ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 22.07.2010 Железнодорожного районного суда г. Самары (Самарская область)

                                                                                    Железнодорожный районный суд г. Самары                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Железнодорожный районный суд г. Самары — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июля 2010 года город Самара

Железнодорожный районный суд города Самарыв составе:

председательствующего   - Евдокименко А.А.  ,

при секретаре – Сиваковой Н.А.  ,

с участием –   представителя заявителя в лице председателя Совета ТОС – Евтуховой Р.А.   (действующей на основании протокола НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН конференции по организации ТОС), представителя государственного органа – Стригалевой Л.А.   (действующей на основании доверенности НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года), и представителя заинтересованного лица – Мэрии г.о. Тольятти – ФИО2   (действующей на основании доверенности НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по заявлению   - некоммерческой организации «Территориальное общественное самоуправление №16 Центрального района городского округа Тольятти»   о признании незаконным отказа в государственной регистрации органа государственной власти – Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области  ,

у с т а н о в и л :

Заявителя в порядке предусмотренном главами 23 и 25 ГПК РФ оспорил решение в форме уведомления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года об отказе в государственной регистрации «Территориального общественного самоуправления №15 Центрального района городского округа Тольятти» при создании, указав в частности следующее, - ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года состоялась конференция, на которой было принято решение о создании Территориального общественного самоуправления НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в форме некоммерческой организации. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года заявитель обратился в Управление министерства юстиции РФ но АДРЕС за регистрацией создания некоммерческой организации, в которой ему было отказано. С данным отказом заявитель не согласен по следующим основаниям: по п.1 уведомления об отказе в государственной регистрации (далее - уведомление) доводы Управления Минюста РФ по АДРЕС далее -Управление) о несоответствии устава Территориального общественного самоуправления требованиям п.3 ст.14 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон) полагаем несостоятельными. Действительно, п.3 ст.14 Закона содержит требования к Уставу некоммерческой организации, среди которых предусмотрено обязательное указание на предмет и цели деятельности, источники формирования имущества некоммерческой организации. Устав
Территориального общественного самоуправления содержит главу 2 «Цели, задачи, основные направления деятельности Территориального общественного самоуправления», которой раскрыты цели создания Территориального общественного самоуправления (п.2.1) и основные направления деятельности Территориального общественного самоуправления (п.2.3), которые и являются предметом деятельности Территориального общественного самоуправления. Тот факт, что в тексте Устава основные направления деятельности Территориального общественного самоуправления не названы буквально предметом деятельности не означает несоответствие его требованиям Закона. Согласно
ч.1 ст.24 Закона некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Предмет деятельности организации - это и есть осуществляемые ею виды деятельности или, в данном случае, основные направления деятельности Территориального общественного самоуправления, перечисленные в п.2.3 Устава. Источники формирования имущества Территориального общественного самоуправления перечислены в главе 4 Устава, это: собственные финансовые средства, добровольные взносы и пожертвования юридических и физических лиц, средства бюджета городского округа Тольятти (п.4.1), прибыль от осуществления предпринимательской деятельности по обслуживанию населения (п.4.8), иные не запрещенные законом поступления. По пункту 2 уведомления необходимо отметить, что глава 3 Устава соответствует требованиям п. 3 ст.29 Закона. Досрочное прекращение полномочий исполнительных органов Территориального общественного самоуправления (Совета Территориального общественного самоуправления и председателя Совета Территориального общественного самоуправления) по решению высшего органа - конференции граждан — предусмотрено п.3.20, подп. «б» п.3.21, подп. «г» п.3.24 Устава Территориального общественного самоуправления. Согласно п.3 ст.29 Закона к компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится определение принципов формирования и использования ее имущества. В соответствии с указанной нормой Закона п.4.7 Устава Территориального общественного самоуправления содержит указание на то, что все вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом Территориального общественного самоуправления решаются конференцией граждан. В соответствии с п. 4.8 Устава Совет Территориального общественного самоуправления вправе осуществлять предпринимательскую деятельность по обслуживанию населения также, по решению конференции граждан. Таким образом, в данной части Устав также не противоречит требованиям законодательства РФ. По пункту 3 уведомления следует отметить, что Закон в качестве основания для отказа в государственной регистрации предусматривает противоречие учредительных документов некоммерческой организации Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации. К учредительным документам Территориального общественного самоуправления согласно ст. 14 Закона относится Устав Территориального общественного самоуправления протокол конференции граждан. Кроме того, в ст.23.1 Закона не содержится указания на противоречие учредительных документов муниципальным правовым актам, каковым является решение Думы городского округа Тольятти от 21 ноября 2007 года №776 «О Положении о территориальном общественном самоуправлении в городском округе Тольятти» (далее — Положение о Территориального общественного самоуправления). Соответственно, выявленное Управлением нарушение Положения о Территориальном общественном самоуправлении не может быть положено в основу отказа в государственной регистрации Территориального общественного самоуправления. Аналогичное возражение по поводу нарушения нормы представительства, установленной Положением о Территориальном общественном самоуправлении, указанного в п.4 уведомления. В соответствии с ч.5 ст. 13.1 Закона для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляется, в том числе, решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов. Закон не содержит требования представить решение о наделении или не наделении некоммерческой организации статусом юридического лица. Само по себе утверждение конференцией граждан Устава Территориального общественного самоуправления, в котором указано на то, что Территориальное общественное самоуправление является юридическим лицом, уже означает принятие решения по данному вопросу. Утверждение Управления о том, что конференция граждан неправомочна в связи с нарушением норм представительства, установленных Положением о Территориальном общественном самоуправлении, выходит за рамки компетенции уполномоченного органа. Согласно п.5.1 ст. 13.1 Закона уполномоченный орган иди его территориальный орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, указанных в п.5 настоящей статьи. Закон не содержит такого основания для отказа в государственной регистрации как оформление необходимых для государственной регистрации документов в ненадлежащем порядке. Данная формулировка основания для отказа содержалась в Законе до 17 июля 2009 года, после чего была изменена. В настоящее время в соответствии с п.4 ч.1 ст.23.1 Закона в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано только в том случае, если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган. Если представленный уполномоченным лицом на государственную регистрацию пакет документов соответствовал перечню, указанному в п.5 ст. 13.1 Закона, то Управление не вправе отказывать в регистрации на том основании, что Устав оформлен ненадлежащим образом. Таким образом, заявитель полагает, что Управление Министерства юстиции РФ по Самарской области необоснованно отказало в регистрации Территориальному общественному самоуправлению №16. На основании вышеизложенного заявитель просил суд признать незаконным оспариваемое решение и обязать Управление Министерства юстиции РФ по Самарской области зарегистрировать Территориальное общественное самоуправление № 16 Центрального района городского округа Тольятти.

Представитель заявителя в судебном заседании доводы заявления поддержала и просила удовлетворить его, дав объяснения аналогичные изложенному в заявлении, а также обратила внимание суда, что редакции устава ТОС является типовой, и Минюстом уже зарегистрировано создание более 40 ТОС по городу Тольятти с аналогичными уставами.

Представитель заинтересованного лица – Мэрии городского округа Тольятти высказала мнение о необходимости удовлетворения заявления, дав объяснения аналогичные изложенному в заявлении и высказала мнение о несостоятельности возражений представителя государственного органа, чьи действия оспариваются.

Представитель Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области доводы заявления не признала и просила в удовлетворении заявления отказать, поскольку одним из оснований для отказа в государственной регистрации Организации при ее создании явилось отсутствие в уставе Организации положений, определяющих предмет деятельности Организации. В заявлении об обжаловании отказа в государственной регистрации Организации данное основание оспаривается заявителем в связи с тем, что Устав Организации содержит главу 2 «Цели, задачи, основные направления деятельности территориального общественного самоуправления», в которой раскрыты цели создания территориального общественного самоуправления (пункт 2.1) и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления (пункт 2.3), которые и являются предметом деятельности Организации. Указанные выше доводы заявителя являются необоснованными в связи со следующим. В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Гражданского кодекса РФ и пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности некоммерческой организации. Исходя из указанных норм закона в учредительных документах некоммерческой организации должны быть определены как цели, так и предмет деятельности, в связи с чем цели Организации не могут являться предметом ее деятельности. При этом законодательством не установлено, что основные направления деятельности являются предметом деятельности некоммерческой организации. Пункт 2.3. «Основные направления деятельности» устава Организации содержит положение о том, что Организация вправе осуществлять иные направления деятельности, не указанные в данном пункте, в случаях предусмотренных законодательством. В связи с этим перечень направлений деятельности, содержащийся в пункте 2.3. устава организации не является исчерпывающим и оставляет возможность включения в данный перечень неограниченного количества направлений деятельности, что позволяет сделать вывод о том, что основные направления деятельности в уставе Организации не определены. Таким образом, отождествление основных направлений деятельности с предметом деятельности Организации не представляется обоснованным. Более того, основные направления деятельности уставом Организации не определены. Заявителем также оспаривается такое основание для отказа, как отсутствие в уставе Организации положений об источниках формирования имущества. Заявитель ссылается на пункт 4.1., в соответствии с которым финансовую основу Организации составляют собственные финансовые средства Организации, заемные средства, добровольные взносы и пожертвования юридических и физических лиц, средства из иных источников, не запрещенных законодательством РФ, а также на пункт 4.8, в соответствии с которым Совет Организации по решению конференции граждан вправе осуществлять предпринимательскую деятельность по обслуживанию населения, прибыть от которой должна использоваться исключительно на уставные цели Организации. Согласно пункту 3 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческих организаций должны быть определены источники формирования имущества некоммерческой организации. В пункте 4.1 устава Организации в качестве финансовой основы Организации указаны, в том числе собственные финансовые средства Организации. Собственные финансовые средства организации являются имуществом, находящимся в ее собственности. Источники формирования собственных финансовых средств Организации в ее уставе не определены, а сами собственные финансовые средства, являясь имуществом Организации, не могут быть его источником. В связи с вышеизложенным, в уставе Организации не определены предмет деятельности и источники формирования имущества Организации, что является нарушением требований пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Также заявителем оспаривается следующее основание для отказа в государственной регистрации Организации, - устав организации не соответствует требованиям пункта 3 статьи 29 пунктом Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в связи с тем, что досрочное прекращение полномочий исполнительных органов организации и определение принципов формирования и использования ее имущества не отнесено к исключительной компетенции высшего органа управления Организации - Конференции граждан. Исходя из пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» вопросы, относящиеся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации, не могут быть переданы на рассмотрение другим органам управления. Помимо этого, пунктом 4 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлен особый порядок принятия решений по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации (единогласно или квалифицированным большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании). В пункте 3.9 устава Организации содержится перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции конференции, который является исчерпывающим. Согласно пункту 3.20, подпункту «б» пункта 3.21, подпункту «г» пункта 3.24, пунктам 4.7 и 4.8 устава Организации вопросы досрочного прекращения полномочий исполнительных органов Организации и определения принципов формирования и использования имущества Организации действительно отнесены к компетенции Конференции граждан, однако в уставе не указано, что данные вопросы отнесены к исключительной компетенции конференции граждан, что не исключает возможность передачи их на рассмотрение постоянно действующему коллегиальному органу управления и принятия решений по данным вопросам простым большинством голосов, что противоречит пункту 3 и пункту 4 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Доводы Заявителя о том, что выявленное Управлением Министерства юстиции РФ по Самарской области нарушение решения Думы городского округа Тольятти от 21 ноября 2007 года №776 «О Положении о территориальном общественном самоуправлении в городском округе Тольятти» не может быть положено в основу отказа в государственной регистрации Территориального общественного самоуправления, также являются необоснованными в связи со следующим. Согласно пункту №61 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций» утвержденного Приказом Минюста РФ от 31 марта 2009 года №96 уполномоченный специалист проверяет: соответствие состава документов перечню, предусмотренному законодательством Российской Федерации; соблюдение порядка оформления документов, установленного законодательством Российской Федерации и Административным регламентом; соответствие наименования некоммерческой организации требованиям законодательства Российской Федерации; отсутствие в ведомственном реестре зарегистрированной некоммерческой организации с тем же наименованием; соответствие содержания представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации; достоверность и непротиворечивость представленных сведений. Уполномоченный специалист рассматривает все представленные на государственную регистрацию документы в полном объеме. При рассмотрении представленных заявителем документов было установлено следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Согласно пункту 2 статьи 17 Устава городского округа Тольятти, принятого Постановлением Тольяттинской городской Думы Самарской области от 30 мая 2005 года №155 «Об уставе городского округа Тольятти» порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяются Положением о территориальном общественном самоуправлении, утверждаемым представительным органом городского округа - Думой городского округа (далее - Дума). Таким образом, отношения по организации и осуществлению территориального самоуправления в городском округе Тольятти регулируются Положением о территориальном общественном самоуправлении в городском округе Тольятти, утвержденным решением Думы городского округа Тольятти от 21 ноября 2007 года №776 (далее - Положение). Согласно пункту 5 Положения делегатом учредительной конференции, конференции граждан является избранный на собрании граждан житель, принявший участие соответственно в учредительной конференции, конференции граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления. В соответствии с пунктом 26 Положения норма представительства при избрании делегатов при численности жителей соответствующей территории городского округа от 2000 до 10000 человек - 1 делегат от 100 жителей. Согласно Протоколу НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН конференции граждан по организации и осуществлению «ТОС № 15 Центрального района городского округа Тольятти» общее число граждан, проживающих на соответствующей территории и имеющих право принимать участие в конференции (с 16 лет) 3445 человек. Таким образом, при норме представительства, установленной пунктом 26 Положения на конференцию должны быть избраны 35 делегатов. Однако как следует из Протокола № 1 конференции граждан организации и осуществлению «ТОС № 16 Центрального района городского округа Тольятти» избранно делегатов на конференцию 44 человека. Таким образом, в конференции приняло участие количество делегатов, не соответствующее норме представительства, установленной пунктом 26 Положения, в связи с чем, конференция не правомочна. Согласно пункту №62 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций» утвержденного Приказом Минюста РФ от 31 марта 2009 года №96 при рассмотрении представленных документов уполномоченный специалист вправе обращаться к заявителю, в соответствующие государственные органы и организации для получения дополнительной информации, в том числе по телефону или электронной почте. При этом заявитель вправе устно или в письменном виде предоставить указанному специалисту соответствующую информацию. Протокола учредительной конференции, соответствующего требованиям пункта 26 Положения, для государственной регистрацию представлено не было. Таким образом, документы, необходимые для государственной регистрации, представлены не полностью, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» является основанием для отказа в государственной регистрации. Кроме того, представленный Протокол №1 конференции граждан организации и осуществлению «ТОС № 16 Центрального района городского округа Тольятти» не содержит принятия решения по вопросу о наделении или не наделении Организации статусом юридического лица, что не соответствует пункту 48 Положения. Относительно указания в уведомлении об отказе в государственной регистрации Организации (далее - Уведомление) нарушений в части ненадлежащего оформления, представленных для государственной регистрации документов Организации, представитель государственного органа пояснил следующее, - нарушения, являющиеся основанием для отказа в государственной регистрации в Уведомлении обозначены цифрами. Во избежание нарушений действующего законодательства РФ при повторной подаче документов для государственной регистрации и приостановления государственной регистрации в соответствии с пунктом 1.1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», помимо нарушений, являющихся основанием для отказа в государственной регистрации в Уведомлении указанны и иные нарушения, выявленные при проведении правовой экспертизы. Дополнительно сообщаем, что в процессе рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации Организации, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области было предложено устранить выявленные нарушения. Однако Организацией меры по устранению нарушений приняты не были, что послужило основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации Организации. В связи с вышеизложенным, в удовлетворении требований Территориального общественного самоуправления №16 Центрального района городского округа Тольятти представитель государственного органа просила отказать.

Заслушав объяснения лиц участвующих в деле и изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

· В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств законности оспариваемого решения возлагается на орган принявший оспариваемое решение.

· В соответствии со ст. 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в действующей редакции) в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям: 1) если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации; 2) если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием; 3) если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан; 4) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган; 5) если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с пунктом 1.2 статьи 15 настоящего Федерального закона; 6) если решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", принято лицом (лицами), не уполномоченным на то федеральным законом и (или) учредительными документами некоммерческой организации; 7) если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения; 8) в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1.1 настоящей статьи, то есть в случае, не устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации некоммерческой организации, в установленный указанным решением срок если представленные для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, оформлены в ненадлежащем порядке, и государственным органом принималось решение о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации до устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, на срок не более чем на три месяца.

· Оспариваемое решение принято государственным органом, чьи действия оспариваются, по основаниям указанным в пунктах 1 и 4 ст. 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», наличие указанных оснований по мнению государственного органа подтверждается следующими обстоятельствами: 1) государственный орган счел, что в нарушении пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в уставе заявителя не определен предмет деятельности некоммерческой организации, а также источники формирования имущества организации; 2) государственный орган счел, что в нарушении пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в уставе заявителя не определено, что решение по вопросам досрочного прекращения полномочий исполнительных органов организации, а также определение принципов формирования и использования ее имущества относится к
исключительной компетенции Конференции граждан; 3) государственный орган счел, что в нарушении пункта 48 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городском округе Тольятти, утвержденного Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 21 ноября 2007 года №776 в представленном на государственную регистрацию протоколе № 1 конференции граждан по организации и осуществлению «ТОС № 16 Центрального района городского округа Тольятти» отсутствуют сведения о принятии решения по вопросу о наделении или не наделении Организации статусом юридического лица; 4) государственный орган счел, что в нарушении пункта 5 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городском округе Тольятти, утвержденного Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 21 ноября 2007 года №776 на учредительную конференцию должны были быть избраны 35 делегатов, однако как следует из протокола № 1 конференции граждан по организации и осуществлению «ТОС № 16 Центрального района городского округа Тольятти» фактически было избрано делегатов на конференцию 44 человека, поэтому госорган посчитал итоги конференции не правомочной а соответствующий протокол недействительным, и пришел к выводу, что документы, необходимые для государственной регистрации, представлены не полностью.

· Между тем, суд находит доводы государственного органа изложенные, как в обоснование отказа в государственной регистрации заявителя, так и в обоснование возражений высказанных в настоящем судебном процессе несостоятельными, необоснованными и отчасти не соответствующими действительности по следующим обстоятельствам: 1) доводы о том, что в уставе заявителя в нарушении ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» отсутствует указание на предмет и цели деятельности некоммерческой организации и на источники формирования имущества не соответствуют действительности, в главе 2 устава заявителя достаточно подробно расписаны и цели и предмет деятельности заявителя, сам факт отсутствия в тексте указанной главы непосредственно словосочетания «предмет деятельности» не свидетельствует о несоответствие устава законодательству, а в главе 4 устава заявителя раскрыты источники формирования имущества заявителя; 2) не соответствует действительности также доводы о несоответствия устава требованиям ст. 29 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в части отсутствия в уставе указания на то, что решение по вопросам досрочного прекращения полномочий исполнительных органов организации, а также определение принципов формирования и использования ее имущества относится к исключительной компетенции Конференции граждан, поскольку соответствующие положения в уставе заявителя имеются (пункты 3,20, 3.21, 3.24, 4.7 и 4.8 Устава), а полномочиями на толкование положений устава регистратор не наделен и не вправе давать оценку возможному правоприменению указанных положений устава заявителя; 3) не находит суд обоснованными доводы о нарушении заявителем пункта 48 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городском округе Тольятти, утвержденного Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 21 ноября 2007 года №776 в части отсутствия в протоколе №1 конференции граждан по организации и осуществлению «ТОС № 16 Центрального района городского округа Тольятти» сведений о принятии решения по вопросу о наделении или не наделении организации статусом юридического лица, поскольку указание на наделение ТОС статусом юридического лица содержится в пункте 1.2 устава заявителя, который утвержден конференцией (пункт 4 повестки дня), вместе с тем конференцией избран представитель уполномоченный представлять заявителя при государственной регистрации, что свидетельствует о том, что конференция приняла решение о наделение создаваемой организации статусом юридического лица; 4) действительно при проведении конференции имело место формальное нарушение пункта 5 Положения о территориальном общественном самоуправлении в городском округе Тольятти, утвержденного Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 21 ноября 2007 года №776 в части несоответствия количества делегатов нормам представительства установленным указанным положением (вместо 35 делегатов фактически в конференции принимало участие 44), однако суд находит, что указанное обстоятельство, не может свидетельствовать о полной ничтожности протокола № 1 конференции граждан по организации и осуществлению «ТОС № 16 Центрального района городского округа Тольятти», а следовательно, и о не предоставлении указанного документа на регистрацию, поскольку превышение количества делегатов не коим образом не могло отразиться на результатах голосования, так как все решения были приняты единогласно 41 голосом «за» (три человека из числа имеющих право голосовать в голосовании участия не принимали).

· С учетом указанного суд находит, что представленные на регистрацию заявителем документы соответствуют действующему законодательству, и документы были представлены в полном объеме необходимом для проведения государственной регистрации некоммерческой организации, то есть основания указанные в пунктах 1 и 4 ст. 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для отказа в проведении регистрации у государственного органа, чьи действия оспариваются, на момент принятия оспариваемого решения отсутствовали, что косвенно подтверждается тем фактом, что на основании аналогичных документов уже более 40 некоммерческих организаций прошли государственную регистрацию создания, что не оспаривалось и представителем государственного органа, поэтому заявление обоснованно и подлежит удовлетворению.

· В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд признав заявление обоснованным принимает решение об обязанности соответствующего должностного лица в полном объеме устранить допущенное нарушение закона, поэтому суд находит требования заявителя законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ,

р е ш и л :

· Заявление некоммерческой организации «Территориальное общественное самоуправление №16 Центрального района городского округа Тольятти» удовлетворить - признать незаконным решение в форме уведомления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области №03-17-192/10-0-1 от 30 марта 2010 года об отказе в государственной регистрации «Территориального общественного самоуправления №16 Центрального района городского округа Тольятти» при создании и обязать Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области– осуществить государственную регистрацию создания - некоммерческой организации «Территориальное общественное самоуправление №16 Центрального района городского округа Тольятти».

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд, через Железнодорожный районный суд города Самары в течение 10 дней, со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено – 27 июля 2010 года

СУДЬЯ А.А. Евдокименко