Калининский районный суд Краснодарского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Калининский районный суд Краснодарского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
К делу №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст.Калининская
Краснодарский край 24 января 2011 года
Калининский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Осовик С.В.,
с участием ст.пом. прокурора Калининского района Краснодарского края Малютиной Н.А.,
представителя ответчика - администрации Муниципального образования Калининский район по доверенности Белоконь Ю.В.,
при секретаре Милёвой Е.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Калининского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Калининский район (в порядке ст.ст.45,254 ГПК РФ).
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Калининского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Калининский районный суд с исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Калининский район (в порядке ст.ст.45,254 ГПК РФ), в котором указал, что прокуратурой Калининской района проведена проверка на предмет отсутствия на территории муниципального образования Калининский район специально отведенных мест для хранения задержанных транспортных средств.
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных: правовых актов субъектов Российской Федерации.
На основании постановления Правительства РФ от 18.12.2003 г. № 759 «Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано организовать работу по созданию специализированных муниципальных стоянок - специально отведенных охраняемых мест хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств, перевозящих опасные грузы.
В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 08.04.2004 г. № 325 «О мерах по выполнению постановления Правительства РФ от 18.12.2003 г. № 759 «Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации» органам местного самоуправления Краснодарского края в кратчайшие сроки рекомендовано принять меры по организации совместно с территориальными органами внутренних дел специализированных муниципальных стоянок для хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств, перевозящих опасные грузы; оборудовать специализированные муниципальные стоянки для хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств, перевозящих опасные грузы, в соответствии с методическими рекомендациями ГУВД Краснодарского края.
Несмотря на вышеприведенные требования действующего законодательства на территории муниципального образования Калининский район отсутствуют специализированные муниципальные стоянки для хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств, перевозящих опасные грузы, что в свою очередь не позволяет в полной мере реализовывать требования КоАП РФ, в части задержания транспортных средств, запрещения их эксплуатации при нарушении водителями правил эксплуатации и управления транспортными средствами.
В адрес главы муниципального образования Калининский район прокурором района 19.03.2010 года вносилось представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. По результатам рассмотрения представления и.о. заместителя главы района Ширяев О.М. привлечен к дисциплинарной ответственности.
В адрес главы муниципального образования Калининский район прокурором района и командиром полка дорожно-патрульной службы ГИБДД ГУВД по Краснодарскому краю г. Геленджик неоднократно направлялись письма с просьбой рассмотреть вопрос об организации работы по созданию муниципальных специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств.
Согласно ответов администрации муниципального образования Калининский район следовало, что готовится проектно-сметная документация для расположения указанной стоянки в ст. Калининской по ул. Фадеева 252, по другой информации по ул.Советской, 54. До настоящего времени вопрос не разрешен и необходимая стоянка отсутствует на территории Калининского района.
Пассивная позиция органов местного самоуправления муниципального образования Калининский район по решению вопроса об организации работы по созданию муниципальных специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств, перевозящих опасные грузы, не способствует обеспечению безопасности дорожного движения и основ правопорядка на территории муниципального образования Калининский район, что является недопустимым и требует незамедлительного устранения.
На основании изложенного прокурор Калининского района просит суд:
1. Признать бездействие администрации муниципального образования Калининский район по факту отсутствия на территории муниципального образования Калининский район муниципальных специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств, перевозящих опасные грузы - незаконным.
2. Возложить на администрацию муниципального образования Калининский район обязанность организовать в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу на территории муниципального образования Калининский район специализированную стоянку для хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств, перевозящих опасные грузы.
В судебном заседании ст.помощник прокурора Калининского района Малютина Н.А. полностью поддержала заявленные требования и доводы, указанные в заявлении, дала объяснения аналогичные изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Муниципального образования Калининский район по доверенности Белоконь Ю.В. возражала против заявленных требований прокурора, поддержала письменный отзыв, в котором указано, что рассмотрев заявление прокурора Калининского района от 02.12.2010г. №08-3/13613 о признании незаконным бездействия муниципального образования Калининский район, администрация муниципального образования Калининский район считает его необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения муниципального района.
Понятие дорожной деятельности закреплено главой 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007г. № 257, организация специализированной автостоянки муниципальной стоянки для хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств, перевозящих опасные грузы в это понятие не входит.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии со статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения и о прекращении такого использования; определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения; установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения: использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В данной области иных Федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации не принималось.
Таким образом, организация специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств, перевозящих опасные грузы не относится к вопросам местного значения муниципального района.
В свою очередь пункт 3 постановления администрации Краснодарского края от 08.04.2004 N 325 об организации органами местного самоуправления Краснодарского края совместно с территориальными органами внутренних дел специализированных муниципальных стоянок для хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств, перевозящих опасные грузы носит рекомендательный характер.
Перечисленными нормативными правовыми актами (Федеральными законами, Постановлениями Правительства РФ краевыми законами) на органы местного самоуправления не возложена обязанность по организации муниципальных специализированных стоянок, а лишь рекомендовано это сделать, так как органы местного самоуправления в силу положений Конституции РФ самостоятельны.
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
При данных обстоятельствах органы государственной власти не вправе подменять собой орган исполнительной власти в части принятия решений по вопросу о возможности организации органами местного самоуправления специализированных муниципальных стоянок для хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств, перевозящих опасные грузы.
Перечень вопросов местного значения ограничен и не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 18 ФЗ)
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 Ы131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с Уставом Калининского района ст.23 формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета входит в вопросы местного значения муниципального района, осуществляется Советом муниципального образования Калининский район.
В силу того, что исполнение требований КоАП РФ относится к ведению Российской Федерации и организация спецавтостоянки также должна производится за счет средств федерального бюджета органами внутренних дел, что подтверждается Приказом МВД РФ № 187 от 19.03.2004 г. Органы местного самоуправления не могут организовывать муниципальные предприятия и учреждения, поскольку будет нарушен Федеральный закон № 94-ФЗ об ограничении конкуренции.
Кроме того, в определении Верховного Суда РФ от 05.10.2005 г. по делу № 6-ГО5-8 указано, что вопросы, связанные с задержанием транспортного средства в случаях, предусмотренных ст. 27.13 ч. 1 КоАП РФ, что является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, отнесены п. 4 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ к ведению РФ. УВД является федеральным исполнительным органом и именно в его обязанности входит организация конкурса по выбору организаций, оказывающих такие услуги, и выполнение требований КоАП РФ и Постановления Правительства РФ.
В связи с этим считаем, что ответчиком по данному делу должны являться органы внутренних дел.
В силу пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих должно отвечать требованиям, предусмотренным абзацем вторым части 1 статьи 247 и статьей 131 ГПК РФ. В нем, в частности, должно быть указано, какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными, какие права и свободы нарушены (осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия).
Из заявления прокурора Калининского района от 02.12.2010г. №08-3/13613 о признании незаконным бездействия муниципального образования Калининский район не ясно, какие права и свободы нарушены (осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия).
Таким образом, администрация муниципального образования Калининский район заявление прокурора Калининского района считает необоснованным, незаконным и не подлежащим удовлетворению (л.д.40-42).
Выслушав требования прокурора и возражения представителя администрации Муниципального образования Калининский район, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требования по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, на территории муниципального образования Калининский район отсутствуют специализированные муниципальные стоянки для хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств, перевозящих опасные грузы, что не позволяет в полной мере реализовывать требования КоАП РФ.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» законодательство РФ о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.12.2003г. № 759 «Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации» органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано организовать работу по созданию специализированных муниципальных стоянок - специально отведенных охраняемых мест хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств, перевозящих опасные грузы.
В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 18.04.2004г. №325 «О мерах по выполнению постановления Правительства от 18.12.2003г. №759 «Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации» органам местного самоуправления Краснодарского края в кратчайшие сроки рекомендовано принять меры по организации и оборудованию совместно с территориальным органами внутренних дел специализированных муниципальных стоянок для хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств, перевозящих опасные грузы.
Из письма №103/16-124 от 27.01.2010г., командира полка ДПС ГИБДД ГУВД по Краснодарскому краю и представления прокуратуры Калининского района от 19.03.2010г. усматривается, что главе администрации муниципального образования неоднократно упоминалось об организации работы по созданию муниципальных специализированных охраняемых штрафных стоянок для задержанных транспортных средств на территории ст. Калининской.
Вместе с тем, из ответа заместителя главы муниципального образования Калининский район №1723 от 06.09.2010г. зам. прокурора Калининского района следует, что администрацией МО Калининский район организована работа по размещению специализированной муниципальной стоянки, предназначенной для хранения задержанных транспортных средств по адресу: ст. Калининская ул. Фадеева 252. По указанному объекту с привязкой к местности подготавливается проектно-сметная документация. Финансирование средств для оборудования специализированной стоянки планируется выделить из бюджета Калининского района в 2011-2012 годы(л.д.7).
Кроме этого, из ответа заместителя Главы муниципального образования Калининский район от 04.03.2010 года командиру полка ДПС ГИБДД ГУВД по Краснодарскому краю г.Геленджик, следует, что подготовлен договор аренды площадки под организацию стоянки для задержанных транспортных средств и их хранения, в том числе для опасных грузов с ОАО «Кубань-Лада». Стоянка будет размещена на территории Калининского филиала предприятия (ПТП-1) по адресу: ст.Калининская ул.Советская, 54, площадь стоянки 820 кв. метров(л.д.40)
Однако, до настоящего времени на территории муниципального образования Калининский район муниципальная специализированная стоянка для хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств перевозящих опасные грузы, не создана, что является нарушением указных норм законодательства, и оцениваются судом как бездействие со стороны администрации муниципального образования Калининский район.
Доводы представителя администрации МО Калининский район о том, что ответчиком по данному делу должны являться органы внутренних дел не могут быть приняты судом во внимание, так в данном случае вопрос стоит о создании специализированных муниципальных стоянок.
Требуемый прокурором двухмесячный срок для организации на территории муниципального образования Калининский район муниципальной специализированной стоянки для хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств, перевозящих опасные грузы, является достаточным и разумным.
Бездействие администрации МО Калининский район выразилось в том, что со дня издания постановления главы администрации Краснодарского края от 18.04.2004г. №325 «О мерах по выполнению постановления Правительства от 18.12.2003г. №759 «Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации» прошло более шести лет и каких-либо радикальных мер по исполнению указанного нормативного акта администрацией муниципального образования Калининский район не принято.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Таким образом, бездействие администрации муниципального образования Калининский район по факту отсутствия на территории муниципального образования специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств, перевозящих опасные грузы, является незаконным, в связи с чем, суд считает необходимым возложить на администрацию муниципального образования Калининский район обязанность организовать в разумный срок на территории муниципального образования Калининский район муниципальные специализированные стоянки для хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств, перевозящих опасные грузы.
Руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Калининского района в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Калининский район удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Калининский район по факту отсутствия на территории муниципального образования специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств, перевозящих опасные грузы.
Обязать администрацию муниципального образования Калининский район организовать в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу на территории муниципального образования Калининский район муниципальные специализированные стоянки для хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств, перевозящих опасные грузы.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в течение десяти дней.
Судья:_______________________