Промышленный районный суд города Ставрополя
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Промышленный районный суд города Ставрополя — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июля 2010 года г.Ставрополь
Промышленный районный суд города Ставрополя в составе:
Председательствующего - судьи Зинченко И.А.,
при секретаре Кирсановой Э.В.,
с участием представителя заявителя Яшкуновой Т.Н. – Васильевой Е.А., действующей по доверенности от Дата обезличена г.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Яшкуновой Т.Н. о признании отказа от Дата обезличена года Управления Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике (Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР) в государственной регистрации прав на недвижимое имущество - договора аренды лесного участка Номер обезличен от Дата обезличена года незаконным, возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР провести государственную регистрацию договора аренды лесного участка Номер обезличен от Дата обезличена года, заключенного между Яшкуновой Т.Н. и Управлением лесам Карачаево-Черкесской Республики и восстановлении пропущенного срока оспаривания отказа от Дата обезличена года Управления Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике (Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР) в государственной регистрации прав на недвижимое имущество - договора аренды лесного участка Номер обезличен от Дата обезличена года
УСТАНОВИЛ:
Яшкуновой Т.Н. обратилась в суд с заявлением о признании отказа от Дата обезличена года Управления Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике (Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР) в государственной регистрации прав на недвижимое имущество - договора аренды лесного участка Номер обезличен от Дата обезличена года незаконным, возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР провести государственную регистрацию договора аренды лесного участка Номер обезличен от Дата обезличена года, заключенного между Яшкуновой Т.Н. и Управлением лесам Карачаево-Черкесской Республики и восстановлении пропущенного срока оспаривания отказа от Дата обезличена года Управления Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике (Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР) в государственной регистрации прав на недвижимое имущество - договора аренды лесного участка Номер обезличен от Дата обезличена года на основании несвоевременного уведомления об отказе.
В судебном заседании представитель Яшкуновой Т.Н. – Васильева Е.А. требования Яшкуновой Т.Н. мотивировала тем, что Дата обезличена года представитель Яшкуновой Т.Н., действующий по доверенности от Дата обезличена года, обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике, в настоящее время в связи с реорганизацией в форме слияния - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, с заявлением о государственной регистрации договора аренды лесного участка Номер обезличен от Дата обезличена года, заключенного между Яшкуновой Т.Н. и Управлением лесам Карачаево-Черкесской Республики. В этот же день Управлением Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике была выдана расписка в получении документов на государственную регистрацию Номер обезличен. Согласно данной расписки Яшкуновой Т.Н. были предоставлены следующие документы:
- заявление о государственной регистрации договора аренды лесного участка Номер обезличен от Дата обезличена года;
- кадастровый паспорт земельного участка Номер обезличен от Дата обезличена г.
- договор аренды лесного участка Номер обезличен от Дата обезличена года;
- протокол Номер обезличен от Дата обезличена года ;
- квитанция об уплате на сумму Номер обезличен рублей об уплате регистрационных услуг;
- нотариальная доверенность на представителя от Дата обезличена года.
Дата обезличена года представителем Яшкуновой Т.Н. по доверенности от Дата обезличена года согласно расписки Управления Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике Номер обезличен было дополнительно предоставлено согласие супруга Яшкуновой Т.Н. на совершение сделки от Дата обезличена года.
Дата обезличена года в адрес Яшкуновой Т.Н. за исх. Номер обезличен Управлением Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике направлено Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. После устранения недостатков, указанных в Уведомлении, представитель Яшкуновой Т.Н. по доверенности от Дата обезличена года вновь обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике с заявлением о предоставлении дополнительных документов, представив документы в соответствии с распиской Номер обезличен от Дата обезличена года. Согласно указанной расписки дата окончания срока регистрации представленного Яшкуновой Т.Н. договора аренды лесного участка Номер обезличен от Дата обезличена года - Дата обезличена года.
В связи с отсутствием каких-либо сведений о государственной регистрации предоставленного Яшкуновой Т.Н. в Управление Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике договора аренды лесного участка Номер обезличен от Дата обезличена года Дата обезличена года Яшкуновой Т.Н. был направлен представитель для получения сведений о причинах просрочки регистрации указанного договора. В Управлении Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике ему сообщили об отказе в регистрации аренды, предоставив не подписанное регистратором сообщение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, направленное якобы Васильевой Т.В. Дата обезличена года. Как следует из заявления Васильевой Т.В., она данный документ не получала.
С действиями Управления Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике по отказу в регистрации прав на недвижимое имущество согласно договора аренды земельного участка Номер обезличенГ8 от Дата обезличена года не согласна в силу следующих причин и оснований.
Как следует из сообщения Управления Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от Дата обезличена года Яшкуновой Т.Н. для государственной регистрации не предоставлены документы, подтверждающие государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на лесной участок, указанный в договоре аренды лесного участка Номер обезличен до проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка и не предоставлено подтверждение публикации информации о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка на официальном сайте для размещения информации о лесных аукционах.
Согласно схемы расположения лесного участка (приложение 1 к договору аренды лесного участка Номер обезличен от Дата обезличена года) он располагается в выделах 36, 42, 33, 35 квартала 23, 24 Архызского участкового лесничества, территории Государственного лесного фонда РГУ «Зеленчукского лесничества». Статьей 8 Лесного кодекса РФ установлены императивные правила, определяющие, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Ни частная собственность граждан и юридических лиц, ни собственность субъектов РФ, ни муниципальная собственность на такие лесные участки не допускаются.
В соответствии с частью 1 ст.3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса» установлены основания отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Статьи 17-19 ЗК выделяют три основания возникновения каждого из названных видов права собственности: 1) признание таковыми федеральными законами; 2) возникновение права собственности при разграничении государственной собственности на землю; 3) приобретение земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникало с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки, основанием для которой являлись акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникало право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. Указанные перечни готовились в соответствии с утвержденными Правительством РФ Правилами специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и согласовывались с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Однако практика показала, что предусмотренная процедура их подготовки и согласования настолько сложна, что процесс разграничения государственной собственности на землю грозит затянуться на долгие годы, в связи, с чем названный выше Федеральный закон и был отменен.
Вышеизложенное указывает, что собственность Российской Федерации в выделах 36, 42, 33, 35 квартала 23, 24 Архызского участкового лесничества, территории Государственного лесного фонда РГУ «Зеленчукского лесничества» установлена ст. 8 Лесного кодекса РФ и в регистрации не нуждается. Данный факт подтвержден Инструкцией о Порядке государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества, утвержденной Приказом Минюста РФ от Дата обезличена г. N135, из нее следует, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.
Статьей 26 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества. Если в аренду сдается земельный участок (участок недр) или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду. Предоставление каких -либо других документов для регистрации договора аренды недвижимого имущества, в том числе подтверждения публикации на официальном сайте высшего органа исполнительной власти Карачаево-Черкесской республики Законом не установлено. Информация о проведении аукциона была опубликована на официальном сайте www.uprleskcr.оrg.ru.
Статья 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определено, что государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии указанным Федеральным законом;
с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
- правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения данным Федеральным законом перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения его в действие сделки с объектом недвижимого имущества;
- не представлены документы, необходимые в соответствии законом для государственной регистрации прав;
- имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
- осуществление государственной регистрации права собственности не допускается законом.
Ни одно из указанных условий не указано в качестве оснований для отказа в регистрации предоставленного мною договора аренды лесного участка Номер обезличен от Дата обезличена года.
Отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике в государственной регистрации прав на недвижимое имущество от Дата обезличена года вынесен с нарушением ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». И нарушает ее законное право на регистрацию сделки с недвижимым имуществом.
Просит признать отказ от Дата обезличена года Управления Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике (Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР) в государственной регистрации прав на недвижимое имущество - договора аренды лесного участка Номер обезличен от Дата обезличена года незаконным.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР провести государственную регистрацию договора аренды лесного участка Номер обезличен от Дата обезличена года, заключенного между ней и Управлением лесам Карачаево-Черкесской Республики.
Восстановить пропущенный срок оспаривания отказа от Дата обезличена года Управления Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике (Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР) в государственной регистрации прав на недвижимое имущество - договора аренды лесного участка Номер обезличен от Дата обезличена года на основании несвоевременного уведомления об отказе.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии.
В письменных возражениях от Дата обезличена г. на заявление Яшкуновой Т.Н., заинтересованное лицо – Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР – указывает, что государственная регистрация прав проводится в порядке, установленном ст. 13 Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и включает в себя следующие регистрационные действия:
прием документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих требованиям Закона, регистрация таких документов с обязательным приложением документа об оплате регистрации;
правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
установление отсутствия противоречий между заявленными правами и зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации.
Статья 16 Закона о регистрации предусматривает, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Статья 13 данного закона содержит перечень действий, предшествующих принятию решения о проведении регистрационных действий, либо об отказе в их осуществлении. В данный перечень входит правовая экспертиза представленных документов.
Кроме того, с учетом требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к договорам, при проведении правовой экспертизы (проверке законности сделки) регистрирующему органу рекомендуется проверять, в том числе, соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, не участвующих в сделке, а также публично-правовых интересов в установленных законом случаях (пункты 2 и 3 статьи 209 ГК РФ, пункт 1 статьи 20 Закона о регистрации).
При обращении в Управление граждан за государственной регистрацией договора аренды на лесной участок Управлением проводилась правовая экспертиза представленных документов, в ходе которой регистратором выявляется, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а именно: отсутствует государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок, имеются противоречия в адресе официального сайта Правительства КЧР, указанного в публикации в газете «День Республики» от Дата обезличена и выписке из официального сайта, то есть, не выполнены требования п. 3, п.п. 5 п. 4 ст. 79 Лесного Кодекса РФ. При заключении договора аренды, где арендатором являлась Яшкуновой Т.Н., были допущенные аналогичные нарушения, а именно:
Заявитель считает, что регистратор незаконно требовал предоставления документов, подтверждающих государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на лесной участок, так как до разграничения государственной собственности на землю действующим законодательством допускается государственная регистрация договора аренды без государственной регистрации права собственности на него. Данное утверждение является ошибочным, так как на лесные участки государственная собственность разграничена.
В соответствии со ст. 16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ и федеральными законами.
В федеральной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами,
- право собственности Российской Федерации на которые возникло при
разграничении государственной собственности на землю,
- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным
гражданским законодательством (ст. 17 ЗК РФ).
Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Вопрос, касающийся разграничения государственной собственности на землю, регулируется пунктом 10 статьи 3 и статей 3.1 Федерального закона от Дата обезличена N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон о введении в действие ЗК РФ) и статьей 30.1 Закона о регистрации.
Так, согласно ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ собственность на данные земельные участки считается разграниченной. Распоряжение такими земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если данным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное.
Настоящее требование продублировано ст. 6 Закона о регистрации, согласно которой государственная регистрация права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации прав, возникших после введения в действие Закона о регистрации перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона о регистрации сделки с объектом недвижимого имущества. Кроме того, права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации и возникают с момента регистрации (п. 2 ст. 8 ГК РФ).
Только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ст. 209 ГК РФ). Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику (ст. 609 ГК РФ).
Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации (ст. 93 ЛК РФ).
Анализ вышеуказанных норм действующего законодательства позволяет сделать вывод, что в аренду может быть передано имущество, право собственности на которое зарегистрировано в установленном законом порядке.
В соответствии с п. 3 ст. 79 Лесного кодекса РФ организатор аукциона не менее чем за шестьдесят дней до дня проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка должен опубликовать извещение о проведении аукциона в периодическом печатном издании, определяемом высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главой муниципального образования, на территории которого расположен лесной участок, а также разместить это извещение на официальном сайте высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления в сети "Интернет". Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам.
В соответствии с Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики Номер обезличен от Дата обезличена «Об уполномоченном средстве массовой информации» Государственной учреждение Редакция газеты «День Республики» определено как средство массовой информации, осуществляющее опубликование сообщений относительно земельных участков (земельных паев) всех форм собственности.
Извещение о проведении аукциона должно содержать сведения об официальном сайте, на котором размещена документация об аукционе (п.п.5, п.4 ст. 79 Лесного Кодекса РФ). Распоряжением Президента КЧР от Дата обезличена Номер обезличенР «О государственном информационном ресурсе - официальном сайте Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики» официальный сайт Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, то есть официальный сайт высшего органа исполнительной власти КЧР имеет доменное имя: ww.kchr.info. В соответствии с Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от Дата обезличена Номер обезличен «Об официальном сайте для размещения информации о лесных аукционах» официальный сайт высшего органа исполнительной власти КЧР имеет доменное имя: www.uprleskchr.org.ru.
Так как на государственную регистрацию не представлена публикация в газете «День Республики», где указан адрес официального сайта, то принцип доступности информации о проведении аукциона, предусмотренный Лесным кодексом РФ, нарушен. По причине нарушения ст. 79 Лесного кодекса РФ, а именно: несоответствия информации, содержащейся в публикации, требованиям данной статьи в государственной регистрации договора аренды отказано.
Неверное указание официального сайта в публикации в газете «День Республики», либо отсутствие публикации в газете «День Республики», содержащей данную информацию, нарушает публично-правовые интересы, интересы неопределенного круга лиц, не соответствует требованиям Лесного кодекса РФ и должно являться основанием для отказа в проведении регистрационных действий.
В соответствии с п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ. В п. 3 ст. 607 ЗК РФ предусмотрено, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Понятие земельного участка как объекта земельных отношений содержится в пункте 2 ст. 6 ЗК РФ, согласно которому земельным участком признается часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
По смыслу Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «О государственном земельном кадастре», вступившего в действие Дата обезличена, индивидуализация земельного участка осуществлялась посредством его государственного кадастрового учета.
Из смысла данного Закона усматривается, что до тех пор, пока земельный участок не прошел государственный кадастровый учет, он не может являться объектом гражданско-правовых отношений, то есть быть предметом сделок.
В соответствии с п. 3 ст. 4.3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» государственная регистрация договоров аренды лесных участков, договоров безвозмездного срочного пользования лесными участками в составе земель лесного фонда, приведенных в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, осуществляется без представления кадастровых планов или кадастровых паспортов лесных участков (при условии, если государственный кадастровый учет таких лесных участков не осуществлялся).
В случае, если до Дата обезличена года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом о регистрации.
У заявителя отсутствуют доказательства постановки земельного участка на кадастровый учет, либо план лесного участка, составленный до заключения договора аренды, в связи с чем, имеются основания утверждать, что данный договор аренды является незаключенным.
По общему правилу для признания недействительным ненормативного акта необходима совокупность двух обстоятельств: незаконность акта, несоответствие акта закону или иным правовым актам, а также нарушение этим актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица (ст. 13 ГК РФ).
Отказ в государственной регистрации от Дата обезличена соответствует правовым актам и не нарушает чьи-либо интересы, вследствие чего является законным. Кроме того, заявителем не указанно каким правовым актам не соответствует данный отказ.
Заявитель, представив документы на государственную регистрацию, в том числе кадастровый план на земельный участок, договор аренды и другие документы, полагает, что представил все необходимые документы, а государственный регистратор безосновательно требует предоставления дополнительных документов, в частности, документов, подтверждающих информирование населения.
Данное утверждение является ошибочным. Согласно ст.ст. 13, 17 Закона о регистрации на регистрирующий орган возложена обязанность проведения правовой экспертизы документов и проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию документов.
В соответствии с п. 3 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от Дата обезличена Номер обезличен (далее -Методические рекомендации) государственная регистрация прав проводится в порядке, установленном Законом (пункт 6 статьи 131 Кодекса), и включает в себя ряд действий, в том числе правовую экспертизу документов и проверку законности сделки, юридической силы представленных на государственную регистрацию правоустанавливающих документов, в ходе которой, в том числе, отсутствие оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также если представленные документы не отвечают требованиям статьи 18 Закона, на государственную регистрацию могут истребоваться дополнительные документы (пункт 2 статьи 17 Закона).
В соответствии с п. 33 методических рекомендаций регистратором проводится правовая экспертиза документов, в том числе проверка действительности иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации, в том числе их соответствие установленным законодательством Российской Федерации требованиям.
На основании вышеизложенного считают, что истребование дополнительных документов государственным регистратором в ходе проведения правовой экспертизы является законным правом регистратора.
То есть, регистратор при проведении регистрационных действий, обязан провести правовую экспертизу и проверить законность сделки. Следовательно, регистратор в силу закона обязан проверить соответствие представленных на регистрацию документов, требованиям действующего законодательства и законность сделки (в том числе договора аренды). В этой связи, считаем, что нарушений со стороны регистратора допущено не было.
Также считают, что нарушителем прав истца фактически является не Управление, а организатор аукциона, который в публикации не указал адрес официального сайта, не зарегистрировал право собственности Российской Федерации, по этой причине договор аренды, заключенный с нарушениями действующего законодательства, является недействительным.
Кроме того, договор аренды лесного участка Номер обезличен от Дата обезличена, в государственной регистрации которого Управлением отказано, заключен между Управлением лесами Карачаево-Черкесской Республики (арендодатель) и Яшкуновой Т.Н. (арендатором).
Требования Яшкуновой Т.Н. о признании незаконными действий регистрирующего органа оформлены и заявлены в порядке главы 25 ГПК РФ (производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих).
Данной главой предусмотрен трехмесячный срок для обращения с подобным заявлением в суд.
Заявителю и представителю заявителя направлено сообщение об отказе Дата обезличена года (о чем свидетельствует реестр отправки), а в суд обратился Дата обезличена года (дата на заявлении, поданном в суд). Яшкуновой Т.Н. в заявлении указывает о том, что сообщение об отказе якобы было направлено только Васильевой Т.В. (представителю Яшкуновой Т.Н.), которое она так и не получила. Однако, данное утверждение не соответствует действительности, так как сообщение об отказе не якобы, а действительно было направлено Васильевой Т.В. и также направлено самому арендатору - Яшкуновой Т.Н. (реестр отправки от Дата обезличена прилагается).
Следовательно, заявителем трехмесячный срок для обращения с подобным заявлением в суд был пропущен по неуважительным причинам, и не подлежит восстановлению.
Кроме того, об отсутствии всех необходимых для государственной регистрации договора аренды документов представитель заявителя был предупрежден при сдаче документов на государственную регистрацию, о чем свидетельствует отметка на расписке о получении документов на государственную регистрацию от Дата обезличена.
Считают отказ в государственной регистрации договора аренды лесного участка законным и соответствующим требованиям законодательства, а требования Яшкуновой Т.Н. необоснованными и просят суд отказать в их удовлетворении.
В ходе судебных разбирательств к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление лесами КЧР.
Представитель Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, письменных объяснений по существу заявленных требований не представил, в связи с чем суд признает причину неявки представителя неуважительной и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав возражения заинтересованного лица и письменные материалы дела, считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Дата обезличена г. представитель заявительницы обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР с заявлениями и всеми необходимыми документами для регистрации договора аренды лесного участка Номер обезличен от Дата обезличенаг., заключенного Управлением лесами Карачаево-Черкесской Республики в лице начальника Управления Брижахина А.С. и Яшкуновой Т.Н.
Дата обезличенаг. в адрес Яшкуновой Т.Н. было направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущества и сделок с ним.
Дата обезличенаг. представитель заявителя вновь обратился Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР, предоставив документы в соответствии с распиской Номер обезличен от Дата обезличенаг., согласно которой дата окончания регистрации договора аренды указано Дата обезличенаг.
Дата обезличенаг. Яшкуновой Т.Н. стало известно о том, что Дата обезличенаг. ей отказано в государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статья 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определено, что государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии указанным Федеральным законом;
с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
- правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения данным Федеральным законом перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения его в действие сделки с объектом недвижимого имущества;
- не представлены документы, необходимые в соответствии законом для государственной регистрации прав;
имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
осуществление государственной регистрации- права собственности не допускается законом.
Однако Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР ни один из выше перечисленных случаев в отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество не указано.
Доводы Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР о том, что Яшкуновой Т.Н. для государственной регистрации не предоставлены документы, подтверждающие государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на лесной участок и не предоставлено подтверждение публикации информации о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка на официальном сайте для размещения информации о лесных аукционах, судом проверялись и не нашли своего подтверждения..
Так, согласно схемы расположения лесного участка, приложенного к договору аренды лесного участка Номер обезличен от Дата обезличена года, земельный участок располагается в выделах 36, 42, 33, 35 квартала 23, 24 Архызского участкового лесничества, территории Государственного лесного фонда РГУ «Зеленчукского лесничества».
Статьей 8 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с частью 1 ст.3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса» установлены основания отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Статьи 17-19 ЗК выделяют три основания возникновения каждого из названных видов права собственности: 1) признание таковыми федеральными законами; 2) возникновение права собственности при разграничении государственной собственности на землю; 3) приобретение земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникало с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки, основанием для которой являлись акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникало право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. Указанные перечни готовились в соответствии с утвержденными Правительством РФ Правилами специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и согласовывались с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Поскольку предусмотренная процедура подготовки и согласования документов приняла затяжной характер, названный выше Федеральный закон был отменен.
Вышеизложенное указывает, что собственность Российской Федерации в выделах 36, 42, 33, 35 квартала 23, 24 Архызского участкового лесничества, территории Государственного лесного фонда РГУ «Зеленчукского лесничества» установлена ст. 8 Лесного кодекса РФ и в регистрации не нуждается. Данный факт подтвержден Инструкцией о Порядке государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества, утвержденной Приказом Минюста РФ от Дата обезличена г. N135, из нее следует, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.
Статьей 26 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества. Если в аренду сдается земельный участок (участок недр) или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду. Предоставление каких -либо других документов для регистрации договора аренды недвижимого имущества, в том числе подтверждения публикации на официальном сайте высшего органа исполнительной власти Карачаево-Черкесской республики Законом не установлено.
Кроме того, в качестве оснований к отказу в регистрации указывается о нарушении проведения аукциона, в частности, отсутствие сведений на официальном сайте высшего органа исполнительной власти КЧР, имеющего доменное имя : ww.kchr.info, при этом Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР ссылается на Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от Дата обезличена Номер обезличен «Об официальном сайте для размещения информации о лесных аукционах».
Указанные доводы судом не могут быть приняты в качестве оснований к отказу в удовлетворении заявления Яшкуновой Т.Н., поскольку договор аренды Номер обезличен был заключен сторонами Дата обезличена года, то есть до принятия Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от Дата обезличена Номер обезличен «Об официальном сайте для размещения информации о лесных аукционах».
Доводы Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР об отсутствии постановки земельного участка, являющегося предметом договора аренды, на кадастровый учет, опровергаются представленным Яшкуновой Т.Н. Кадастровым паспортом земельного участка от Дата обезличена г.
Также ссылка Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР на то, что при поведении правой экспертизы у Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР имеются основания утверждать, что данный договор аренды является недействительны, не состоятельна, поскольку, решением Промышленного суда ... от Дата обезличенаг. признаны незаконными действия Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики по отмене результатов открытого аукциона Номер обезличен по лоту Номер обезличен от Дата обезличена года и признания недействительным договора аренды лесного участка Номер обезличен от Дата обезличена года. Управление лесами КЧР было обязано устранить допущенные нарушения, признав незаконным решение Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики Номер обезличен от Дата обезличена года «Об отмене решения аукционной комиссии Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики, принятого на основании протокола открытого аукциона Номер обезличен по лоту Номер обезличен от Дата обезличена года». Указанное решение суда сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Суд усматривает при принятии оспариваемого решения существенное нарушение прав Яшкуновой Т.Н.
Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Учитывая, что об отказе от Дата обезличена ... службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР в государственной регистрации прав на недвижимое имущество – договора аренды лесного участка Номер обезличен от Дата обезличенаг., Яшкуновой Т.Н. стало известно Дата обезличенаг., суд считает, что заявитель пропустила срок подачи заявления в суд по уважительным причинам и указанный срок в соответствии с положениями ст. 112 ГПК РФ подлежит восстановлению.
При этом суд считает необоснованными доводы Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР о том, что отказ направлялся представителю Яшкуновой Т.Н., о чем имеются сведения в реестре отправления почтовой корреспонденции, поскольку сведений о получении Яшкуновой Т.Н. или ее представителем отказа в регистрации от Дата обезличена г., не имеется. Факт отправки почтовой корреспонденции не может свидетельствовать о получении этой корреспонденции заинтересованными лицами.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 112, 254-256 ГПК РФ, 449 ГК РФ, 194- 198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Восстановить Яшкуновой Т.Н. пропущенный процессуальный срок на обжалование отказа от Дата обезличенаг. Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР в государственной регистрации прав на недвижимое имущество – договора аренды лесного участка Номер обезличен от Дата обезличенаг.
Признать незаконными отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР от Дата обезличенагода в государственной регистрации прав на недвижимое имущество – договора аренды лесного участка Номер обезличен от Дата обезличенаг.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР провести государственную регистрацию договора аренды лесного участка Номер обезличен от Дата обезличенаг., заключенного между Яшкуновой Т.Н. и Управлением лесами Карачаево-Черкесской Республики.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Промышленный районный суд города Ставрополя в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья И.А. Зинченко