ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 23.06.2011 Саратовского областного суда (Саратовская область)

                                                                                    Саратовский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Саратовский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации 

23 июня 2011 года г. Саратов

Саратовский областной суд в составе:

председательствующего судьи Макаровой Н.А.,

при секретаре Жидкове М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Саратовской области в интересах Российской Федерации к Правительству Саратовской области о признании недействующим в части Положения о порядке предоставления и условиях расходования в 2011 году субсидии из областного бюджета бюджету Муниципального образования «Город Саратов» на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 13 апреля 2011 года № 197-П,

установил:

прокурор Саратовской области в интересах Российской Федерации обратился в Саратовский областной суд с заявлением о признании недействующим в части Положения о порядке предоставления и условиях расходования в 2011 году субсидии из областного бюджета бюджету Муниципального образования «Город Саратов» на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 13 апреля 2011 года № 197-П (далее - Положение), пункта 5 в части слов: «после осуществления за счет средств бюджета муниципального образования кассовых выплат в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных решением органа местного самоуправления муниципального образования «Город Саратов» о местном бюджете на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования».

В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что пунктом 5 Положения установлено, что субсидия расходуется муниципальным образованием «Город Саратов» после осуществления за счет средств бюджета муниципального образования кассовых выплат в пределах сумм бюджетных ассигнований, утвержденных решением органа местного самоуправления муниципального образования «Город Саратов» о местном бюджете на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования, и в соответствии с правовым актом, устанавливающим расходные обязательства муниципального образования «Город Саратов» на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее 3-х лет. Выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (за исключением субсидий за счет средств резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, не допускается.

Федеральным законом от 13 декабря 2010 года № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» Саратовской области предусмотрена субсидия на капитальный ремонт и на ремонт автомобильных дорог общего пользования муниципального образования «Город Саратов» в размере 214893 тыс. руб.

Согласно пункта 5 Правил предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования административных центров субъектов Российской Федерации и административных центров муниципальных районов Московской и Ленинградской областей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 сентября 2010 года № 655 установлено, что субсидия предоставляется на основании Соглашения между Федеральным дорожным агентством и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии, которое, в том числе предусматривает обязательство высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации заключения с органом местного самоуправления соглашения о предоставлении субсидии.

Пунктом 6 указанных Правил установлено, что Соглашение с местной администрацией предусматривает:

- сведения об объеме финансирования капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог, в том числе за счет субсидии;

- обязательство органа местного самоуправления о предоставлении сведений о наличии утвержденной проектной документации на объекты капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог или сметных расчетов стоимости работ по ремонту автомобильных дорог либо обязательство органа местного самоуправления, предусматривающее обеспечение разработки и проведения государственной экспертизы проектной документации (в случае, если проведение этой экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным);

- значение целевого показателя эффективности использования субсидии;

- условия и порядок приостановления предоставления субсидии в случае нарушения органом местного самоуправления обязательств, предусмотренных соглашением;

- обязательство органа местного самоуправления о предоставлении отчетов о расходах местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и достижении значений целевого показателя эффективности использования субсидии.

В соответствии с заключенным Соглашением между правительством Саратовской области и администрацией муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении в 2011 году из областного бюджета субсидии бюджету муниципального образования «Город Саратов» на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования № 105 от 18 апреля 2011 года, муниципальное образование обеспечивает направление средств бюджета муниципального образования «Город Саратов» на финансирование работ в размере 17462088 рублей.

Пунктом 2.1.1 Соглашения предусмотрено, что правительство Саратовской области перечисляет 30% субсидии и остатка федеральной субсидии 2010 года в пределах лимитов бюджетных обязательств в доход бюджета муниципального образования «Город Саратов» с учетом соблюдения администрацией муниципального образования обязательств по долевому финансированию объектов в течение 30 календарных дней со дня подписания данного Соглашения, а перечисление оставшейся части субсидии и остатка субсидии 2010 года осуществляется правительством области, пропорционально выполненным обязательствам по софинансированию муниципальным образованием «Город Саратов» и после предоставления в правительство документов для финансирования объектов, включенных в перечень.

Полагает, что требование, установленное пунктом 5 Положения предоставления и условиях расходования в 2011 году субсидии, о расходовании муниципальным образованием «Город Саратов» субсидии после осуществления за счет средств бюджета муниципального образования кассовых выплат в пределах сумм бюджетных ассигнований, утвержденных решением органа местного самоуправления муниципального образования «Город Саратов» о местном бюджете не соответствует требованиям приведенных нормативно-правовых актов и Соглашений.

В судебном заседании представитель прокурора Саратовской области по доверенности Голубев И.П. поддержал заявленные требования.

Представитель Правительства Саратовской области Асташкин А.Н. просил отказать в удовлетворении заявленных требований, дав подробные объяснения в обоснование своей позиции.

Заслушав объяснения участников процесса и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Постановление Правительства Саратовской области от 13 апреля 2011 года № 197-П опубликовано в официальном издании Саратовской области – «Собрании законодательства Саратовской области» № 10, март – апрель 2011 года (выход в свет 14 апреля 2011 года).

Суд не находит оснований для удовлетворения настоящего заявления, так как приведенные в заявлении прокурора области доводы о противоречии пункта 5 Положения статье 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», постановлению Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 года № 655, а также заключенному с администрацией муниципального образования «Город Саратов» соглашению необоснованны, так как они сводятся к применению к пункту 5 Положения норм законодательства, определяющих условия предоставления субсидии и лиц, к полномочиям которых отнесено установление условий предоставления субсидий, а норма, содержащаяся в этом пункте, не определяет условия предоставления субсидии муниципальному образованию «Город Саратов».

Как следует из пункта 5 Положения, его норма регулирует расходование муниципальным образованием «Город Саратов» уже предоставленной субсидии и никак не может быть расценена как условие предоставления данной субсидии.

Между тем, полномочие Правительства области по установлению указанной нормы основано федеральном законодательстве и законодательстве области.

Так, согласно части 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации условия расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 2 Закона Саратовской области «О бюджетном процессе в Саратовской области» правовыми актами Правительства области устанавливаются условия расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета.

Статья 4 Закона области «О предоставлении в 2011 году бюджету муниципального образования «Город Саратов» субсидии на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования» также определяет, что условия расходования, но не предоставления субсидии, устанавливаются Правительством области.

Таким образом, правительство области вправе было установить норму, регулирующую условия расходования субсидии, в пункте 5 Положения.

Введение подобного порядка расходования субсидии, прежде всего, обусловлено установленным указанным Законом области таким условием предоставления субсидии, как выделение из бюджета муниципального образования «Город Саратов» средств на исполнение расходного обязательства, источником обеспечения которого является субсидия в размере не выше 95 процентов и не ниже 5 процентов расходного обязательства.

Также при разрешении возникшего спора судом учтено, что постановление Правительства области, являясь нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Саратовской области, не может проверяться на соответствие каким-либо соглашениям, не обладающим признаками нормативного правового акта, а тем более соглашениям, заключенным органами исполнительной власти области, по отношению к которым Правительство области обладает правомочием по определению их статуса и компетенции.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления прокурора Саратовской области в интересах Российской Федерации к Правительству Саратовской области о признании недействующим в части Положения о порядке предоставления и условиях расходования в 2011 году субсидии из областного бюджета бюджету Муниципального образования «Город Саратов» на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 13 апреля 2011 года № 197-П, – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации через Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме.

Председательствующий

судья-