ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 24.03.2010 Полевской городского суда (Свердловская область)

                                                                                    Полевской городской суд Свердловской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Полевской городской суд Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Решение в окончательной форме

принято 24 марта 2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 марта 2010 года Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Загидулиной О.А. при секретаре Киреевой Т.П., с участием прокурора Суетиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению прокурора  об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления «Дума Полевского городского округа»,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Думы МО «Город Полевской» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение «Об аренде недвижимого имущества, находящегося в собственности Полевского городского округа», в которое в последующем неоднократно вносились изменения.

Прокурор  обратился в суд с заявлением об оспаривании пунктов 2.1, 2.3 и 7.3 Положения «Об аренде недвижимого имущества, находящегося в собственности Полевского городского округа», мотивируя это тем, что эти правовые нормы противоречат действующему федеральному законодательству: Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ «О защите конкуренции» и Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

В судебном заседании прокурор поддержал заявление и его доводы.

Представитель ОМС «Дума Полевского городского округа» ФИО3 с заявлением согласилась, пояснила, что в настоящее время протест прокурора на оспариваемый правовой акт удовлетворен, Положение направлено на доработку Главе Полевского городского округа.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет большую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В статье 76 Конституции Российской Федерации определяется соотношение юридической силы федеральных актов и актов субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия установлен в статье 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом, а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными и региональными законами, - уполномоченным федеральным или региональным органом государственной власти.

Согласно пунктам 1 и 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 2 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действовавшего на момент принятия оспариваемого Решения Думы Полевского городского округа, в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. К вопросам местного значения относятся: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Решением Думы МО «Город Полевской» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение «Об аренде недвижимого имущества, находящегося в собственности Полевского городского округа», в которое в последующем неоднократно вносились изменения (л.д. 6-15).

Пунктом 2.1 названного Положения установлено, что объекты недвижимости предоставляются в аренду физическим лицам, предпринимателям без образования юридического лица и юридическим лицам - Арендаторам - в соответствии с поданной заявкой целевым назначением, а также по результатам аукциона или конкурса.

Согласно пункту 2.3 Положения, преимущественным правом на получение в аренду объектов муниципальной собственности целевым назначением пользуются:

- предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие переработку сельскохозяйственной продукции, производящие продукты питания, товары народного потребления и оказывающие услуги населению;

- предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, деятельность которых направлена на экологическую и социальную защиту населения;

- общественные организации инвалидов и созданные ими коммерческие организации;

- учреждения и организации образования, здравоохранения, культуры и спорта;
- юридические лица или индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, которые обязуются произвести капитальный ремонт и содержать здание за счет собственных средств арендатора безвозмездно;

- государственные органы власти и управления.

Пунктом 7.3 Положения предусмотрено, что комиссией по арендным отношениям в исключительных случаях может быть принято решение об освобождении от пеней и штрафов государственных и муниципальных учреждений.

Федеральным законом от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции": глава 4 дополнена статьей 17.1 (по состоянию на 18 июля 2009г.):

«Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества

1. Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:

1) на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;

2) государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;

3) государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям;

4) некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья;

5) адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;

6) образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая указанные в пункте 3 настоящей части государственные и муниципальные образовательные учреждения, и медицинским учреждениям частной системы здравоохранения;

7) для размещения объектов почтовой связи;

8) лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

9) в порядке, установленном главой 5 настоящего Федерального закона;

10) лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта;

11) на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается);

12) взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным образовательным учреждениям, медицинским учреждениям. При этом недвижимое имущество, права на которое предоставляются, должно быть равнозначным ранее имеющемуся недвижимому имуществу по месту расположения, площади и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, стоимости. Условия, при которых недвижимое имущество признается равнозначным ранее имеющемуся недвижимому имуществу, устанавливаются федеральным антимонопольным органом;

13) правопреемнику приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

2. Указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

3. В порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным учреждениям.

4. Лицо, которому в соответствии с частями 1 и 3 настоящей статьи предоставлены права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, может передать такие права в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов. При этом общая площадь передаваемых во владение и (или) в пользование третьим лицам части или частей помещения, здания, строения или сооружения не может превышать десять процентов площади помещения, здания, строения или сооружения, права на которые предоставлены в соответствии с частями 1 и 3 настоящей статьи, и составлять более чем двадцать квадратных метров.

5. Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

6. С ДД.ММ.ГГГГ информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.»

Также Федеральным законом от 17 июля 2009г. № 164-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 19 Федерального закона «О защите конкуренции» изложена в новой редакции:

«1. Государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях:

1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) развития образования и науки;

3) проведения научных исследований;

4) защиты окружающей среды;

5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;

7) развития физической культуры и спорта;

8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;

9) производства сельскохозяйственной продукции;

10) социальной защиты населения;

11) охраны труда;

12) охраны здоровья граждан;

13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации целях.

2. Запрещается использование государственной или муниципальной преференции в целях, не соответствующих указанным в заявлении о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции целям.

3. Государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:

1) на основании федерального закона, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;

2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу.

4. Не является государственной или муниципальной преференцией:

1) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, проводимых в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

2) передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения контртеррористических операций;

3) закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

4) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав на основании федерального закона или на основании вступившего в законную силу решения суда.»

Государственные и муниципальные преференции - это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот пункт 20 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции Федерального закона от 17 июля 2009 N 164-ФЗ).

Таким образом, по мнению суда, пункт 2.3 Положения «Об аренде недвижимого имущества, находящегося в собственности Полевского городского округа», утвержденного Решением Думы МО «Город Полевской» от ДД.ММ.ГГГГ №, частично противоречит статьям 17.1 и 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку предоставляет преимущественное право на получение в аренду объектов муниципальном собственности в нарушение порядка предоставления таких льгот, установленных названными нормами федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу. Кроме того, оспариваемая норма муниципального правового акта не учитывает порядок предоставления преимуществ путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав, либо путем предоставления имущественных льгот с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных законом. Однако в части предоставления имущественных льгот учреждениям и организациям образования и здравоохранения вне зависимости от форм собственности, а также государственным органам власти и управления пункт 2.3 Положения не противоречит Федеральному законодательству.

Что касается требований об оспаривании пункта 2.1 Положения, то, по мнению суда, он также противоречит Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку предусматривает возможность предоставления в аренду объектов недвижимости по заявкам без проведения конкурса или аукциона.

Относительно требований о признании несоответствующим действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, пункта 7.3 Положения, суд пришел к выводу о необходимости их удовлетворения, поскольку он предусматривает возможность освобождения арендаторов от уплаты штрафов и пеней по решению комиссии по арендным отношениям государственных и муниципальных учреждений, тогда как в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" возможность предоставления льгот обусловлена получением согласия антимонопольного органа. Также этой нормой Федерального закона обозначены цели предоставления преференций, однако, пункт 7.3 Положения этого не учитывает.

Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу (пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").

В связи с тем, что в течение длительного времени после изменения федерального законодательства оспариваемые нормы явно применялись, права граждан и организацией были реализованы, то суд считает, что пункты 2.1, 2.3 и 7.3 Положения «Об аренде недвижимого имущества, находящегося в собственности Полевского городского округа» следует признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 2.1 Положения «Об аренде недвижимого имущества, находящегося в собственности Полевского городского округа», утвержденного Решением Думы МО «Город Полевской» от ДД.ММ.ГГГГ №, в той части, в какой он предусматривает возможность предоставления в аренду объектов муниципальной собственности целевым назначением в соответствии с поданной заявкой без проведения аукциона или конкурса.

Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 2.3 Положения «Об аренде недвижимого имущества, находящегося в собственности Полевского городского округа», утвержденного Решением Думы МО «Город Полевской» от ДД.ММ.ГГГГ №, в той части, в какой он устанавливает преимущественное право на получение в аренду объектов муниципальной собственности без соблюдения порядка предоставления муниципальной преференции (за исключением учреждений и организаций образования и здравоохранения вне зависимости от форм собственности, а также государственных органов власти и управления).

Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 7.3 Положения «Об аренде недвижимого имущества, находящегося в собственности Полевского городского округа», утвержденного Решением Думы МО «Город Полевской» от ДД.ММ.ГГГГ №.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.

Председательствующий: подпись

Верно

Судья