ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 23.03.2011 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

                                                                                    Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                           

                                    Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры — Судебные акты

  Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ханты-Мансийск 23 марта 2011 года

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Бакшеева И.В.,

при секретаре Баязитовой Д.М.,

с участием:

представителя ответчика ФИО6,

представителя органа опеки и попечительства ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации  о признании права на внеочередное получение жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1, обратился в Ханты-Мансийский районный суд с исковым заявлением к Администрации  о предоставлении жилого помещения, мотивировав свои требования тем, что в связи с лишением родительских прав его отца и смертью матери он был помещен в детский дом   вместе со своим братом ФИО5 В период пребывания в детском доме ответчиком приобретено жилое помещение по адресу . После отчисления из детского дома в указанную квартиру вселился ФИО5 Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ. истец отчислен из детского дома. В приказе о его отчислении указано, что он обеспечен жилой площадью в означенной выше квартире. ДД.ММ.ГГГГ. квартира признана непригодной для проживания. Считает, что при отчислении его из числа воспитанников детского дома истец должен был быть обеспечен жилым помещением в соответствии с установленными нормами во внеочередном порядке, однако ответчиком в предоставлении отдельного жилого помещения отказано. В связи с тем, что истец является ребенком, оставшимся без попечения родителей, просит суд обязать Администрацию  предоставить ему на условиях социального найма свободную квартиру (иное жилое помещение), пригодное для проживания.

Впоследствии истцом в порядке ст. 39 ГПК РФ изменен предмет иска, окончательно просит суд признать за ним право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения, не ниже социальной нормы. Включить истца в реестр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение вне очереди жилого помещения не ниже установленных социальных норм.

В судебное заседание истец не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представитель ответчика ФИО6, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что при отчислении из детского дома ФИО1 уже был обеспечен жилым помещением, так как квартира по адресу  приобреталась Администрацией  для ФИО7 и ФИО1 совместно. В этой связи полагает, что право истца на внеочередное обеспечение жилым помещением уже реализовано им, а увеличение состава семьи ФИО1, не является основанием для предоставления ему дополнительного жилого помещения либо постановки на соответствующий учет. Более того, на момент обращения с иском ФИО1 исполнилось 23 года, и к категории детей, оставшихся без попечения родителей, он более не относится.

Представитель органа опеки и попечительства ФИО4 поддержала позицию представителя ответчика, исковые требования считает необоснованными.

Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Как установлено в судебном заседании ФИО1 на основании постановления Главы муниципального образования  от ДД.ММ.ГГГГ. № в связи со смертью матери и лишением отца родительских прав, определен для дальнейшего проживания на полном государственном обеспечении в детский дом  .

При этом зачислен в состав воспитанников детский дом  ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. приказом директора детского  от ДД.ММ.ГГГГ. на основании путевки Управления образования.

Согласно справки администрации  от ДД.ММ.ГГГГ. до помещения в детский дом ФИО5 и ФИО1 проживали совместно с матерью в старом ветхом доме совхоза

Перечисленные документы свидетельствуют о том, что решения о закреплении за ним ранее занимаемого жилого помещения органами местного самоуправления  при определении ФИО1 в детский дом не принималось.

Приказом Управления образования администрации муниципального образования  №-о от ДД.ММ.ГГГГ. "О приобретении жилья" решено приобрести в  двухкомнатную квартиру общей площадью 40,6 кв. м. сиротам: ФИО8 и ФИО1 на основании ст. 8 федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Постановлением Главы муниципального образования  № от ДД.ММ.ГГГГ. "О разрешении приобретения жилья детям сиротам" Управлению образования администрации муниципального образования разрешено приобрести указанную двухкомнатную квартиру по разделу сметы расходов "Приобретение и приватизация жилья детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей".

Приказом директора Детского дома  от ДД.ММ.ГГГГ. № "Об отчислении" ФИО1 отчислен из детского дома и снят с полного государственного обеспечения. Вопрос о предоставлении ФИО1 жилого помещения не разрешен. При этом в обосновании приказа указано, что ФИО1, имеет квартиру в .

В судебном заседании представитель ответчика, ссылаясь на перечисленные выше документы, пояснила, что ФИО1 при отчислении из детского дома был обеспечен жилым помещением.

С указанным доводом суд согласиться не может по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

Согласно ст. 10 ЖК РСФСР, действовавшего на момент помещения ФИО1 в детский дом, граждане имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищного фонда и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

Приобретение органами местного самоуправления в муниципальную собственность жилого помещения само по себе не влечет возникновения у граждан прав пользования указанным жилым помещением. Указание в приказе Управления образования о приобретении квартиры ФИО8 и ФИО1 свидетельствует о целях, которые органы местного самоуправления преследовали при приобретении квартиры, однако не может служить юридическим фактом возникновения жилищных прав и обязанностей по отношению к ФИО8 и ФИО1

Более того, в означенном выше постановлении Главы муниципального образования  № от ДД.ММ.ГГГГ. отсутствует указание, что квартира приобретается в целях последующего обеспечения жильем в установленном порядке ФИО7 и ФИО1

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана представить суду доказательства тех доводов, на которые она ссылается, вместе с тем, ответчиком не представлено доказательств предоставления ФИО1 жилого помещения и приобретения им прав пользования жилым помещением до его отчисления из детского дома.

Как следует из договора социального найма жилого помещения по адресу  от ДД.ММ.ГГГГ. его нанимателем является ФИО5

ФИО1 вселен в указанное жилое помещение после отчисления из детского дома как член семьи (брат) нанимателя. Соответственно право пользования данным жилым помещением возникло у истца с момента вселения в жилое помещение в порядке п. 1 ч. 1 ст. 67, ст. 69 ЖК РФ, а не в связи с предоставлением ему жилого помещения органами местного самоуправления.

Таким образом, на момент отчисления из детского дома ФИО1 не был обеспечен жилым помещением, прав пользования какими-либо жилыми помещениями не имел, жилое помещение по адресу  органами местного самоуправления ему не предоставлялась.

Согласно справки администрации  от ДД.ММ.ГГГГ. № жилой дом по  в  распоряжением главы  от ДД.ММ.ГГГГ. № признан непригодным для проживания.

Учитывая, что ФИО1 отчислен из числа воспитанников детского дома  ДД.ММ.ГГГГ., суд приходит к выводу, что указанное жилое помещение не могло отвечать установленным законом требованиям на момент снятия ФИО1 с полного государственного обеспечения.

В соответствии ч. 1 ст. 8 федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Общей целью установления указанных выше дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставления им возможности скорейшей адаптации в обществе после выхода из-под опеки государства и начала самостоятельной жизни, обеспечение всех без исключения граждан указанной категории пригодным для жизни и полноценным жилым помещением, соответствующим установленным требованиям, и исключения отнесения детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Как установлено выше, занимаемого ранее жилого помещения за ФИО1 на весь период его пребывания в детском доме  органами опеки и попечительства не закреплялось. Решения о предоставлении ФИО1 жилого помещения во внеочередном порядке по окончании его пребывания в детском доме не принималось.

Исходя из этого следует, что ФИО1 не реализовано право на внеочередное получение жилого помещения.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) в целях обеспечения их жилым помещением подлежат регистрационному учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади) на основании ч. 2 ст. 8 федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно ч. 3 указанной выше статьи закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 закона ХМАО - Югры от 06.07.2005. № 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма из жилищного фонда автономного округа установлена в размере 18 кв. м. общей площади жилого помещения - на одного члена семьи из двух и более человек и 33 кв. м. общей площади жилого помещения - на одиноко проживающего человека.

Суд критически относится к доводам представителя ответчика об утрате ФИО1 права на внеочередное получение жилого помещения и постановки на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, в связи с достижением им возраста 23 лет.

В соответствии со ст. 1 федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с названным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В судебном заседании установлено, что в период пребывания в детском доме ФИО1 относился к указанной категории граждан. Это же подтверждается справкой отдела опеки и попечительства администрации  от ДД.ММ.ГГГГ. №.

С учетом изложенного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 имел право на предоставление в порядке ч. 1 ст. 8 федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м.

Положения ст. 8 федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 57 Жилищного кодекса РФ не связывают достижение лицами, признанными детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 23 лет с прекращением их прав на внеочередное обеспечение жильем, если указанное право не было реализовано ими по независящим от них причинам. Достижение указанного возраста также не является основанием для снятия их с регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, если к этому возрасту жилое помещение им не предоставлено.

Иное толкование указанных норм закона и применение их на практике в той мере, в какой они ограничивают права выпускников детских домов на получение вне очереди жилого помещения после достижения ими возраста 23 лет, ставит их в неравное положение с иными выпускниками подобных учреждений, которые были своевременно обеспечены жильем.

Такое ограничение противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Таким образом, ФИО1 в настоящее время не утратил право на получение вне очереди жилого помещения и подлежит постановке на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с законом ХМАО - Югры от 20. 06.2006. № 60-оз органы местного самоуправления муниципального образования Ханты-Мансийский район на неограниченный срок наделяются отдельным государственным полномочием по предоставлению социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

С учетом изложенного исковые требования ФИО1 к администрации  подлежат удовлетворению судом.

Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Администрации  о признании права на внеочередное получение жилого помещения удовлетворить.

Признать право ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения на получение вне очереди жилого помещения не ниже установленных социальных норм.

Обязать Администрацию  включить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение составлено и подписано составом суда 28 марта 2011 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда И.В. Бакшеев