Ленинский районный суд г. Перми
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ленинский районный суд г. Перми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2010 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Выдриной Ю.Г.,
при секретаре Микрюковой Е.К.,
с участием истца – ФИО1,
представителя ответчика – ФИО2, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в ... гражданское дело по иску ФИО1 к губернатору Пермского края ФИО3, Министерству финансов Пермского края о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к губернатору Пермского края ФИО3 о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец указала, что губернатор Пермского края лишил ее права, гарантированного ст. 33 Конституции РФ, а также нарушил положения ст. 9, пунктов 3,4 ст. 10, ст. 13 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан» № 59-ФЗ от 2 мая 2006 года; так, ... она, ФИО1, обратилась в отдел по работе с обращениями граждан с заявлением на имя губернатора Пермского края с просьбой принять ее лично; однако, ответ ею не получен; ... она вновь сдала в отдел по работе с обращениями граждан заявление с указанной выше просьбой; ответ ею также не получен; ... ею подано заявление на имя губернатора Пермского края с просьбой принять ее лично, одновременно она предупредила о нарушении губернатором Пермского края принадлежащих ей прав; на указанное заявление ею получено уведомление от ... за подписью и.о. руководителя администрации губернатора Пермского края С.. о направлении к советнику руководителя администрации губернатора Пермского края Р. в начале декабря ... года губернатор ... в коридоре отдела по работе с гражданами обещал принять ее, ФИО1, через неделю; однако, указанное обещание ответчиком также не выполнено; несколько раз она была на приеме у Р.., который назначал встречи с губернатором Пермского края, предложил написать заявление, содержащее сведения о предмете беседы; такое заявление ею было написано и передано Р. однако, указанное заявление направлено в иные инстанции; личный прием у губернатора Пермского края, не смотря на ее неоднократные заявления, так и не состоялся; на основании изложенного, истец просит взыскать с губернатора Пермского края компенсацию морального вреда, размер которого она оценивала в ... рублей (л.д. 2-3).
На основании пункта 3 ст. 40 ГПК РФ судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Пермского края (л.д. 1).
В судебном заседании истец настаивает на удовлетворении предъявленных ею требований в полном объеме по вышеуказанным основаниям, считает, что губернатор Пермского края, не приняв ее, ФИО1, лично, нарушил ее права, гарантированные ст. 33 Конституции РФ, а также требования Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан».
Представитель ответчика в судебном заседании с иском ФИО1 не согласна, представила письменный отзыв по иску, указывая следующее: в соответствии с информацией, представленной отделом по работе с обращениями граждан управления документационного оборота Аппарата Правительства Пермского края, оспариваемые обращения ФИО1, датированные ... и ..., зарегистрированы и рассмотрены в установленном порядке. Так, обращение ФИО1 от ... зарегистрировано на личном приеме, проводимом помощником губернатора края В..; исходя из содержания вопросов, изложенных в данном обращении, истцу рекомендовалось обратиться в Министерство социального развития Пермского края и администрацию ...; одновременно, для записи на прием к губернатору Пермского края ФИО1 предложено конкретизировать вопросы в рамках его компетенции как высшего должностного лица Пермского края. ... зарегистрировано очередное обращение ФИО1, которое направлено для рассмотрения В. при этом, рекомендации, данные ФИО1 по корректировке обращения от ... на имя губернатора края, не были выполнены. ... от ФИО1 вновь принято заявление, которое зарегистрировано отделом по работе с обращениями граждан, по вопросу увеличения стоимости проездных документов, возможности оказания помощи малоимущим пенсионерам, приема у губернатора края; по поручению губернатора края рассмотрением данного обращения занималась Администрация губернатора края, о чем ФИО1 извещена письмом за подписью и.о. руководителя Администрации края С.. от ...; непосредственный исполнитель данного обращения – советник руководителя Администрации губернатора края – Р. Впоследствии, в заявлении от ... Ромашева А.С. указала, что поднятая ею тема в прежнем обращении, потеряла актуальность. Очередное обращение ФИО1 к губернатору края, поступившее ..., направлено для рассмотрения в администрацию ... и прокуратуру Пермского края в соответствии с их компетенцией. Представитель ответчика считает, что обращения истца, непосредственно не касаются решения вопросов, входящих в компетенцию губернатора края как высшего должностного лица, в связи с чем, основания для удовлетворения иска отсутствуют; также просит обратить внимание на то, что все обращения заявителя рассматривались и рассматриваются в установленном порядке по существу. Необходимые услуги заявительнице оказываются и непосредственно в отделе по работе с обращениями граждан управления документационного обеспечения Аппарата Правительства Пермского края (л.д. 39,40).
Представитель Министерства финансов Пермского края в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, ранее в судебном заседании с требованиями ФИО1 была не согласна, просила отказать в их удовлетворении, поскольку права истца губернатором Пермского края не нарушены, следовательно, основания для взыскания компенсации морального вреда отсутствуют; Министерство финансов Пермского края является не надлежащим ответчиком по предъявленным требованиям.
Выслушав истца, представителей ответчиков, допросив свидетеля Б.., исследовав материалы, суд считает, что в удовлетворении иска ФИО1 следует отказать на основании следующего.
В соответствии со ст. 33 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
На основании пункта 1 ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Пунктами 1, 2, 3 ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от ... за № 59-ФЗ предусмотрено, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
На основании пункта 1, 3 ст. 10 вышеуказанного Федерального закона, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
В силу пункта 1 ст. 12 вышеуказанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
На основании пунктов 1, 3, 4, 5 ст. 13 вышеуказанного Федерального закона, личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.
Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
Согласно ст. 16 данного Федерального закона, гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
На основании Положения об Администрации губернатора Пермского края (далее по тексту – Администрация), утвержденного Указом губернатора Пермского края от 29 декабря 2007 г. за № 118, Администрация является государственным органом Пермского края, который обеспечивает деятельность губернатора Пермского края, осуществляет контроль за исполнением решений губернатора Пермского края.
Также, распоряжением председателя Правительства Пермского края от ... г.за ..., утверждено Положение об управлении документационного обеспечения Аппарата Правительства Пермского края (далее по тексту – Управление) (л.д. 69-83), согласно пункту 2.1., 2.7. которого, одной из задач Управления является обеспечение документирования организационно-распорядительной деятельности губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, председателя Правительства края, руководителя Аппарата Правительства края, руководителя Администрации губернатора края, а также Реализация конституционного права граждан на обращения в органы государственной власти Пермского края.
На основании пункта 3.7. Положения, по реализации конституционного права граждан на обращения в органы государственной власти Пермского края Управление организует работу по рассмотрению письменных и устных обращений граждан губернатором края, председателем Правительства края, заместителями председателя Правительства края, руководителями исполнительных органов государственной власти Пермского края, в том числе:
осуществляет прием писем и обращений граждан, направляет для рассмотрения по компетенции обращения, решение поставленных вопросов в которых относится к ведению исполнительных органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и организаций, уведомляет об этом авторов обращений; осуществляет проверку отдельных жалоб с выездом на место; дает разъяснения в пределах компетенции управления;
осуществляет контроль сроков исполнения обращений граждан,
ежемесячное обобщение его результатов, информирование руководителей о со
стоянии исполнительской дисциплины;
по организации личного приема граждан:
обеспечивает ежедневный прием граждан работниками отдела по работе с обращениями граждан управления, оказывает необходимое содействие в разрешении их просьб, дает разъяснения и рекомендации по существу поднимаемых вопросов;
ведет предварительную запись граждан на прием к губернатору края, председателю Правительства края, заместителям председателя Правительства края, иным членам Правительства края, руководителю Аппарата Правительства края, выясняет характер вопросов, с которыми посетители обращаются в отдел по работе с обращениями граждан управления;
осуществляет контроль за организацией работы по рассмотрению
письменных и устных обращений населения в структурных подразделениях Администрации губернатора края и Аппарата Правительства края:
контролирует сроки рассмотрения обращений, направленных для исполнения должностными лицами края в исполнительные органы государственной власти Пермского края, структурные подразделения Администрации губернатора края и Аппарата Правительства края, органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства:
... ФИО1 обратилась с заявлением на имя губернатора Пермского края, просила принять ее по личному вопросу по тем основаниям, что ее предыдущие обращения направлялись в Министерство социального развития, которое какие-либо меры по ее обращениям не принимает;
указанное обращение зарегистрировано отделом по работе с обращениями граждан Управления документационного обеспечения Аппарата Правительства Пермского края на личном приеме, ему присвоен ... пр (л.д. 7),
проверка указанного обращения проведена ... помощником губернатора Пермского края В. который, исходя из содержания вопросов обращения (социальный проездной документ, тяжелое материальное положение пенсионеров, произвол городских чиновников, плохая работа правоохранительных органов), рекомендовал ФИО1 обратиться по принадлежности в Министерство социального развития Пермского края и администрацию ...; одновременно, для записи на прием к губернатору Пермского края ФИО1 предложено конкретизировать вопросы, находящиеся в его компетенции; также указано, что от письменного ответа автор обращения отказалась, настаивала на личном приеме у губернатора края (л.д. 89, 89 оборот – карточка личного приема гражданина),
... ФИО1 вновь обратилась с заявлением на имя губернатора Пермского края, в котором напоминала о просьбе приема у губернатора края, не конкретизируя вопросы, которые подлежали бы обсуждению на данном приеме;
указанному обращению присвоен входящий номер 634 р, СЭД-01-131 -3521 р (л.д. 8, 44),
проверка обращения проведена ... Б. который, исходя из содержания вопросов обращения (о записи на личный прием губернатора края), разъяснил порядок приема граждан губернатором Пермского края; предложил руководствоваться ранее данными разъяснениями помощника губернатора края В.., полученными на приеме ...; также указал, что от письменного ответа ФИО1 отказалась, поскольку считает, что ответ должна получить только от губернатора Пермского края и требует встречи с губернатором края в самое ближайшее время (л.д. 90, 90 оборот – карточка личного приема граждан),
при этом, на день рассмотрения обращения – ... – вопросы, которые подлежали бы обсуждению с губернатором Пермского края и находились в его компетенции, ФИО1 в письменной форме не конкретизированы,
... ФИО1 вновь обратилась с заявлением на имя губернатора Пермского края, которому присвоен входящий ... р, ... р, по вопросу увеличения стоимости проездных документов, возможности оказания помощи малоимущим пенсионерам (л.д. 9, 45),
... в адрес ФИО1 направлено письмо за подписью и.о. руководителя администрации губернатора Пермского края, из содержания которого следует, что в соответствии с поручением губернатора края Администрации губернатор края поручено организовать встречу с нею, ФИО1; при этом, заявителю необходимо связаться с советником руководителя Администрации р.. (л.д. 11)
... ФИО1 на имя и.о. руководителя Администрации губернатора Пермского края С. подано заявление, из содержания которого следует, что поднятая ею тема в прежнем обращении потеряла актуальность; в настоящее время возникла новая (без указания такой темы) (л.д. 10, 47),
... и.о. руководителя администрации губернатора Пермского края в адрес ФИО1 направлено письмо о повторном рассмотрении ее заявления, предложено связаться с советником руководителя Администрации губернатора края для уточнения темы встречи с губернатором края (л.д. 12, 48),
... ФИО1 обратилась с заявлением на имя губернатора Пермского края, которое письмом и.о. начальника отдела по работе с обращениями граждан направлено для рассмотрения в администрацию ..., прокуратуру Пермского края и Радио ГТРК «...» (л.д. 49-52, 53).
Вышеуказанные обстоятельства истцом и представителями ответчиков в судебном заседании не оспариваются, объективно подтверждаются материалами дела, а также показаниями свидетеля Б.
Так, Б. допрошенный в судебном заседании, пояснил, что ... ФИО1 обратилась на личный прием к помощнику губернатора ... В.., ею задавались вопросы о стоимости проездных документов, ненадлежащем содержании дорог в городе Перми, о произволе городских чиновников, о плохой работе правозащитных органов; в ходе беседы помощником губернатора Пермского края установлено, что данные в вопросы к компетенции губернатора Пермского края не относятся, что отражено в карточке личного приема граждан; одновременно, В. заявителю разъяснено, что она вправе обратиться с данными вопросами в администрацию ... и Министерство социального развития г. Перми; также ФИО1 предложено представить письменные вопросы для личной беседы с губернатором Пермского края; от ответа в письменной форме ФИО1 отказалась, т.к. ей было дано соответствующее разъяснение, что отражено в карточке личного приема; 8 июля им, Б. получено обращение ФИО1 от ...; по указанному обращению в личной беседе ФИО1 вновь разъяснено, что именно ей необходимо сделать, в том числе, сформулировать вопросы личной беседы с губернатором Пермского края; однако, ею так и не были сформулированы вопросы, которые мог бы рассмотреть непосредственно губернатор Пермского края; он, Б., вновь сообщим ФИО1, что ее заявление принято, она ответила, что письменный ответ не требуется, т.к. ей необходим личный прием у губернатора ...; в карточке личного приема также был зафиксирован отказ о получения письменного ответа (протокол судебного заседания от ...).
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства в совокупности, оценив представленные сторонами доказательства, суд считает, что нарушение прав ФИО1 в данном случае губернатором Пермского края ФИО3 не допущено.
Так, обращения ФИО1 от ... год, ... и ..., адресованные губернатору Пермского края, рассмотрены в установленные законом сроки (в течение 30 дней),
данные обращения разрешены уполномоченными лицами, а именно: и.о. руководителя Администрации губернатора Пермского края и сотрудниками Управлении документационного обеспечения Аппарата Правительства Пермского края, которые действовали в пределах компетенции, предусмотренной Указом губернатора Пермского края от 29 декабря 2007 г. за № 118 и пунктами 2.7., 3.7. Положения об управлении документационного обеспечения Аппарата Правительства Пермского края,
поставленные в устных и письменных обращениях ФИО1 вопросы разрешены ими в установленном законом порядке, в том числе, путем устного ответа (... и ...), что соответствует требованиям ст. 13 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также в письменной форме (... и ...).
Доводы истца о том, что губернатор Пермского края ФИО3 был обязан принять ее, ФИО1, лично на основании заявлений от ..., ... и ..., суд не может принять во внимание, поскольку характер вопросов, с которыми истец обращалась к губернатору края, и которые находились бы в компетенции указанного высшего должностного лица Пермского края, ФИО1 сформулирован не был, не смотря на неоднократные разъяснения сотрудников Администрации губернатора Пермского края и Управления документационного обеспечения Аппарата Правительства Пермского края.
Также, разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание, что вопросы, поименованные ФИО1 в заявлении от ..., к компетенции губернатора Пермского края не относились, в связи с чем, данное обращение обоснованно было направлено для рассмотрения в администрацию г. Перми, прокуратуру Пермского края и Радио ГТРК «...», согласно компетенции данных учреждений; указанные действия сотрудников Управления документационного обеспечения Аппарата Правительства Пермского края соответствуют требованиям ст.ст. 8, 13 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
При этом, действующим законодательством не предусмотрено безусловное осуществление личного приема должностным лицом по вопросам не относящимся к его компетенции (ст. ст. 8, 13 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Кроме того, суд учитывает, что действия работников Администрации губернатора Пермского края и Управления документационного обеспечения Аппарата Правительства Пермского края, направленные на выяснение характера вопросов, подлежащих обсуждению на личном приеме у губернатора края, согласуются с требованиями пункта 3.7. Положения об управлении документационного обеспечения Аппарата Правительства Пермского края и действующему законодательству не противоречат.
Доводы истца о том, что ответ на ее обращения к губернатору Пермского края от ..., ... и ... ответчиком не давался, суд не может принять во внимание, поскольку они опровергаются материалами дела, а также показаниями свидетеля Б..
С учетом вышеизложенного, факт нарушения губернатором Пермского края прав ФИО1, предусмотренных ст. 33 Конституции РФ, ст. 9, пунктами 3,4 ст. 10, ст. 13 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан» № 59-ФЗ от ..., в судебном заседании не установлен.
Поскольку факт нарушения прав истца не установлен, при этом, требования о взыскании компенсации морального вреда являются производными от вышеуказанных доводов, то основания для взыскания пользу ФИО1 компенсации морального вреда также отсутствуют.
На основании пункта 3 ст. 196 ГПК РФ, суд рассматривает иск ФИО1 в пределах заявленных ею требований (предмета и оснований).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении иска ФИО1 к губернатору Пермского края ФИО3, Министерству финансов Пермского края о взыскании компенсации морального вреда – отказать.
Решение суда в течение 10 дней может быть обжаловано в ...вой суд через Ленинский районный суд ....
Председательствующий: (Ю.Г. Выдрина)