ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 22.12.2010 Лысковского районного суда (Нижегородская область)

                                                                                    Лысковский районный суд Нижегородской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Лысковский районный суд Нижегородской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2010 года г. Лысково

Лысковский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Кириллова А.В.

при секретаре Елизаровой Н.В.

с участием истица Беленков Н.А. ., представителя ответчика - Центр ГИМС МЧС России  Лосев Г.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беленков Н.А.  к Центр ГИМС МЧС России  об установлении факта владения и пользования моторной лодкой, признании права собственности на моторную лодку, обязании регистрации моторной лодки.

УСТАНОВИЛ:

Беленков Н.А.  обратился в суд с иском к Центр ГИМС МЧС России  об установлении факта владения и пользования моторной лодкой, признании права собственности на нее и обязании ответчика к постановке данной лодки на учет.

В обоснование заявленных исковых требований истец ссылается на то, что в ДД.ММ.ГГГГ года, он вместе с его родителями, женой ФИО1, другом ФИО2 поехал в магазин с целью покупки лодки. В этот день родители приобрели для него моторную лодку  в подарок. В подтверждении данной покупки ему был выписан паспорт на данную лодку и кассовый чек. Паспорт и кассовый чек на данный момент не сохранились. Он на протяжении многих лет с друзьями рыбачил и плавал на данной лодке. Лодка « имеет на задней стенке выбитую табличку, где имеются все данные об ее изготовлении в частности заводской № и датой выпуска ДД.ММ.ГГГГ..

Полагает, что право собственности на данную лодку у него возникло в соответствии ст. ст. 93, 135 ГК РСФСР от 11 июня 1964 года, который признавал право личной собственности и определял момент его возникновения у приобретателя имущества по договору с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором. Приказом МЧС РФ от 29.06.2005года №500 были утверждены Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с п.2 вышеназванных правил приобретенная им лодка подлежит государственной регистрации в ГИМС МЧС РФ. После государственной регистрации лодки и права собственности на нее выдается судовой билет маломерного судна, который удостоверяет принадлежность судна на праве собственности указанному в нем судовладельцу и вместимость судна. Судовой билет является документом, подлежащим учету а так же имеет учетную степень и номер. Судовой билет должен храниться у судовладельца. За нарушение указанных правил предусмотрена административная ответственность (ч.2 ст. 11.13 КоАП РФ). Однако зарегистрировать свое право на вышеназванную лодку он не может по причине того что, сведения о покупке лодки  за № обезличены. При таких обстоятельствах ГИМС отказывается зарегистрировать лодку и выдать ему судовой билет.

Данная причина послужила основанием для обращения в суд с рассматриваемым заявлением.

В судебном заседании истец Беленков Н.А.  поддержал заявленные требования по основаниям указанным в иске и ранее данные пояснения о том, что спорная моторная лодка была приобретена в ДД.ММ.ГГГГ году его отцом за  рублей и тут же подарена ему, при этом письменного договора дарения не составлялось не смотря на то что цена подарка превышала  рублей. Тем не менее с указанного времени он открыто, не таясь владел указанной лодкой, совершая на ней поездки, добросовестно владел лодкой производя ее текущий косметический ремонт - окраску, владеет лодкой непрерывно с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время.

Однако документов о покупке лодки и паспорта завода-изготовителя на нее у него не сохранилось, что препятствует регистрации лодки, поскольку без документов о покупке и паспорта лодки ее не регистрируют органы ГИМС.

Просит установить факт что с ДД.ММ.ГГГГ года он владел и пользовался моторной лодкой  заводской № и на основании этого факта признать за ним право собственности на данную моторную лодку и обязать ответчика зарегистрировать указанное судно.

Свидетель ФИО1 показала, что действительно отец купил для истца в ДД.ММ.ГГГГ году моторную лодку  которой истец, являющийся ее мужем непрерывно, открыто и добросовестно владеет с указанного времени - владеет лодкой не таясь, использовал ее для поездок с друзьями и рыбалки, производил покраску лодки. Полагает что истец должен быть признан собственником спорной лодки поскольку является таковым, а сама лодка должна быть зарегистрирована за ним.

Представитель Центр ГИМС МЧС России  Лосев Г.В. заявил об отсутствии у ответчика возражений по поводу удовлетворения требований истца, пояснив что для регистрации к которой Беленков Н.А.  просит обязать ответчика необходимо указать в решении суда данные о маломерном судне подлежащем регистрации, которые необходимо внести в судовую книгу и судовой билет и позволяющие отличить регистрируемое судно от иных объектов недвижимости.

Выслушав истца и представителя ответчика, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению. К указанному выводу суд пришел исходя из следующего:

В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Как следует из показаний истца в ДД.ММ.ГГГГ году им была приобретена моторная лодка , документы на которую утрачены С ДД.ММ.ГГГГ года указанная моторная лодка находится в его владении и пользовании, однако отсутствие документов на лодку в настоящее время не позволяет ему поставить лодку на учет, а следовательно пользоваться ею.

Данное обстоятельство подтверждается также показаниями свидетеля ФИО1

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ года истец открыто, непрерывно и добросовестно пользуется спорной моторной лодкой.

По правилам статьи 234 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.

Согласно ч. 2 ст. 130 ГК РФ К недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда а также суда внутреннего плавания.

По правилам ч. 2 ст. 15 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге.

Согласно п.п. 2,3 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС РФ от 29.06.2005года №500 государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;

Судно, право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление) подлежат государственной регистрации в судовой книге.

Исходя из изложенного, в соответствии с указанными нормами и правилами, спорная моторная лодка относится к недвижимому имуществу.

Таким образом, для удовлетворения исковых требований Беленков Н.А.  о признании права собственности на указанное недвижимое имущество в силу приобретательной давности необходимыми условиями являются истечение срока исковой давности по истребованию спорного имущества из его незаконного владения (по окончании которого начинает течь срок приобретательной давности) и истечение срока приобретательной давности составляющего 15 лет, то есть всего 18 лет добросовестного, открытого и непрерывного владения спорным имуществом.

Ко дню рассмотрения спора срок которым истец владел спорным имуществом составляет 35 лет, что превышает 18 лет, в связи с чем имеются установленные законом основания для удовлетворения заявленных истцом требований и признания за ним права собственности на спорное маломерное судно - моторную лодку.

По правилам ч. 2 ст. 15 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ право собственности на судно возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге.

Таким образом, право собственности истца на спорную моторную лодку подлежит регистрации.

Согласно п.п. Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС РФ от 29.06.2005года №500 судно, право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление) подлежат государственной регистрации в судовой книге.

Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.

Государственная регистрация судна в судовой книге, прав собственности и иных вещных прав на него, а также ограничений (обременений) прав на судно является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Судно и право собственности на него регистрируются на имя собственника (собственников) судна.

После государственной регистрации судна и права собственности на него выдается судовой билет маломерного судна (далее - судовой билет), который удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации и устанавливает принадлежность судна на праве собственности указанному в нем судовладельцу.

Государственная регистрация судна производится по представлению судовладельцем или уполномоченным им на то лицом следующих документов:

1) заполненной регистрационной карточки - заявления судовладельца установленного образца, являющейся неотъемлемой частью судовой книги (приложение N 4 - форма для физического лица и приложение N 5 - форма для юридического лица);

2) документа, удостоверяющего личность судовладельца или его доверенного лица (предъявляется), и для иностранных граждан или для лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, вид на жительство;

3) подлинников и копий документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов) к нему:

справка-счет;

товарный чек;

договор купли-продажи или дарения;

свидетельство о праве на наследство;

судовой билет с отметкой о снятии судна с учета, если оно было ранее зарегистрировано в органах государственной регистрации;

документ, свидетельствующий об исключении из Государственного судового реестра или реестров (книг) иностранных государств;

иные правоустанавливающие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

4) подлинников и копий технических паспортов на судно промышленной постройки, двигатели или подвесные моторы к нему с отметками торгующих организаций о продаже или акта первичного технического освидетельствования на судно индивидуальной постройки (или на судно промышленной постройки с техническими характеристиками, не соответствующими формулярным (паспортным) данным завода-изготовителя) с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации;

5) документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за государственную регистрацию судна и выдачу судового билета.

Согласно актов технического освидетельствования маломерного судна от ДД.ММ.ГГГГ и осмотра маломерного судна от ДД.ММ.ГГГГ составленных старшим госинспектором  инспекторского участка Центра ГИМС МЧС России по , ФИО3 предъявлена на освидетельствование мотолодка модели  местом стоянки которой является , год постройки ДД.ММ.ГГГГ, место постройки , заводской номер №, материал корпуса дюраль, длина  м., ширина  метра, высота борта  метра, грузоподъемность  тонн, пасажировместимость  человек, способ изготовления - заводской, вместимость судна  тонны, допустимая максимальная мощность подвесного мотора  лошадиных сил (  КВт), допустимая высота волны  метра, удаление от берега  метров. Указанная моторная лодка годна к эксплуатации.

Посколькузаключением государственного инспектора по маломерным судам спорное маломерное судно (моторная лодка) признана годной к эксплуатации, а данные указанные в акте технического освидетельствования достаточны для внесения регистрационной записи в судовую книгу и судовой билет, формы которых утвержденыПриказом МЧС РФ от 29.06.2005года №500, то требование истца об обязании постановки на учет маломерного судна - моторной лодки, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Исковые требования Беленков Н.А.  к Центр ГИМС МЧС России  об установлении факта владения и пользования моторной лодкой, признании права собственности на моторную лодку, обязании зарегистрировать моторную лодку- удовлетворить.

Установить факт владения и пользования Беленков Н.А.  моторной лодкой  заводской номер №, ДД.ММ.ГГГГ года постройки и признать право собственности за Беленков Н.А.  ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Уроженцем , гражданином РФ, проживающим и состоящим на регистрационном учете по адресу  на моторную лодку модели  заводской номер №, ДД.ММ.ГГГГ года постройки.

Обязать Центр ГИМС МЧС России  зарегистрировать в судовой книге принадлежащую Беленков Н.А.  на праве собственности моторную лодку модели  заводской номер №, ДД.ММ.ГГГГ года постройки,место постройки , местом стоянки которой является , материал корпуса дюраль, длина  метра, ширина  метра, высота борта  метра, грузоподъемность  тонн, пасажировместимость  человек, способ изготовления - заводской, вместимость судна  тонны, допустимая максимальная мощность подвесного мотора  лошадиных сил (  КВт), допустимая высота волны  метра, удаление от берега  метров.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Нижегородский областной суд через Лысковский районный суд.

Судья: Кириллов А.В.