ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 23.09.2010 Череповецкого районного суда (Вологодская область)

                                                                                    Череповецкий районный суд Вологодской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Череповецкий районный суд Вологодской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-568-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 сентября 2010 года город Череповец

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

судьи Слягиной И.Б.,

при секретаре Лапиной Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Павловой А.М. об оспаривании решения от ХХ.07.20ХХ года № ХХХ ФСпоНвСОиН (РОН) МОиН Российской Федерации,

У с т а н о в и л :

Павлова А.М. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения от ХХ.07.20ХХ года № ХХХ по тем основаниям, что ХХ.12.20ХХ года она обратилась в ФСпоНвСОиН с заявлением, в котором просила признать и установить эквивалентность в Российской Федерации диплома от ХХ.07.20ХХ г. ХХХ магистра по специальности «банковское дело» и диплома от ХХ.04.20ХХ г. ХХХХХ4 специалиста по специальности «правоведение», квалификации «юрист». ХХ.07.20ХХ года она получила ответ от ХХ.07.20ХХ года № ХХХ по результатам рассмотрения ее заявления, в котором диплом магистра серии ХХХ, выданный ХХ.07.20ХХ года, признали эквивалентным российскому диплому о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «Бакалавр экономики». Считает, что решение в части признания диплома магистра, выданного Т. государственным экономическим университетом эквивалентным российскому диплому о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «бакалавр экономики» является незаконным, поскольку противоречит международным соглашениям и ущемляет ее законные права и интересы в сфере образования, а также может негативно отразиться на ее дальнейшей трудовой деятельности. Согласно ст. 9 Соглашения от 26.05.2000 года (с изменениями от 28 января 2003 года) между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и квалификации (степени) магистра, выдаваемый в Российской Федерации, и диплом о полном высшем образовании и квалификации магистра, выдаваемый в Украине, признаются эквивалентными. В соответствии со ст. 13 Соглашения настоящее Соглашение распространяется на документы государственного образца об образовании и ученых званиях, выдаваемые на территории государств Сторон, а также на документы государственного образца, выдаваемые учреждениями образования каждой из сторон, расположенными на территории других государств. Полученный ею диплом магистра является документом государственного образца, выдан учреждением образования Украины. В соответствии со ст. 9 Соглашения данный диплом магистра эквивалентен диплому о высшем профессиональном образовании и квалификации (степени) магистра, выдаваемом в Российской Федерации, и не мог быть приравнен к степени бакалавра. Просила признать незаконным решение от ХХ.07.20ХХ года № ХХХ ФСпоНвСОиН (РОН) МОиН Российской Федерации в части признания диплома магистра серии ХХХ, выданного ХХ июля 20ХХ г. Павловой А.М. Т. государственным экономическим университетом, эквивалентным российскому диплому о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «Бакалавр экономики»; в качестве применения последствий признания незаконным решения ХХ.07.20ХХ г. № ХХХ обязать ФСпоНвСОиН (РОН) МОиН Российской Федерации устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Павловой А.М., признанием диплома магистра серии ХХХ, выданного ХХ июля 20ХХ г. Павловой А.М. Т. государственным экономическим университетом, эквивалентным российскому диплому о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «Магистр экономики».

В судебном заседании заявитель Павлова А.М. свое заявление поддержала по изложенным в нем основаниям, пояснила, что в соответствии с пунктами 2 и 5 Порядка признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.04.2009 года № 128 при установлении эквивалентности документов об образовании следует установить, подпадает ли под вышеуказанное международное Соглашение от 26.05.2000 года с изменениями от 28.01.2003 года предоставленный ею диплом об образовании. У нее нет никаких сомнений в положительном ответе на данный вопрос. Статья 9 Соглашения иным образом толковаться не может. Законченное ею учебное заведение имеет высший уровень аккредитации. Она работает генеральным директором ООО «АГ». Если в дальнейшем она захочет поменять место работы, то не сможет претендовать на должность в органах местного самоуправления или государственных органах. Если она будет поступать в аспирантуру, то ей нужно заново получить степень магистра.

Представитель ФСпоНвСОиН (РОН) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

Суд, заслушав объяснения заявителя, изучив материалы дела, находит заявление Павловой А.М. не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В судебном заседании установлено, что Павловой А.М. выдан диплом магистра серии ХХХ от ХХ июля 20ХХ года Т. государственным экономическим университетом по специальности «Банковское дело». Павлова А.М. обратилась в ФСпоНвСОиН с заявлением от ХХ.12.20ХХ года, в котором просила признать и установить эквивалентность в Российской Федерации указанного диплома. ФСпоНвСОиН (РОН) на заявление Павловой А.М. дан письменный ответ от ХХ.07.20ХХ года № ХХХ согласно которому уровень образования, полученного Павловой А.М. за время учебы в Т. государственном экономическом университете, Украина, соответствует требованиям, предъявляемым к выпускникам образовательных учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации, обучавшимся по направлению «Экономика». В связи с этим документ об образовании (диплом магистра серии ХХХ, выдан ХХ июля 20ХХ года), выданный Павловой А.М. Т. государственным экономическим университетом, эквивалентен российскому диплому о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «Бакалавр экономики» с соответствующим равенством прав при продолжении обучения.

Предусмотренный статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок обращения с заявлением в суд Павловой А.М. соблюден.

Между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины заключено соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26 мая 2000 года (вступило в силу 26.05.2000) и 28 января 2003 года подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26 мая 2000 года (вступил в силу 28.01.2003).

Согласно статье 9 указанного Соглашения дипломы магистра, выдаваемые в Российской Федерации и Украине, признаются эквивалентными в обоих государствах при продолжении образования, в том числе в аспирантуре, и при поступлении на работу в соответствии с указанными в них направлением подготовки (специальностью) и квалификацией на территории государств Сторон.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года № 300 ФСпоНвСОиН (РОН) (далее – Положение) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки. Согласно п. 5.3.4 указанного Положения ФСпоНвСОиН осуществляет подтверждение за счет средств заявителя документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях и проставление апостиля на таких документах, а также признание и установление в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании, ученых степенях и ученых званиях, а также выдачу соответствующих свидетельств. В соответствии с п. 5.6 Положения указанный орган организует контроль качества подготовки выпускников (государственную (итоговую) аттестацию) по образовательным программам основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Согласно п. 5.6.1 Положения ФСпоНвСОиН организует и осуществляет, в том числе в соответствии с международными договорами Российской Федерации, экспертизу содержания и качества подготовки выпускников иностранных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, соответствующие требованиям установленных в Российской Федерации федеральных государственных образовательных стандартов, по заявлениям образовательных учреждений и за счет средств таких образовательных учреждений. Вышеуказанное Положение наделяет ФСпоНвСОиН с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности правом: организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности (п.6.1); привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности Службы, научные и иные организации, ученых и специалистов (п.6.3); создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности (п.6.5).

Согласно п. 1 Порядка признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 апреля 2009 года № 128 (зарегистрировано в Минюсте РФ 9 июня 2009 г. N 14043) (далее – Порядок) настоящий Порядок определяет правила признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании (далее - документы об образовании), а также выдачи соответствующих свидетельств с целью обеспечения прав граждан, получивших образование в иностранных государствах, на продолжение образования и профессиональную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 2 Порядка признание и установление в Российской Федерации эквивалентности документов об образовании осуществляются в соответствии с международными договорами, регулирующими вопросы признания и эквивалентности документов об образовании и имеющими юридическую силу на территории Российской Федерации (далее - международные договоры о взаимном признании и эквивалентности), законодательством Российской Федерации и настоящим Порядком с учетом международной практики по вопросам признания и установления эквивалентности документов об образовании (п.2). Признание и установление в Российской Федерации эквивалентности (далее - признание) документов об образовании осуществляется ФСпоНвСОиН по заявлению обладателя документа об образовании или уполномоченного им лица, действующего на основании оформленной в установленном порядке доверенности (далее вместе - заявители). Согласно п. 5 Порядка, если к признанию представлен документ об образовании, подпадающий под действие международного договора о взаимном признании и эквивалентности, процедура признания включает в себя проверку соответствия представленного документа об образовании документам, указанным в соответствующем международном договоре о взаимном признании и эквивалентности. При представлении документа о профессиональном образовании ФСпоНвСОиН в случае необходимости определяется также наиболее близкое по смыслу и содержанию образования направление подготовки (специальность, профессия), по которому может быть признан в Российской Федерации такой документ об образовании. Согласно п. 6 Порядка, если документ об образовании не подпадает под действие международного договора о взаимном признании и эквивалентности либо такой международный договор у Российской Федерации и иностранного государства отсутствует, ФСпоНвСОиН организует проведение экспертизы представленных заявителем документов, предметом и содержанием которой являются: определение соответствующего направления (специальности, профессии) и (или) уровня образования (квалификации), по которым возможно признание в Российской Федерации документа об образовании; сопоставление структуры и объема учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), требований к результатам освоения образовательной программы, по завершении освоения которой в иностранном государстве выдан документ об образовании (далее - иностранная образовательная программа), а также уровня образования (квалификации), которые он подтверждает, и примерных основных образовательных программ, федеральных государственных образовательных стандартов (федеральных государственных требований) соответствующего уровня; определение равноценности академических и (или) профессиональных прав, предоставляемых обладателю документа об образовании в государстве, в котором выдан этот документ, правам, которые предоставляются соответствующим документом государственного образца об образовании и (или) квалификации в Российской Федерации. В случае выявления существенных различий в структуре и (или) объеме учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), требований к результатам освоения иностранной образовательной программы и федерального государственного образовательного стандарта (федеральных государственных требований) соответствующего уровня при проведении экспертизы определяются также дополнительные условия (дополнительное обучение, экзамены, квалификационные испытания и т.п.), выполнение которых обладателем документа об образовании компенсирует имеющиеся существенные различия. При проведении экспертизы учитываются возможные допустимые различия в учебных планах, образовательных технологиях и формах получения образования, не влияющие на результаты освоения образовательной программы. Если ранее по результатам экспертизы аналогичный документ об образовании был признан ФСпоНвСОиН, экспертиза представленных заявителем документов не проводится.

В соответствии с п. 9 Порядка по результатам рассмотрения представленных заявителем документов ФСпоНвСОиН принимает одно из следующих решений: о признании документа об образовании на территории Российской Федерации с предоставлением обладателю документа соответствующих академических и (или) профессиональных прав; о признании документа об образовании в качестве документа, подтверждающего освоение группы дисциплин и (или) период обучения по образовательной программе определенного уровня (академической справки); об отказе в признании документа об образовании на территории Российской Федерации. П. 17 Порядка предусматривает, что наличие признанных в Российской Федерации документов об образовании не освобождает обладателей указанных документов от соблюдения установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации общих требований приема в образовательные учреждения или на работу (в том числе от требования знания государственного языка Российской Федерации).

С учетом изложенного, РОН действовал в соответствии с предоставленными ему полномочиями по признанию и установлению в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании, порядок принятия указанного решения, предусмотренный действующими нормативными актами, соблюден, содержание оспариваемого документа соответствует вышеуказанным требованиям Порядка.

Поскольку действующим законодательством полномочиями по признанию и установлению в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании наделена только ФСпоНвСОиН (РОН) Министерства образования и науки Российской Федерации, суд не усматривает оснований для вмешательства в решение данного вопроса по существу и возложения обязанности на данный орган принять иное решение о признании эквивалентности документов об образовании.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд не находит достаточных оснований для удовлетворения требований Павловой А.М. о признании незаконным решения ФСпоНвСОиНот ХХ.07.20ХХ года № ХХХ в части признания диплома магистра серии ХХХ, выданного ХХ.07.20ХХ года Павловой А.М. Т. государственным экономическим университетом, эквивалентным российскому диплому о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «Бакалавр экономики» и возложения на ФСпоНвСОиН (РОН) МОиН Российской Федерации обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Павловой А.М. признанием диплома магистра серии ХХХ, выданного ХХ июля 20ХХ г. Павловой А.М. Т. государственным экономическим университетом, эквивалентным российскому диплому о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «Магистр экономики».

Судом при рассмотрении гражданского дела не установлено нарушение каких-либо прав и свобод заявителя Павловой А.М., а также создание препятствий к осуществлению заявителем ее прав и свобод, в судебном заседании не установлено несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Павловой А.М. в удовлетворении заявления о признании незаконным решения от ХХ.07.20ХХ года № ХХХ ФСпоНвСОиН (РОН) МОиН Российской Федерации в части признания диплома магистра серии ХХХ, выданного ХХ июля 20ХХ г. Павловой А.М. Т. государственным экономическим университетом, эквивалентным российскому диплому о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «Бакалавр экономики» и возложения на ФСпоНвСОиН (РОН) МОиН Российской Федерации обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Павловой А.М. признанием диплома магистра серии ХХХ, выданного ХХ июля 20ХХ г. Павловой А.М. Т. государственным экономическим университетом, эквивалентным российскому диплому о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «Магистр экономики» отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья

Текст мотивированного решения составлен 27 сентября 2010 года.

Судья