ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 23.05.2012 Воронежского областного суда (Воронежская область)

                                                                                    Воронежский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Воронежский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«23» мая 2012 года Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи ФИО5

при секретаре ФИО1

с участием прокурора ФИО2,

заявителя ФИО6,

представителя Управления по государственному регулированию тарифов  ФИО3,

представителя заинтересованного лица – ООО «Эверест» ФИО4,-

рассмотрев в открытом судебном заседании в  дело по заявлению ФИО6 о признании незаконными приказов Управления по государственному регулированию тарифов  от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении тарифов на 2012 год на тепловую энергию, поставляемую ООО «Эверест»,  потребителям » и от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую ООО «Эверест», , потребителям »,

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ Управлением по регулированию тарифов (УРТ)  издан приказ № «Об установлении тарифов на 2012 год на тепловую энергию, поставляемую ООО «Эверест»,  потребителям » (далее – приказ №), который был опубликован в газете «Воронежский курьер» № за ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-18).

ДД.ММ.ГГГГ Управлением по регулированию тарифов  издан приказ № ««Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую ООО «Эверест», , потребителям » (далее - приказ №), который тоже был опубликован в газете «Воронежский курьер» № за ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-20).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 обратился в Центральный районный суд  с заявлением о признании приказов № и № незаконными, возложении обязанностей на УРТ  об их отмене в виду несоответствия федеральному законодательству.

В обоснование заявленных требований указал, что является собственником квартиры № дома № по проспекту . Управление домом осуществляется Управляющей компанией ООО «Эверест».

Отопление и приготовление горячей воды для потребителей многоквартирного дома производится котельной, расположенной на крыше названного выше дома и являющейся общим имуществом в доме.

Полагал, что при таких обстоятельствах расчет оплаты на отопление и горячее водоснабжение должен производиться в соответствии с пунктом 18 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», и не подлежал установлению Управлением по регулированию тарифов .

Ссылался на то, что права заявителя и права других собственников многоквартирного дома оспариваемыми приказами нарушены тем, что в 2012 году им придется платить за эти коммунальные услуги больше, чем в случае расчета по условиям, указанным в пункте 18 названного Постановления Правительства РФ (л.д. 5-6, 10).

Определением Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ дело передано на рассмотрение по существу в Воронежский областной суд по подсудности, установленной статьей 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 42).

В судебном заседании ФИО6 заявленные требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель УРТ  ФИО3 и представитель заинтересованного лица – ООО «Эверест» ФИО4 заявление не признали, полагая, что оспариваемые заявителем приказы приняты в пределах предоставленных полномочий компетентным органом в соответствии с требованиями федерального законодательства и прав заявителя не нарушают (л.д. 46, 99, 100, 122, 164).

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора ФИО2, полагавшей заявленные требования обоснованными, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном законом порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

При обращении в суд ФИО6 указал, что считает нарушенными свои права, гарантированные федеральным законодательством в сфере оплаты коммунальных услуг.

Правоотношения по предоставлению коммунальных услуг, а также внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством (пункты 8, 10, 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Статья 5 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

В соответствии с частью 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение) включается в структуру платы за коммунальные услуги.

Согласно частям 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Возражая против удовлетворения заявленных требований, представитель УРТ ссылалась на наличие у Управления по регулированию тарифов  полномочий на установление тарифа на тепловую энергию и горячую воду на территории  согласно пунктам 3.1.6, ДД.ММ.ГГГГ Положения об УРТ, утвержденного постановлением правительства  от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (л.д. 21-23).

Вместе с тем, как следует из пункта 1.1 Положения об Управлении по государственному регулированию тарифов, осуществление этим исполнительным органом государственной власти  государственного регулирования цен (тарифов) ограничено пределами соответствующих полномочий (л.д. 21).

Как следует из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, при издании оспариваемых приказов Управление по регулированию тарифов установило тарифы на тепловую энергию и на горячую воду, поставляемую Обществом с ограниченной ответственностью «Эверест» собственникам помещений многоквартирных жилых домов №№Д и 1Е по проспекту Патриотов , соответственно оборудованных автономными крышными котельными, и не имеющими присоединенных сетей (л.д. 73).

Право собственности на помещение № (котельную) литер в доме № по пр.  ни за кем не зарегистрировано (л.д. 9) и в силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации она (котельная) признаётся принадлежащей всем собственникам помещений в данном многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, в том числе и ФИО6.

Правоотношения по установлению размера платы за тепло и горячую воду собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, согласно прямому указанию второго предложения части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, подлежат регулированию Правительством Российской Федерации.

На момент издания оспариваемых приказов они были урегулированы пунктом 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии. Размер платы за горячее водоснабжение в данном случае должен рассчитываться исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды.

Таким образом, установление размера платы (тарифа) за тепло и горячую воду в доме № по пр.  не подлежало государственному регулированию исполнительным органом субъекта Российской Федерации и оспариваемые заявителем приказы следует признать вынесенными за пределами полномочий Управления по регулированию тарифов .

Ссылка представителя УРТ на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» не подтверждает наличие таких полномочий.

Так, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О теплоснабжении" устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, а также определяет полномочия органов государственной власти по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (статья 1).

В силу пункта 11 статьи 2 названного закона, под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Как установлено судом, в данном случае котельная в многоквартирном жилом доме № по проспекту в  принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений, и на каком-либо законном основании во владение управляющей компании ООО «Эверест» не передавалась. Указание в пункте 2.1 договора управления многоквартирным жилым домом на наличие у управляющей компании права осуществлять … деятельность по … эксплуатации многоквартирного дома в интересах его собственников, вопреки утверждению представителя ООО «Эверест» (л.д. 79-82), не свидетельствует о передаче котельной во владение управляющей компании.

Таким образом, в силу отсутствия законного права на владение котельной управляющая компания ООО «Эверест» относительно жилого дома № по проспекту  не может признаваться теплоснабжающей организацией в смысле Федерального закона «О теплоснабжении». Следовательно, нельзя считать, что правоотношения по поставке тепла управляющей компанией ООО «Эверест» собственникам помещений названного дома регулируются данным законом.

Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", он устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих (в том числе) водоснабжение.

Однако, согласно подпункту «а» пункта 17 статьи 2 названного закона, в жилищном секторе в многоквартирных домах потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере водоснабжения являются: товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.

Из изложенного следует вывод, что названный закон не регулирует правоотношения с участием граждан - собственников помещений в многоквартирном жилом доме, переданном в управление управляющей организации.

Данный вывод суда согласуется с пунктом 7 Приказа Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", в соответствии с которым если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".

Доводы представителя ООО «Эверест» о невозможности применить пункт 18 Правил при расчетах за тепло и горячую воду (в связи с отсутствием в некоторых из обслуживаемых помещений приборов учета) относятся к области правоприменения и не могут повлиять на вывод суда о превышении Управлением по регулированию тарифов предоставленных им законом полномочий.

Не могут быть приняты судом во внимание и доводы представителя УРТ о том, что в п. 4.7 договора управления многоквартирным домом №Д по проспекту Патриотов в  от ДД.ММ.ГГГГ стороны договорились о начислении платы собственнику за предоставленные коммунальные услуги по тарифам и нормативам, установленным для определенной категории потребителей в соответствии с действующим законодательством РФ и , поскольку приведенное содержание договора не учитывает положения пункта 18 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от ДД.ММ.ГГГГ, и не свидетельствует о соблюдении Управлением по регулированию тарифом при издании оспариваемых приказов требований указанного федерального законодательства.

То обстоятельство, что в числе собственников некоторых помещений в названном многоквартирном жилом доме значатся юридические лица, прошедшие государственную регистрацию по иным адресам, само по себе также не свидетельствует о невозможности применения к возникшим правоотношениям по предоставлению коммунальных услуг пункта 18 вышеназванных Правил.

Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Принимая во внимание, что применение оспариваемых приказов повлекло для заявителя необоснованное начисление платы за тепло и горячую воду со дня их издания (л.д. 111-115, 116-121), суд полагает необходимым признать приказы недействующими полностью со дня их принятия.

Руководствуясь ст. ст. 191-198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

признать приказы Управления по государственному регулированию тарифов  от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении тарифов на 2012 год на тепловую энергию, поставляемую ООО «Эверест»,  потребителям » и от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую ООО «Эверест», , потребителям » незаконными со дня их принятия.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: ФИО5