствии с п.5 Порядка содержания внутридомового газового оборудования в многоквартирных и жилых домов в надлежащем (исправном и работоспособном) техническом состоянии осуществляется газораспределительной организацией путем проведения комплекса работ по его обслуживанию. П.8 данного порядка установлено, что эксплуатация внутридомового газового оборудования допускается при условии своевременного заключения договоров на выполнение работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования с одной или несколькими специализированными в соответствующих сферах деятельности организациями. Все виды работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования должны выполняться газораспределительной организацией. П.11 определяет, что собственники жилых помещений, наниматели государственного и муниципального жилищного фонда, собственники помещений общественного назначения в многоквартирных домах самостоятельно заключают договоры о техническом обслуживании индивидуальных баллонных установок с соответствующими специализированными организациями, за исключением случаев, когда такие договоры заключены управляющими организациями или собственниками многоквартирных домов государственного и муниципального жилищного фонда, которые в этих случаях обеспечивают оказание услуг по обслуживанию всех частей внутридомового газового оборудования. Ответчиком направлялись письма в ТСЖ и управляющие компании с предложением заключения договоров на выполнение технического обслуживания внутридомового газового оборудования в подведомственных данным организациях жилищном фонде, но никто из них не выразил свое согласие на заключение указанных договоров. Оборудование используемого гражданами для потребления бытового газа в баллонах не относиться к общему имуществу многоквартирного дома и услуги по его содержанию не могут быть включены в состав платы за содержание многоквартирного дома. Следовательно ответчик вправе самостоятельно выполнять работы по техническому обслуживанию газобаллонного оборудования с заключением договоров с потребителями баллонного газа. Потребитель имеет право заключить договор по техническому обслуживанию газобаллонного оборудования как с ответчиком, так и с иным лицом, обладающим правом на проведение данного вида работ.
Также был предъявлен встречный иск к Салехардской городской общественной организации «Союз потребителей» о взыскании компенсации за потерю времени, понуждении провести разъяснительную работу с населением г. Салехарда о необходимости заключения договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, обосновав его тем, что первоначальный иск является необоснованным по основаниям, указанным в возражениях на исковое заявление.
Представитель государственного органа - территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу ФИО7, действующая на основании доверенности данного органа, дала по делу заключение о том, что требования истца полностью обоснованы основаны на нормах ГК и Закона «О защите прав потребителей», постановлений Правительства РФ №307 и №549, поэтому подлежат удовлетворению. Ссылки ответчика на приказ Минрегионразвития РФ №302 являются не состоятельными, поскольку данный приказ не прошел регистрацию Минюсте РФ. В адрес управления Роспотребнадзора по ЯНАО поступают многочисленные обращения граждан в части отказа поставки бытового газа в баллонах без заключения договора на техническое обслуживание газового оборудования. В отзыве ответчик указывает, что ФИО3 не является абонентом газовой службы г. Салехард. Это действительно так, она проживает в г. Лабытнанги, что свидетельствует о том, что ответчик недостаточно внимательно изучил документы. Управление Роспотребнадзора направляло запрос ответчику по результатам обращений граждан. Ответчик направил Управлению Роспотребнадзора ответ, направленный потребителю ФИО8, в котором фактически признает тот факт, что бытовой газ в баллонах не поставляется без заключения договора на техническое обслуживание газового оборудования.
Суд выслушав доводы сторон, заключение государственного органа, изучив материалы дела приходит к следующим выводам.
Ч.4 ст.154 ЖК РФ определяет, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за газоснабжение, в том числе поставки бытового газа в баллонах.
Ч.2 ст.157 ЖК РФ установлено размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307 «О порядке предоставлении коммунальных услуг гражданам» п.7 определяет, что газоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, а также продажа бытового газа в баллонах.
Разделом XIII Постановления Правительства №307 регулируются особенности продажи бытового газа в баллонах, который указывает, что при продаже сжиженного углеводородного газа в баллонах (далее - газовые баллоны) необходимо осуществить предварительное техническое освидетельствование газовых баллонов. Они должны находиться в исправном состоянии. В данном разделе ничего не указано, о том что потребители бытового газа в баллонах в обязательном порядке должны заключать договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования при продаже бытового газа в баллонах, и без их заключения не будет осуществляться поставка бытового газа в баллонах.
Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 года №549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд гражданам» утверждены правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд гражданам регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа (далее - договор), в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Данным Постановлением Правительства РФ №549 определено, что "внутридомовое газовое оборудование" - газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.
П.п. «б» п. 12 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд гражданам определяет, что основаниям основаниями для отказа от заключения договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд являются отсутствие у заявителя договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, срок действия которого истекает не ранее 1 года с даты подачи заявителем оферты.
Вместе с тем указанное Постановление Правительства РФ №549 не распространяет свое действие на отношения, связанные с поставкой бытового газа в баллонах, следовательно поставщик газа не вправе отказать в поставке бытового газа в баллоне гражданину при отсутствии у него договора технического обслуживания установке по использованию бытового газа в баллоне.
Договор поставки бытового газа в баллонах, согласно положений ст.426 ГК РФ является публичным договором, следовательно обязательное письменное заключение договора поставки бытового газа в баллонах, и обусловливание его заключение обязательным заключением договора на техническое обслуживание газового оборудования, используемого при потреблении бытового газа в баллонах не требуется.
Из заявлений граждан ФИО2, от 22.03.2011 года, ФИО8, ФИО3, представленных представителем управлением Роспотребнадзора по ЯНАО, ФИО1, поданного им истцу, следует, что ответчик отказывал им в поставке бытового газа в баллонах, мотивировав свой отказ отсутствием заключенных договоров поставки бытового газа в баллонах и технического обслуживания внутридомового газового оборудования.
Ответчиком также дан ответ гражданину ФИО8, а также в управление Роспотребнадзора по ЯНАО из которого следует, что в соответствии с Приказом Минрегионразвития РФ от 26.12.2008 года №302 граждане обязаны заключить договора технического обслуживания индивидуальных баллонных установок, поэтому отказ в поставке бытового газа в баллонах без заключения указанных договоров является правомерным.
Указом Президента РФ от 23.05.1996 года №763 « О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти» определено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Минрегионразвития РФ относится к федеральным органам исполнительной власти, поэтому издаваемые данным органом нормативно-правовые документы, должны быть согласованы в Минюсте РФ и опубликованы в установленном порядке, приказ Минрегионразвития 26.12.2008 года №302 не прошел согласование в Минюсте РФ, поэтому ссылки на него ответчиком являются неправомерными.
В силу статьи 16 Закона «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
В связи с изложенным требования Салехардской городской общественной организации «Союз потребителей» о признании действий государственного унитарного предприятия Ямало-Ненецкого автономного округа «Газонаполнительная станция» по отказу в приеме заказа на поставку бытового газа в баллонах; по понуждению к заключению договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования при продаже бытового газа в баллонах; по обусловливанию приобретения одних услуг обязательным приобретением иных услуг, противоправными подлежат удовлетворению.
Поскольку первоначальные требования Салехардской городской общественной организации «Союз потребителей» удовлетворены, то встречные требования государственного унитарного предприятия Ямало-Ненецкого автономного округа «Газонаполнительная станция» о понуждении провести разъяснительную работу с населением г. Салехарда о необходимости заключения договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования не подлежат удовлетворению.
Требования государственного унитарного предприятия Ямало-Ненецкого автономного округа «Газонаполнительная станция» о взыскании компенсации за потерю времени согласно положений ст.94,99 ГПК РФ относятся к судебным издержкам и подлежат взысканию со стороны, недобросовестно заявившей неосновательный иск, поскольку требования Салехардской городской общественной организации «Союз потребителей» признаны судом обоснованными и удовлетворены, то требования также не подлежат удовлетворению.
Согласно положений ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Данные расходы подлежат взысканию в случае если они были уже понесены, Салехардской городской общественной организации «Союз потребителей» заявлены требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя, которые она может понести в будущем, после рассмотрения дела, поэтому заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями ст.46 Федерального закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении иска, поданного в защиту неопределенного круга потребителей, суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Исковые требования СГОО «Союз потребителей» были удовлетворены, в связи с чем государственное унитарное предприятие Ямало-Ненецкого автономного округа «Газонаполнительная станция» обязано в течение десяти дней с даты вступления решения суда в законную силу довести до сведений потребителей – потребителей бытового газа в баллонах через средства массовой информации содержание решения суда.
На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден в силу закона, от суммы удовлетворенных требований, согласно ст. 333.19 Налогового кодекса РФ в размере 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Салехардской городской общественной организации «Союз потребителей», в интересах неопределенного круга лиц к государственному унитарному предприятию Ямало-Ненецкого автономного округа «Газонаполнительная станция» о признании требования по заключению договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования незаконным удовлетворить.
Признать действия государственного унитарного предприятия Ямало-Ненецкого автономного округа «Газонаполнительная станция» по отказу в приеме заказа на поставку бытового газа в баллонах; по понуждению к заключению договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования при продаже бытового газа в баллонах; по обусловливанию приобретения одних услуг обязательным приобретением иных услуг, противоправными.
Обязать государственное унитарное предприятие Ямало-Ненецкого автономного округа «Газонаполнительная станция» в течение десяти дней с даты вступления решения суда в законную силу довести до сведений потребителей - через средства массовой информации содержание решения суда.
В удовлетворении требований Салехардской городской общественной организации «Союз потребителей» о взыскании расходов на оплату услуг представителя отказать.
В удовлетворении встречных требований государственного унитарного предприятия Ямало-Ненецкого автономного округа «Газонаполнительная станция» к Салехардской городской общественной организации «Союз потребителей», отказать
Взыскать с государственного унитарного предприятия Ямало-Ненецкого автономного округа «Газонаполнительная станция» государственную пошлину в сумме 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 27 апреля 2011 года.
Председательствующий /подпись/
Копия верна судья К.В. Лисиенков