ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 22.06.2010 Первомайского районного суда г. Пензы (Пензенская область)

                                                                                    Первомайский районный суд г. Пензы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Первомайский районный суд г. Пензы — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е ...

22 июня 2010 года

Первомайский районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Трофименко О.В.

при секретаре Щегловой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комарова С.В., Комаровой Ю.В. Антиповой В.В., Антиповой О.П. к администрации г.Пензы о признании отказов администрации г.Пензы незаконными, признании права на получение земельного участка, понуждении к утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

у с т а н о в и л :

Комаров С.В., Комарова Ю.В., Антипов В.В., Антипова О.П. обратились с исками в суд, указав в обоснование, что ими были поданы на имя Главы администрации города Пензы заявления о предоставлении для ведения личного подсобного хозяйства в собственность за плату (Комаровы С.В. и Ю.В.), в аренду (Антиповы В.В. и О.П.) земельных участков площадью по ... каждому, расположенных в черте города Пензы, в районе улиц ....

Письмами от ДД.ММ.ГГ. администрация города Пензы в лице Управления подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам, отказало истцам в подготовке исходно-разрешительной документации на испрашиваемые земельные участки. Отказ мотивирован тем, что решением Пензенской городской Думы от 31.10.2008г. №1096-50/4 «Об утверждении Положения «О порядке оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, гражданам и юридическим лицам» предоставление гражданам земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства не предусмотрено.

Считают, указанные отказы администрации г.Пензы незаконными. Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве» предусмотрено предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Использование участка не связанно со строительством. В соответствии с п.2 ст. 34 ЗК РФ граждане вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельных участков в собственность или в аренду, в порядке, предусмотренным ст. 29 ЗК РФ.

С учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявлений, орган местного самоуправления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка па кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Истцами были соблюдены указанные требования закона: они обратились с заявлениями в орган местного самоуправления, предоставили сведения об отсутствии ограничений прав на испрашиваемые земельные участки, с учетом зонирования территории. Оснований в отказе истцам в подготовке исходно-разрешительной документации на испрашиваемые земельные участки, не имеется.

То обстоятельство, что решением Пензенской городской Думы от 26.02.2010г. №261-15/5 были внесены изменения в решение Пензенской городской Думы от 31.10.2008г. №1096-50/4 « Об утверждении Положения «О порядке оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, гражданам и юридическим лицам» и данными изменениями из текста названного решения были исключены нормы о предоставлении гражданам земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства не свидетельствует о законности отказа администрации города Пензы.

Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве», действующий на всей территории Российской Федерации, предусматривает право на получение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на территории городских поселений при наличии свободных земельных участков.

Статья 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного управления в Российской Федерации» определяет городское поселение, как город или посёлок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Данное понятие является более широким, включающим в себя понятие «городской округ».

Факт наличия свободных земельных участков подтверждается кадастровым планом территории (выпиской из государственного кадастра недвижимости).

Кроме того, статья 4 Положения, утвержденного Решением Пензенской городской Думы от 31.10.2008г. №1096-50/4 (с изменениями), на которое ссылается ответчик при отказе, предусматривая предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, перечисляя цели, не связанные со строительством, предусматривает и «иные случаи в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Считают, что предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства является таким случаем, поскольку предоставление участка для названной цели предусмотрено Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве».

Таким образом, в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления (т.е. ответчик), получив заявления истцов, обязан был утвердить и выдать им схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Причем закон не запрещает предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, как на праве собственности, так и путем предоставления их в аренду. Из смысла статьи 34 Земельного кодекса РФ следует, что выбор вида права принадлежит заявителю, а не органу местного самоуправления.

Просили признать право на получение земельных участков:

- Комаров С.В. - в собственность за плату площадью ...., расположенного в кадастровом квартале № в районе домов №, № по ... в г.Пенза;

-Комарова Ю.В. - в собственность за плату площадью ..., расположенного в кадастровом квартале № в районе домов №, № по ... в г.Пенза;

-Антипов В.В. - в аренду площадью ...., расположенного в кадастровом квартале № в районе дома № по ... в г.Пенза;

-Антипова О.П. - в аренду площадью ...., расположенного в кадастровом квартале № в районе дома № по ... в г.Пенза;

Обязать администрацию города Пензы утвердить и выдать им схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

Определениями Первомайского районного суда г. Пензы от 15.06.2010г. приняты изменения ранее заявленных исковых требований. Истцы просили также признать незаконными отказы № № от ДД.ММ.ГГ. администрации г.Пензы в подготовке исходно-разрешительной документации на испрашиваемые земельные участки.

Определениями Первомайского районного суда г. Пензы от 20.05.2010г., 22.06.2010г. гражданские дела объединены в одно производство.

В судебном заседании истец и представитель истцов Комаров С.В., действующий на основании доверенностей, исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске, дополнительно пояснил, что земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, должны предоставлять в порядке ст. 34 ЗК РФ, то есть без проведения торгов. Так как основная цель использования участка - производство сельскохозяйственной продукции для удовлетворения личных потребностей. Законом разрешено возведение на участке жилого дома, но это не основная цель использования земельного участка. При подаче заявления в администрацию г. Пензы истцы, зарегистрированные на территории муниципального образования г.Пенза, испрашивают земельные участки свободные от прав третьих лиц, с учетом градостроительного зонирования(зона Ж1), в которой возможно возведение жилого дома. Получив заявление, администрация г. Пензы должна согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Отсутствие правового механизма на территории г. Пензы по предоставлению земель для ведения личного подсобного хозяйства, не является основанием для отказа в согласовании исходно-разрешительной документации, так как на территории РФ действует ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», предусматривающий предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Кроме того, администрацией г. Пензы предоставляются до настоящего времени земельные участки для личного подсобного хозяйства, что свидетельствует об избирательности подхода в разрешении рассматриваемого вопроса.

Представитель ответчика администрации г.Пензы Горланов А.С., действующий на основании доверенности,   исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, пояснив, что на территории муниципального образования г.Пенза отсутствует нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства. В связи с чем, необходимо руководствоваться положениями ЗК РФ и ФЗ «О ведении личного подсобного хозяйства». Так как на приусадебном земельном участке возможно возведение объектов капитального строительства, то земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства должны предоставляться без предварительного согласования места его размещения путем проведения торгов(п.11 ст. 30 ЗК РФ). Применение ст. 34 ЗК РФ к возникшим правоотношениям не возможно, так как законом допускается строительство на участке объектов недвижимости. Генеральным планом г. Пензы, Правилами землепользования и застройки г. Пензы не предусмотрено категории земель для сельскохозяйственного использования в пределах городской черты. Земельные участки должны использоваться в соответствии с целевым назначением. В связи с чем, возведение жилого дома в зоне Ж 1 (зона индивидуальной усадебной жилой застройки), в зоне Ж4 (зона коллективных садов), на земельном участке сельскохозяйственного назначения, не предусмотрено. С момента внесения изменений в решение Городской Думы от 31.10.2008г. №1096-50/4 « Об утверждении Положения «О порядке оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, гражданам и юридическим лицам», земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства не предоставлялись. Отказ администрации основан на законе и не нарушает права граждан.

Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно п. 3 ст. 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.

Согласно ст. 2 ФЗ №122-ФЗ от 07.07.2003г. «О личном подсобном хозяйстве» (далее -Закон) личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Статьей 4 Закона определен порядок предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства. В качестве таковых могут использоваться: земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

В судебном заседании установлено, что п.3. ст. 33 Устава г.Пензы предоставление земельных участков во все виды пользования, их продажа, отнесено к компетенции администрации г.Пензы.

ДД.ММ.ГГ. Комаров С.В., Комарова Ю.В., Антипов В.В., Антипова О.П. обратились с заявлениями на имя Главы администрации города Пензы ... о предоставлении для ведения личного подсобного хозяйства в собственность за плату (Комаровы С.В. и Ю.В.), в аренду (Антиповы В.В. и О.П.) земельных участков площадью по 1000 кв.м. каждому, расположенных в черте города Пензы, в районе улиц ....

Сообщениями № - № от ДД.ММ.ГГ. администрация города Пензы в лице Управления подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам, отказало истцам в подготовке исходно-разрешительной документации на испрашиваемые земельные участки. Отказ мотивирован тем, что решением Пензенской городской Думы от 31.10.2008г. №1096-50/4 «Об утверждении Положения «О порядке оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, гражданам и юридическим лицам» предоставление гражданам земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства не предусмотрено. В связи с чем, подготовить исходно-разрешительную документацию не предоставляется возможным.

Полагая, что отказы администрации в подготовке исходно-разрешительной документации на земельные участки являются незаконными, истцы обратились в суд.

Анализ представленных сторонами доказательств, позволяет суду прийти к выводу об обоснованности и законности отказа администрации г.Пензы в предоставлении истцам земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.

Исходя из того, что законом разрешено возведение на приусадебном земельном участке, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил и нормативов, то для их возведения необходимо получение разрешения на строительство и разработка проектной документации(ст. 61, 62 Градостроительного кодекса РФ).

При таких обстоятельствах, земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства должен предоставляться в порядке ст. 30 ЗК РФ - без предварительного согласования мест размещения объектов исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.

Применение к рассматриваемым отношениям положений ст. 34 ЗК РФ является не допустимым, в силу выше изложенного.

В связи с чем, требования истцов о признании за ними права на предоставление земельных участков, возложения обязанности на администрацию г. Пензы по утверждению и выдаче им схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, не являются законными, так как основаны на неверном толковании и применении норм материального права.

В соответствии с п.4 ст. 3 Закона гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

Согласно п.2 ст. 9 Закона Пензенской области от 07.04.2003г. №461-ЗП «О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области» право на получение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, реализуется гражданами и юридическими лицами при наличии свободных земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.

Однако, Генеральным планом г. Пензы, утвержденным решением Пензенской городской Думы от 28.03.2008г. №916-44/4, и Правилами землепользования и застройки г.Пензы, утвержденного решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009г.№229-13/5, на территории г. Пензы не предусмотрено территориальных зон, содержащих в себе земельные участки, которые можно использовать для целей ведения личного подсобного хозяйства(земли сельскохозяйственного назначения), с правом возведения на них жилых домов.

Довод истца и представителя истцов Комарова С.В. об избирательности подхода администрации г.Пензы в предоставлении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, чем нарушено право истцов на равное и справедливое пользование земельных участков гражданами, не является юридическим значимым обстоятельством, имеющим отношение к рассматриваемому спору.

  Отсутствие на территории муниципального образования г.Пензы нормативно-правового акта, регламентирующего порядок предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, не является обстоятельством, свидетельствующим о нарушении прав истцов.

При таких обстоятельствах, администрация г. Пензы на законных основаниях отказала истцам в подготовке исходно-разрешительной документации испрашиваемых земельных участков. Нарушений прав и законных интересов истцов, указанным отказом, судом не установлено.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Комарова С.В., Комаровой Ю.В., Антипова В.В., Антиповой О.П. к администрации г.Пензы о признании отказов администрации г.Пензы незаконными, признании права на получении земельного участка, понуждении к утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории -отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г.Пензы.

Решение в окончательной форме вынесено 26 июня 2010г.

...

...

...

...

...

...